Цель: провести анализ педагогической деятельности по формированию здорового образа жизни и укрепления здоровья учащихся; определить пути и способы совершенствования работы в данном направлении.
«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитии, прочность знаний, вера в свои силы…»
В.А.Сухомлинский
ХОД ПЕДСОВЕТА
Педсовет сопровождается презентацией (Приложение 1).
1. Тренинг «Мое здоровье» (проводит педагог-психолог)
«Здоровье – самый главный показатель
жизнедеятельности каждого человека, и только с
хорошим здоровьем можно жить полноценной жизнью.
С самого раннего детства каждый из нас осознаёт
важность разумного отношения к своему здоровью...
Итак, тест «Моё здоровье».
- У меня часто плохой аппетит.
- После нескольких часов работы у меня начинает болеть голова.
- Часто я выгляжу усталым и подавленным, иногда раздраженным и угрюмым.
- Периодически у меня бывают серьезные заболевания, когда я вынужден несколько дней оставаться в постели.
- Я почти не занимаюсь спортом и физическими упражнениями.
- Последнее время несколько прибавил в весе.
- У меня часто кружится голова.
- В настоящее время я курю.
- В детстве я перенес несколько серьезных заболеваний.
- У меня плохой сон и неприятные ощущения утром после пробуждения.
Ключ к тесту.
За каждый ответ «да» поставьте себе по одному баллу и суммируйте их.
Определение результата и его интерпретация
1-2 балла. Несмотря на некоторые признаки
ухудшения здоровья, вы в хорошей форме. Ни в коем
случае не оставляйте усилий по сохранению своего
здоровья.
3-6 баллов. Ваше отношение к своему здоровью
трудно назвать нормальным, уже чувствуется, что
вы его растратили довольно основательно.
7-10 баллов. Как вы умудрились довести себя до
такой степени? Удивительно, что вы еще в
состоянии ходить и работать. Вам немедленно
нужно менять свои привычки, иначе...
Конечно, вы вправе не согласиться с данной интерпретацией результатов, особенно если вы набрали от 7 до 10 баллов. Но лучше подумайте над своим образом жизни, над теми привычками, которые губительно влияют на ваш организм. Ведь в тесте нет многих других признаков плохого состояния здоровья, о которых я предпочла умолчать, понимая, что вы сами откровенно обсудите их во время тренинга. Воспользуйтесь этой возможностью.» [1].
2. Мозговой штурм «Десять заповедей здоровья, или Рецепт долголетия»
Предлагаю вам представить себя долгожителями и с помощью метода мозгового штурма составить 10 главных заповедей здоровья человека. Составленный список сравним с 10 заповедями здоровья, приведенными в [3].
3. Доклад директора школы
Проблемы сохранения здоровья учащихся и
привития навыков здорового образа жизни очень
актуальны сегодня.
Здоровье детей – это политика, в которой
заложено наше будущее, поэтому перед педагогами,
родителями и общественностью стоит задача
воспитания здорового поколения. Но последние
статистические данные свидетельствуют о том, что
за период обучения детей в школе состояние
здоровья ухудшается в 4-5 раз. И эти печальные
факты подтверждают, что именно в школе ученик
получает то или иное заболевание, отклонение
здоровья. Проблема здоровья учащихся вышла
сегодня из разряда педагогических и обрела
социальное значение.
В научно-методической литературе педагогическая
технология рассматривается как совокупность
психолого-педагогических установок,
определяющих специальный набор и компоновку
форм, методов и приемов обучения, воспитательных
средств, приводящих к высоким результатам в
обучении и воспитании детей. Одной из
разновидностей педагогических технологий
являются здоровьесберегающие. Они основаны
на принципе природосообразности и направлены на
сохранение и укрепление здоровья учащихся.
Целью нашей школы является развитие личности,
способной заниматься самовоспитанием и
самообразованием, найти свое место в жизни,
творчески реализовать свои возможности.
Достижение этого целевого ориентира
предполагает создание в школе условий,
необходимых для сохранения и укрепления
здоровья учащихся.
Сохранению и укреплению здоровья учащихся
способствуют следующие моменты организации
обучения и воспитания детей в школе:
– приведение в соответствии с санитарными
нормами и правилами образовательной среды школы:
мебели, режима освещения, проветривания
помещений, режима работы школы (школа работает в
одну смену), учебного плана, наполняемости
классов, структуры урока, психологического
комфорта,
– обязательные физминутки на уроках в начальной
школе и в 5 классе,
– не превышение максимальной учебной нагрузки
учащихся,
– организация питания учащихся,
– ведение в учебный план дополнительного
третьего часа физической культуры,
–ведутся уроки основ безопасности
жизнедеятельности учащихся,
– ведения факультативного курса «Безопасность и
личностное совершенствование»
– применение здоровьесберегающих технологий в
учебном процессе и во внеклассной работе.
