Одно из главных требований, предъявляемых как развивающейся личностью, так и современным обществом к образованию, заключается в том, чтобы школа делала каждого человека способным учиться всю жизнь, а ключевым фактором становится самостоятельная работа обучающихся, а, следовательно, их самостоятельный доступ к учебным ресурсам и технологиям самообразования.
Современный ученик должен самостоятельно находить нужную информацию, организовывать, обрабатывать, анализировать и оценивать ее. Поэтому развивать у подрастающего поколения самостоятельность мышления, готовить к творческому труду - важнейшая задача современного образования.
Исходя из выше сказанного, я для себя определила тему самообразования: «Самостоятельная работа как средство формирования способностей к самоорганизации». Опираясь на Деятельностный подход (П.Я.Гальперин, А.Н.Леонтьев, М.Б.Волович и т.д.), имею описанный опыт работы по данному направлению.
Принятие цели урока мною связано с решением задачи по развитию познавательного интереса учащихся. С этой целью была организована эвристическая беседа, что позволило подойти к совместно поставленной цели.
По типу урок усвоения новых знаний и учебных умений. В виду того, что приоритетными были задачи ОУУН в содержание учебного материала включены не только теоретические и фактические знания, но и знания о способах деятельности и организации самостоятельной работы. Эти знания были даны в виде памяток, работы с прибором и организации рефлексии. На уроке не ставится задача организации контроля и учета знаний, поэтому нет этапа проверке усвоения и оценки обучающихся. Однако деятельность отдельных учащихся при усвоении новых знаний и умений была оценена. Обратной связи способствовало проведение рефлексии, что позволяет учащимся оценить свою деятельность на уроке и выделить затруднения, наметить пути преодоления затруднений. Обучающиеся ? часть урока погружены в самостоятельную деятельность.
Цель урока:
- формирование у обучающихся представлений о влажности воздуха;
- развитие способностей к анализу и обобщению;
- развитие умений выделять главное в тексте, самостоятельно анализировать информацию, пользоваться справочным материалом, систематизировать информацию путем составления конспекта.
ХОД УРОКА
I. Организационный этап
Учитель (после взаимных приветствий). У каждого из вас на столе лежит листочек с заготовкой – схемой будущего опорного конспекта. Точно такая схема на интерактивной доске. По ходу изучения новой темы мы с вами эту схему заполним и получим конспект, который поможет вам подготовиться к следующему уроку.
II. Подготовка к восприятию нового
Тему сегодняшнего урока предлагаю определить
вам самим, выполнив мои задания. Результаты
работы будем один за другим записывать в схему.
Итак, первое задание: узнайте явление природы. (Учитель
показывает мультимедиа ряд)
– Бывает слепой, обложной, моросящий, ливневый? (Дождь)
– «… Под голубыми небесами, великолепными
коврами, блестя на солнце…» (снег лежит)
– «… Придя на рассвете на склон косогора, над
зябкой рекою дымиться прохлада». Это строки из
стихотворения Константина Бальмонта
«Безглагольность». О каком явлении идет речь? (Туман)
– О каком явлении сейчас пойдет речь, вы, конечно,
сразу догадаетесь, но, пожалуйста, послушайте,
как красиво оно описано Львом Толстым: «Когда в
солнечное утро летом пойдешь в лес, то на полях, в
траве, видны алмазы. Все эти алмазы блестят на
солнце разными цветами – и желтым, и красным, и
синим. Когда подойдешь ближе и разглядишь, что
это такое, то увидишь, что это…»(роса)
– Белая береза под моим окном, принакрылась
снегом, точно серебром..» Кто это написал? Про что?
(С. Есенин «Белая береза», про иней)
– Древние викинги считали, что она соединяет мир
богов и мир людей. Древние греки считали её
вестницей богов. В честь неё названа одна из
оболочек глаза. Кто она? (радуга)
Учитель: Второе задание – ответьте на
основной вопрос: что объединяет эти явления?
(Учащиеся высказывают свои предположения,
обязательно кто – нибудь догадается, что все эти
явления объединяет вода, содержащаяся в
атмосфере, влажность воздуха)
Итак, тема сегодняшнего урока: «Влажность». (Учащиеся
записывают тему в тетради)
III. Целеполагание
Учитель.А, что именно мы можем узнавать про влажность воздуха? Какие вопросы можем поставить?
Учащиеся. Что такое влажность воздуха? В чём причина появления влажности? Как она себя проявляет? На что она влияет? Зачем нам нужны знания о влажности? Какие величины её характеризуют? Как её можно определить?
(Учитель задает наводящие вопросы, предлагает озвучить цель урока)
IV. Систематизация знаний
Учитель: Сформулируйте самостоятельно, что такое влажность воздуха?
