"Первая российская революция и ее влияние на процессы модернизации". 11-й класс

Разделы: История и обществознание

Класс: 11


Эпиграф

В ХХI веке нашей стране вновь необходима всесторонняя модернизация. И это будет первый в нашей истории опыт модернизации, основанной на ценностях и институтах демократии.
Медведев Д.А.
(Из ежегодного послания Президента Федеральному
Собранию (2009 год)

Цель: определить влияние революции 1905-1907 гг. и аграрной реформы Столыпина на процессы модернизации.

Задачи:
Продолжаем формировать навыки:

  • анализа текста, сравнения и обобщения;
  • самостоятельной работы с документами,
  • составления смыслового плана;
  • умения  вести диалог, делать выводы, работать в группах.

План урока

  • Первая российская революция как порождение модернизационных противоречий.
  • Становление российского парламентаризма.
  • Особенности российской многопартийности.
  • Крестьяне и аграрный вопрос в революции 1905 года.
  • Столыпинская программа модернизации России.

Опорные знания и понятия: модернизация, конституционная монархия, политическая партия, гражданское общество, аграрная реформа, капитализация деревни;

  • 1905 – 1907 гг. – первая российская революция;
  • 17 октября 1905 года – Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка»;
  • 23 апреля 1906 года – издание новой редакции «Основных законов Российской империи»;
  • 1906 – 1911 гг.  – Столыпин П.А. - председатель правительства;
  • 9 ноября 1906 года – Указ о праве свободного выхода крестьян из общины, Закон от 14 июня 1910 года.

Исторические персоналии: Николай II, С.Ю. Витте, П.А. Столыпин.

Оборудование: учебник «История. Россия и мир в XX – начале XXI века» 11 класс. Алексашкина Л.Н., Данилов А.А., Косулина Л.Г. – М.: Просвещение. 2008; карты «Революция 1905-1907 гг. в России», «Российская империя 1907 – 1910 гг.»; компьютер, проектор, мультимедийный учебник «История России. XX век. Часть I» Данилов А.А., «Клиософт»; портреты политических деятелей; подборка документов, проект-презентация «Революция 1905-1907 гг. в России».

Методическая особенность урока – урок практикум.

Ход урока

Актуализация знаний учащихся:

1. Выскажите свою точку зрения по вопросам: «Какие проблемы, стоявшие перед страной в начале XX века, вы считаете самыми острыми и почему?»
2. Как связана модернизация с задачами, стоявшими перед первой российской революцией? Была ли революция неизбежной?

Изучение нового материала.

1. Первая российская революция как порождение модернизационных противоречий

Россия в начале ХХ века представляла собой клубок противоречий: экономических, политических, социальных, национальных. Растущее отставание от западных стран заставило российское государство и общество на рубеже XIX-XX вв. искать пути ускоренной модернизации. Эти поиски велись в условиях возрастания в российском обществе радикалистских тенденций.
Работа над понятием «модернизация»:

  • усовершенствование, отвечающее современным требованиям;
  • процесс перехода от традиционного, аграрного общества к индустриальному, характеризующийся радикальными изменениями всех сторон жизни общества;

Процесс модернизации в России имел свои особенности.

Вопросы:

  • В каком направлении шли социальные процессы в западных странах в период модернизации?
  • Каковы особенности российской экономической модернизации?
  • Каковы особенности менталитета русского крестьянства?
  • Почему буржуазная ментальность в российском обществе была слабо развита?
  • Что тормозило социальную модернизацию в России?

Вывод:

Модернизация общества не ограничивается только экономикой. Социальная модернизация в отличие от индустриальной в России проходила медленно и не сопровождалась процессом консолидации общества. Господствующей в обществе была не буржуазная, а крестьянская ментальность. Ведущая роль в деле модернизации принадлежала не буржуазии, а верховной власти. Несоответствие индустриальной и социальной модернизации обостряло социальные отношения в стране. Среди  господствующего класса единства не было. Интеллектуальная элита находилась в бескомпромиссном конфликте с самодержавием.
Логика модернизации требовала доведения до конца начатых реформ, но российская власть, будучи сама инициатором этого процесса, оказалась в начале ХХ века  неспособной решать проблемы в рамках эволюционного развития. Это вызвало нарастание недовольства, вылившееся в противостояние власти и общества. Просмотр презентации «Революция 1905-1907 гг. в России» (Приложение 1).

