Число учащихся начальной школы, не справившихся с требованиями стандартов школьной программы, за последние 20 лет возросло в 2, 2.5 раза – это 30% детей. Такой же процент в России наблюдается по увеличению детей с психическими расстройствами.
Изучение ребенка, имеющего проблемы в развитии, не заканчивается обследованием городской психолого-медико-педагогической комиссией. Оно продолжается в том образовательном учреждении, где обучается данный ребенок. Комплексное изучение ребенка, выбор наиболее адекватных проблеме ребенка методов работы, отбор содержания обучения с учетом индивидуально-психологических особенностей детей осуществляет школьный психолого-медико-педагогическип консилиум (ПМПк).
Целью ПМПк является создание целостной системы, обеспечивающей оптимальные психолого-педагогические условия для детей с трудностями в обучении в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, уровнем актуального развития, состоянием соматического и нервно-психического здоровья.
Задача школьного консилиума — выбор дифференцированных педагогических условий, необходимых для обеспечения общей коррекционной направленности учебно-воспитательного процесса, включающей активизацию познавательной деятельности детей, повышение уровня их умственного и речевого здоровья, сохранение и поддержание здоровья, нормализацию учебной деятельности, профилактику и коррекцию негативных тенденций эмоционально-личностного развития.
Основными направлениями деятельности ПМПк являются просветительская работа, консультационная, профилактическая, диагностическая, организационно-методическая и мониторинговая деятельность.
Просветительская работа предполагает:
- проведение постоянно действующего семинара «Школа для родителей», участие в общешкольных и классных родительских собраниях;
- повышение теоретического и профессионального уровня педагогического состава школы по вопросам коррекционной педагогики и специальной психологии через организацию :
- проведение семинаров, МО, педчтений, целенаправленную организацию самообучении педагогов и т.д.
Консультационная работа предполагает:
- консультирование родителей, педагогических, медицинский и социальных работников, непосредственно представляющих интересы ребенка в семье и образовательном учреждении.
Профилактическая работа предполагает:
- раннее выявление детей, имеющих проблемы в развитии;
- индивидуальное и групповое консультирование, просвещение родителей по результатам диагностирования детей группы риска.
Диагностическая работа предполагает:
- комплексное, систематическое и целенаправленное обследование детей, имеющих отклонения в физическом, интеллектуальном и эмоциональном развитии, трудности в обучении поведении, адаптации к школьной среде;
- выявление резервных возможностей ребенка, разработка рекомендаций педагогам для осуществления индивидуального, дифференцированного подхода в процессе коррекционно-развивающего обучения.
Организационно-методическая работа предполагает:
- организацию и проведение консилиума;
- подбор диагностического инструментария для педагогического и психологического мониторинга;
- проведение диагностики и обработку результатов;
- фиксацию данных результатов в карту развития ребенка;
- организацию взаимодействия между педагогическим составом школы и специалистами, участвующими в деятельности школьного консилиума;
- разработку, апробацию авторских, компилятивных программ;
- подготовку подробного заключения о состоянии развития и здоровья обучаемого для представления на городскую психолого-медико-педагогическую комиссию.
Мониторинговая деятельность предполагает:
- отслеживание динамики развития и эффективности индивидуальных коррекциоино-развивающих программ;
- перспективное планирование коррекционно-развивающей работы и оценку ее эффективности.
Обследование детей с ограниченными возможностями здоровья
Обследование детей с ограниченными возможностями здоровья проходит в школе по перечню предложенных материалов «Комплект рабочих материалов для деятельности ПМП службы» под редакцией М.М.Семаго. Новым в предложенных материалах является перечень следующих бланков:
1. Перспективное планирование плановых заседаний ПМПк МОУ СОШ№12 на 2007-2010г.
№п\п | Фамилия, имя учащегося | Форма обучения, класс | Заключение консилиума | Сроки |
Иванов И. | 4в индивидуальная | 1. Психолого-педагогическое наблюдение. 2. Посещение логопункта. 3. Посещение занятий БОС-здоровья. |
Январь 2009г | |
2. Вторичное обследование детей с ограниченными возможностями здоровья
1) Заключение психолого-медико-педагогического консилиума МОУ СОШ №12
Фамилия, имя
ребенка_______________________________________________________
Дата рождения______________________________________________________________
Дата проведения
консилиума__________________________________________________
Формулировка вопроса педагога или родителей
- первичное обращение___________________________________________________________
- оценка динамики обучения и коррекции психофизических особенностей и познавательных интересов по итогам триместра (полугодия,___________________ учебного года). Выполнение индивидуального плана коррекционно-развивающей работы учителем, родителями. Рекомендации на следующий этап обучения (продолжение, как в 1 заключении)
2) План коррекционно-развивающей работы с учащимся_________класса________
План коррекционно-развивающей работы с уч-ся класса _____________
Ф.И ___________________________________________________
Специалисты | Рекомендации педагогам и родителям |
Кл.руководитель _______________ _______________ |
|
Психолог _____________ _____________ |
|
Учитель-логопед _______________ _______________ |
|
Соц педагог _____________ _____________ |
|
Учитель предметник _____________ _____________ |
|
Учитель предметник _____________ _____________ |
|
ОЗНАКОМЛЕН(А) «___»_________________200___г
Подпись родителей________________________________
3) Карта развития детей с ограниченными возможностями здоровья (инвалиды и учащиеся, находящиеся на индивидуальной форме обучения )
Психолого-педагогическая карта учащегося
Фамилия, имя: __________________________________
Дата рождения: __________________
Школа: № _________ класс: _________ тип
класса:___________________
Психолого-педагогические особенности развития личности учащегося на начальном этапе обучения:
Уровень готовности к школьному обучению | Особенности протекания процесса адаптации к школе | Динамика уровня интеллектуального развития | Способности учащегося по основным предметам |
Педагогическая диагностика:
Заполняют учителя-предметники |
Заполняет классный руководитель | ||
Класс | Уровень актуального развития | Зона ближайшего развития | Сфера нарушений школьной адаптации |
Русский язык | |||
2 класс | Сложности в обучении, воспитании: | ||
Литературное чтение. | |||
2 класс | Трудности в освоении норм поведения: | ||
Математика | |||
2 класс | Сложности в развитии учебно-интеллектуальных УН | ||
Ознакомление с окружающим миром. | |||
2 класс | Особенности социальных контактов: | ||
Психологическая диагностика:
Познавательная сфера | Личностные особенности | Мотивационно-волевая сфера |
Биологические факторы: ________________________________________________________________________________
Дополнительные сведения (участие в конференциях, олимпиадах; грамоты, награды/занятость в системе дополнительного образования):
1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс | 5 класс |
Рекомендации по сопровождающей работе:
________________________________________________________
Учитель:
Классный руководитель:
Психолог:
Методические материалы по сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья
1. Нормативно-правовая документация, регламентирующая деятельность специальных (коррекционных) классов 7 вида:
1.Закон РФ «Об образовании»;
2.«Типовое положение об общеобразовательном
учреждении» (Постановление правительства РФ от
19.03.01 г №196);
3.Положение о специальных (коррекционных)
классах.
