Цель: выявить проблемы, пути и способы совершенствования работы по национально-патриотическому воспитанию школьников.
Задачи:
- изучить сложившуюся в школе систему работы по данному направлению;
- выявить интересы и запросы детей и учесть их при планировании работы;
- обновить содержание и формы работы по гражданско – патриотическому воспитанию учащихся, учитывая возможности взаимодействие педагогов, учащихся и родителей.
Участники: администрация и педагоги школы, представители ученического и родительского актива.
Подготовка:
- Создание инициативной группы по проведению педагогического совета.
- Подготовка экскурсии в школьный музей для участников педсовета.
- Анкетирование учащихся 9-11 классов (анкета прилагается).
- Изучение научно – методической литературы по обсуждаемой проблеме на МО классных руководителей.
- Составление инициативной группой проекта решения педсовета
Оформление, оборудование и
инвентарь: интерактивная доска, проектор,
подготовлены рабочие места для участников
заседания, мультимедийная презентация по теме
педсовета
(Приложение 1). На
доске оформлена таблица к практической части
педсовета.
ХОД ПЕДСОВЕТА
I. Работа педагогического совета начинается с посещения школьного музея и знакомства с экспозициями: «История школы в истории города», «170 -летию города Армавира посвящается». Обзорную экскурсию проводят ученики 9 «А» класса – члены Совета музея.
II. Вступительная часть
Краткое выступление директора школы о задачах и замысле педагогического совета
III. Информационно-теоретическая часть
Выступление заместителя директора по воспитательной работе.
“Как нет человека без самолюбия, – так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека...”
К.Д.Ушинский
Актуальность воспитания гражданственности и патриотизма обусловлено процессами в обществе, которые обострили проблемы национального экстремизма, оказывая негативное влияние на формирование патриотического сознания и гражданской позиции личности. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности, происходит переоценка жизненных ценностей, что актуализировало нравственный аспект в гражданском развитии личности, в формировании гражданина-патриота.
Патриотизм – это проявление любви не только к сильной и красивой, великой и могучей стране, а также к стране, которая переживает не лучшие времена: бедность, непонимание, раздор, или военные конфликты. Именно в наше время воспитание чувства патриотизма, гражданственности, ответственности за судьбу своей страны является одной из важнейших задач образования.
Гражданско-патриотическое воспитание является одним из приоритетных направлений в воспитательной работы нашей школы, для которого в школе имеются все условия: спортивный и тренажерный залы, специализированный кабинет ОБЖ, спортивная площадка для тренировок по прикладным видам спорта, отлично укомплектована материально-техническая база (по которой школа ежегодно занимает призовое место и награждается дипломами), 21 год работает школьный военно-исторический музей – на базе которого действует историко-краеведческий кружок, есть кружок «Меткий стрелок», военно-патриотический клуб «Связист», Школьный спортивный клуб «СКАУТ», имеется прекрасная библиотека с читальным залом, 17 спортивных секций и 8 кружков других направлений. Школа работает давно в этом направлении, имеет свой опыт, достижения. Высоких результатов достигают учащиеся школы не только в военизированных конкурсах, соревнованиях, но и в спорте, и все это благодаря преподавателю-организатору ОБЖ, преподавателям физкультуры, руководителю спортивного клуба «Скаут». Команды наших спортсменов участвовали во всех городских конкурсах, эстафетах, соревнованиях, а также по итогам этих соревнований в зональных, краевых и во всероссийских соревнованиях, где добивались высоких результатов по легкой атлетике, по баскетболу, стритболу, мини-футболу, шахматам. Неоднократно спортсмены школы занимали 1 места: во Всероссийских соревнованиях по легкой атлетике «Шиповка юных», в краевых соревнованиях по стритболу на приз губернатора Краснодарского края, по результатам Всекубанской Спартакиады – пять 1 мест по баскетболу в разных возрастных группах у мальчиков и девочек, четыре 2-х места – в Веселых стартах, три – 3-х места – в Настольном теннисе.
Высококвалифицированные педагоги успешно решают вопросы обучения и воспитания школьников, как граждан, патриотов своей Родины через уроки, внеклассные мероприятия, спортивные соревнования, военизированные эстафеты. Созданы в школе и соответствующие условия для формирования чувств любви к своей Родине, краю, городу, школе, своей семье, для развития интереса к спорту, военной профессии. Благодаря этому в 2009 году школа заняла 1 место по гражданско-патриотическому воспитанию молодежи среди общеобразовательных учреждений города и 2 место в зональном военно-патриотическом конкурсе. Но это результат работы не одного года, она началась, гораздо раньше. В 2003 году у школы появилась своя символика: Герб, Флаг, гимн и положение о символике школы. Был создан Совет по военно-патриотическому воспитанию.