Вопросы и задания:

  • Можно ли было предотвратить революцию 1905-1907 гг.?
  • Имело ли правительство в своем составе  реформаторов (или хотя бы одного), способного предотвратить революцию?
  • Как вы относитесь к дилемме «реформы или революция»?
  • Раскройте смысл следующего высказывания: «Все революции происходят от того, что правительства вовремя не удовлетворяют народные потребности …, остаются глухими к народным нуждам» (С.Ю.Витте).

Вывод:

реформаторская деятельность представляется большим благом для общества, чем революция. Революции сотрясают все общество, требуют колоссальных жертв, ввергают его в состояние нестабильности, хаоса, часто кровавого.

  • Что вам известно о личности и политических взглядах С.Ю. Витте?

Учащиеся  составляют психологический портрет Витте.

Витте полагал, что в будущем у дворянства не будет лидирующей роли. Россия переходит к капиталистическому строю, поэтому на первое место он поставил индустриализацию («дедушка русской индустриализации»).
С.Ю.Витте был одним из представителей российской элиты, который первый понял, что все слои населения имеют основательные претензии к власти, которые уже нельзя игнорировать. И, тем не менее, по мнению  многих историков, революцию можно было предотвратить. Выступления в стране не несли угрозу власти, так как в обществе пока еще были сильны патерналистские настроения: вера в справедливого царя, способного решить все проблемы.
Самостоятельная работа с текстом учебного пособия «Россия  и мир в ХХ - начале  ХХI века».11 класс. С.78-79.

Вопросы:

  • Какое событие нанесло удар по патернализму?
  • В чем заключалась двойственность российской политической системы?
  • Что в личности Николая II и его правлении вызывает несогласие, неодобрение и почему многие современники и историки считали поведение Николая II самоубийственным?

Чтобы выпускники эмоционально ощутили трагедию 9 января, можно прослушать воспоминания участника  события  рабочего Широкова (мультимедийный учебник А.Данилова. История России ХХ век. Часть I или прочесть фрагмент очерка М.Горького, очевидца этих событий.  Приложение 2).

Вывод.

Таким образом, в начале ХХ века верховная власть  в России окончательно утратила реформаторский потенциал, что резко ослабило позиции власти в деле модернизации страны. 9 января  нанесло удар по патерналистским основам. Император допускал просчеты, которые были несовместимы с патерналистскими традициями.

Звучит фрагмент песни «Отречемся от старого мира…»

2. Становление российского парламентаризма

В стране разразилась революция, которая заставила Николая II провести реформы, кардинально изменившие социально-политический строй Российской империи. Главным завоеванием стала Государственная Дума. И произошло это именно по настоянию С.Витте, которому, по сути, удалось спасти монархию. Манифест от 17 октября 1905 года «Об усовершенствовании государственного порядка» возвестил о введении  законодательного парламента и гражданских свобод. 23 апреля 1906 года царь утвердил новую редакцию «Основных государственных законов Российской империи», в разработке которой Витте принимал самое активное участие. Днем раньше, 22 апреля Витте со своим кабинетом ушёл в отставку.

Работа учащихся в группах с документами:

1 группа. На основании документа (Приложение 3) определите мотив, которым царь руководствовался при издании Манифеста 17 октября 1905 года. Дайте оценку документу.

2 группа. Как изменилась система государственных органов власти по Манифесту? Внести дополнение в схему «Высшие органы власти Российской империи». См. документ (Приложение 4). Определить в каком направлении происходило изменение государственного строя России после выхода Манифеста 17 октября.

3 группа. Приведите доводы «за»  и «против» высказывания: «Государственная Дума ограничила самодержавие». Сделайте выводы. Внимание учащихся обращается на статью 87  Основных законов Российской империи. См. фрагмент документа «Основные Государственные законы» (Приложение 5).

4 группа.Можно ли назвать Думу парламентом западного образца? Получила ли Дума законодательные функции? См. фрагмент документа «Основные Государственные законы…» статьи №56-71, 87 (Приложение 5).

Вывод.

Революция 1905 года придала самодержавию черты конституционной монархии, т.е. император сохранял большие полномочия. Население получило основные политические права, россияне из подданных императора превратились в граждан страны. Было создано коллегиальное правительство – Совет министров.

