Экологическое воспитание как компонент в повышении качества подготовки специалиста

Разделы: Внеклассная работа, Экология


Введение

КГБОУ НПО «Профессиональный лицей №56» г.Красноярска готовит специалистов для автотранспортной отрасли Красноярского края и является единственным в крае учебным заведением, готовящем специалистов для городского электрического транспорта. Профессиональный лицей - одно из немногих учебных заведений, участвующих в краевой программе «Кадровое обеспечение инвестиционных проектов на территории Красноярского края».
Проблема качества образования неразрывно связанa с проблемой качества человека, с его опережающим развитием в системе образования, которая формирует общественный интеллект как фактор прогрессивного развития общества. Необходимы новые концепции образования, направленные на развитие обучающегося как здоровой личности и творческой индивидуальности.

Качество образования – это качество знаний, успеваемость, интеллектуальное, социально – личностное развитие и воспитание обучающегося. Но еще одним важным показателем качества образования  является  валеологический показатель – это состояние здоровья обучающегося, его работоспособность и жизнестойкость. В последнее время стало понятно, что одна только медицина не может справиться с растущей патологией здоровья у населения. Доля влияния здравоохранения на здоровье человека составляет 10 – 15%,  в то время как условия и образ жизни составляет более 50% этого влияния. Здоровье – состояние физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или физических дефектов. В современном мире порой возникают ситуации, которые представляют реальную опасность для человечества. Формирование экологически грамотной личности является одним из направлений образования. Повышение экологической культуры формирует культуру учебного труда, развивает мышление и творческую активность обучающихся. Обучить учащихся экологии  только на уроках невозможно. Необходимы экскурсии в природу как в сохранившуюся в естественном состоянии, так и в равной степени преобразованную человеком, работа в лаборатории и внеклассные мероприятия.

Основная часть

В течение пяти лет в нашем лицее работает экологический клуб «Эдельвейс». У клуба имеется свой девиз и устав. Членами его могут быть все желающие, проявившие интерес к экологии и туризму. Главной задачей работы клуба является развитие познавательной активности и творческих способностей обучающихся в процессе углублённого изучения экологии.   Работа  ведется по различным направлениям:

1) Пропаганда охраны природы (беседы, изготовление плакатов, публикация статей в лицейской газете  “Мозаика”).
2) Улучшение природной среды (посадка, цветов, озеленение территории возле лицея).
3) Предупреждение негативных поступков в природе и борьба с ними (выпуск бюллетеней с правилами поведения в лесу, на территории заповедников и т.д.), выпуск газет по борьбе с курением (издали газету”Унесённые дымом”, с рисунками, фотографиями, заметками).
4) Защита природной среды (подкормка птиц в зимний период, изготовление кормушек, уборка территории).
5) Сохранение и использование эстетических ценностей природы (сбор природного материала, изготовление поделок.)
6) Исследование природной среды (участие в экологической олимпиаде, проведение исследований).
7) Участие в конкурсе экологических инноваций.

За этот период ребята приняли участие в различных экологических мероприятиях в лицее, городе, крае:

1) Конкурсе рисунков, плакатов, фотографий, посвященных Всемирному дню охраны окружающей среды и 100-летию падения Тунгусского метеорита, где призовые места заняли обучающиеся Павлов А. Е. , Воронин В. В. , Черкашин Н. Ф. .
2)  Акции   “Озелени свой кабинет”.
3). Оформили стенды, плакаты, бюллетени к  «Дню Земли», «Дню Воды», «Экология – туризм – здоровье», «Ергаки», «Заповедник Столбы».
4). С целью познания своего края, формирования коллектива, был организован выход в заповедник «Столбы», в «Роев ручей»; природный парк «Ергаки».
5). Конкурсе экологических проектов, презентаций, плакатов, рисунков «Что я могу сделать для экологического благополучия моего города», 75 лет Красноярскому краю.
6)  Написали и защитили  рефераты: «Экологические проблемы г.Красноярска», «Экология и автомобиль», «Автотранспорт и воздух городов», «Роль автомобиля в жизни человека», «Влияние автотранспорта на окружающую среду» и т.д..
7) Провели тесты по экологии на тему «Действия, улучшающие экологическую ситуацию»
8) Конкурсе фотографий, рисунков и выставке творческих работ посвященных проблемам охраны окружающей среды в рамках «Дня защиты от экологической опасности» (заняли 2-е место в крае, что отражено на сайте  Центра Интернет СФУ).
9) Конкурсе Русских экологических инноваций. Разработка проекта  «Пути решения экологических проблем в системе НПО и внедрение экологосберегающих технологий, разработанных в профобразовании» (Усовершенствован предпусковой подогреватель).  Цель проекта -  пропаганда экологических знаний, решение проблемы снижения выброса токсичных веществ в атмосферу, повышение экологической культуры.

