Проблемно-интегрированные уроки истории в педагогической практике

Разделы: История и обществознание


«Всё, что находится во взаимной связи, должно преподаваться в такой же связи»

Ян Амос Коменский

«От ребенка к миру и от мира – к ребенку»

Дж Дьюи

Традиционная модель образования не удовлетворяет новым требованиям времени: она ориентирована на монологичность, механистичность, дисциплинарную дифференциацию, линейность, между школьными предметами нарушилась естественная связь, которая существует между предметами и явлениями реального мира.

Будущий учитель воспитывает гражданина нового общества, вот почему становится актуальным формирование у учащихся  школы единой научной картины мира, целостного представления о нём, гуманистического мировоззрения и диалектического мышления.

В связи с начавшимися процессами дифференциации в обучении идея интеграции стала предметом теоретических и практических исследований.

Нынешний этап характерен как эмпирической направленностью – разработкой и проведением интегрированных уроков, так и теоретической – созданием и совершенствованием интегрированных курсов, в ряде случаев объединяющих многочисленные предметы, изучение которых предусмотрено учебными планами общеобразовательных учреждений.

«Интеграция» – (лат. – восстановление, восполнение):

1 – объединение в целое каких-либо однородных частей;
2 –  процесс взаимного приспособления и объединения.

Интеграция даёт возможность, с одной стороны, показать учащимся мир в целом, преодолев дисциплинарную разобщённость научного знания, а с другой – высвобождаемое при этом учебное время использовать для полноценного осуществления профильной дифференциации в обучении.

Проблемы интеграции  обсуждались учеными, педагогами так, И.Г. Песталоцци раскрыл многообразие взаимосвязей учебных предметов. "Приведи в своём сознании все по существу связанные между собой предметы в ту именно связь, в которой они действительно находятся в природе". О дидактической значимости межпредметных связей говорил К.Д. Ушинский . «Знания и идеи, сообщаемые какими бы то ни было науками, должны органически строиться в светлый и, по возможности, обширный взгляд на мир и его жизнь". Методикой и теорией межпредметных связей, занимались педагоги, В. Я. Стоюнин, Н.Ф. Бунаков, В. И. Водовозов и др. Отдельные аспекты совершенствования обучения и воспитания школьников с позиций межпредметных связей и интеграции в обучении рассматривались в трудах учёных-методистов М.Р. Львова, В.Г. Горецкого,Н.Н. Светловской, Ю.М. Колягина, Г.Н. Приступы, учёных-психологов Е.Н. Кабановой-Меллер, Н.Талызиной, Ю.А., Самарина, Г.И. Вергелиса.

Интегрированное обучение относится к инновационной технологии. Интеграция знаний рассматривается как один из путей мобильности и вариативности содержания образования. С учетом возрастных особенностей учеников при организации интегрированного обучения появляется возможность показать мир во всем его многообразии с привлечением различных знаний: литературы, музыки, живописи, экономике и других предметов, что способствует эмоциональному, интеллектуальному развитию личности ребенка и формированию его творческого мышления.

Цель интегрированного обучения – достичь целостного представления об изучаемом явлении, событии, процессе, которые отражаются в теме, разделе программы.

Задачи

1. Уточнение и обогащение конкретных представлений учащихся об окружающей действительности, о человеке, о природе и обществе , формирование понятий, общих для разных учебных предметов, которые являются объектом изучения разных наук.
2. Систематизация и углубление знаний учащихся, формирование у них навыков и умений самостоятельной познавательной деятельности, перенос знаний, полученных на более низких ступенях обучения, на более высокие ступени посредствам межпредметных связей.
3. Формирование  у учащихся нового, интегративного способа мышления, необходимого для решения комплексных проблем, стоящих перед человечеством.

Интегрированный (межпредметный) урок – это гармоничное слияние учебных предметов в одно целое, переплетение, взаимосвязь и взаимодополнение учебных предметов и тем для достижения поставленной цели.

Данная форма урока дает дополнительный резерв времени на углубленное изучение тем, предоставляет широкие возможности развития учащихся:
повышает чувственно-эмоциональную сторону познавательной деятельности, развивает интерес к различным носителям информации, формирует устную речь, расширяет кругозор, зарождает в учащихся стремление к поиску нового, интересного.

Особенности структуры интегрированного урока:

  1. Предельная четкость и  компактность учебного материала;
  2. Логическая взаимообусловленность, взаимосвязанность материала интегрируемых предметов на каждом этапе урока;
  3. Большая информативная емкость учебного материала, используемого на уроке.

Интегрированный урок требует от учителя дополнительной подготовки, больной эрудиции, высокого профессионализма

При конструировании  интегрированного урока необходимо учитывать:

1. Правильную постановку цели урока
2. Подбор объектов, т.е. источников информации, которые бы отвечали целям урока.
3. Определение системообразующего фактора, т.е. нахождение основания для объединения разнопредметной информации
4. Переработку содержания.

Типы и формы интегрированных уроков могут быть различными:

  • урок формирования новых знаний
  • урок обучения умениям и навыкам
  • урок применение знаний на практике
  • урок повторения,
  • урок систематизации и обобщения знаний, закрепления умений
  • урок контроля и проверки знаний и умений

Мир един, но человек в своем неведении дробит его на части. Стремление представить единый мир, звучащий множеством голосов, объясняющий свои тайны на разных языках подталкивает педагогов к интеграции в обучении.

Литература:

  1. Пайгусов А.И. «Методика интегрированного урока»  журнал  Методист № 6 2003г. стр.52.
  2. Журавлёва В. «Два предмета на одном уроке» журнал Народное образование № 9-10 1994 стр.68.
  3. Тюнникова Ю.С. Методика выявления и описания интегрированных процессов в учебно-воспитательной работе. СПГУ, 1987.
  4. Урсул А.Д. Философия и интегративно – общенаучные процессы. М.: Наука, 1985.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4