3. Особенности российской многопартийности

Встав на путь реформаторства, правительство открыло простор для деятельности созидательных общественных сил, для ускорения темпов модернизации страны, формирования гражданского общества.
Манифест способствовал возникновению множества политических партий. В поддержку Манифеста и правительственного курса выступили буржуазные круги, ведущую роль среди них играли конституционные демократы (кадеты) и «Союз 17 октября» (октябристы). На экране портреты П.Н. Милюкова и А.И. Гучкова с краткими биографическими данными (Мультимедийный учебник «История России. XX век» Данилов А.А.)

Работа с текстом учебника «Россия и мир в ХХ - начале ХХI века» с.80-81

  • Чем отличалась российская многопартийная система от западноевропейского варианта. Каков был порядок возникновения партий в России?
  • Каковы были программные политические требования правых и либеральных партий?
  • Каковы были политические лозунги и требования радикальных политических партий (большевиков, меньшевиков и эсеров) в аграрном вопросе? (В ходе работы составляется небольшая таблица).

Линии сравнения

Социал-демократы

Социалисты-революционеры (эсеры)

большевики

меньшевики

Политические лидеры

 

Основные политические лозунги

 

 

Решение аграрного вопроса

В.И. Ленин

 

свержение самодержавия, установление диктатуры пролетариата, восьмичасовой рабочий день

 

 

национализация земли

Ю. Мартов
Г. Плеханов

ликвидация самодержавия, установление диктатуры пролетариата, представляющей большинство населения, восьмичасовой рабочий день

муниципализация земли

В. Чернов

уничтожение самодержавия, установление диктатуры трудового народа, восьмичасовой рабочий день

 

 

социализация земли

Вывод:

многопартийность в России была создана в основном усилиями интеллигенции и в кратчайшие сроки. И в целом вся партийно-политическая система объективно оказалась нацелена на разрушение самодержавия. Ни одна из партий не была в состоянии реально претендовать на политическое лидерство. Политическая инициатива оставалась в руках правящих кругов.

4. Крестьяне и аграрный вопрос в революции 1905 года.

Предлагается составить смысловой план на тему «Крестьяне в первой русской революции». Вариант смыслового плана:

  • Рост политической активности крестьян. Разнообразные способы их борьбы.
  • Основные требования крестьян:
    • отмена частной собственности на землю;
    • передача земли тем, кто ее обрабатывает;
    • всеобщее бесплатное начальное образование;
  • Вера основной массы крестьян в царя.
  • Попытки организации крестьянского движения в общероссийском масштабе:
    • созыв учредительного съезда Всероссийского крестьянского союза 31 июля – 1  августа 1905 года;
    • программа Союза;
    • второй съезд Крестьянского союза. Рост влияния эсеров  среди крестьян;
    • арест участников съезда. Распад Крестьянского союза как общероссийской организации;
  • Крестьяне и Дума.
    • Раскол между крестьянскими  массами  и интеллигенцией;
    • Составление  на сходах приговоров для подачи в Государственную Думу;
    • Аграрный вопрос для крестьян превалировал над всеми другими вопросами. Единство крестьян в  этом вопросе.

Вывод.

Благодаря активному участию в революции крестьян, они получили более ощутимые результаты: отменены выкупные платежи, снижена арендная плата за землю, сословно-куриальная система выборов в Государственную Думу давала перевес крестьянским представителям в первых двух  российских парламентах, повышенная зарплата сельскохозяйственным рабочим.
Однако крестьяне не смогли создать общенациональную организацию. Многие из них испытывали противоречивые чувства: ненавидели помещиков и чиновников, но не хотели выступать против царя и очень надеялись на Государственную Думу.

5. Столыпинская программа модернизации России.

Власть извлекла из революции определенные уроки и взяла на некоторое время инициативу реформирования страны в свои руки. В июле 1906 года Петр Аркадьевич Столыпин был назначен председателем Совета министров.

Сообщение учащихся о П.А. Столыпине (На экране портрет П. Столыпина).