4.Приказа по школе «Об организации работы
специальных (коррекционных) классов».
2. Педагогический мониторинг развития учащихся специальных (коррекционных) классов
1) Индивидуальное развитие:
А) Характеристика учащегося _______класса.
Б) Карта развития:
- Коммуникативные навыки.
- Самостоятельность.
- Самодисциплина.
- Интеллектуальное развитие.
- Лист динамики состояния учащегося ____класса_____в 2008-2009 уч.году
- Предметные умения и навыки: русский язык, математика, техника чтения.
- Результаты обученности по русскому языку (по результатам контрольных работ) на _уч.год.
- Результаты обученности по математике (по результатам контрольных работ) на _уч.год.
- Успеваемость учащегося ( на конец 1 , 2, 3 трим).
- Коррекционная работа с учащимся __________(все педагоги). (Приложение 1)
Мониторинг развития учащихся специального (коррекционного) класса 7 вида.
А) Состояние здоровья учащихся _ класса.
Б) Социальный статус семей учащихся _ класса.
В) Социально-психологическая характеристика
класса.
Г) Карта наблюдения за специальным
(коррекционным) классом.
Д) Диагностическая ведомость общеучебных умений
и навыков для дифференцированного обучения
школьников
Е) Отчет о контроле за выполнением рекомендаций
по пролечиванию учащихся у специалистов
согласно диагнозу.
Ж) Лист динамики состояния учащихся на ___уч.год
2) Психологическое сопровождение учащихся специального (коррекционного) класса
А) Карточка индивидуального развития ребенка.
Б) Индивидуальный план
коррекционно-психологической помощи.
В) Карта отслеживания динамики развития учащихся
_________класса на ____полуг
Г) Психолого-педагогическая карта.
3) Логопедическое сопровождение учащихся специального (коррекционного) класса.
А) Динамика коррекционной работы по дисграфии.
Б) Перспективный план коррекционной работы с
учащимся С(К)К (3этап обучения) Соболевым
Владиславом
В) Динамика состояния учащегося____
Г) КРО исследование сенсомоторного
уровня речи.
Д) Лист коррекционных занятий.
Список литературы:
- Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития. М„ 1982 .
- Альманах психологических тестов. М., 1986.
- Паскакова И. Л. Внимание дошкольника, методы его изучения и развития. Изучение внимания школьников. М., 1995.
- Власова Т. А. Лубовский В. И. и др. Дети с задержкой психического развития. М., 1984.
- Демьянов 10. Г. Диагностика психических нарушений: Практикум. Спб., 1999.
- Сарпова Г. А., Артемьева Т. П. Педагогическая диагностика учащихся с ЗПР. Екатеринбург, 1995.
- Чарковская И. Ф. Задержка психического развития. Клиническая и нейропсихологическая диагностика. М., 1993.
- Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе. М., 1998.
- Битяиова М. Р. Работа психолога в начальной школе. М., 1998.
- Выготский Л. С. Мышление и речь. М, 1956.
- Лурия А. Р. Высшие корковые функции человека. М., 1969.
- ЛурияА. Р., Цветкова Л. С. Нейропсихологичсский анализ решения задач. N4., 1966.
- Насонова В. И. Анализ психофизических механизмов затруднений в овладении чтением и письмом у детей с задержкой психического развития: Дис. ...канд пед.наук. М., 1985.
- Овчарова Р. В. Справочная книга школьного психолога. М., 1996.
- Психолого-методико-педагогическое обследование ребенка: Комплект рабочих материалов / Под ред. М.М. Семаго. М., 1999.
- Цветкова Л. С. Восстановительное обучение при локальных поражениях мозга. М. 1972.
- Цветкова Л. С. Нарушение и восстановление счета при локальных поражениях мозга. М., 1972.
- Шевченко Н. К. Организация системы коррекциоппо-развивающего обучения для детей с ЗПР // Дефектологии. 1998. №5.