Урок по теме "Влажность воздуха. Способы определения влажности воздуха" (Физика. 8-й класс)

Разделы: Физика

Класс: 8


Одно из главных требований, предъявляемых как развивающейся личностью, так и современным обществом к образованию,  заключается в том, чтобы школа делала каждого человека способным учиться всю жизнь, а ключевым фактором становится самостоятельная работа  обучающихся, а, следовательно, их самостоятельный доступ к учебным ресурсам и технологиям самообразования.

Современный ученик должен самостоятельно находить нужную информацию, организовывать, обрабатывать, анализировать и оценивать ее. Поэтому развивать у подрастающего поколения самостоятельность мышления, готовить к творческому труду - важнейшая задача современного образования.

Исходя из выше сказанного, я для себя определила тему  самообразования: «Самостоятельная работа как средство формирования способностей к самоорганизации». Опираясь на Деятельностный подход (П.Я.Гальперин, А.Н.Леонтьев, М.Б.Волович и т.д.), имею описанный опыт работы по данному направлению.

Принятие цели урока мною связано с решением задачи по развитию познавательного интереса учащихся. С этой целью была организована эвристическая беседа, что позволило подойти к совместно поставленной цели.

По типу урок усвоения новых знаний и учебных умений. В виду того, что приоритетными были задачи ОУУН в содержание учебного материала включены не только теоретические и фактические знания, но и знания о способах деятельности и организации самостоятельной работы. Эти знания были даны в виде памяток, работы с прибором и организации рефлексии. На уроке не ставится задача организации контроля и учета знаний, поэтому нет этапа проверке усвоения и оценки обучающихся. Однако деятельность отдельных учащихся при усвоении новых знаний и умений была оценена. Обратной связи способствовало проведение рефлексии, что позволяет учащимся оценить свою деятельность на уроке и выделить затруднения, наметить пути преодоления затруднений. Обучающиеся ? часть урока погружены в самостоятельную деятельность.

Цель урока:

  • формирование у обучающихся представлений о влажности воздуха;
  • развитие способностей к анализу и обобщению;
  • развитие умений выделять главное в тексте, самостоятельно анализировать информацию, пользоваться справочным материалом, систематизировать информацию путем составления конспекта.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

Учитель (после взаимных приветствий). У каждого из вас на столе лежит листочек с заготовкой – схемой будущего опорного конспекта. Точно такая  схема на интерактивной доске. По ходу изучения новой темы мы с вами эту схему заполним и получим конспект, который поможет вам подготовиться к следующему уроку.

II. Подготовка к восприятию нового

Тему сегодняшнего урока предлагаю определить вам самим, выполнив мои задания. Результаты работы будем один за другим записывать в схему. Итак, первое задание: узнайте явление природы. (Учитель показывает мультимедиа ряд)
– Бывает слепой, обложной, моросящий, ливневый? (Дождь)
– «… Под голубыми небесами, великолепными коврами, блестя на солнце…» (снег лежит)
– «… Придя на рассвете на склон косогора, над зябкой рекою дымиться прохлада». Это строки из стихотворения Константина Бальмонта «Безглагольность». О каком явлении идет речь? (Туман)
– О каком явлении сейчас пойдет речь, вы, конечно, сразу догадаетесь, но, пожалуйста, послушайте, как красиво оно описано Львом Толстым: «Когда в солнечное утро летом пойдешь в лес, то на полях, в траве, видны алмазы. Все эти алмазы блестят на солнце разными цветами – и желтым, и красным, и синим. Когда подойдешь ближе и разглядишь, что это такое, то увидишь, что это…»(роса)
– Белая береза под моим окном, принакрылась снегом, точно серебром..» Кто это написал? Про что? (С. Есенин «Белая береза», про иней)
– Древние викинги считали, что она соединяет мир богов и мир людей. Древние греки считали её вестницей богов. В честь неё названа одна из оболочек глаза. Кто она? (радуга)

Учитель: Второе задание – ответьте на основной вопрос: что объединяет эти явления?
 (Учащиеся высказывают свои предположения, обязательно кто – нибудь догадается, что все эти явления объединяет вода,  содержащаяся в атмосфере, влажность воздуха)
Итак, тема сегодняшнего урока: «Влажность». (Учащиеся записывают тему в тетради)

III. Целеполагание

Учитель.А, что именно мы можем узнавать про влажность воздуха? Какие вопросы можем поставить?

Учащиеся. Что такое влажность воздуха? В чём причина появления влажности? Как она себя проявляет? На что она влияет? Зачем нам нужны знания о влажности? Какие величины её характеризуют? Как её можно определить?