(Учащиеся формулируют определение влажности, учитель корректирует формулировку, учащиеся записывают определение в конспект).
Влажность воздуха – это содержание водяного
пара в атмосфере.
Причина появления водяного пара в атмосфере
является испарение.
V. Проверка усвоений знаний. Обобщение
Учитель: Как вы думаете, влажность воздуха – важное для нас явление или нет?
(Учащиеся отвечают и аргументируют ответ на основе сделанных записей).
Да, влажность воздуха – важное для нас явление, поэтому необходимо научиться её определять. В воздухе содержаться водяные пары, и мы можем определить, например, массу водяных паров в 1 м3 воздуха. Это абсолютная влажность воздуха. Учащиеся самостоятельно, индивидуально выясняют единицу измерения абсолютной влажности.
№2 | Вопрос | Ответ |
Запишите единицы измерения массы? | ||
Назовите единицы объёма? | ||
В каких единицах измерения удобнее выразить массу водяных паров в единицы объёма? | ||
В чём будет измеряться влажность? |
Учащиеся: Абсолютную влажность принято выражать в единицах г/м3 и обозначается так же, как и плотность. Результаты работы заносят в конспект.
Учитель: Найдите в учебнике на с. 46
определение этой величины и прочитайте его.
Например, абсолютная влажность воздуха 50 г/м3.
Много это или мало? Какой прогноз нас ожидает? (Уучащиеся
затрудняются). Для ответа недостаточно данных.
Нужно сравнить это число с чем-нибудь. Какое
математическое действие позволяет сравнивать
однородные величины друг с другом? (Деление).
Верно, нужно найти отношение двух величин,
поэтому влажность, которую мы сейчас определим,
будет называться относительной. (Конструируем
определение относительной влажности и
сравниваем с тем, которое дано в учебнике на с. 46,
формулу записываем в конспект).
Для измерения относительной влажности
используют прибор. (Учащиеся самостоятельно в
парах изучают принцип действия прибора,
используя раздаточный материал)
Памятка №3. Как работать с прибором
1) Рассмотрите рис.22 и прочтите текст с 47. Выясните устройство, принцип действия и правило пользования прибора.
– назначение прибора
– из чего состоит прибор перечислить
– его особенность.
2) Принцип действия
– объясните различие в показании сухого и влажного термометра
3) Правило пользования
– определить показания сухого термометра
– определить показания влажного термометра
– произвести расчет разности показаний сухого и
влажного термометров
– приложите линейку к показанию сухого
термометра и найдите столбец, соответствующей
найденной разности
– на пересечении выделенной строки и столбца
находим значение относительной влажности
VI. Закрепление
Учитель: Для тренировки определите значение относительной влажности для следующих показаний термометров.
Текстильное предприятие Tc = 26оC |
Овощная база Tc = 18оC |
Tвл = 25оC | Tвл = 10оC |
– ? | – ? |
Учащиеся выполняют действия и получают
ответ: 92% и 34 % и дают пояснение, почему на
текстильном предприятии влажность должна быть
выше, чем на овощной базе.
Учащимся предлагается проанализировать
оптимальное значение влажности
Оптимальное значение относительной влажности | |
Для человека | 50% – 75% |
В библиотеке | 55% – 60% |
На овощной базе | 34% – 50% |
В зоне жилых и административных помещений | До 65% |
VII. Итог урока
Учитель: Вернёмся к вопросам, которые мы обсудили, и кратко ответим на них.
- В чем причина появления влажности?
- Как она себя проявляет?
- Что такое влажность воздуха?
- На что влияет влажность?
- Зачем нам нужны знания о влажности?
- Какие величины её характеризуют?
- Как её можно определить?
Учитель объявляет и комментирует оценки за урок.
VIII Домашнее задание
1. §19 учебника
2. Опорный конспект
3. Желающие ученики могут подготовить к
следующему уроку доклад по теме: «Значение
влажности воздуха в жизни природы и человека»
IX Рефлексия
- Что нового узнали?
- Что является важным?
- Оцените степень своей самостоятельности на уроке?
- Что было сложным?
Благодарю всех за активную работу. До свидания.
Литература:
- Бойкова Л.А., Гребенкина Л.К. Педагогическое мастерство и педагогические технологии. – М., 2000.
- Шилов «Организация самостоятельной работы учащихся с учебником (Физика в школе, 1996, 4)
- С.Е. Полянский Поурочные разработки по физике – М, 2003.
- А.П. Перышкин Физика.8 класс М.:Дрофа, 2008.
- «Физика», приложение к газете «Первое сентября», 2001 г. «Влажность».