Преподавателем-организатором была разработана и изготовлена конструкция ММСТ (малогаборитного многоцелевого стрелкового тира) и блока с подвижной целью, которая применялась на занятиях по стрелковой подготовке. Это позволило добиваться учащимся высоких результатов в городских соревнованиях по стрельбе. На базе нашей школы прошел семинар-практикум для директоров образовательных учреждений города по теме «Воспитание гражданственности и патриотизма у школьников». По итогам работы и участия в основных мероприятиях по подготовке юношей к военной службе и военно-патриотическому воспитанию молодежи в течение трех лет с 2003 года коллектив МОУ – СОШ № 19 занимал первые места среди общеобразовательных учреждений города Армавира. С 2006 года на основании представленных материалов – проектов, отражающих системный подход к решению актуальных проблем образовательной деятельности и решения городского экспертного Совета школе № 19 был присвоен статус городской экспериментальной площадки по приоритетной проблеме: «Воспитание школьников на патриотических традициях российской истории»
Цель эксперимента: воспитание достойного гражданина своей родины.
Условия эксперимента: История школы, традиции школы, поисковая и шефская работа в микрорайоне школы, в котором проживают ветераны ВОВ.
Содержание эксперимента:
Воспитание патриотов через:
– урочную и внеурочную деятельность
педагогического коллектива;
– соблюдение и проведение традиционных
мероприятий;
– сохранение музея, как центра
военно-патриотического воспитания школьников;
– продолжение исследовательской и поисковой
работы в микрорайоне школы;
– подготовка и поступление выпускников школы в
военные учебные заведения;
– проведение праздников и соревнований,
посвященных военно-патриотической работе.
Результат эксперимента:
– создание в школе оптимальных условий
для формирования личности с высоким чувством
патриотизма, любви к Родине, готовности служить
Родине;
– издание печатного материала из опыта работы
педагогического коллектива школы по направлению
«Воспитание гражданственности и патриотизма у
школьников»
– итог патриотического воспитания школьников
заключается в том, чтобы повседневным смыслом
каждого подрастающего человека стало
наполненное благородством и уважением к России.
Как же мы воспитываем патриотизм? Сегодня в системе образования РФ существуют разные направления, формы и методы патриотического воспитания учащихся. В рамках реализации мероприятий государственной программы "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы", в соответствии с комплексным планом по подготовке юношей к военной службе г. Армавира, планом основных мероприятий школы по военно-патриотическому воспитанию учащихся, планом военно-шефской работы с воинской частью № 41678 работа по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся велась по следующим направлениям деятельности:
1 направление. Воспитание на боевых традициях народа и Вооруженных Сил.
Данное направление включает в себя следующие мероприятия:
- Мероприятия по увековечиванию памяти павших в борьбе за независимость нашей Родины (Традиционная ежегодная Вахта памяти у Вечного огня 9 мая учащихся АГО КК ДОО Пионеров Кубани).
- Проведение уроков Мужества, классных часов к Дням Воинской славы, встреч с ветеранами Великой Отечественной войны. Поздравление и выступление с концертами перед ветеранами войны и труда микрорайона школы, интерната для ветеранов ВОВ и труда. Шефская помощь.
- Сбор материала о судьбе своих предков, родственников – участников ВОВ, локальных войн. Знакомство с семейными реликвиями, хранящими память о ВОВ.
- Празднование памятных дат, проведение выставок, викторин, конкурсов, просмотров видеофильмов.
- Проведение конкурсов военно-патриотической песни, смотров строя и песни, военно –
Спортивных соревнований, а также других праздничных мероприятий (концертов), посвященных великим праздникам.
- Посещение музея центра подготовки летчиков, музея спецназа;
- Посещение воинской части № 41678
- Проведение мероприятий активом организации АГО КК ДОО «Пионеры Кубани».
- Участие в кросс-походе, посвященном освобождению города Армавира от немецко – фашистких захватчиков.