В настоящее время разрабатывается тематика научных исследований в соответствии с профилем учебного заведения.
Наш лицей готовит водителей всех категорий. В 2008 – 2009 году я с ребятами большую часть программы клуба посвятила теме «Экология и автомобиль».
Доля автотранспорта во вредных выбросах составляет 0,7%. Ежегодно с отработанными газами в окружающую среду попадает 0.1 тыс.тонн токсичных веществ. Всего же по России на долю автомобильного парка приходится свыше 20милионов тонн в год.
Выхлопные газы ДВС вызывают 70% детских болезней. Считают, что болезни человечества на 68% вызваны дыханием отравленного воздуха. Так вероятность заболевания раком на 57-80% зависит от состояния окружающей среды. Поэтому настало время выяснить о роли автомобиля в жизни человека.
Члены клуба провели экологическое исследование «Автотранспорт и воздух города». Проектно-исследовательская деятельность позволила обучающимся практически применять знания полученные на уроках, химии, биологии, экологии. Цель данного проекта: формирование экологического сознания и экологической культуры учащихся. Было предложено изучить транспортную нагрузку на улицах 60 лет Октября и Вавилова. Оценить количество угарного газа, попадающего в окружающую среду с выхлопными газами автомобилей.
Ставили задачи:

- Привлечение внимания подростков к проблеме загрязнения атмосферы;
- выявления путей решения проблемы загрязнения воздуха;
- реализация межпредметных экологических связей;
- формирование активной позиции подростков по вопросам защиты окружающей среды;
- развитие коммуникативных способностей ребят;
- развитие навыков сотрудничества.

Ребята подсчитали количество машин, проезжающих в час по улице 60 лет Октября и улице Вавилова, разделив машины на следующие типы: легковые, грузовые, автобусы и микроавтобусы. Подсчитывали 2 раза в день:  с 9 до 10 часов и в час пик с 17 до 18 часов. Затем сформулировали выводы, составили сравнительные диаграммы. Каждая группа заполнила таблицу по своей улице. Используя данные таблицы , построили сравнительные диаграммы:

-  выброс угарного газа автомобилями разных типов (для каждой улицы);
-  выброс угарного газа на разных улицах.

Ответили на вопрос: на какой из обследованных улиц состояние воздушной среды наиболее благоприятное и почему. Разработали в группах предложения по улучшению качества воздушной среды.

На других занятиях исследовали 2 вида топлива: бензин АИ-93 и бензин АИ-98 на содержание ионов железа. Качественной реакцией на ионы железа являются реакции с  жёлтой и красной кровяной солью с образованием тёмно-синего осадка. Результат опыта показал наличие ионов железа в бензине АИ-98. Октанповышающие присадки содержат соединения железа, которые в свою очередь отлагаются на элементах систем зажигания, тем самым ухудшают полноту сгорания топлива и соответственно усугубляют экологическую ситуацию.

Сравнили количество отработанных газов двигателей.

Компонент

Количество отработанных газов двигателей, %

дизельного

карбюраторного

Оксид углерода (II) CО
Оксид азота NOx
Углеводороды CxHx
Диоксид серы SO2
Сажа С

0,2
0,35
0,04
0,04
0,3 (Мг/л)

6
0,46
0,4
0,007
0,05 (Мг/л)

Выяснили возрастающий интерес к дизельному топливу, и каким образом можно снизить вредные выбросы автомобилей. Возрастающий интерес к дизельному двигателю связан  с тем, что использование дизельных двигателей уменьшает загрязнения окружающей среды.

Ребята сделали вывод о том, что выбросы автотранспорта наносят большой вред окружающей среде.  Отравление монооксидом углерода (угарным газом) происходит через дыхательные пути. В легких угарный газ соединяется с гемоглобином крови в 200 -300 раз быстрее, чем кислород. При сильном отравлении человек может погибнуть от кислородного голодания. Большое количество выбрасываемого газа ведет к образованию парникового эффекта, так как он задерживает тепловое излучение. Выбросы сернистого газа и оксидов азота способствует возникновению заболеваний дыхательных путей. Соединения азота неблагоприятно влияют на кровь и кровеносные сосуды.

