Разрабатывая уроки с использованием современных технологий, мы исходили из современных реалий. Для человека живущего в рамках современной цивилизации характерно стремление к визуальному восприятию информации. Данное культурное явление приводит к тому, что в процессе информационной коммуникации зрительный знак преобладает над текстовым. Предметы области «обществознания» не является исключением. Применение в процессе обучения мультимедийных технологий, способствует частичному решению данной проблемы.
Применение ИКТ позволяет реализовать идеи индивидуализации и дифференциации обучения. Интернет можно рассматривать как часть информационно-коммуникационной предметной среды, которая содержит богатейший информационный потенциал.
Внедрение ИКТ в образовательный процесс требует разработки совершенно новой методики преподавания, которая во многом связана с исследовательскими, проектными технологиями. Приоритет исследовательских и проектных технологий в преподавании истории, обществознания предполагает использование широкой базы исторических источников, которая не всегда имеется в школьных библиотеках. Возможности ИКТ (электронных учебных пособий и глобальной сети Интернет) по хранению и передаче информации позволяют решить эти задачи: повысить информационную насыщенность урока, выйти за рамки школьных учебников, дополнить и углубить их содержание. Использование новых информационных технологий, в частности материалов, помещенных на различных серверах в сети Интернета, способно существенно углубить содержание исторического материала, а применение нетрадиционных методик обучения может оказать заметное влияние на формирование практических умений и навыков учащихся в освоении исторического материала.
Современный образовательный процесс предполагает развитие у обучаемых творческих способностей. Подобное требование диктует необходимость работы учащихся с информацией, самостоятельно формируемой ими в виде творческой образовательной продукции. Решению данной задачи способствует развитие проектных технологий в изучении истории и обществознания. В данном случае ИКТ, изначально предназначенные для создания информационных продуктов различного рода (текстов, презентаций, web-страниц и т.п.) и обладающие огромным творческим потенциалом, также становятся эффективным инструментом в руках учащихся.
Активное накопление опыта самостоятельного приобретения новых знаний на основе применения ранее усвоенных отвечает потребностям современного образовательного процесса. Одним из преимуществ использования информации из Интернета является перенос тяжести с вербальных методов обучения на методы поисковой и творческой деятельности. Информация, размещенная на серверах Интернета, не заменяет учебник, – она лишь создает основу для организации самостоятельной деятельности учащихся (анализа и обобщения исторического материала). Обычными становятся уроки с использованием мультимедийных презентаций, подготовленных самими учащимися (Приложение 1, Приложение 2).
Обобщение собранного теоретического и практического материала в виде компьютерной презентации позволяет учащемуся:
- структурировать материал;
- построить логическую схему;
- использовать ПК как инструмент для работы с информацией;
- усвоить базовые знания по предмету;
- сформировать навыки самоконтроля;
- оказать учебно-методическую помощь в самостоятельной работе над учебным материалом;
- сформировать мотивацию к учению в целом.
Для развития предметной компетенции школьников необходимо:
- развитие коммуникативных, мировоззренческих, практико-ориентированных ценностей, идей, норм поведения;
- совершенствование социальной мобильности личности, которая может принимать ответственные решения в ситуации выбора, способна к сотрудничеству, динамична, конструктивна;
- создание условий для интенсивного творческого общения, что собственно определяет содержание всех ключевых компетенций.
На основе сказанного делаем выводы: информационно-коммуникационные технологии способны стимулировать познавательный интерес к истории, придать учебной работе проблемный, творческий, исследовательский характер, во многом способствовать обновлению содержательной стороны предмета, индивидуализировать процесс обучения и развивать самостоятельную деятельность школьников.
На организационном этапе урока при создании проблемной ситуации перед учащимися ставится практическое или теоретическое задание. Главным предметом исследования на уроке является современное российское общество, объектом – социальные отношения. Одним из методов повышения мотивации к деятельности, личной заинтересованности явилось обращение к истории родного края. Проблемы социальной сферы российского общества рассмотрены на примере Сахалинской области. Процесс поиска решения учащимися должен быть мотивированным, побуждать потребность в усвоении знаний.
Постановка проблемы предполагает использование следующих видов проблемного обучения:
– теоретическое исследование, что
предполагает поиск и открытие новых правил, их
обоснований, доказательств. Например, теория
социальной стратификации общества, богатые и
бедные; теория социального конфликта; теория
малой группы; малые исчезающие народы России и
Сахалинской области.
– поиск практического решения, т.е. способа
применения усвоенного знания в неизвестной
ситуации. В процессе названной деятельности –
это: составление алгоритма разрешения
социальных конфликтов; разработка социальных
программ, нацеленных на решение демографической
проблемы; пути решения экономических и
социальных проблем коренных народов
Сахалина; выявление особенностей соотношения
богатых и бедных в регионе.
Этап формирования новых понятий и способов
действий предполагает актуализацию освоенных
знаний для решения обозначенной проблемы.
Принципиальным является коллективное
обсуждение учащимися всей информации, её анализ.
Результаты обсуждают в микрогруппах, затем
вырабатываются идеи, варианты решения проблемы.