Однако ещё не все сделано для того, чтобы
учебно-воспитательный процесс только
положительно влиял на здоровье учащихся.
График основных заболеваний учащихся 2008 –
2009 учебный год представлен на слайде презентации
(Приложение 1).
Основные заболевания: нарушение осанки (51
ученик), миопия (8 учащихся), вегетососудистая
дистания (7 человек).
Данные диаграммы «Группы здоровья»,
представленные на слайде презентации (Приложение
1), показывают, что растет количество
учащихся, имеющих заболевания, и, соответственно,
группы здоровья – II, III, IV.
На данном педсовете нам предстоит осуществить анализ работы коллектива по сохранению и укреплению здоровья учащихся и наметить пути и способы совершенствования этой деятельности.
Школьная среда – мощный фактор, влияющий на
здоровье детей, поэтому важно эту среду сделать
органичной, естественной для ребенка. В связи
с тем, что большую часть времени дети пребывают в
школе, возникает необходимость превращения
образовательной среды в
реалибитационно-оздоровительную и
просветительскую среду, с целью создания единого
адаптационного пространства, неразрывно
соединяющего педагогику, психологию, медицину,
школу и семью.
Анализ практики учебно-воспитательной работы
свидетельствует о том, что многие педагоги
используют здоровьесберегающие технологии или
отдельные их элементы.
Среди условий, обеспечивающих эффективное
решение проблемы сохранения и укрепления
здоровья детей исключительное значение имеет возрастной
подход к организации школьной жизни ребенка.
Суть этого подхода заключается в том, чтобы при
разработке и внедрении в образование различных
технологий обучения реально учитывать
закономерности психического развития детей.
Здесь исключительное значение имеет:
во-первых, самостоятельность каждого возраста:
полнота реализации возможностей ребенка; опора
на достижения предыдущего этапа развития;
во-вторых, индивидуализация образования: учет
способностей, интересов, темпа продвижения
ребенка; создание условий для его развития,
независимо от уровня исходной подготовленности.
Возрастной подход к обучению и воспитанию детей,
ориентированный на сохранение и укрепление
их здоровья, позволяет выделить принципы отбора
содержания и методов образования и его
использует большинство учителей нашей школы.
Изменяется характер контроля в процессе
обучения. Важную роль приобретают показатели
возрастных и индивидуально-личностных
возможностей и интересов ребенка, показатели
социализации детей, а также показатели здоровья
школьников.
Контроль за качеством обучения – это,
прежде всего, контроль психолого-педагогических
условий образования, а не комплекс требований,
предъявляемых к ребенку. Без формирования у
детей навыков полноценной учебно-познавательной
работы, без сохранения особой познавательной
мотивации, без становления самосознания и
самооценки ребенка как субъекта учебной
деятельности нельзя говорить о
здоровьесберегающем обучении.
Наши педагоги продолжают поиски педагогических
технологий, позволяющих решить задачу
совмещения высокой продуктивности учебного
процесса с такими педагогическими технологиями,
которые позволяют сохранить, а в некоторых
случаях и укрепить уровень здоровья. Учителя
нашей школы апробируют в учебном процессе новые
технологии, успешно сочетая старые, традиционные
методы и формы проведения занятий с современными
методиками. Это путь: «Учение с увлечением»
(Сторожук Т.А., Шлеина Г.В., Кондраткова Н.И.,
Пронина Л.Д., Черникова Е.Н.). Как известно,
умственная деятельность ведет к усталости и
падению работоспособности. Однако увлеченный
интересной работой человек, в том числе и
ребенок, не ощущает усталости.
Задача нашей школы заключается в необходимости
помочь каждому ребенку осознать свои
способности, создать условия для их развития,
способствовать сохранению и укреплению здоровья
ребенка, т.е. осуществлять
личностно-ориентированный подход при обучении и
воспитании. Любая личностно-ориентированная
технология вправе называться
здоровьесберегающей.
Использование здоровьесберегаюших технологий
учителем на уроке и при проведении
организационно-педагогических мероприятий, т.е.
защита здоровья учащихся от нанесения
потенциального вреда, является важнейшей
задачей школы и каждого учителя по подготовке
ученика к самостоятельной жизни. Это
предполагает необходимость формирования у
учащегося культуры здоровья, воспитание
потребности вести здоровый образ жизни,
обеспечение необходимыми знаниями, формирование
соответствующих навыков. Положительный опыт в
данном направлении отмечается у Сторожука Н.Д.,
Пановой Н.М.
Применение в учебном процессе учителями Шлеиной
Г.В., Кондратковой Н.И., Марковой И.В. индивидуально-дифференцированной
технологии дает возможность работать с
разными детьми, помогать неуспевающим учащимся,
не забывая уделять внимание наиболее успешным.