(Учитель задает наводящие вопросы, предлагает озвучить цель урока)

IV. Систематизация знаний

Учитель: Сформулируйте самостоятельно,  что такое влажность воздуха?

(Учащиеся формулируют определение влажности, учитель корректирует формулировку, учащиеся записывают определение в конспект).

Влажность воздуха – это содержание водяного пара в атмосфере.
Причина появления водяного пара в атмосфере является испарение.

V. Проверка усвоений знаний. Обобщение

Учитель: Как вы думаете, влажность воздуха – важное для нас явление или нет?

(Учащиеся отвечают и аргументируют ответ на основе сделанных записей).

Да, влажность воздуха – важное для нас явление, поэтому необходимо научиться её определять. В воздухе содержаться водяные пары, и мы можем определить, например, массу водяных паров в 1 м3 воздуха. Это абсолютная влажность воздуха. Учащиеся самостоятельно, индивидуально выясняют единицу измерения абсолютной влажности.

№2 Вопрос Ответ
Запишите единицы  измерения массы?  
Назовите единицы объёма?  
В каких единицах измерения удобнее выразить массу водяных паров в единицы объёма?  
В чём будет измеряться влажность?  

Учащиеся: Абсолютную влажность принято выражать в единицах г/м3 и обозначается так же, как и плотность. Результаты  работы заносят в конспект.

Учитель: Найдите в учебнике на с. 46 определение этой величины и прочитайте его. Например, абсолютная влажность воздуха 50 г/м3. Много это или мало? Какой прогноз нас ожидает? (Уучащиеся затрудняются). Для ответа недостаточно данных. Нужно сравнить это число с чем-нибудь. Какое математическое действие позволяет сравнивать однородные величины друг с другом? (Деление).
Верно, нужно найти отношение двух величин, поэтому влажность, которую мы сейчас определим, будет называться относительной. (Конструируем определение относительной влажности и сравниваем с тем, которое дано в учебнике на с. 46, формулу записываем в конспект).
Для измерения относительной влажности используют прибор. (Учащиеся самостоятельно в парах изучают принцип действия прибора, используя раздаточный материал)

Памятка №3. Как работать с прибором

1) Рассмотрите рис.22  и прочтите текст с 47. Выясните устройство, принцип действия и правило пользования прибора.

– назначение прибора
– из чего состоит прибор перечислить
– его особенность.

2) Принцип действия

– объясните различие в показании сухого и влажного  термометра

3) Правило пользования

– определить показания сухого термометра
– определить показания влажного термометра
– произвести расчет разности показаний сухого и влажного термометров
– приложите линейку к показанию сухого термометра и найдите столбец,  соответствующей найденной разности
– на пересечении выделенной строки и столбца находим значение относительной влажности

VI. Закрепление

Учитель: Для тренировки определите значение относительной влажности для следующих показаний термометров.

Текстильное предприятие
Tc = 26оC
Овощная база
Tc = 18оC
Tвл = 25оC Tвл = 10оC
– ? – ?

Учащиеся выполняют действия и получают ответ: 92% и 34 % и дают пояснение, почему на текстильном предприятии влажность должна быть выше, чем на овощной базе.
Учащимся предлагается  проанализировать оптимальное значение влажности

  Оптимальное значение относительной влажности
Для человека 50% – 75%
В библиотеке 55% – 60%
 На овощной базе 34% – 50%
 В зоне жилых и административных помещений До 65%

VII. Итог урока

Учитель: Вернёмся к вопросам, которые мы обсудили, и кратко ответим на них.

  • В чем причина появления влажности?
  • Как она себя проявляет?
  • Что такое влажность воздуха?
  • На что влияет влажность?
  • Зачем нам нужны знания о влажности?
  • Какие величины её характеризуют?
  • Как её можно определить?

Учитель объявляет и комментирует оценки за урок.

VIII Домашнее задание

1. §19 учебника
2. Опорный конспект
3. Желающие ученики могут подготовить к следующему уроку  доклад по теме: «Значение влажности воздуха в жизни природы и человека»

IX Рефлексия

  • Что нового узнали?
  • Что является важным?
  • Оцените степень своей самостоятельности на уроке?
  • Что было сложным?

Благодарю всех за активную работу. До свидания.

Литература:

  1. Бойкова Л.А., Гребенкина Л.К. Педагогическое мастерство и педагогические технологии. – М., 2000.
  2. Шилов «Организация самостоятельной работы учащихся с учебником (Физика в школе, 1996, 4)
  3. С.Е. Полянский  Поурочные разработки по физике – М, 2003.
  4. А.П. Перышкин Физика.8 класс М.:Дрофа, 2008.
  5. «Физика», приложение к газете «Первое сентября», 2001 г. «Влажность».

Приложение 1