Представитель старой земельной аристократии, владелец имения в семь тысяч десятин. Последний реформатор старой России, одна из трагических фигур нашей истории, верный слуга царя и Отечества. Умный, способный администратор, возможно единственный после С.Ю. Витте понимавший, что революцию можно предотвратить, только изменив устаревшую государственную и социальную модель России. В истории осталась характеристика Столыпина, как «российского Бисмарка», что свидетельствует о высокой оценке деятельности премьер-министра. Его политическим кредо было «либеральные реформы и сильная власть». Сильная власть предполагала подавление революции.
Новый председатель правительства обладал поразительной работоспособностью и сумел зарекомендовать себя, как человек мыслящий, хладнокровный, не боявшийся прямых вопросов.
25 августа 1906 года Столыпин предложил I Государственной думе широкую программу преобразований, целью которой было превращение России в правовое государство. Предполагалось ввести равноправие сословий, неприкосновенность личности, свободу вероисповедания, страхование рабочих, а также узаконить экономические стачки рабочих, допустить адвокатов к участию в предварительном следствии, главным же из предложенного было улучшение крестьянского землевладения. Аграрную реформу Столыпин считал последним шансом предотвратить революцию. Не решив аграрного вопроса, страна не могла двигаться по пути модернизации. Мероприятия Столыпина, по сути, были логическим продолжением политики Витте, который еще в начале века сделал вывод о тормозящей роли крестьянской общины. Столыпин стремился создать в русской деревне мощный слой зажиточного крестьянства, но при этом отвергал любые попытки удовлетворить крестьянские нужды за счёт помещиков. При таком подходе укрепить слой зажиточных хозяев можно было только за счёт других слоёв крестьянства. По этому пути и пошёл Столыпин, положив в основу своей реформы разрушение общины. Некоторые исследователи считают, что в таких условиях решение аграрной проблемы было неразрешимой задачей. Другая группа исследователей считает, что реформы Столыпина могли стать программой модернизации России.

Организация самостоятельной работы учащихся с документами (Приложение 6).

Вопросы:

  • На основе документов охарактеризуйте политическую программу Столыпина?
  • Как вы понимаете заключительную фразу из выступления Столыпина в Думе: «Вам нужны великие потрясения, нам нужна ВЕЛИКАЯ РОССИЯ». К кому обращены эти слова?
  • Чем был опасен путь радикализма в России? К чему это привело?
  • В чем заключался трагизм положения Столыпина?

Следует отметить, что, несмотря на значительный прогресс в сельском хозяйстве, его проекты были обречены на провал, так как к ним не стремилась власть, а российское общество было расколотым и враждебно встречало любой проект со стороны правительства.

Задание: сгруппируйте факты, свидетельствующие об успехе аграрной реформы или её провале (Приложение 7).

Работа с картой «Россия в 1907 – 1914 гг.»

Вводятся элементы ролевой игры. Задания по группам:

1 группа. Представьте себя на месте крестьянина и ответьте на вопрос, почему вы не хотите выходить из общины и почему, уехав в Сибирь, возвратились вновь в свою деревню?
2 группа. Представьте себя в качестве думского депутата, кадета. Почему вы не поддержали аграрную реформу Столыпина? Какие его идеи и взгляды были для вас неприемлемы.
3 группа выступает от имени октябристской партии, которая в 1910 году вместе с правыми одобрила аграрную реформу Столыпина. Почему вы поддержали Столыпина?
4 группа выступает от имени рабочих Москвы, участвовавших в Декабрьском вооруженном восстании 1905 года. Какую сторону деятельности Столыпина они будут оценивать в первую очередь? 

Вывод:

реформаторская деятельность Столыпина была последней попыткой коренным образом изменить общественную модель старой России, сделать ее более передовой и современной. Задуманная им ломка патриархальных установок российского крестьянства и насаждение буржуазных стереотипов поведения, капитализация деревни, требовали значительного  времени. «Дайте нам двадцать лет покоя, и вы не узнаете Россию», - говорил он. Однако довести до конца процесс модернизации Россия не успела. Столыпин был смертельно ранен в Киеве 1 сентября 1911 года. В стране не оказалось ни лидеров, ни политических сил, способных продолжить его начинания. Аграрный вопрос так и не был решен, именно это и станет одной из главных причин предстоящих революций в России. Проблемы, которые не удалось решить в ходе революции 1905 года, дали о себе знать десятилетие спустя.
В этих условиях особое значение приобретала гибкость и дальновидность власти, готовность её к опережающим шагам, которые могли бы снять напряжение в обществе. Но монархия и ее ближайшее окружение не желали видеть той пропасти, к которой шла страна. В результате левые партии, прежде всего большевики, получают уникальный исторический шанс на власть, на реализацию своего проекта модернизации страны.
Россия стояла на пороге коммунистической модернизации.