Урок окружающего мира по теме "Экосистема луга", 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цель урока: знакомство учащихся с «профессиями» живых организмов в экосистеме луга.

Задачи:

  • Обучающие:
    • выяснить особенности круговорота веществ в экосистеме луга;
    • сформировать понятие экосистема луга.
  • Развивающие:
    • развивать информационную  культуру учащихся посредством совершенствования работы с   разнообразными источниками информации, критические ее оценивать, выбирать нужную, обмениваться информацией;
    • развивать  познавательную активность и творческие способности учащихся;
    • развивать психические процессы: памяти, внимания, воображения, внимания.
  • Воспитательные:
    • воспитывать бережное отношение учащихся к природным богатствам;
    • развивать коммуникативные навыки учащихся.

Программное обеспечение: персональный компьютер, проектор, экран, интерактивная доска; инструментальные среды: Microsoft Office Excel,, Microsoft Office PowerPoint.

Дидактический материал: проектные карты для организации работы в группах, задания в электронном варианте.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

Учитель: Нашу зеленую планету населяют удивительные растения и животные, между которыми существуют крепкая дружба. Сегодня на уроке Окружающего мира нам предстоит открыть новые тайны зеленых жителей планеты. Нас ожидают встречи невиданные, знакомства негаданные, зазвучат звуки неслыханные, а загадки – так на каждом шагу.
Раскрыть тайны поможет волшебная доска.
Перед началом исследовательской работы  необходимо вспомнить основные моменты из жизни животных и растений, без которых нам не обойтись на уроке.
Для этого выполним задание № 1, работаем в группах (Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3)

Учитель: Прочитайте задание:  

Ученик:  Найдите лишнее (Ответы учащихся)

Интерактивная доска «шторка», слайд 1 (Приложение 4)

Учитель: Производители, потребители, разрушители – назовите одним словом, что это?

Ученик: Профессии живых организмов  в экосистеме.

Учитель: Дайте определение понятию «Экосистема».

Ученик: Экосистема - единство живых организмов и их среды обитания, в котором живые организмы разных «профессий» способны совместными усилиями поддерживать круговорот веществ.

Учитель: Внимание на доску: Назовите экосистему.

Слайд 2 (Приложение 4) (озеро), слайд 3 (болото) (Приложение 4)

Интерактивная доска «фонарик»

Учитель: Что общего у данных экосистем?
Разрушители не справляются со своей работой, поэтому круговорот веществ не замкнут. С течением времени данные экосистемы могут изменятся: экосистема озера превратится в болото, экосистема болота – в экосистему луга

III. Постановка задач урока

Учитель: Сформулируйте тему урока, слайд 4 (Приложение 4)

Ученик: Экосистема луга.

Учитель: Какие задачи мы можем поставить перед собой на уроке? (Ответы учащихся)

Учитель: Нам предстоит выяснить особенности экосистемы луга, познакомиться с растительностью Костромского края. Кто из вас, дети, был на лугу? Ваши впечатления? (Ответы учащихся)

Учитель: Луг – это обширные пространства с травяной растительностью. Ну, что же в путь! (Учитель может использовать демонстрационный фильм «Животный и растительный мир луга»

IV. Изучение нового материала

Учитель: Зачем люди скашивают траву? Кто в дикой природе выполняет эту работу? слайды 5, 6 (Приложение 4)

Учитель: Основной растительностью на лугу являются злаки.

Работа с гербарием, учебником, слайд 7 (Приложение 4)

V. Физкультминутка

Дружно мы пришли на луг.
Посмотрели все вокруг.

Бабочки летают,
Ползает сверчок,
Прыгает лягушка
И трещит сверчок.

Солнце светит ярко,
Светит горячо.
Глазками моргнем мы
Еще, еще, еще.

VI. Проектная деятельность

1 группа – Изучение свойств злаков, работа с текстом учебника 
2 группа – Создать схему круговорота веществ луга
3 группа – Создание презентации «Животный и растительный мир луга»

VII. Отчеты групп

1-я группа:

2-я группа (Приложение 5)

3-я группа: материал для презентации учащиеся находят в Интернете (Приложение 6)

VIII. Закрепление знаний

Учитель: Какие профессии выполняют живые организмы луга?

Работа в группах.

Задание 3

Подчеркните зеленым карандашом названия лесных производителей, красным – потребителей,  черным – разрушителей.

Вывод: Круговорот веществ не полностью замкнут, поэтому с течением времени данная экосистема превратится в другую – лес.(слайд 10, Приложение 4)

VII. Рефлексия

Учитель: Как усвоили понятия экосистемы луга, узнаем выполнив задание компьютера. 

Выполнение теста на компьютере. (Приложение 7)

IX. Подведение итогов

X. Домашнее задание: рисунок на тему «Я – на лугу»