Урок в 10-м классе "Современные заимствования в профессиональной лексике"

Разделы: Русский язык


Цели урока:

– познакомить учащихся с современной заимствованной профессиональной лексикой, что позволит им свободно ориентироваться на рынке труда;
– познакомить учащихся с информацией, расположенной на сайтах Интернета, и формировать умение динамично и грамотно ориентироваться в информационном потоке;
– формировать умение составления текстов с использованием заимствованных профессиональных слов для размещения на сайтах Интернета;
– совершенствовать навык работы с компьютером.

Материал, изучаемый на прошлом уроке: лексика и исконно-русская и заимствованная.

Домашнее задание к уроку: составить вопросы по изученному теоретическому материалу учебника стр. 34-37, выполнить упр. 58.

Использование цифровых образовательных ресурсов и компьютерных программных средств:

1. Электронная презентация PowerPoint
2. Материалы образовательного портала Дистанционного центра образования МГУП (http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook083/01/index.html?part-008.htm.
3. Материалы сайтов:

4. Электронный дидактический материал (Памятка для составления текста)

Использование компьютера при подготовке учителя к уроку:

1. Разработка презентации для объяснения нового материала.
2. Подготовка дублированных материалов сайтов на диске для использования в случае технического сбоя в системе Интернет.
3. Подготовка электронного дидактического материала.

Ведущие методы обучения:

1. Словесный.
2. Наглядный.
3. Практический.
4. Проектно-исследовательский.

ХОД УРОКА

I. Этап целеполагания.

– Как мы знаем, словарный состав современного русского языка прошёл длительный путь становления. Наша лексика состоит не только из исконно-русских слов, но и из слов, заимствованных из других языков. Иноязычные источники пополняли и обогащали русский язык на протяжении всего процесса его исторического развития. Одни заимствования были сделаны ещё в древности, другие – сравнительно недавно. Заимствование – один из самых динамичных процессов современного русского языка, знать и понимать значение новых заимствованных слов необходимо для каждого человека. Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с профессиональными заимствованными словами, потренируемся в нахождении нужной информации в Интернете, научимся составлять тексты с заимствованными словами для размещения на сайте Интернета.

II. Проверка домашнего задания

1. Ученики задают друг другу подготовленные дома вопросы по теоретическому материалу предыдущего урока.
2.Заполнение схем (используется изученный материал учебника)

III. Новый материал

1. Работа с дидактическими материалами образовательного портала Дистанционного центра образования МГУП (http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook083/01/index.html?part-008.htm). Обсуждение полученной информации.

2. Объяснение нового материала с использованием презентации. Особое внимание обращается на профессиональные слова. Их значение объясняется учителем (в имеющихся в кабинете словарях иностранных слов толкование данных профессионализмов отсутствует)

3. – Обратимся к сети Интернет. Это самое крупное, динамичное и доступное средство массовой коммуникации. Сейчас мы с вами попробуем сами убедиться в оперативности нахождения информации в Интернете. Для этого посмотрите на экранах ваших компьютеров. Перед вами открыта «страничка» поисковой системы Yandex. Как массовое явление Интернет существует недолго, но он стал неотъемлемой частью жизни доброй сотни миллионов людей на планете. Человек, желающий быстро узнать информацию, первым делом обращается именно к Интернету, где содержится колоссальное количество информации. Интернет – самый массовый, оперативный источник информации. Своё представительство и собственную www страничку в Сети имеет сегодня практически каждая крупная организация, фирма или компания.

4. – Вам даны адреса сайтов, где размещена информация о профессиональной деятельности различных коммерческих компаний. Вам предстоит найти эту информацию, прокомментировать её, выписать иноязычные слова, обозначающие профессию.(Используются сайты: www.kazarin.clan.su www.coacha.ru, www.coaching.su, www.kouching.ru, www.4coach.ru, www.coachtraining.ru, www.ruscoaching.ru, www.lifecoach.ru, www.coachinstitute.ru, www.vostok-zapad.ru.)

5. Работа в Сети. Обсуждение.

6.– Попробуйте составить текст так, чтобы в нём были задействованы иноязычные слова-профессионализмы. Для этого представьте, что вы – представитель выбранной профессии. Кроме того, обратите внимание на памятку, представленную на экране, – «Особенности построения текста для размещения в Интернете».

7. Просмотр материала и обсуждение.

8. Самостоятельная работа учеников. При необходимости учитель консультирует учащихся.

9. Просмотр работ учеников на экране. Обсуждение.

IV. Подведение итогов урока

V. Домашнее задание – дифференцированное:

1. Оформить страничку для сайта, дополнив её фотографиями и иллюстрациями.
2. Составить презентацию по теме «Современные заимствования-профессионализмы»
3. Составить и записать рассказ об одной из профессий с использованием заимствованной лексики.

Приложение 1