Итогом деятельности являются презентации и
публичная защита. Остальные учащиеся школы
знакомятся материалами в электронной системе
«Netшкола», куда помещаются презентации учащихся,
пополняя портфолио.
Технологическая карта нетрадиционного урока (проект) с использованием информационно-коммуникационных технологий.
Тема: «Социальные отношения. Социальная структура общества»
Цели:
- Образовательные:
- используя компьютерные технологии, определить сущность проблем социальной сферы общества,
- разработать алгоритм разрешения проблемы,
- способствовать осмыслению связей и отношений в социальной сфере общества.
- Развивающие:
- формировать умение находить информацию в Интернете;
- формулировать жизненные цели, соотносить их с нравственными нормами;
- научить приводить примеры, аргументировано раскрывать причины социальных конфликтов;
- дать основные понятия и термины раздела, правильно употреблять их в речи;
- развивать умения презентовать свою деятельность, выступать перед аудиторией.
- Воспитательные:
- учить анализировать свою повседневную жизнь, протекающую в социальном пространстве;
- учить осознавать проблемы Сахалинской области, возможные пути их решения, свою роль в этом процессе;
- воспитывать умение четко организовать самостоятельную и групповую работу, чувство товарищества, взаимопомощи.
Концептуальная основа: Субъект-субъектные позиции в системе «учитель – ученик».
Содержание учебного материала:
Выход за рамки одного предмета «обществознание»:
География – население России, половозрастной
состав населения, миграция населения;
История – исторический процесс, эволюция
общества, роль личности в истории, история
возникновения неравенства, модернизация,
эволюция и революция как способы разрешения
социальных противоречий, эволюция общества в
области, общественно-политическая мысль о путях
решения проблемы бедности и неравенства в
Западной Европе и России.
Литература – тема семьи, брака, любви в
произведениях литературы, межличностные
отношения, проблема бедности и неравенства в
литературе, изображение социальных конфликтов.
Соответствие материала критериям проблемности, альтернативности, критичности.
1 группа.
Теория социальной группы.
Проблемы: положение и настроение той или иной
социальной группы, каково её влияние на
общественную жизнь и политику; учитывает ли
государство интересы социальных групп в
социально – экономической политике; раскройте
на конкретных примерах социальные интересы
различных групп в обществе; действия социальных
групп в защиту своих интересов.
2 группа.
Теория социальной стратификации общества.
Богатые и бедные.
Проблемы: бедность как экономическое, культурное
и социальное явление; богатство: источники
доходов, образ жизни, критерии; соотношение
богатых и бедных в области, динамика; федеральные
и региональные социальные программы.
3 группа.
Теория социального конфликта.
Проблемы: причины социальных конфликтов в стране
и области; примеры разрешения социальных
конфликтов; алгоритм разрешения.
4 группа.
Теория семьи как фундамента общества.
Проблемы: семья на пороге третьего тысячелетия;
этика семейных отношений и её эволюция в
современном мире; демографические проблемы в
России, области; социальные программы,
нацеленные на преодоление демографического
кризиса.
5 группа.
Теория малой группы. Малые исчезающие народы
России и Сахалинской области.
Проблемы: взаимодействие больших и малых
социальных групп; социальная политика
государства и региональной власти;
экономические и социальные проблемы коренных
народов Сахалина.
Процессуальная часть:
1. Организация учебного процесса: форма – урок-исследование.
2. Методы и формы учебной деятельности: проблемно-поисковый метод, метод стимулирования интереса и мотивации учебной деятельности учащихся.
3. Методы и формы работы учителя: совместная работа учителя и учащихся в областях целеполагания, планирования, рефлексии (анализа) и оценивания результатов учебной деятельности.
4. Деятельность учителя по процессу управления усвоением материала: учитель- координатор, приоритет стимулирующей деятельности учителя.
5. Диагностика учебного процесса – рефлексивная деятельность учителя и учащихся.
Структура занятия
Этапы | Содержание | Цели | Роль учителя |
Организационный | Демонстрация темы и целей занятия. Определение состава групп. | Выявление проблем. Распределение ролей. | Обеспечение полной готовности класса и оборудования к работе; быстрое включение класса в деловой ритм. |
Формирования новых понятий и способов действий | Работа на ПК | Поиск и отбор информации по проблеме (теоретический и практический уровень). | Совместная работа учителя и учащихся в областях целеполагания, планирования. |
Применения знаний, формирования умений. | Обработка собранного материала; подготовка компьютерных презентаций. | Усвоение теоретического материала; выстроение алгоритма решения проблем. | Применение различных способов активизации мыслительной деятельности учащихся, включение их в поисковую деятельность, в самоорганизацию обучения. |
Контроля и учёта знаний | Выступление групп учащихся с изложением теоретического материала и показом компьютерной презентации. | Организация контроля и самоконтроля. | Рецензирование работ учащихся с указанием положительных моментов и недостатков. Использование заданий разного уровня сложности, использование нестандартных ситуаций в применении проверяемых знаний. |
Практический | Размещение компьютерных презентаций в «Net Школе» | Социализация учащихся; создание портфолио
личных достижений, рефлексивная деятельность. |
Контроль за исправлением замечаний с учетом рекомендаций. |