Как открывать новые знания вместе с детьми. Суффикс. Определение суффикса

Разделы: Русский язык, Начальная школа


Задачи:

  • познакомить с определением суффикса и его ролью;
  • формировать интерес к слову;
  • воспитывать чувство коллективизма, сопереживания, взаимопомощи;
  • развивать умение классифицировать, обосновывать свой ответ, делать выводы.

Оборудование, дидактический материал: магнитофон;  карточки со словами для работы в паре; рисунок солнышка и тучки (у каждого);  сигнальные круги черного, жёлтого, синего, красного цвета для самооценки (у каждого); таблички с суффиксами; кроссворд; правила работы в паре; рисунок улыбающегося солнышка; медали «Знаток русского языка», «За успехи в изучении русского языка»; кружки красного цвета для словарной работы; тесты для проверки знаний (у каждого).

ХОД УРОКА

I. Организационный момент. Психологическая минутка

 – Сегодня у нас на уроке гости. Повернитесь и улыбнитесь гостю.
–  Повернитесь к доске, улыбнитесь мне, садитесь.
– Вы любите преодолевать трудности? Трудность преодолевается, если человек делает всё с хорошим настроением, с хорошими мыслями.
– Давайте послушаем себя. Позволит ли ваше настроение сегодня преодолеть трудности на нашем уроке?
– У каждого на парте лежит солнышко и тучка. Если у вас хорошее настроение – покажите солнышко, если плохое – тучку.
–  Попробуем исправить настроение у ребят? (Комплимент, улыбка)
– Девиз нашего урока сегодня (написан на доске): «Никто не знает так много, как все мы вместе»

II. Словарная работа

–  Разгадаем кроссворд по загадкам, выделим красным кружком опасное место в слове

                        7

1                      С О Б А К А
2          К О  Р О В А
3                      С  О  Р  О  К  А
4                      Т  Е   Т  Р  А  Д  Ь
5                   З А Я Ц
6                      В  О  Р  О  Н  А

– Нет ли лишнего слова? (Тетрадь)
–  Почему? (Слово отвечает на вопрос что?)
– Что общего у слов? (Все являются именами существительными)
– Составьте вопросительное или восклицательное предложение с одним из слов.

III. Актуализация знаний. Определение темы и цели урока

– Какое слово высветилось под цифрой 7 по вертикали? (Состав)
– Вы должны были  дома поработать  со словарём и узнать значение этого слова (состав числа, офицерский состав, прицепленные друг к другу вагоны).
– О каком составе мы будем говорить на уроке? (Состав слова)
– Какие части слова вы знаете? (Корень и окончание)
– Кто хочет задать вопрос по этой теме?  (Что такое корень? Что такое окончание? Какие слова называются однокоренными? Для чего служит окончание? и др.)
– Тему  сегодняшнего урока я представлю тремя вопросительными предложениями: (Приложение)
– Что такое суффикс?
– Для чего нужен суффикс?
– Какие бывают суффиксы? (на доске переворачиваются таблички с вопросами)
– Давайте выясним, на каком уровне ваши знания по этой теме: (на партах у каждого кружки)
Чёрный – ничего не знаю, не слышал
Синий – имею представление, что-то слышал.
Жёлтый – хорошо разбираюсь
Красный – всё знаю, могу помочь другим (Приложение)
– Чтобы ответить на все эти вопросы, мы можем пойти разными путями:

  • просто открыть учебник и прочитать готовое правило;
  • самим вывести это правило.

 – Каким путём мы пойдём? (Сами выведем  правило)
– Перед началом работы немного отдохнем

Физминутка  (танцевальная под музыку)

IV. Наблюдение. Открытие новых знаний и умений

(на доске) садик, столик, домик.

Что заметили? Есть что-то общее в словах?  (ИК)
– Может быть, это однокоренные слова, и ИК является корнем? Давайте выясним.
– Как найти корень? (Подобрать однокоренные слова, выделить одинаковую часть; вывод: ИК – это не корень)
– Возможно, ИК – это окончание? (Путем исследования, изменения формы слов учащиеся выясняют, что ИК не является окончанием)
Сад – садик. Садик – это новое слово или форма слова сад? (Новое слово)
–  Что сделало слово другим? (Частица ИК)
– Вы уже догадались, как называется эта частица? (Это и есть суффикс – открытие нового знания)
– Для чего нужен суффикс?  Где стоит в слове? (Ответы детей)

V. Формулирование учащимися  правила. Сравнение с текстом в учебнике

– Попробуйте сформулировать, что же такое суффикс?

