Концептуальная цель: Создать благоприятные условия для развития и саморазвития младшего школьника.
Стратегическая цель: Обеспечить понимание соответствия буквы Х и звуков [х], [х].
Задачи:
- Познакомить учащихся с новой буквой и звуками.
- Учить плавному слоговому чтению с переходом на чтение целыми словами.
- Создать условия для осознания учащимися, кому легче в жизни: веселому или унылому человеку.
Проблема: Зная большинство букв русского алфавита, уметь находить в словах букву Х и правильно её читать.
Проблемный вопрос: Как распознать букву Х среди других изученных букв?
Варианты решений:
- Познакомить учащихся с буквой Х и звуками [х],[х].
- Научить правильно характеризовать эти звуки.
- Развивать фонематический слух.
- Формировать навыки чтения через специально подобранный материал.
- Обеспечить связь с жизнью.
- Активизировать работу детей с помощью ИКТ.
Оптимальное решение: Через специальные тренировочные упражнения развивать навык чтения, используя знания новой буквы и обозначающих её звуков.
Тезис:
Х - На ножницы похожа,
Но в работе, а не лежа.
Ход урока
1. Сегодня на уроке я познакомлю вас с новой буквой. Которая любит смеяться. А для этого я вас приглашаю на встречу с маленькими человечками.
- Готовы! (1 слайд)
Первыми вас встречают:
Мальчишки- шалунишки
Они хохотом хохотали
ХА - ХА - ХА
ХА - ХА - ХА(2 слайд)
- Какой звук повторяется чаще? Дайте характеристику этому звуку.
А вот Девчушки хохотушки
Хохотом хохотали
Хи - хи - хи
Хи - хи - хи (3 слайд)
Какой звук повторяется чаще? Дайте ему характеристику.(4 слайд)
2. Загадаю вам загадку:
Раз - листочек поднимаем,
Два - листочек загибаем.
Три - еще разок свернули.
На четыре - развернули.
Буква спрятана внутри.
Кто догадлив?
Назови!
- А кто нам расскажет. На что похожа буква Х?
Х - на ножницы похожа.
Но в работе, а не лежа.
Хочешь порешь.
Хочешь шьешь,
Хочешь сам себя стрижешь.
3. Работа со схемой - человечком (5 слайд)
- Вы встречались с таким человечком?
- А где?
- Какую шляпку нарисуем? (шляпку - цилиндр)
Какие звуки обозначает эта буква?
(Эта буква может обозначать твердые и мягкие согласные звуки.
Поэтому один башмачок закрашиваем синим, а другой зеленым карандашом)
4. Чтение слогов и слов.(6 слайд)
- Этот человечек предлагает прочитать слоги с буквой Х.
ха ах хо ох ху ух хе ех хи их
Прочитайте слоги с твердыми согласным громко, а с мягкими тихо.(7 слайд)
хохот запах хорошо охота хурма стихи хек ехал
химия (наука о составе и строении вещества)(8 слайд)
5. Физкультминутка
Мы похлопаем в ладошки
И потопаем немножко
Ручки ножки врозь поставим
И построим букву сами
Хлопнем, топнем, повернемся
И за парту все вернемся.
6. У вас в книге тоже живут маленькие человечки (откройте учебники
- Рассмотрите картинки с кубиками, давайте прочитаем что под ними написано.
А теперь почитайте именно с таким чувством, пробуя повторить жест мальчика.
Чтение текста.
А дальше в вашем учебнике идет текст. Прочитайте его название.
Почему оба слова написаны с большой буквы?
- Да это имена маленьких человечков, а живут они в нашем городе.
Давайте прочитаем о них. (чтение по цепочке).
- О ком говорится в тексте?
- Каким был Ах? (веселым, жизнерадостным)
- Что вы узнали об Охе? Каким он был (Всем недовольный)
- А как вы думаете, кому легче в жизни веселому или унылому человеку?
- А вам какие люди нравятся, такие как Ах или такие как Ох и почему?
- С каким человеком приятней общаться?
- Да, ребята действительно с веселым, жизнерадостным человеком, всегда легко и интересно.
7. - Вот и закончилась наша встреча с маленькими человечками. (9 слайд)
- Благодаря им мы с вами познакомились с новой буквой, а какой?
- Какие звуки она обозначает?
- А мне хочется узнать, какое настроение у вас в конце урока, как у Оха или как у Аха?
- Так здорово, а чтоб у вас всегда было хорошее настроение я вам подарю жизнерадостного Аха.
- Ах, как мне понравилось с вами заниматься вы такие молодцы, спасибо за урок!
- В память о нашем уроке я хочу подарить книжку с новой историей из жизни Оха и Аха. Но она в разобранном виде, вам надо ее раскрасить каждому свою страницу собрать в книжку и прочитать.