Разработка урока географии, 10-й класс, тема "Водные ресурсы мира"

Разделы: География

Класс: 10


Цели:

  • Сформировать представление о водных ресурсах: о различие в водообеспечении различных регионов и стран, о проблеме дефицита воды и пути её решения .
  • Развивать умения работать с картами, статистическими материалами, умения давать сравнительную характеристику регионов и стран.
  • Формировать бережное отношение к используемой воде.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: атласы, мультимедийная установка, таблицы, электронный учебник, мультимедийная презентация, карточки.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

– Тема нашего урока (Презентация – слайд 1) – «Водные ресурсы мира» . Цели нашего урока  (слайд  2) оценить запасы водных ресурсов мира, определить отрасли использующие данный вид ресурсов, выявить основную проблему этого вида ресурсов и предложить пути её решения. Работать вы будете на карточках. (Приложение 2)

II. Изучение нового материала

 – Чтобы достичь целей мы должны следовать плану нашего урока (слайд  3) .

План урока:

  1. Место водных ресурсов в классификации видов ресурсов.
  2. Объём водных ресурсов.
  3. Водообеспечение речным стоком отдельных стран и регионов.
  4. Использование водных ресурсов.
  5. Основная проблема водных ресурсов и пути её решения.

1)
– Чтобы определить место  водных ресурсов в классификации видов ресурсов, восстановим схему «Виды природных ресурсов» на доске. (Карточки и магниты)

Виды природных ресурсов

______________________                                                         ____________________
_
_
_
__________                     ____________
_                                       _
_
_
_

– Определите место водных ресурсов в классификации. (Они исчерпаемые, но возобновимые).
– Что это значит?

2)

– Этот вид ресурсов с течением времени может исчерпаться, поэтому актуален следующий вопрос: «Каков объём водных ресурсов мира?». Чтобы ответить на этот вопрос выслушаем диктора и дополним опорный конспект недостающими статистическими данными. (включаю электронный учебник, а ученики слушая дополняют конспект).

«Объём вод Мирового океана _______. Объём пресных вод ________. Из них ______ – это льды и примерно ______ подземные воды. Всего лишь ________ – это резервуары с водой доступные человеку, т.е. реки, озёра, водохранилища.»
– Что вы можете теперь сказать об объёме водных ресурсов мира? Каков основной источник пресной воды на суше? Да, реки.

3)
Сообщение о речном стоке выступает ученица у доски, у карты (Приложение 1)

– Чтобы закрепить полученные знания  подпишите на контурных картах по 5 государств недостаточного и 5 государств избыточного водоснабжения используя атласы.

Работа со статистическим материалом. (Приложение  3)

– Рассмотрите таблицу характеризующую водообеспечение различных стран и регионов . Проанализируйте её: сравните водообеспечение стран и регионов и водообеспечение на душу населения. Сделайте вывод и назовите причину данного факта. Запишите данный вывод в тетрадь.

Вывод:

1. Неравномерность распределения запасов пресных вод.
2. Подверженность речного стока резким сезонным колебаниям.
3. Различие в плотности населения.
4. Большая амплитуда колебания потребности в воде населения в зависимости от местных климатических условий.
5. Специализация местной экономики, связанная с этим водоёмкости  имеющихся отраслей.

4)
–  В древности человек использовал – 12-18 л воды в сутки.
В XIX в. – 40-60 литров.
В XXI в. Развитые страны на человека – 200-300 литров, в крупных городах – 400-500 литров.(Нью-Йорк – 1000 л, Париж – 500 л, Москва, С.-Петербург – 600 л. Хотя для физического выживания человеку достаточно 2 литра в сутки.  Почему такая разница?    Какие отрасли экономики используют воду в своих технологических процессах?

(Сельское хозяйство, электроэнергетика, химическая промышленность, металлургия, жилищно-коммунальное хозяйство, транспорт)
– Выясним, соотношение разных отраслей экономики как пользователей воды.
Для этого выслушаем сообщение __________.

(Мультимедийная презентация об использовании воды в экономике)

– Итак, какая же отрасль является ведущим потребителем водных ресурсов? Что происходит со свойствами воды после использования?

5)
– Перечислите проблемы, которые могут возникнуть в связи с этим.

Все их можно объединить в самую главную – дефицит водных ресурсов.

– Работа по группам.

1 группа (ставлю название на парту) – «Энергетики»;
2 группа – «Металлурги»;
3 группа – «Работники химической промышленности»;
4 группа – «Работники сельского хозяйства»;
5 группа – «Экологи».
6 группа – «Работники ЖКХ».

– Ваша задача предложить пути решения дефицита водных ресурсов.

(Учащиеся думают, выступают )

– А вот такие пути решения дефицита водных ресурсов в мире предлагают учёные.

(на слайде:
1. Экономия на производстве и в быту.
2. Опреснение солёных морских и подземных вод.
3.Переброска речного стока.
4. Оборотное водоснабжение.
5. Транспортировка айсбергов.
6. Строительство водохранилищ.
7. Очищение сточных вод.

III. Закрепление изученного материала

Работа с тестом

– Чтобы проверить насколько вы усвоили материал урока, выполните тест (раздаю тест на листочках).

– Взаимопроверкой проверяем выполнение

IV. Подведение итогов урока

– Вернёмся к целям нашего урока. Что на уроке нами было сделано?

V. Домашнее задание

– Кто выполнил на «5»…
– Кто выполнил на «4»…
– Кто выполнил на «3»…..