Задачи:
- познакомить с определением суффикса и его ролью;
- формировать интерес к слову;
- воспитывать чувство коллективизма, сопереживания, взаимопомощи;
- развивать умение классифицировать, обосновывать свой ответ, делать выводы.
Оборудование, дидактический материал: магнитофон; карточки со словами для работы в паре; рисунок солнышка и тучки (у каждого); сигнальные круги черного, жёлтого, синего, красного цвета для самооценки (у каждого); таблички с суффиксами; кроссворд; правила работы в паре; рисунок улыбающегося солнышка; медали «Знаток русского языка», «За успехи в изучении русского языка»; кружки красного цвета для словарной работы; тесты для проверки знаний (у каждого).
ХОД УРОКА
I. Организационный момент. Психологическая минутка
– Сегодня у нас на уроке гости. Повернитесь
и улыбнитесь гостю.
– Повернитесь к доске, улыбнитесь мне,
садитесь.
– Вы любите преодолевать трудности? Трудность
преодолевается, если человек делает всё с
хорошим настроением, с хорошими мыслями.
– Давайте послушаем себя. Позволит ли ваше
настроение сегодня преодолеть трудности на
нашем уроке?
– У каждого на парте лежит солнышко и тучка. Если
у вас хорошее настроение – покажите солнышко,
если плохое – тучку.
– Попробуем исправить настроение у ребят? (Комплимент,
улыбка)
– Девиз нашего урока сегодня (написан на доске): «Никто
не знает так много, как все мы вместе»
II. Словарная работа
– Разгадаем кроссворд по загадкам, выделим красным кружком опасное место в слове
7
1 С О Б А К А |
2 К О Р О В А |
3 С О Р О К А |
4 Т Е Т Р А Д Ь |
5 З А Я Ц |
6 В О Р О Н А |
– Нет ли лишнего слова? (Тетрадь)
– Почему? (Слово отвечает на вопрос что?)
– Что общего у слов? (Все являются именами
существительными)
– Составьте вопросительное или восклицательное
предложение с одним из слов.
III. Актуализация знаний. Определение темы и цели урока
– Какое слово высветилось под цифрой 7 по
вертикали? (Состав)
– Вы должны были дома поработать со
словарём и узнать значение этого слова (состав
числа, офицерский состав, прицепленные друг к
другу вагоны).
– О каком составе мы будем говорить на уроке? (Состав
слова)
– Какие части слова вы знаете? (Корень и
окончание)
– Кто хочет задать вопрос по этой теме? (Что
такое корень? Что такое окончание? Какие слова
называются однокоренными? Для чего служит
окончание? и др.)
– Тему сегодняшнего урока я представлю тремя
вопросительными предложениями: (Приложение)
– Что такое суффикс?
– Для чего нужен суффикс?
– Какие бывают суффиксы? (на доске
переворачиваются таблички с вопросами)
– Давайте выясним, на каком уровне ваши знания по
этой теме: (на партах у каждого кружки)
Чёрный – ничего не знаю, не слышал
Синий – имею представление, что-то слышал.
Жёлтый – хорошо разбираюсь
Красный – всё знаю, могу помочь другим (Приложение)
– Чтобы ответить на все эти вопросы, мы
можем пойти разными путями:
- просто открыть учебник и прочитать готовое правило;
- самим вывести это правило.
– Каким путём мы пойдём? (Сами выведем
правило)
– Перед началом работы немного отдохнем
Физминутка (танцевальная под музыку)
IV. Наблюдение. Открытие новых знаний и умений
(на доске) садик, столик, домик.
– Что заметили? Есть что-то общее в
словах? (ИК)
– Может быть, это однокоренные слова, и ИК
является корнем? Давайте выясним.
– Как найти корень? (Подобрать однокоренные
слова, выделить одинаковую часть; вывод: ИК – это
не корень)
– Возможно, ИК – это окончание? (Путем
исследования, изменения формы слов учащиеся
выясняют, что ИК не является окончанием)
Сад – садик. Садик – это новое слово или форма
слова сад? (Новое слово)
– Что сделало слово другим? (Частица ИК)
– Вы уже догадались, как называется эта частица? (Это
и есть суффикс – открытие нового знания)
– Для чего нужен суффикс? Где стоит в слове? (Ответы
детей)
V. Формулирование учащимися правила. Сравнение с текстом в учебнике
– Попробуйте сформулировать, что же такое суффикс?
