Цели урока:
- Обучающие:
- изучение понятия «перпендикулярные прямые»;
- углубление понимания сущности понятия путем его применения для получения нового знания;
- формирование умения строить перпендикулярные прямые
- Развивающие:
- развитие умения анализировать и устанавливать связи и отношения;
- развитие умения проводить обобщение;
- развитие умения планировать свою деятельность;
- развитие подбирать средства деятельности;
- развитие проводить наблюдения
- Воспитательные:
- формирование наблюдательности, самостоятельности, способности к взаимодействию с другими, аккуратности;
- воспитание культуры мышления, культуры речи, познавательного интереса к учебному предмету
Оборудование: план работы на уроке (помещен на доске), рисунки с изображением чертежей, фигуры: прямоугольник, квадрат, прямоугольный параллепипед, куб; четрежные инструменты: угольник, транспортир, циркуль.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний, введение в тему урока
– С какими прямыми мы с вами познакомились на
прошлом уроке? (Пересекающимися)
– Какие прямые называются пересекающимися? (Заслушиваю
ответы обучающихся, вместе вносим поправки при
ошибках в определении)
– Что изображено на чертеже? (Рис. 1) (Две
пересекающиеся прямые а и в)
– Что известно из чертежа? (Один из углов равен
47о)
Рис. 1
– Найдите величины трех остальных углов. (Обучающиеся
предлагают свои способы нахождения величин
углов)
– А если известный угол будет равен 90о,
чему будут равны величины оставшихся трех углов?
– Сегодня на уроке мы рассмотрим случай, когда
каждый угол при пересечении двух прямых равен 900
III. Объяснение нового материала
– Запишите тему урока.
– Познакомьтесь с планом работы на уроке (Дети
читают план, записанный на доске)
- Знакомство с понятием «перпендикулярные прямые»
- Определение свойств перпендикулярных прямых
Построение перпендикуляра к прямой
Лабораторно-практическая работа
Эксперимент - Практическая работа – решение задач
- Тест
- Подведение итогов
– Приступим к работе.
1. Изобразим прямой угол и продолжим его стороны
за вершину. (Дети выполняют работу в тетрадях)
– Что мы получим? (Две прямые, пересекающиеся
под прямым углом)
– Такие прямые и называются
«перпендикулярными». Сформулируйте определение.
(Две прямы, пересекающиеся под прямым углом
называются перпендикулярными)
– Графически перпендикулярность обозначается
знаком | ; а | в (Показываю на доске)
– Как вы думаете, отрезки могут быть
перпендикулярными?
– Да. Вообще, можно назвать перпендикулярными
любые две линии, лежащие на перпендикулярных
прямых. Какие же еще геометрические фигуры могут
быть перпендикулярными? (заслушиваем варианты
ответов: луч и отрезок, два луча, отрезок и прямая
и т.д.)
– Про пенпендикулярные линии часто говорят, что
каждая из них – «перпендикуляр» к другой.
– Изучая геометрические фишуры, вы уже не раз
встречались с перпендикулярами.
– Перед вами различные геометрические фигуры,
назовите в них перпендикуляры.
(Демонстрирую детям плоские фигуры:
прямоугольник, квадрат; объемные фигуры:
параллепипед, куб. Определяем, что в плоских
фигурах перепндикулярами являются смежные
стороны, а в объемных – три ребра, исходящие из
одной вершины)
– Итак, мы разобрались с тем, что таке
перпендикулярные прямые. Каким будет наш
следующий шаг? (Определение свойств
перпендикулярных прямых)
2. Рассмотрим некоторые из них.
– Первое свойство гласит: через точку вне данной прямой можно провети только одну прямую, перпендикулярную этой прямой и пересекающей ее. Для того, чтобы убедиться в этом, рассмотрим различные способы построения перпендикуляра к прямой. (Дети рассматривают рисунки, определяют способы построения и при помощи инструментов выполняют чертежи в тетради)
Рис. 2
– Второе свойство попробуйте вывести сами,
ответив на мой вопрос: если точку взять на прямой,
то на плоскости можно провести только одну
прямую перпендикулярную данной, а если эту точку
расположить в пространстве, сколько прямых мы
сможем провести? (Бесконечное можество)
– Кто сможет доказать это спомощью модели? (Желающий
выходит к доске и на модели путем демонстрации
доказывает утверждение)
– Для того, чтобы вывести третье свойство
проведем лабораторно-практическую работу.
