Цели:
- показать огромное значение оксидов для жизни человека;
- познакомить учащихся с важнейшими представителями водородных соединений элементов
Задачи:
- Образовательные:
- закрепить умение составлять формулы оксидов, давать им названия;
- расширить представление учащихся о важнейших оксидах, их свойствах, роли в природе и жизни человека;
- научить составлять формулы водородных соединений на основе знаний о степени окисления, давать им названия.
- Развивающие:
- развивать навыки самостоятельной работы, умение записывать знаки химических элементов и формулы бинарных соединений;
- расширить кругозор учащихся с привлечением дополнительных источников информации;
- развивать умение анализировать информацию, выделять главное, интересное.
- Воспитательные:
- способствовать пониманию необходимости бережного отношения к природным богатствам, в частности к водным ресурсам;
- поощрять умение слушать товарищей, развивать интерес к познанию.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование и реактивы: медиапроектор, диск «Химия-8», штатив, аппарат Киппа, хим.стакан, лучина,спички, мрамор, соляная кислота, образцы оксидов.
ХОДУРОКА
I. Оргмомент. Мотивация
– Ребята, прошу вас записать тему урока в тетрадь и хочу сказать, что сегодняшний урок будет немного отличаться от других тем, что с частью нового материала вас познакомят ваши одноклассники. Мы познакомимся со свойствами, значением важнейших оксидов, научимся составлять формулы и давать названия водородным соединениям элементов.
II. Проверка домашнего задания, закрепление тем «Оксиды», «Степень окисления»
К доске приглашаются 3 ученика.
Задания (записаны на доске)
(Низкий уровень)
1. Соедини линиями формулы и названия:
CuO LiF Al2O3 MgO Na2O AlCl3 K2S |
Оксид магния Оксид меди Хлорид алюминия Фторид лития Сульфид калия Оксид алюминия Оксид натрия |
(Средний уровень)
2. Подчеркни формулы оксидов металлов – одной чертой, оксидов неметаллов – двумя.
HCl, O2, FeO, NaOH, Al2O3, H2SO4, SO2, SO3, CuO, NO, Fe2O3, CO2, NaBr, SiO2, P2O5, H3PO4, H2, MgO
(Высокий уровень)
3. Составь формулы оксидов, определи их тип.
Оксид цинка, оксид натрия, оксид углерода, оксид алюминия, оксид фосфора.
С оставшимися учениками проводится химический диктант (да+, нет 0)
1. Оксиды – это сложные вещества.
2. Это формула оксида натрия (Na2S).
3. Степень окисления кислорода в оксидах – 2.
4. Это формула оксида алюминия (Al2O3).
5. Степень окисления металла в этом оксиде +2 (MgO).
6. Это химический знак цинка (Cu).
7. Это формула хлорида натрия (NaCl).
8. Это формула оксида серы (H2SO4).
9. Оксид калия – кислотный оксид.
10. Оксид калия – основный оксид.
Шифр +0+++0+00+ на обратной стороне доски. Взаимопроверка – работа в парах.
III. Изучение новой темы
- Сообщения уч-ся о воде.
- Просмотр мультимедийного учебника «Химия-8»
Урок 29: стр.2 «Где встречается вода»
Стр.3 «Водяной пар в воздухе»
Стр.5 «Круговорот воды в природе»
Стр.6 «Агрегатные состояния воды»
Стр.7 «Изменение агрегатного состояния воды»
Стр.10 «Запомните»
Урок 30: стр.2 «Важность воды»
Стр.3 «Загрязнение воды»
Стр.9 «Запомните»
- Сообщения уч-ся об углекислом газе.
- Демонстрационный эксперимент «Получение CO2» (Доказательство наличия углекислого газа – горящая лучина тухнет. CO2 не поддерживает горение – это свойство используется при тушении пожаров.)
- Водородные соединения элементов.
– Мы с вами сегодня познакомимся с еще одной группой бинарных соединений – водородными соединениями элементов.
Схема: (учитель записывает на доске, уч-ся – в тетрадях)
Водородные соединения элементов
Гидриды
Летучие водородные соединения
(соединения водорода с
металлами)
(соединения водорода с неметаллами)
тип связи –
ионная
тип
связи – ковалентная полярная
IV. Закрепление темы
Самостоятельная работа в печатных рабочих тетрадях стр. 58-59
V. Подведение итога урока
– Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?
– Как вы оцениваете свою работу на уроке, на
какую оценку?
VI. Домашнее задание
- П. 18,
- Задачи на стр.60 – в печатных рабочих тетрадях.