Цели:
- Сформировать представление о водных ресурсах: о различие в водообеспечении различных регионов и стран, о проблеме дефицита воды и пути её решения .
- Развивать умения работать с картами, статистическими материалами, умения давать сравнительную характеристику регионов и стран.
- Формировать бережное отношение к используемой воде.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: атласы, мультимедийная установка, таблицы, электронный учебник, мультимедийная презентация, карточки.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
– Тема нашего урока (Презентация – слайд 1) – «Водные ресурсы мира» . Цели нашего урока (слайд 2) оценить запасы водных ресурсов мира, определить отрасли использующие данный вид ресурсов, выявить основную проблему этого вида ресурсов и предложить пути её решения. Работать вы будете на карточках. (Приложение 2)
II. Изучение нового материала
– Чтобы достичь целей мы должны следовать плану нашего урока (слайд 3) .
План урока:
- Место водных ресурсов в классификации видов ресурсов.
- Объём водных ресурсов.
- Водообеспечение речным стоком отдельных стран и регионов.
- Использование водных ресурсов.
- Основная проблема водных ресурсов и пути её решения.
1)
– Чтобы определить место водных ресурсов в
классификации видов ресурсов, восстановим схему
«Виды природных ресурсов» на доске. (Карточки и
магниты)
Виды природных ресурсов
______________________
____________________
_
_
_
__________
____________
_
_
_
_
_
– Определите место водных ресурсов в
классификации. (Они исчерпаемые, но
возобновимые).
– Что это значит?
2)
– Этот вид ресурсов с течением времени может исчерпаться, поэтому актуален следующий вопрос: «Каков объём водных ресурсов мира?». Чтобы ответить на этот вопрос выслушаем диктора и дополним опорный конспект недостающими статистическими данными. (включаю электронный учебник, а ученики слушая дополняют конспект).
«Объём вод Мирового океана _______. Объём пресных
вод ________. Из них ______ – это льды и примерно ______
подземные воды. Всего лишь ________ – это резервуары
с водой доступные человеку, т.е. реки, озёра,
водохранилища.»
– Что вы можете теперь сказать об объёме водных
ресурсов мира? Каков основной источник пресной
воды на суше? Да, реки.
3)
Сообщение о речном стоке выступает ученица у
доски, у карты (Приложение 1)
– Чтобы закрепить полученные знания подпишите на контурных картах по 5 государств недостаточного и 5 государств избыточного водоснабжения используя атласы.
Работа со статистическим материалом. (Приложение 3)
– Рассмотрите таблицу характеризующую водообеспечение различных стран и регионов . Проанализируйте её: сравните водообеспечение стран и регионов и водообеспечение на душу населения. Сделайте вывод и назовите причину данного факта. Запишите данный вывод в тетрадь.
Вывод:
1. Неравномерность распределения запасов
пресных вод.
2. Подверженность речного стока резким сезонным
колебаниям.
3. Различие в плотности населения.
4. Большая амплитуда колебания потребности в воде
населения в зависимости от местных
климатических условий.
5. Специализация местной экономики, связанная с
этим водоёмкости имеющихся отраслей.
4)
– В древности человек использовал – 12-18 л
воды в сутки.
В XIX в. – 40-60 литров.
В XXI в. Развитые страны на человека – 200-300 литров,
в крупных городах – 400-500 литров.(Нью-Йорк – 1000 л,
Париж – 500 л, Москва, С.-Петербург – 600 л. Хотя для
физического выживания человеку достаточно 2
литра в сутки. Почему такая разница?
Какие отрасли экономики используют воду в своих
технологических процессах?
(Сельское хозяйство, электроэнергетика,
химическая промышленность, металлургия,
жилищно-коммунальное хозяйство, транспорт)
– Выясним, соотношение разных отраслей
экономики как пользователей воды.
Для этого выслушаем сообщение __________.
(Мультимедийная презентация об использовании воды в экономике)
– Итак, какая же отрасль является ведущим потребителем водных ресурсов? Что происходит со свойствами воды после использования?
5)
– Перечислите проблемы, которые могут
возникнуть в связи с этим.
Все их можно объединить в самую главную – дефицит водных ресурсов.
– Работа по группам.
1 группа (ставлю название на парту) –
«Энергетики»;
2 группа – «Металлурги»;
3 группа – «Работники химической
промышленности»;
4 группа – «Работники сельского хозяйства»;
5 группа – «Экологи».
6 группа – «Работники ЖКХ».
– Ваша задача предложить пути решения дефицита водных ресурсов.
(Учащиеся думают, выступают )
– А вот такие пути решения дефицита водных ресурсов в мире предлагают учёные.
(на слайде:
1. Экономия на производстве и в быту.
2. Опреснение солёных морских и подземных вод.
3.Переброска речного стока.
4. Оборотное водоснабжение.
5. Транспортировка айсбергов.
6. Строительство водохранилищ.
7. Очищение сточных вод.
III. Закрепление изученного материала
Работа с тестом
– Чтобы проверить насколько вы усвоили материал урока, выполните тест (раздаю тест на листочках).
– Взаимопроверкой проверяем выполнение
IV. Подведение итогов урока
– Вернёмся к целям нашего урока. Что на уроке нами было сделано?
V. Домашнее задание
– Кто выполнил на «5»…
– Кто выполнил на «4»…
– Кто выполнил на «3»…..