Был затронут вопрос об альтернативном топливе.
В некоторых городах появились “Икарусы” с двумя баллонами. Они работают на особом виде горючего - смеси дизельного топлива и природного газа.
Природный газ дешевле бензина, лучше смешивается с воздухом, поэтому он полнее сгорает, а значит и вредных веществ в отработанных газах меньше.
В последнее время стали использовать в качестве топлива этиловый спирт (этанол), который при сгорании образует только углекислый газ и воду.
Наиболее экологически видом топлива является водород. Он не ядовит и при сгорании образует только воду, экологически чистое вещество.
При сгорании 1 моль водорода выделяется в три раза больше тепла, чем при сгорании такого же количества бензина.
Водород – топливо будущего.
Используя сельскохозяйственные отходы, канализационные и промышленные стоки, можно получить в виде метана (СН4). При его сгорании получаются экологически чистые продукты - углекислый газ и вода.
Появились первые машины, энергию для движения которых дают фотоэлектрические элементы, преобразующие энергию Солнца.
В скором будущем электромобиль станет главным видом городского транспорта. На последних выставках практически все производители выставляют образцы автомобилей с электродвигателями.

По мнению учащихся, автомобиль в жизни и деятельности современной цивилизации просто необходим. Но всякие недоработки научно-технического прогресса необходимо устранять своевременно с той целью, чтобы сохранить в чистоте окружающую среду.

Снижению вредных выбросов автомобилей способствуют:

1) Равномерное движение машин на улицах, ликвидация заторов, сокращение задержек транспорта на перекрестках. Большую роль в этом играет светофор. Благодаря светофору автомобили меньше простаивают на перекрестках, вхолостую расходуя горючее и загрязняя воздух отработанными газами.
2) Предельная скорость движения в городе установлена не 80 и не 50, а 60 км/ч, т.к. при этой скорости происходит минимум вредных выбросов.
3) Важен вывод из городской черты грузовых транзитных потоков, в нашем крае это выполняется.
4) В некоторых городах России есть микрорайоны, куда въезд автотранспорта предельно ограничен и где люди ходят только пешком. Жаль, но в нашем городе таких микрорайонов нет.
5) Каждый водитель должен знать, что причины “дымления” автомобилей следующие: неисправность двигателя, неотлаженность электронной системы управления (ЭСУ).
Если все автомобильные двигатели будут правильно отрегулированы, то выброс вредных веществ в атмосферу уменьшится в 5-6 раз.
Плохо накаченные шины не только быстрее изнашиваются, но и увеличивают сопротивление движению, а значит, сжигается больше горючего.
Неумелое поведение водителя за рулем: неправильный выбор скорости движения, резкие разгоны и торможения, превышения установленной скорости, увеличение частоты вращения на холостом ходу- все это приводит к загрязнению атмосферы. Значит, нужна разъяснительная работа среди водителей, самое главное привлечение всевозможных организаций к улучшению качества и пропускной способности дорог.
6) Для контроля за техническим состоянием автомобилей есть пункты инструментального контроля.
7) Применение автомобилей с рекуперацией энергии.

Заключение

В наше время люди, принимающие ответственные технические решения, должны владеть основами естественных наук, быть экологически грамотными, осознавать свою ответственность за действия и понимать, какой вред они могут принести природе.
Эти исследования  показали, что при развитии автотранспорта нужны как экологические знания, так и знания основ других наук. Базируясь на них, можно разработать мероприятия по снижению токсичности автотранспорта на региональном, государственном и международном уровнях. 

Участие обучающихся в исследовательской работе играет очень важную роль. Она способствует развитию личности, повышению образовательного уровня, решению творческих задач. При реализации учебно-исследовательской деятельности главным является достижение образовательного результата. Экологически грамотный человек, зная о вредном действии выхлопных газов, не поставит во дворе машину с работающим двигателем, во время заменит масло, не допустит попадания тормозной жидкости в окружающую среду, отладит систему питания и зажигания. Он должен знать современные требования к экологической безопасности автотранспортных средств, систему контроля отработавших газов.