  • Часть слова
  • Служит для образования новых слов
  • Стоит за корнем

– Посмотрите, как выделяется суффикс в слове (уголок, похоже на крышу домика)
– Сравним нашу формулировку с формулировкой в учебнике (стр. 87, учебник  С.В.Иванова по программе «Начальная школа XXI века»)

VI. Закрепление. Практическая работа в парах

– Хотите узнать, какие ещё бывают  суффиксы, и какими они могут делать слова?  Для этого выполним задание на карточке (Приложение)
Дополнительное задание повышенной трудности (*) – придумать свои  слова с данными суффиксами  (по желанию)
– Помните правила работы в паре: (Приложение)

  • Думаю сам
  • Обсуждаю с товарищем
  • Говорю классу

– Прочитайте первую пару слов. Какое получилось слово? Какая часть слова сделала слово ласковым? Назовите суффикс (-ушк)
– У кого ещё есть ласковые слова? Какой суффикс помог? (-юшк, -еньк, -оньк, -очк, -ечк)
– Слова с такими суффиксами часто употребляются в сказках, народных песнях, потешках. (Приводят примеры).
– Кто из вас использует в своей речи ласковые слова? Назовите своего соседа ласковым именем. (Катенька, Иринушка, Сашенька и т.д.)  Приятно, правда?
– У кого есть слова с суффиксом -ок?  Какие ещё суффиксы сделали слова маленькими? (На доску постепенно вывешиваются таблички с суффиксами)
– Все эти суффиксы называются уменьшительно-ласкательными, и любят их в стране Лилипутов, а  вот в стране Великанов любят совсем другие суффиксы. Вы догадались, какие? (-ищ).  Назовите слова, образованные с помощью этого суффикса

VII. Игра «Побудь волшебником»

– Тот, у  кого окажется эта палочка, становится волшебником и превращает слова в названия маленьких предметов.
Гриб, стул, стакан, хвост, мост, лес, рот, палец, книга, ложка.

VIII. Творческая работа

– Пользуясь изученными суффиксами, попробуйте изменить стихотворение, сделайте его  ласковым (устно)
Мама сказала: «Дочь, вставай. Солнце уже встало.
В школу отправляться время настало».
Вывод: суффикс делает нашу речь более красивой и выразительной.

IX. Домашнее задание по выбору

Стр.88. упр.5:

1. Из данного рассказа нужно выписать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
2. Творческое задание. Сочинить рассказ о домашнем животном, используя  слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

X. Проверка полученных знаний

 Тест  (Приложение)

А. Суффикс – это:

1) часть речи;
2) часть слова

Б. Суффикс служит:

1) для образования новых слов;
2) для связи слов в предложении

С. Суффикс стоит:

1) в конце слова;
2) после корня

– Проверка теста по таблице (Приложение). Самооценка по шкале (линеечка Цукерман)

XI. Подведение итога урока. Рефлексия

– Давайте подведём итоги и снова вернёмся к нашей теме.
– На каком уровне сейчас ваши знания. Покажите сигнальный круг.
– Кто хочет выйти  к доске и рассказать про суффикс?
– Ты сегодня показал себя знатоком русского языка, за это  я вручаю тебе медаль. Знатоками русского языка показали себя … (учитель перечисляет имена детей и вручает им медали)
– Остальным ребятам вручается медаль за успехи в изучении русского языка. (Приложение)
Мне радостно, что  мы сегодня смогли вместе сделать столько открытий. Когда я говорю «радость», то представляю светлое, улыбающееся солнышко (на доске появляется рисунок солнышка). (Приложение)
 А с каким настроением вы уйдёте с урока? (дети показывают солнышко или тучку, выясняется,  почему изменилось настроение)
– Урок окончен.