Урок-беседа по музыке "Мир звуков"

Разделы: Музыка


Цель урока: показать разнообразие музыкальных  и не музыкальных   звуков.

Задачи урока: 

  • Показать, как композитор рассказывает своими музыкальными звуками о звуках существующих в  живой природе.
  • На примерах музыкальных произведений услышать разнообразие звуков, которые использует композитор и показать о соединении звуков живой природы со звуками               музыкальными.

Музыкальный материал: 

  • «Соловей». Алябьев – слушание.
  • «Буря». Ф. Лист – слушание.
  • «Эхо» (хор) – слушание.
  • «Эхо» – песня игра – разучивание и игра.
  • «Прекрасен мир поющий».  Л. Абелян – разучивание.
  • «Вой волчицы» или «Колыбельная китихи» экологический  джаз «Живая музыка  Земли»  Пол Уинтер – слушание.

Оборудование:

  • Репродукция картины «Девятый вал». Айвазовский.
  • Таблица  с инструментами симфонического оркестра.
  • Картинка с изображением соловья, волка. 
  • Кассеты со звучанием «Голоса весеннего леса».
  • Запись на доске Пол Уинтер.

ХОД УРОКА

1. Оргмомент. Приветствие.

2. Беседа о звуках: 

– Какие бывают звуки?   
– Прислушайтесь к тишине, какие  звуки  окружают нас?
– Что услышали?
– Можно ли  пропеть этот звук? (Звучит хлопок, стук).
– А этот? (звучит звук «ля» на фортепиано).
– Почему этот звук можно пропеть (Дети поют звук «ля»),
– А этот нет? (Звучит хлопок)

Вывод:   Музыкальные звуки долгие, певучие, их можно пропеть, а не музыкальные звуки пропеть нельзя. Музыкальные звуки очень разнообразны.

– Какие ещё могут быть музыкальные звуки?
– Как вы думаете, кто бы мог рассказывать музыкальными   звуками?
– Чем  записывают композиторы музыкальные звуки?
– Каких композиторов вы, знаете?

3. Сообщение темы и цели урока

– Какую цель поставим перед собой? Чему научиться?
– Сегодня  на уроке мы попробуем понаблюдать за разнообразием звуков музыкальных и не музыкальных.

4. Работа по теме урока

– Предлагаю вам представить, что мы в лесу. Послушаем голоса природы

а)  «Голоса весеннего леса» (звучит фрагмент с голосами птиц, с пением соловья)

– Что же вы услышали? (Пение птиц).

б) Композиторы, подслушав голоса природы,  стали складывать их в музыкальную речь, и эти звуки переносили  в свои сочинения. Так и родилась музыка.

– Как вы думаете, какими  звуками станет рассказывать композитор о  соловье? (Высокими, лёгкими, тоненькими…)
– Для какого голоса больше подойдёт пение соловья, мужского или женского?
Послушайте, как композитор рассказал о пении соловья.  

«Соловей». Алябьев – прослушивание записи.  

в) Посмотрите на эту картину («Девятый вал» Айвазовский). Что видите?

– Глядя на картину, какие можно услышать звуки?
– Сейчас мы будем слушать рассказ  композитора Листа, о могучих,  бунтовавшихся силах природы, о буре, непогоде, о ветре, о стихийном бедствии. Прислушайтесь, как рождается перед нами картина бури. Как умело композитор использует для своего рассказа симфонический оркестр.

«Буря» Ф. Лист – прослушивание.    

г) Ещё одно чудо природы послушаем.

– Вы, когда-нибудь слышали эхо в горах?
– Когда человек подслушает эхо, ему хочется кричать, петь, смеяться, вызывая отголоски звуков, которые звучат в его пении, в его голосе. Композитор об этом удивительном явлении природы рассказал так…

«Эхо» (хор)слушание.

д) «Эхо» (песня-игра) – разучивание, игра и пение.

– Сейчас мы попробуем поиграть в эхо. Вы будете «эхо», а я буду с вами разговаривать. Услышав мой голос, вы мне отвечайте, но не повторяйте целиком всё предложение, а только его окончание. Сначала, я вам покажу, а затем мы поиграем с вами.

Эхо – (песня-игра).

Собирайся детвора!                                       Ра! Ра!
Начинается игра!                                            Ра! Ра!
Да ладошек не жалей,                                    Лей! Лей!
Бей в ладоши веселей!                                  Лей! Лей!

Сколько времени сейчас?                             Час! Час!
Сколько будет через час?                              Час! Час!
И не правда: будет два!                                 Два! Два!
Дремлет ваша голова.                                    Ва! Ва!

Как поёт в селе петух?                                   Ух! Ух!
Да не филин, а петух?                                    Ух! Ух!
Вы уверены, что так?                                     Так! Так!
А на самом деле как?                                     Как! Как!

Сколько будет дважды два?                          Два! Два!
А двенадцать минус два?                              Два! Два!
Замечательный ответ,                                    Вет! Вет!
Математикам -  привет!                                 Вет! Вет!

Это – ухо или нос?                                          Нос! Нос! (показ уха).
Или, может, сена воз?                                    Воз! Воз!
Это – локоть или глаз?                                   Глаз! Глаз! (показ локоть).
А вот это, что у нас?                                       Нас! Нас! (показ кончика носа).

Вы хорошие – всегда?                                     Да! Да!
Или только иногда?                                        Да! Да!
Вы устали отвечать?                                       Чать! Чать!
Попрошу вас помолчать.                                ? ?

е) Ребята, послушайте эти звуки.

«Вой волчицы» или «Колыбельная китихи» Пол Уинтер – прослушивание.

– Кто может издавать такие звуки?
– Какое это животное?

– Один американский композитор, музыкант Пол Уинтер (запись на доске) решил соединить звуки живой природы с музыкальными звуками. Точнее завязал контакт с настоящими дикими животными: орлами, китами, волками… Играя на саксофоне (показ на таблице инструмент) эти животные откликались на его музыку.
Позднее  Пол Уинтер организовал небольшой оркестр. Музыканты поддержали его идею и стали ему помогать. «Пусть  люди услышат голоса животных и поймут, что они, как и люди могут создавать музыку,  трогающую наши сердца и обладать чувствами и сознанием».
То, что вы сейчас услышите, это многолетнее общение с его другом – волчицей.
Слушают вой волчицы со звуками саксофона, виолончели и гобоя.

5. «Прекрасный мир поющий» – разучивание и пение.

 6. Итог

– О чём же мы, сегодня узнали?

Вывод: Сегодня мы услышали разнообразие звуков. Мы узнали, как композиторы, призвав на помощь музыкальные звуки, научились рассказывать людям о природе, животных, о том прекрасном мире,  в котором мы живём, где все поёт и дышит.

7. Домашнее задание: изобразить мир звуков.