Одним из методов проблемного обучения, имеющего большую роль в экологическом воспитании, является учебная дискуссия. Члены клуба провели дискуссию на тему: «Куда девать городской мусор? Мнения учащихся были разные. Одни говорили, что основную часть отходов надо вывозить на мусорные полигоны, но ёмкость их не безгранична. В границах пригородной зоны города Красноярска находятся 21 объект размещения промышленных и твердых бытовых отходов общей площадью 283,1га, 11 санкционированных свалок занимают 227,4 га площади, а 184 несанкционированные свалки -446,8 га. Другие члены клуба предлагали сжигать мусор – при этом сохраняются запасы топлива. Но сожженный мусор возвращается к нам грязным воздухом, пищей, водой. В дымах мусоросжигательных заводов токсичных веществ в тысячи раз больше, чем в обычном воздухе. И опасность в том, что они могут годами находиться в организме, накапливая «критическую массу». Отметили плюсы и минусы двух мнений, уточнили аргументы спора, вводя дополнительные вопросы, поскольку задача участников дискуссии состояла не только в том, чтобы отстоять свою точку зрения, но и опровергнуть противоположную, Автомобильный транспорт - один из основных источников шума в городе. Уровень уличных шумов обуславливается интенсивностью, скоростью и характером (составом) транспортного потока. Постоянное воздействие сильного шума может не только отрицательно повлиять на слух, но и вызвать другие вредные последствия - звон в ушах, головокружение, головную боль, повышенную усталость. Экологически грамотный водитель знает, что шум зависит от многих факторов: мощности и режима работы двигателя, технического состояния транспортных средств, качества дорожного покрытия, скорости движения, что шум от двигателя резко возрастает в момент его запуска и прогревания.

Творческая деятельность преподавателя в формировании экологического воспитания состоит в том, чтобы рационально использовать в учебном процессе методы, обеспечивающие наилучшие достижения поставленной цели - научить экологически мыслить, сформировать экологическое самосознание, суть которого в том, что человек должен не разрушать природу, а сотрудничать, взаимодействовать с ней, предвидеть последствия своих действий. «Необходимо, чтобы каждый житель нашей планеты осознал, что экологическая угроза исходит не от человечества вообще, а от каждого конкретного человека. Необходимо экологическое просвещение всех слоев общества, поиск грамотных и действенных научно-технических решений. Экология должна быть неотъемлемой частью подготовки любого специалиста в области техники, естественных наук, медицины, экономики, гуманитарных наук. Человек должен понять, что жизнь на Земле зависит от его отношения к природе, от гармонии между ними. И есть надежда, что на предприятия города придут специалисты, владеющие профессиональными экологическими знаниями, готовые к общественно-производственной деятельности, направленной на извлечение и использование природных ресурсов для удовлетворения потребностей города, способные предотвратить негативные последствия нерационального использования природных ресурсов, и в целом смогут улучшить экологическую обстановку в нашем городе.

Качественное образование – это, прежде всего становление человека, обретение им себя, своего образа, неповторимой индивидуальности, духовности, творческого начала.
Очень важно не сформировать, а найти, поддержать, заложить в человеке механизмы самореализации, саморазвития, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания, помочь человеку жить в мире и согласии с людьми, природой, культурой, цивилизацией. Проблема качества образования должна рассматриваться с позиции, прежде всего человеческой и социальной ценности образования, т.к. полноценное образование, полученное человеком, позволяет ему не только овладеть определёнными знаниями о природе, человеке, обществе, но и познать самого себя, проявить впоследствии себя в качестве хорошего специалиста в своей профессии.

Приложение


Литература.

  1. И.Щукин. Экология для студентов вузов. Ростов на Дону: ”Феникс”, 2004 год.
  2. Горяева Е.В., Кузьмик Н.С. Экологические проблемы больших городов, 2003 год.
  3. И.Р. Голубев, Ю.В. Новиков. Окружающая среда и транспорт- М:Транспорт,1989 год.
  4. В.К. Вахламов, М.Г. Шатров, А.А. Юрчевский, Автомобили, М:Издательский центр “Академия”, 2003 год.
  5. Государственный стандарт РФ. Автомобили с бензиновыми двигателями. Выбросы загрязняющих веществ с отработавшими газами. Нормы и методы контроля при оценке технического состояния. ГОСТ Р 52033-2003.