«Всё, что находится во взаимной связи, должно преподаваться в такой же связи»
Ян Амос Коменский
«От ребенка к миру и от мира – к ребенку»
Дж Дьюи
Традиционная модель образования не удовлетворяет новым требованиям времени: она ориентирована на монологичность, механистичность, дисциплинарную дифференциацию, линейность, между школьными предметами нарушилась естественная связь, которая существует между предметами и явлениями реального мира.
Будущий учитель воспитывает гражданина нового общества, вот почему становится актуальным формирование у учащихся школы единой научной картины мира, целостного представления о нём, гуманистического мировоззрения и диалектического мышления.
В связи с начавшимися процессами дифференциации в обучении идея интеграции стала предметом теоретических и практических исследований.
Нынешний этап характерен как эмпирической направленностью – разработкой и проведением интегрированных уроков, так и теоретической – созданием и совершенствованием интегрированных курсов, в ряде случаев объединяющих многочисленные предметы, изучение которых предусмотрено учебными планами общеобразовательных учреждений.
«Интеграция» – (лат. – восстановление, восполнение):
1 – объединение в целое каких-либо однородных
частей;
2 – процесс взаимного приспособления и
объединения.
Интеграция даёт возможность, с одной стороны, показать учащимся мир в целом, преодолев дисциплинарную разобщённость научного знания, а с другой – высвобождаемое при этом учебное время использовать для полноценного осуществления профильной дифференциации в обучении.
Проблемы интеграции обсуждались учеными, педагогами так, И.Г. Песталоцци раскрыл многообразие взаимосвязей учебных предметов. "Приведи в своём сознании все по существу связанные между собой предметы в ту именно связь, в которой они действительно находятся в природе". О дидактической значимости межпредметных связей говорил К.Д. Ушинский . «Знания и идеи, сообщаемые какими бы то ни было науками, должны органически строиться в светлый и, по возможности, обширный взгляд на мир и его жизнь". Методикой и теорией межпредметных связей, занимались педагоги, В. Я. Стоюнин, Н.Ф. Бунаков, В. И. Водовозов и др. Отдельные аспекты совершенствования обучения и воспитания школьников с позиций межпредметных связей и интеграции в обучении рассматривались в трудах учёных-методистов М.Р. Львова, В.Г. Горецкого,Н.Н. Светловской, Ю.М. Колягина, Г.Н. Приступы, учёных-психологов Е.Н. Кабановой-Меллер, Н.Талызиной, Ю.А., Самарина, Г.И. Вергелиса.
Интегрированное обучение относится к инновационной технологии. Интеграция знаний рассматривается как один из путей мобильности и вариативности содержания образования. С учетом возрастных особенностей учеников при организации интегрированного обучения появляется возможность показать мир во всем его многообразии с привлечением различных знаний: литературы, музыки, живописи, экономике и других предметов, что способствует эмоциональному, интеллектуальному развитию личности ребенка и формированию его творческого мышления.
Цель интегрированного обучения – достичь целостного представления об изучаемом явлении, событии, процессе, которые отражаются в теме, разделе программы.
Задачи
1. Уточнение и обогащение конкретных
представлений учащихся об окружающей
действительности, о человеке, о природе и
обществе , формирование понятий, общих для разных
учебных предметов, которые являются объектом
изучения разных наук.
2. Систематизация и углубление знаний учащихся,
формирование у них навыков и умений
самостоятельной познавательной деятельности,
перенос знаний, полученных на более низких
ступенях обучения, на более высокие ступени
посредствам межпредметных связей.
3. Формирование у учащихся нового,
интегративного способа мышления, необходимого
для решения комплексных проблем, стоящих перед
человечеством.
Интегрированный (межпредметный) урок – это гармоничное слияние учебных предметов в одно целое, переплетение, взаимосвязь и взаимодополнение учебных предметов и тем для достижения поставленной цели.
Данная форма урока дает дополнительный резерв
времени на углубленное изучение тем,
предоставляет широкие возможности развития
учащихся:
повышает чувственно-эмоциональную сторону
познавательной деятельности, развивает интерес
к различным носителям информации, формирует
устную речь, расширяет кругозор, зарождает в
учащихся стремление к поиску нового,
интересного.
Особенности структуры интегрированного урока:
- Предельная четкость и компактность учебного материала;
- Логическая взаимообусловленность, взаимосвязанность материала интегрируемых предметов на каждом этапе урока;
- Большая информативная емкость учебного материала, используемого на уроке.
Интегрированный урок требует от учителя дополнительной подготовки, больной эрудиции, высокого профессионализма
При конструировании интегрированного урока необходимо учитывать:
1. Правильную постановку цели урока
2. Подбор объектов, т.е. источников информации,
которые бы отвечали целям урока.
3. Определение системообразующего фактора, т.е.
нахождение основания для объединения
разнопредметной информации
4. Переработку содержания.
Типы и формы интегрированных уроков могут быть различными:
- урок формирования новых знаний
- урок обучения умениям и навыкам
- урок применение знаний на практике
- урок повторения,
- урок систематизации и обобщения знаний, закрепления умений
- урок контроля и проверки знаний и умений
Мир един, но человек в своем неведении дробит его на части. Стремление представить единый мир, звучащий множеством голосов, объясняющий свои тайны на разных языках подталкивает педагогов к интеграции в обучении.
Литература:
- Пайгусов А.И. «Методика интегрированного урока» журнал Методист № 6 2003г. стр.52.
- Журавлёва В. «Два предмета на одном уроке» журнал Народное образование № 9-10 1994 стр.68.
- Тюнникова Ю.С. Методика выявления и описания интегрированных процессов в учебно-воспитательной работе. СПГУ, 1987.
- Урсул А.Д. Философия и интегративно – общенаучные процессы. М.: Наука, 1985.