Важнейшие оксиды в природе и жизни человека. Водородные соединения элементов

Разделы: Химия


Цели:

  • показать огромное значение оксидов для жизни человека;
  • познакомить учащихся с важнейшими представителями водородных соединений элементов

Задачи:

  • Образовательные:
    • закрепить умение составлять формулы оксидов, давать им названия;
    • расширить представление учащихся о важнейших оксидах, их свойствах, роли в природе и жизни человека;
    • научить составлять формулы водородных соединений на основе знаний о степени окисления, давать им названия.
  • Развивающие:
    • развивать навыки самостоятельной работы, умение записывать знаки химических элементов и формулы бинарных соединений;
    • расширить кругозор учащихся с привлечением дополнительных источников информации;
    • развивать умение анализировать информацию, выделять главное, интересное.
  • Воспитательные:
    • способствовать пониманию необходимости бережного отношения к природным богатствам, в частности к водным ресурсам;
    • поощрять умение слушать товарищей, развивать интерес к познанию.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование и реактивы: медиапроектор, диск «Химия-8», штатив, аппарат Киппа, хим.стакан, лучина,спички, мрамор, соляная кислота, образцы оксидов.

ХОДУРОКА

I. Оргмомент. Мотивация

– Ребята, прошу вас записать тему урока в тетрадь и хочу сказать, что сегодняшний урок будет немного отличаться от других тем, что с частью нового материала вас познакомят ваши одноклассники. Мы познакомимся со свойствами, значением важнейших оксидов, научимся составлять формулы и давать названия водородным соединениям элементов.

II. Проверка домашнего задания, закрепление тем «Оксиды», «Степень окисления»

К доске приглашаются 3 ученика.

Задания (записаны на доске)

(Низкий уровень)

1. Соедини линиями формулы и названия:

CuO
LiF
Al2O3
MgO
Na2O
AlCl3
K2S
Оксид магния
Оксид меди
Хлорид алюминия
Фторид лития
Сульфид калия
Оксид алюминия
Оксид натрия

(Средний уровень)

2. Подчеркни формулы оксидов металлов – одной чертой,  оксидов неметаллов – двумя.

HCl, O2, FeO, NaOH, Al2O3, H2SO4, SO2, SO3, CuO, NO, Fe2O3, CO2, NaBr, SiO2, P2O5, H3PO4, H2, MgO

(Высокий уровень)

3. Составь формулы оксидов, определи их тип.

Оксид цинка, оксид натрия, оксид углерода, оксид алюминия, оксид фосфора.

С оставшимися учениками проводится химический диктант (да+, нет 0)

1. Оксиды – это сложные вещества.
2. Это формула оксида натрия (Na2S).
3. Степень окисления кислорода в оксидах – 2.
4. Это формула оксида алюминия (Al2O3).
5. Степень окисления металла в этом оксиде +2 (MgO).
6. Это химический знак цинка (Cu).
7. Это формула хлорида натрия (NaCl).
8. Это формула оксида серы (H2SO4).
9. Оксид калия – кислотный оксид.
10. Оксид калия – основный оксид.

Шифр +0+++0+00+ на обратной стороне доски. Взаимопроверка – работа в парах.

III. Изучение новой темы

  1. Сообщения уч-ся о воде.
  2. Просмотр мультимедийного учебника «Химия-8»

Урок 29: стр.2 «Где встречается вода»
Стр.3 «Водяной пар в воздухе»
Стр.5 «Круговорот воды в природе»
Стр.6 «Агрегатные состояния воды»
Стр.7 «Изменение агрегатного состояния воды»
Стр.10 «Запомните»
Урок 30: стр.2 «Важность воды»
Стр.3 «Загрязнение воды»
Стр.9 «Запомните»

  1. Сообщения уч-ся об углекислом газе.
  2. Демонстрационный эксперимент «Получение CO2» (Доказательство наличия углекислого газа – горящая лучина тухнет.  CO2 не поддерживает горение – это свойство используется при тушении пожаров.)
  3. Водородные соединения элементов.

 – Мы с вами сегодня познакомимся с еще одной группой бинарных соединений – водородными соединениями элементов.

Схема: (учитель записывает на доске, уч-ся – в тетрадях)

                        Водородные соединения элементов

 Гидриды                                                  Летучие водородные соединения
(соединения водорода с металлами)           (соединения водорода с неметаллами)
    тип связи – ионная                                       тип связи – ковалентная полярная

IV. Закрепление темы

Самостоятельная работа в печатных рабочих тетрадях стр. 58-59

V. Подведение итога урока

– Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?
– Как вы оцениваете свою работу на уроке, на какую оценку?

VI. Домашнее задание

  1. П. 18,
  2. Задачи на стр.60 – в печатных рабочих тетрадях.