При таком подходе часто – используется
распределение на уроке учебного материала,
согласно уровням обученности детей в виде
карточек с индивидуальными заданиями.
При повторении, обобщении и контроле педагогами
часто применяется методика свободного выбора
учащимися разноуровневых заданий. Используется
работа по группам (столам, рядам, командам),
дополнительные индивидуальные занятия с
отстающими учащимися во внеурочное время,
консультации с сильными (подготовка к экзаменам,
олимпиадам, конкурсам).
Среди учителей-предметников часто применяется игровая
технология (Балабанова Н.Л., Рябицкая Г.Н.,
Шимина Н.А.), так как игра приближает речевую
деятельность к естественным нормам, развивает
навыки общения, способствует эффективной
отработке языкового программного материала,
обеспечивает практическую направленность
обучения.
Включение элементов игры в учебный процесс дает
возможность направить эмоциональную и
умственную активность учащихся на овладение
материалом в новой ситуации, учитывая при этом
тот фактор, чтобы учебный материал был доступен,
а приемы и виды работ интересны для них.
Применение игровых технологий на уроках в
комплексе с другими приемами и методами
организации учебных занятий укрепляет мотивацию
на изучение предмета, помогает вызвать
положительные эмоции, увидеть индивидуальность
детей.
Здоровый ученик с удовольствием включается во
все виды деятельности, он жизнерадостен,
оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и
педагогами. Это залог успешного развития всех
сфер личности, всех его свойств и качеств.
Принцип здоровьесбережения является
системообразующим. Осознание ценности здоровья
одинаково для всех участников образовательного
процесса. Состояние здоровья ученика может стать
причиной отставания ребенка в учебе. Негативные
последствия этого как для него самого, так и для
отношений, складывающихся между ним и членами
семьи, так или иначе отражаются на состоянии
всего общества. Негативно влияют на здоровье
учащихся малоподвижность во время урока и слабое
разнообразие видов учебной деятельности. В
противодействие этому в процесс обучения,
особенно в начальных классах, вводятся так
называемые «динамические паузы».
Динамические паузы обязательно включают в
себя упражнения для снятия напряжения глаз и
профилактики ухудшения зрения. Регулярно
проводят физминутки учителя начальных классов и
учителя 5-9 классов Рябицкая Г.Н., Шлеина Г.В.
Уроки физической культуры проходят по
расписанию. При благоприятных погодных условиях
уроки проводятся на улице.
Отдельное внимание педагоги уделяют объему и
сложности материала, задаваемого на дом.
Основные его пункты разбираются на уроке
совместно с учениками, чтобы дети усвоили их в
процессе занятия, а дома осталось только
повторить. Интересен опыт учителей (Шлеиной Г.В.,
Сторожук Т.А., Рябицкой Г.Н., учителей начальных
классов), которые оценивают усвоение материала
сразу после его объяснения и краткого обобщения.
Тогда у ребят есть шанс исправить оценку во время
опроса на следующем уроке.
Результаты анкет «Домашнее задание»
представлены в презентации (приложение1).
Хорошо дидактически проработанный урок
– самый здоровьеориентированный для всех его
участников.
В основу учебно-воспитательного процесса школы
положены три принципа: «здоровье – развитие –
обучение», поэтому педагогическим коллективом
школы проводится большая работа по формированию
устойчивого положительного отношения к
пониманию приоритетности своего здоровья и
здорового образа жизни.
Образовательный процесс, строящийся на началах гуманно-личностного
подхода, – в первую очередь, процесс
облагораживания души и сердца ребенка,
обогащения его духовного мира и мотивационного
обеспечения жизни в нем.
Забота о здоровье школьников – это и
контроль за нормами и требованиями школьной
гигиены, и профилактика заболеваний, наиболее
часто встречающихся у детей школьного возраста,
и выявление патогенных (способных вызвать
развитие заболеваний) факторов
учебно-воспитательного процесса, и выявление
скрытых причин школьной неуспешности и
отклонений в поведении. Если все в школе будут
об этом помнить, прилагать усилия в решении
детских проблем по вопросам сохранения и
коррекции здоровья учащихся, то можно надеяться,
что здоровье наших детей в школе если не
улучшится, то не будет падать.
Результаты анкет «Мое здоровье» и «Учебная
нагрузка» отражены в презентации (Приложение
1).
Неэффективное использование учителем
педагогических приемов и способов воздействия
негативно влияет на психологическое здоровье
ученика разными путями: через повышенную
утомляемость, возникновение состояний стресса,
снижение восприятия, ухудшение запоминания,
формирование негативного отношения к обучению,
нарушение дисциплины.
