Пояснительная записка
Актуальность изучения курса «Здоровей-ка» связана с воспитанием валеологической культуры, привитием нравственно-этических и эстетических навыков доброго, бережного отношения к своему здоровью, здоровью окружающих и будущих поколений. Не реализуя эту цель, образование не может влиять на важнейшее нравственно-ценностное направление развитие личности – здоровый образ жизни и не способно формировать валеологические знания, развивать навыки и воспитывать эколого-гигиеническое поведение.
Целью курса «Здоровей-ка» в начальных классах – сформировать у детей установку на жизнь как высшую ценность, научить бережному отношению к себе и своему здоровью, стремиться творить свое здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.
Задачами курса «Здоровей-ка»:
- Освоение совокупности знаний о строении организма человека и компонентах здорового образа жизни;
- Формирование первичных медико-биологических навыков и умений, создающих основу для вырабатывания поведения с ориентацией на здоровье;
- Воспитание у учащихся осознанной потребности в здоровье, здоровом образе жизни, чувства ответственности не только за себя, но и за других людей.
Требования к уровню подготовки учащихся.
1. Учащиеся должны знать:
- Понятия: валеология, здоровье, эмоции, воля, стресс, табак, алкоголь, компоненты ЗОЖ;
- Внешнее строение тела человека; свой рост, вес, значение органов чувств и уход за ними;
- Виды характера и эмоций;
- Опасность вредных привычек и их профилактика;
- Методы борьбы со стрессом;
- Важность закаливания и гигиены организма.
2. Медико-биологические умения и навыки:
- Измерять себе артериальное давление, определять пульс;
- Определять полезные и вредные продукты питания, влияние продуктов питания на организм человека;
- Обнаруживать зависимость эмоционального состояния от разных психологических ситуаций;
- Ориентироваться в сложных психологических ситуациях;
- Выявлять последствия своих поступков, влияние вредных привычек.
Организация внеурочной деятельности младших школьников основывается на следующих принципах:
- добровольности участия детей;
- научности (научная достоверность);
- доступности (соответствие содержания фактического и теоретического материала возрастным и познавательным возможностям учеников);
- сознательности и активности;
- наглядности (обращение к первоисточникам по валеологии);
- связи теории с практикой;
- индивидуального подхода к учащимся и др.
Содержание курса опирается на теорию при анализе практической деятельности в области валеологии, экологии, гигиены и с применением правил безопасного поведения, развивает оценочные и самооценочные суждения воспитанников относительно собственной валеологической культуры и гигиенического поведения.
Учитель при необходимости может изменять и дополнять содержание программы.
Каждое занятие включает четыре этапа:
- Информация (краткое изложение теоретических сведений).
- Фантазирование.
- Упражнения на развитие памяти, внимания, мышления.
- Психогимнастика.
Занятия содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей в сочетании с практическими заданиями (тренинг, оздоровительные минутки, упражнения для глаз, для осанки, дыхательные упражнения и пр.) необходимыми для развития навыков ребенка.
Содержание занятий желательно наполнять сказочными и игровыми сюжетами и персонажами.
Программа по валеологии включает в себя не только вопросы физического здоровья, но и вопросы духовного здоровья. Мало научить ребенка чистить зубы утром и вечером, делать зарядку и есть здоровую пищу. Надо, чтобы уже с раннего детства он учился любви к себе, к людям, к жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров.
Занятия по валеологии требуют творческого подхода, который вырабатывается постепенно с учетом накопления знаний, умений и практического опыта.
С самых первых занятий необходимо научить детей анализировать и контролировать свои эмоции и поведение. Для этой цели на занятиях проводится психотренинг.
Под руководством учителя дети учатся снимать усталость, раздражительность, недовольство и т. п.
Занятия с детьми могут быть разных видов: беседа, оздоровительные минутки, деловые игры («Скорая помощь», «Доктора природы», «Вопросы и ответы»), комплекс упражнений, общение с природой и др.
Организационные формы и приёмы обучения
Важнейший компонент валеологического образования – деятельность учащихся. Учащиеся младшего школьного возраста запоминают и воспроизводят лишь то, что связано с их интересами, поэтому занятия должны быть конкретными, краткими и понятными.
Основными формами подачи материала могут быть разными: игра – путешествие, телепередача, сообщение доктора Айболита и т. п.
В начале занятия учитель дает детям необходимую информацию из области анатомии, гигиены, физиологии.
Беседы включают вопросы гигиены, питания, закаливания, строения человека, ведение индивидуальной программы, паспорта здоровья; вопросы, связанные с факторами, укрепляющими и разрушающими здоровье, и т. д. В одной беседе могут быть затронуто одно или несколько направлений.
На этих занятиях учитель использует различные формы фантазирования. В процессе игры дети учатся видеть в одном и том же явлении плохие и хорошие для их здоровья стороны. Эти игры «Хорошо – плохо» дают возможность постепенно подвести ребенка к мысли о противоречивости окружающего мира и научить его творчески решать свои жизненные задачи.
Оздоровительные паузы можно комбинировать, включая физические упражнения для осанки и несколько упражнений для глаз, рук или стоп и т. д.
Задача оздоровительных пауз:
- дать знания, выработать умения и навыки, необходимые каждому ребенку для укрепления позвоночника, стоп, рук, для красивой осанки, снятия усталости, обретения спокойствия и равновесия и т. д.
На этих занятиях отметок нет. И на поставленный вопрос ребенок может дать любой ответ. Для того чтобы дети без страха включались в обсуждение разных вопросов, нельзя реагировать отрицательно на их ответы. Чувство страха всегда вызывает скованность, неуверенность в себе, рождает неискренность.
Плечом к плечу с учителем и ребенком идут родители, которые помогают детям использовать полученные ими знания и умения в обыденной жизни. Учитель правильно поступит, если будет постоянно держать их в курсе того, что изучают дети. Работа с «Дневничком», беседы, собрания помогут в этом.
Для проведения эксперимента нами разрабатывается комплект материалов, который включается в программу школьного курса.
Учащиеся младших классов начинают осознанно обучаться, следя за своим здоровьем. Динамика обучения повышается по различным предметам.
На основе данных приведенных таблиц можно сделать конкретные выводы:
1. Наблюдается позитивная динамика повышения среднего балла учащихся по различным предметам. Средний балл в 3 «Г» классе колеблется от 3.9 до 4.5,.
2. Качество знаний учащихся обычно не ниже 70%.
Программа занятий по валеологии «Здоровей-ка»
Здоровьесберегающая технология организации внеурочной деятельности младших школьников