В патриотическом воспитании подрастающего поколения велика роль ветеранов Великой Отечественной войны и локальных войн, военнослужащих, работников правоохранительных органов. Традиционным является связь со школой ветеранов ВОВ и труда, проживающих в микрорайоне школы. Все ветераны закреплены за классными коллективами, которые шефствуют над ними, поздравляя со всеми праздниками, помогая. Выступления на уроках мужества, их рассказы о сражениях с врагом, о подвигах боевых друзей часто служат толчком к началу или активизации поисковой работы. При их поддержке и помощи создается Книга памяти. Ежегодным стало приглашение их на праздничный концерт, посвященный Дню Победы, с чаепитием 8 мая, традиционно проводятся встречи с участниками Великой Отечественной войны, участниками локальных войн и военных конфликтов к Дням воинской славы.
Возрождается в школе Тимуровское движение, направленное на оказание помощи ветеранам войны и труда, инвалидам, пожилым людям, всем, кто в ней нуждается.
Учащиеся школы принимали активное участие в Акции «Подарок солдату» (которая проводится ежегодно) поздравляли не только военнослужащих нашей подшефной воинской части № 41678, но и частей № 6761, № 12258 города Владикавказа, о чем свидетельствуют благодарственные письма, присланные на имя директора школы командирами воинских частей. Постоянным стало участие учащихся нашей школы в городском конкурсе военно-патриотической песни, традиционно посвященного годовщине освобождения города Армавира от немецко – фашистких захватчиков, 5 лет подряд группа учащихся вокальной студии занимаем призовые места. Ежегодно традиционно проходят в школе конкурсы инсценированной песни «Этих лет не смолкнет слава…», литературно-музыкальные гостиные «У войны неженское лицо», «Дети войны», конкурсы чтецов «В огне войны», конкурсы рисунков, плакатов, газет «На страже Отечества» к Дням воинской славы.
Опорной базой, площадкой для формирования настоящих защитников Отечества, патриотов Родины является юнармейское движение: традиционно проходят слеты, смотры строя и песни, военно-спортивные игры «Зарница», соревнования «А, ну-ка, мальчики!», «Вперед, мальчиши!», соревнования «А ну-ка, мальчики!», конкурсы допризывной молодежи «Учись защищать Родину!» (для уч-ся 9-11 кл.).
2 направление. Историко-краеведческая работа
Знание истории своего края обогащает духовно, развивает чувство патриотизма, гордости за свой народ. В этом направлении проводятся разнообразные мероприятия:
– экскурсии в городской краеведческий
музей, школьный музей,
– уроки-знакомства с историко-архитектурными
памятниками города и края;
– изучение декоративно-прикладного искусства:
народного костюма, обычаев и праздников;
– оформление стенгазет "Страницы истории
родного края", "К родному краю с любовью";
– конкурсы лучших чтецов «С чего начинается
родина?»;
– посещение Армавирского драматического театра,
просмотр спектаклей;
– экскурсии по живописным местам края;
– посещение выездных выставок краеведческих
музеев края;
– уроки качества.
3 направление. Работа школьного военно-исторического музея
Одним из приоритетных направлений в деятельности образовательных учреждений является краеведение. Учащиеся совместно с руководителем музея:
- Собирают материал о подвигах армавирцев – участников военных событий и оформляют его в картотеку материалов о ветеранах ВОВ и локальных войн.
- Составляют и ведут Книгу Памяти.
- Охраняют памятники истории родного города, школы.
- Проводят культурно-массовую работу среди учащихся школы.
- Проведение музейных уроков.
- Проведение экскурсий для учащихся 1-11 классов, педагогов, родителей, общественности города (в соответствии с тематикой стендов, основным разделам, экспозициям музея и к Дням Воинской славы).
Тематика экскурсий: «История МОУ–СОШ №19», «Город Армавир в годы Великой Отечественной войны», «Эхо войны», «Полководцы и военноначальники Второй Мировой войны», «Георгий Константинович Жуков – великий полководец», «Армавирцы – Герои Советского Союза», «Герою – Лене Горб посвящается», «По местам боевой славы» (рассказ о находках учащихся в местах боев под Армавиром).
