Тема урока: Охрана животных.
Цели урока:
1. Познакомить детей с Красной книгой и животными, которые в неё внесены.
2. Развивать познавательную активность детей, информационную культуру.
3. Воспитывать бережное отношение к животным.
Оборудование: учебник А. А. Плешакова «Мир вокруг нас» 3 класс, рабочая тетрадь к учебнику, презентация по теме урока, компьютер, интерактивная доска.
Ход урока
Ι. Оргмомент.
Что значишь ты без трав и птиц,
И без любви к пчеле жужжащей,
Без журавлей над хвойной чащей,
Без миловидных лисьих лиц?
Когда поймёшь ты, наконец,
Врубаясь в мёртвые породы,
О человек, венец природы,
Что без природы твой венец? (слайд 1)
С. Кирсанов.
- Как понимаешь слова «О человек, венец природы,
Что без природы твой венец?»
ΙΙ. Сообщение темы и целей урока. (слайд 2)
ΙΙΙ. Сообщение о погоде сегодняшнего дня. (слайд 3)
ΙV. Проверка д/з.
Индивидуальная работа в тетради «Проверяю себя».
1. Кто как развивается? Что пропущено?
яйцо - … - взрослая птица
икринка - … - лягушка
… - малёк – взрослая рыба
яйцо – личинка - … - бабочка (слайд 4)
2. Чем отличается размножение зверей от размножения других животных?
3. Кто 2 раза родится? Кто 3 раза родится?
V. Работа по теме урока.
1. Рассказ учителя: (слайд 5)
- Ребята, посмотрите, как прекрасен этот мир! Прекрасны творения природы представленные на этих фотографиях. Ими бы восхищаться, поражаясь, столь щедра на выдумки природа, если бы не одно тягостное обстоятельство: всем им угрожает опасность исчезновения.
За последние 400 лет на нашей планете вымерло около 150 видов животных, причём более половины их них за последние 50 лет. Почти все эти животные вымерли по вине человека.
Стало ясно, что необходимо принимать специальные меры по спасению животного и растительного мира.
В 1948 году был создан Международный союз охраны природы. (слайд 6)
Его главной задачей было выявление видов животных, которые находились на грани исчезновения и требовали незамедлительной помощи человека.
Тогда была создана специальная служба спасения. Был составлен список животных и растений, находящихся на грани исчезновения. Этот список учёные назвали Красной книгой.
Красная книга – это сигнал опасности. Она несколько раз переиздавалась.
2. Страничка «Почемучек». (слайд 7)
а) Как вы думаете, почему список редких животных учёные назвали именно Красной книгой?
б) Почему Красная книга переиздавалась?
Физминутка. Звери – бежим, птицы – летим, рыбы – плывём. (слайд 8)
Лиса, синица, карась, воробей, волк, сом, тигр, карп, соловей.
3. Учитель: (слайд 9) - Вырубая леса, загрязняя реки, моря, люди губят множество животных. Давайте послушаем сообщения о животных, которые нуждаются в охране. (Подготовленные ученики рассказывают о тигре, лебеди, выхухоле, журавле, белом медведе) (слайды 10, 11, 12, 13, 14)
- В Красной книге есть страницы, где представлены уже спасённые растения и животные. Например, бобр. (слайд 15)
4. Учитель: - Ребята, посмотрите, нам в класс поступили жалобы от животных. (слайд 16)
Жалоба №1.
Ох, и не любят же меня люди. Голос им, видите ли, не нравится, и глаза, говорят, у меня некрасивые. Считают, что я беду приношу. А так ли это? Если бы не я, пришлось бы некоторым сидеть без хлеба….
(Сова с 1964 года находится под охраной государства. Одна сова уничтожает за лето 1000 мышей, которые способны уничтожить 1 тонну зерна.) (слайд 17)
Жалоба №2.
Сама знаю, что не красавица. Окажись я рядом, многие шарахаются в сторону, а то ещё и камнем бросят или ногой пнут. А за что? Польза от меня большая…. (слайд 18)
(Одна жаба сохраняет от гусениц и червей целый огород.) (слайд 19)
VΙ. Итог урока.
- Помните, беречь нужно и тех животных, которые не внесены в Красную книгу. Их жизнь часто зависит от тебя и от твоего поведении в природе.
- Давайте вспомним экологические правила.
1. Не разоряй птичьи гнёзда. Не подходи близко к гнёздам птиц. По твоим следам их могут отыскать и разорить хищники. Не прикасайся к гнезду, птицы-родители могут насовсем покинуть гнездо. (слайд 20)
2. Если у тебя есть собака, не пускай её гулять в лесу, в парке весной или в начале лета. Она легко может поймать плохо летающих птенцов или беспомощных детёнышей зверей. (слайд 21)
3. Не лови и не уноси домой здоровых птенцов и детёнышей зверей. В природе о них позаботятся взрослые животные. (слайд 22)
4. Не разоряй муравейники. Береги лягушек и жаб. (слайд 23)
5. Не лови бабочек, шмелей и других насекомых. (слайд 24)
6. Подкармливай птиц зимой, а весной с помощью старших делай для них домики. (слайд 25)
Группа детей читает стихотворение «Береги природу»
Д/з: с 112-117, выполнить задание в рабочей тетради. (слайд 26)