С каждого урока ученики должны уходить с
обоснованным ощущением, что они научились
чему-то для них новому. Формальная и
многозначительная фраза о том, какую интересную
и важную тему узнали сегодня ученики,
воспринимается скорее как свидетельство о
неудачно проведенном уроке. Известный педагог и
режиссер П.М. Ершов отмечал, что мастерство
учителя заключается в том, чтобы суметь вызвать
у учеников при изучении нового или повторении
старого материала положительные эмоции от
занятий, когда то, что было недоступным или
трудным, становится легким и получается.
Наряду с традиционными задачами учителя на
уроке, описанными во всех учебниках педагогики,
отметим те, которые нередко остаются за
границами внимания педагогов, но имеют
непосредственное отношение и к эффективности
урока, и к задачам здоровьесбережения.
Учитель должен обеспечить:
- связь своих задач и задач самого учащегося (что-то узнать, чему-то научиться; самоутвердиться; выполнить требование взрослых; не получить плохую отметку и др.);
- творческий характер урока, определяемый ассоциативной активностью учащихся;
• предоставление учащимся средств для
самостоятельной работы и оказание помощи в их
освоении;
• оптимальное использование наглядных средств
обучения, методов периферийного воздействия с
целью подключения всех органов чувств учащихся,
в том числе наименее активизируемой сферы —
идеомоторики, двигательной сферы школьников;
- использование приемов и методов, направленных на активизацию подсознательных механизмов восприятия информации, поскольку именно на подсознательном уровне происходит самая важная часть обучения;
- психологический настрой всего класса на урок и динамику состояний учащихся, оптимальных для каждого этапа урока;
- преобладание у учащихся преимущественно позитивных эмоциональных реакций в ходе урока, получение школьниками удовольствия от процесса обучения (что не исключает неизбежных переживаний по поводу отдельных неудач, напряжение волевых усилий, разрешение конструктивных конфликтов и др.);
- представление в начале урока его крупного плана — общей картины того, чему будет посвящен урок;
- включение в содержание урока элементов обучения тому, как надо учиться.
От учителя требуется помощь школьнику в
осознании своей солидарной с учителем
ответственности за все происходящее в классе: за
увлекательность учебного процесса, дисциплину
на уроке, психологический климат и т.д. Это одна
из психолого-педагогических сверхзадач учителя,
решаемая с помощью точного выбора степени
предоставления каждому ученику возможности и
свободы выбора, максимально допустимых в каждой
конкретной педагогической ситуации.
В заключение сформулируем стратегические
условия обеспечения здоровьесберегающего
характера психолого-педагогических воздействий
учителя на уроке, представленные на слайде
презентации (Приложение 1).
Таким образом, урок – главное поле реализации
здоровьесберегающих образовательных технологий
и проверки педагогической компетенции учителя.
Мы считаем, что учителя и специалисты нашей школы
ищут самые оптимальные пути обучения детей,
используют передовые педагогические технологии
для того, чтобы процесс учения был радостным,
доступным для всех учащихся,
здоровьесберегающим.
4. Выступление учителей с обменом опыта работы по данному вопросу
5. Мозговой штурм по вопросу «Определение основных школьных факторов, негативно воздействующих на здоровье учащихся»
Можно ознакомить с основными школьными факторами, негативно воздействующими на здоровье учащихся, приведенными в [2].
6. Мозговой штурм по вопросу «Разработка валеологических требований к уроку»
Для сравнения приведены валеологические требования, разработанные в АКИПКРО (Приложение 2).
7. Упражнение «Снятие напряжения в 12 точках» [1], представлено на слайде презентации (Приложение 1).
8. Разработка и утверждение решения педсовета
Проект решения.
- Разработка программы «Здоровье».
- Разработка Положений «Самый здоровый класс», «Лучший спортсмен года».
- Ежегодное проведение мониторинга состояния здоровья учащихся.
- Проведение каждого урока с учетом требований к валеологическому уроку.
9. Рефлексия
– Самая важная мысль педсовета для вас…
– Самая спорная мысль педсовета, по-вашему
мнению…
– Идея, которую вы захотели опробовать после
педсовета?
Литература:
- Система работы по внедрению здоровьесберегаюших технологий в образовательном учреждении./ Сост. Т.А.Мирошниченко. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2007
- Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие технологии и психология здоровья в школе. – М.:АРКТИ, 2006
- Дик Н.Ф. Педагогический совет в общеобразовательном учреждении. – Ростов н/д.: Феникс, 2005
- Современные технологии обучения. Методическое пособие по использованию интерактивных методов в обучении / Под ред. Г.В.Борисовой, Т.Ю.Авентовой и Л.И.Косовой. – СПб.: «Полиграф-С», 2002
- Санитарные правила и нормы в организации деятельности образовательных учреждений / сост. О.В.Нестерова. – Волгоград: Учитель, 2006