- Часть слова
- Служит для образования новых слов
- Стоит за корнем
– Посмотрите, как выделяется суффикс в слове
(уголок, похоже на крышу домика)
– Сравним нашу формулировку с формулировкой в
учебнике (стр. 87, учебник С.В.Иванова по
программе «Начальная школа XXI века»)
VI. Закрепление. Практическая работа в парах
– Хотите узнать, какие ещё бывают суффиксы,
и какими они могут делать слова? Для этого
выполним задание на карточке (Приложение)
– Дополнительное задание повышенной
трудности (*) – придумать свои слова с данными
суффиксами (по желанию)
– Помните правила работы в паре: (Приложение)
- Думаю сам
- Обсуждаю с товарищем
- Говорю классу
– Прочитайте первую пару слов. Какое
получилось слово? Какая часть слова сделала
слово ласковым? Назовите суффикс (-ушк)
– У кого ещё есть ласковые слова? Какой суффикс
помог? (-юшк, -еньк, -оньк, -очк, -ечк)
– Слова с такими суффиксами часто употребляются
в сказках, народных песнях, потешках. (Приводят
примеры).
– Кто из вас использует в своей речи ласковые
слова? Назовите своего соседа ласковым именем. (Катенька,
Иринушка, Сашенька и т.д.) Приятно, правда?
– У кого есть слова с суффиксом -ок? Какие ещё
суффиксы сделали слова маленькими? (На доску
постепенно вывешиваются таблички с суффиксами)
– Все эти суффиксы называются
уменьшительно-ласкательными, и любят их в стране
Лилипутов, а вот в стране Великанов любят
совсем другие суффиксы. Вы догадались, какие?
(-ищ). Назовите слова, образованные с помощью
этого суффикса
VII. Игра «Побудь волшебником»
– Тот, у кого окажется эта палочка,
становится волшебником и превращает слова в
названия маленьких предметов.
Гриб, стул, стакан, хвост, мост, лес, рот, палец,
книга, ложка.
VIII. Творческая работа
– Пользуясь изученными суффиксами, попробуйте
изменить стихотворение, сделайте его
ласковым (устно)
Мама сказала: «Дочь, вставай. Солнце уже встало.
В школу отправляться время настало».
Вывод: суффикс делает нашу речь более
красивой и выразительной.
IX. Домашнее задание по выбору
Стр.88. упр.5:
1. Из данного рассказа нужно выписать слова с
уменьшительно-ласкательными суффиксами;
2. Творческое задание. Сочинить рассказ о
домашнем животном, используя слова с
уменьшительно-ласкательными суффиксами.
X. Проверка полученных знаний
Тест (Приложение)
А. Суффикс – это:
1) часть речи;
2) часть слова
Б. Суффикс служит:
1) для образования новых слов;
2) для связи слов в предложении
С. Суффикс стоит:
1) в конце слова;
2) после корня
– Проверка теста по таблице (Приложение). Самооценка по шкале (линеечка Цукерман)
XI. Подведение итога урока. Рефлексия
– Давайте подведём итоги и снова вернёмся к
нашей теме.
– На каком уровне сейчас ваши знания. Покажите
сигнальный круг.
– Кто хочет выйти к доске и рассказать про
суффикс?
– Ты сегодня показал себя знатоком русского
языка, за это я вручаю тебе медаль. Знатоками
русского языка показали себя … (учитель
перечисляет имена детей и вручает им медали)
– Остальным ребятам вручается медаль за успехи в
изучении русского языка. (Приложение)
– Мне радостно, что мы сегодня
смогли вместе сделать столько открытий. Когда я
говорю «радость», то представляю светлое,
улыбающееся солнышко (на доске появляется
рисунок солнышка). (Приложение)
– А с каким настроением вы уйдёте с
урока? (дети показывают солнышко или тучку,
выясняется, почему изменилось настроение)
– Урок окончен.