Традиционно важное место в системе воспитательной деятельности школы занимает школьный музей. И поэтому мы совсем не случайно начали работу педсовета с посещения школьного музея. Именно поисково – краеведческая работа способствует обращению сегодняшнего школьника к традициям своего народа. Через участие в экспедициях по сбору информации, составление Книги Памяти идет приобщение к нравственным идеалам и принципам, героически-трудовому опыту поколений. Музей школы был открыт в 1988 году в честь 70-летия ВЛКСМ. Ему был присвоен профиль военно-исторического. В музее находятся свыше 1200 экспонатов, 25 стендов, 15 экспозиций, накоплено свыше 60 биографических карточек, отражающих боевой и трудовой путь наших земляков – ветеранов ВОВ. Наряду с биографическими справками, фотографиями, в экспозиции помещены подлинные документы времен ВОВ, памятные вещи. В музее оформлен стенд, на котором представлены фотографии ветеранов ВОВ. Основная цель работы школьного музея: создание условий для развития познавательной активности и коммуникативной культуры учащихся, а также активной гражданской патриотической жизненной позиции, направленной на сохранение исторических, культурных и нравственных ценностей и традиций истории малой родины, их приумножение и развитие.
4 направление. Формирование правовых знаний
Гражданин должен не только любить свою родину, но и знать и уметь защищать свои права.
– уроки обществознания (с 6 класса),
экономики, права;
– изучение правил поведения в школе и
общественных местах;
– школьный лекторий «Закон и порядок» (встречи с
представителями правоохранительных органов,
психологической службы, ГИБДД, медработниками);
– встречи с представителями суда и прокуратуры;
– общешкольные мероприятия;
– работа Совета профилактики правонарушений
среди несовершеннолетних;
– работа Совета школы;
– работа Штаба воспитательной работы.
5 направление. Воспитание на культурных традициях народа
– уроки гуманитарного цикла;
– Факультатив «основы православной культуры»;
– организация и проведение тематических
вечеров, бесед;
– изучение обычаев, традиций, праздников своего
народа;
– изучение своей семьи, составление
генеалогического дерева семьи;
– организация и проведение диспутов, дискуссий
на нравственные и этические темы.
Все эти мероприятия повышают интерес учащихся к истории Отечества, дают понимание значимости роли простого человека в исторических событиях, способствует воспитанию уважительного отношения к старшему поколению, любви к Родине, чувству долга и патриотизма.
Особое место в гражданско-патриотическом воспитании занимает дополнительное образование. Оно расширяет разновозрастное и межнациональное взаимодействия в творческих объединениях: будь это студия изобразительного искусства, танцевальный коллектив, вокальная студия или спортивная секция. Учащиеся школы участвуют в спортивных объединениях, посещают школьные спортивные секции (легкая атлетика, баскетбола, настольный теннис, волейбол и другие). В школе созданы необходимые условия для занятий спортом. Коллектив МОУ – СОШ № 19 взаимодействует в работе по гражданско – патриотическому воспитанию с разными учреждениями города (схема взаимодействия школы с социальной средой): дополнительного образования, учреждениями культуры, спорта и другими, которые посещают наши учащиеся, о чем свидетельствует мониторинг занятости, который составляет 94,5%.
Огромная роль в воспитание гражданственности и патриотизма у школьников лежит на плечах классных руководителей, которые координируют деятельность детского коллектива и, организуя совместно с активом класса, в соответствии с годовым планом, общешкольные мероприятия по данному направлению работы, знакомят учащихся с символикой России, Краснодарского края, города Армавира, школы, проводят классные часы, уроки мужества, организуют встречи с ветеранами и военнослужащими, проводят большую экскурсионную работу по памятным и историческим местам, знакомя учащихся с памятниками культуры, заповедными уголками Краснодарского края.
Младший школьный возраст наиболее восприимчив для эмоционально-ценностного, духовно-нравственного развития, гражданского воспитания, недостаток которого трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в это время отличается большой психологической устойчивостью. Своим опытом в работе по возрождению тимуровского движения в классном коллективе поделиться с вами председатель МО классных руководителей 1-4 классов (Выступление «Мы – юные тимуровцы»).
Если заложенные в младшем школьном возрасте аспекты патриотизма являются фундаментом, то подростковый возраст – мировоззренческой базой будущего гражданина.