– Начертите прямую, отметьте на ней две точки и
проведите через них перпендикуляры к прямой. (Дети
выполняют чертеж)
– Пересекутся ли эти перпендикуляры? Попробуйте
объяснить ответ.
– Какой вывод можно сделать из наших наблюдений? (Две
прямые, перпендикулярные на плоскости третьей
прямой не могут пересечься друг с другом)
– Четвертое свойство нам поможет определить
эксперимент. (Желающий выходит к доске)
– Начертите прямую и обозначьте точку вне
прямой. Проведите перпендикуляр. Возьмите две
точки по разные стороны на данной прямой.
Измерьте отрезки и сравните их длину. Какой из
отрезков наименьший? Какой можно сделать вывод?
Рис. 3
– Итак, четвертое свойство: если точка К – точка на прямой, точка М – точка пересечения перпендикулярных прямых, то отрезок КМ – есть кратчайшее расстояние от точки К до прямой. Отрезок КМ – называется перпендикуляром к прямой.
– Подведем итог нашим наблюдениям. Как
убедиться в том, что две линии перпендикулярны? (Надо
проверить, не является ли какой-либо угол,
образованный ими прямым)
– С помощью каких инструментов можно это
проверить? (Транспортир, угольник, циркуль)
IV. Первичное закрепление изученного материала
– Теперь давайте проведем взаимопроверку
полученных знаний и умений, для этого поработаем
в парах.
– Начертите на глаз две перпендикулярные прямые.
Поменяйтесь листочками и проверьте,
действительно ли начерченные прямые
перпендикулярны.
– На практике применяют и другие способы
проверки. С древних пор строители проверяли
перпендикулярность стены основанию дома при
помощи отвеса – грузика на веревке. Отсюда и
произошло название «перпендикуляр» -
лат.«perpendicularis» означает «отвесный».
V. Практическая работа – решение задач
– А теперь применим полученные знания на практике.
- Начертите окружность и проведите ее диаметр. Через центр окружности проведите диаметр, перпендикулярный к первому. (Дети выполняют работу в тетрадях, один ученик работает у доски и поясняет последовательность выполнения действий)
- Решение задачи № 786
- Решение задачи № 791 (Один ученик решает и
объясняет решение у доски)
Дано: S | t
< AOB = 100о
< BOC = 34о
Найти:
< AOD – ?
< DOB – ?
Решение:
< DOB = < DOС – < BOC = 90о – 34о = 56о
< AOD = < AOB – < DOB = 100о – 56о = 44о - Обозначьте в тетради точку О. Проведите через
нее перпендикулярные прямые. Отметьте точку А, не
лежащую на построенных прямых. Проведите через
точку А прямые, перпендикулярные уже
построенным. Ответьте, какую фигуру ограничивают
все построенные прямые? (Учащиеся
самостоятельно выполняют построение и отвечают
на вопрос)
Рис. 4
- Выполним проверочный тест. (На партах перед каждым учеником лист с изображением пересекающихся прямых) Перед вами изображения пересекающихся прямых. Определите, какие из них перпендикулярны и при помощи шифра, помещенного на доске, проверьте правильность своего выбора. Если вы ответили правильно, у вас получится слово, какое?
Шифр | В | И | М | Е | Н | Р | О | К |
Ответ | a | в | c | d | k | l | m | n | o | z | j | f | s | y | x | e |
Рис. 5
– Какое слово вы получили? (Верно)
VI. Подведение итогов урока
– Посмотрите на план нашего урока. все ли мы
выполнили?
– Подведем итоги. Что мы узнали? (Понятие
«перпендикулярные прямые», историю его
возникновения, свойства перпендикулярных
прямых)
– Чему научились? (Строить перпендикулярные
прямые, решать задачи, применяя знания о
перпендикулярности прямых)
Далее объявляю отметки и оценки за работу на уроке и поясняю домашнее задание.
– Прежде чем мы закончим урок, ответьте на
вопрос: могут ли две прямые на плоскости не
пересекаться?
– На следующем уроке мы с вами найдем правильный
ответ на этот вопрос. Урок окончен.