Формы и место использования презентации (или даже отдельного ее слайда) на занятиях зависят, конечно, от содержания этого урока, от цели, которую ставит преподаватель. Тем не менее, практика позволяет выделить некоторые общие, наиболее эффективные приемы применения таких пособий:
При изучении нового материала. Презентация позволяет иллюстрировать учебный материал разнообразными наглядными средствами. Применение особенно выгодно в тех условиях, когда необходимо показать динамику развития какого-либо процесса.
При проведении устных упражнений. Дает возможность оперативно предъявлять задания и корректировать результаты их выполнения.
При проверке фронтальных самостоятельных работ. Обеспечивает наряду с устной проверкой - визуальный контроль результатов.
При проверке домашних работ. Методика аналогична методике, применяемой для самостоятельных работ.
При решении задач обучающего характера. Помогает выполнить рисунок, составить план решения и контролировать промежуточные и окончательный результат самостоятельной работы по этому плану.
Таким образом, даже при отсутствии специальных учебных программных средств, учитель получает возможность оснастить свой урок самостоятельно подготовленными мультимедийными пособиями.
Общие требования к создаваемой презентации.
1. Сообщения, предъявляемые учащемуся на экране, должны быть логически последовательны. Информация должна быть понятной, распределенной на группы по содержанию и функциональному назначению.
2. Необходимо предусматривать возможность приостановки работы в любой момент, а также возможность возобновить работу, если это понадобится, с нужного места.
3. Слайд должен содержать минимально возможное количество слов.
4. В случае наличия большого количества информации рекомендуется разделить ее на несколько слайдов, а не предъявлять всю на одном экране.
5. Важнейшую информацию желательно располагать на середине экрана.
6. Повторяющуюся информацию следует размещать на те же самых позициях.
7. Рекомендуется вопросно-ответные сообщения и подсказки помещать в верхней части экрана, выделяя явным образом отведенную для этого зону, например, отделяя ее горизонтальной линией от основной информации на экране.
8. Чертежи, рисунки, фотографии и другие иллюстрационные материалы должны, по возможности, иметь максимальный размер, равномерно заполнять все экранные поля, т. к. мелкие буквы и объемные текстовые блоки затрудняют восприятие.
9. Чтобы различные типы информации не смешивались друг с другом, можно использовать противопоставление по нескольким признакам (цвет, шрифт, композиция, фактура и т. д.).
10. Эффекты, привлекающие внимание учащегося - следует применять осторожно.
Структурное планирование урока в 8 классе.
Тема урока: Компьютерная сеть.
Цель урока: Познакомить учащихся c различными видами компьютерных сетей.
Тип урока: Формирование новых знаний.
Форма обучения: Комбинированный урок (лекция, практическая работа).
Технические средства обучения: Компьютер, презентация (Приложение 1) .
План:
- Организационная часть - 3 минуты.
- Объяснение нового материала - 20 минут.
- Выполнение практической работы - 17 минут.
- Выдача домашнего задания - 3 минуты.
- Подведение итогов - 2 минуты.
Ход урока
Организационная часть.
Новый материал.
Что такое компьютерная сеть? (Приложение 1)
Система компьютеров, связанных каналами передачи информации, называется компьютерная сетью.
Компьютерные сети бывают локальными и глобальными.
Традиционная структура локальной сети: один файл-сервер и множество рабочих станций. Файл-сервер используется как хранилище файлов, к которому имеют доступ пользователи через рабочие станции.
Глобальная (телекоммуникационная) сеть - это система связаных между собой локальных сетей и компьютеров отдельных пользователей. Персональные компьютеры пользователей (абонентов) подсоединяются к узловым машинам сети и выполняют роль терминалов - устройств ввода и вывода сетевой информации.
Существуют сети региональные, отраслевые. В настоящее время большинство из них объединено в мировую систему, которая называется Intrnet.
Практическая работа.
Придумать различные способы соединения в сеть 4 компьютеров-серверов. Нарисовать их в тетради.
Домашнее задание.
Придумать различные способы соединения в сеть 7 компьютеров. Найти способ, обеспечивающий самый короткий маршрут передачи информации между любыми двумя абонентами. Знать основные определения.
Подведение итогов.