Но статистика свидетельствует о росте среди старшеклассников негативного отношения к понятиям гражданского долга, ответственности перед обществом, коррозии патриотических и гражданских идеалов. Для выявления уровня гражданственности и патриотизма было проведено анкетирование среди учащихся 9-11 классов, в котором приняли участие 153 человека. Анкета «Патриот и гражданин» (Приложение 2). Результаты анкетирования видны на диаграмме (слайд 15). При достаточно высоких результатах тестирования, ответы на некоторые вопросы заставляют задуматься. Так на вопросы: «Я многим обязан своей стране» (3% учащихся ответили «нет»), «Есть нации и народы, которые не заслужили, чтобы к ним хорошо относились» (7% – «да»), «Я хотел бы съездить в другие страны, но жить я предпочитаю в своей» (9% – «нет»). Сейчас развенчивают и критикуют разные стороны нашей истории, имена. А кто не уважает своей родины, тот не уважает себя, тот не имеет права на уважение к себе со стороны других лиц. Сегодня мы прекрасно понимаем: патриотическим воспитанием нашей молодежи надо серьезно заниматься. Ведь нам, поколениям, которые с пеленок воспитывались на почве любви и преданности своему Отечеству, отнюдь не безразлично кто придет нам на смену.
IV. Практическая часть
Для дальнейшего совершенствования работы по воспитанию гражданственности и патриотизму у школьников присутствующим предлагается принять участие в составление плана совместных действий педагогического, ученического и родительского коллективов. Используя метод «Мозгового штурма», участники педсовета по кругу высказывают свои предложения, которые заносятся в начерченную на доске таблицу:
№ п/п |
Мероприятия для дальнейшего совершенствования работы по воспитанию гражданственности и патриотизма у школьников |
Для кого проводится |
Ответственные за проведение мероприятия |
||
Учащиеся |
Родители |
Педагоги |
|||
|
|
|
|
|
|
Обработанные в дальнейшем инициативной
группой данные таблицы будут учтены при
составлении Комплексной программы по
гражданско-патриотическому воспитанию, при
составлении общешкольного плана воспитательной
работы и станут основой для планирования работы
в классах.
Для разработки данной программы и
совершенствования работы по воспитанию
гражданственности и патриотизма учащихся
участникам педсовета предлагаю принять участие
в составлении плана совместных действий.
V. Заключительная часть
Итоги всех проведенных мероприятий
свидетельствуют о том, что прогрессирует процесс
становления системы патриотического воспитания,
а мероприятия, направленные на воспитания
гражданственности и патриотизма у школьников
приняли системный характер в связи, с чем нужно
разработать и принять «Комплексную
воспитательную программу работы школы по
гражданско-патриотическому воспитанию на 2010-2015
год», включив в нее план мероприятий, посвященный
65-летию Победы. Рассмотреть программу на
заседаниях МО, создав систему массовых
общешкольных, классных мероприятий совместно с
педагогами, с родителями и учащимися,
продолжая работу по организации совместной
общественно-значимой гражданско-патриотической
деятельности родителей и учащихся.
Обсуждается и утверждается решение
педагогического Совета:
Проект решения педагогического совета:
- Одобрить работу педагогического коллектива школы по воспитанию гражданственности и патриотизма у школьников. Совершенствовать и разнообразить формы и методы работы по данному направлению, выявляя и используя в практической деятельности позитивный опыт гражданско-патриотического воспитания, сохраняя традиции школы.
- Выбрать инициативную группу для реализации плана гражданско-патриотического воспитания, посвященного 65-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне.
- Заместителю директора по ВР и инициативной группе педагогического совета, разработать и утвердить «Комплексную воспитательную программу работы школы по гражданско-патриотическому воспитанию на 2010-2015 год», рассмотрев ее на заседаниях МО, создав систему массовых общешкольных, классных мероприятий совместно с педагогами, с родителями и учащимися, продолжая работу по организации совместной общественно-значимой гражданско-патриотической деятельности родителей и учащихся.
- При планировании и организации воспитательной
работы на 2 полугодие 2009 –2010 учебного года:
– продолжить проводить внеклассные и общешкольные мероприятия по гражданско-патриотическому воспитанию;
– учитывать особенности учащихся 1–11-х классов в целях определения потребностей и интересов участников вопитательно-образовательного процесс;
– использовать в работе с учащимися разнообразные педагогические, информационные технологии, мультимедиа, интернет, ДВД, а также документальные, художественно-исторические фильмы;
– приглашать для участия в мероприятиях ветеранов ВОВ, тружеников тыла, участников локальных войн, выпускников-военнослужащих и курсантов военных училищ, а также родителей учащихся. - Ежегодно проводить анкетирование учащихся по гражданско – патриотическому воспитанию, с целью выявления уровня гражданской позиции учащихся.
- Обобщить опыт работы военно – исторического музея.