Урок обучения грамоте по УМК "Школа–2100" "Буквы Х, х, обозначающие согласные звуки [х], [х']"

Разделы: Начальная школа


Концептуальная цель: Создать благоприятные условия для развития и саморазвития младшего школьника.

Стратегическая цель: Обеспечить понимание соответствия буквы Х и звуков [х], [х].

Задачи:

  • Познакомить учащихся с новой буквой и звуками.
  • Учить плавному слоговому чтению с переходом на чтение целыми словами.
  • Создать условия для осознания учащимися, кому легче в жизни: веселому или унылому человеку.

Проблема: Зная большинство букв русского алфавита, уметь находить в словах букву Х и правильно её читать.

Проблемный вопрос: Как распознать букву Х среди других изученных букв?

Варианты решений:

  1. Познакомить учащихся с буквой Х и звуками [х],[х].
  2. Научить правильно характеризовать эти звуки.
  3. Развивать фонематический слух.
  4. Формировать навыки чтения через специально подобранный материал.
  5. Обеспечить связь с жизнью.
  6. Активизировать работу детей с помощью ИКТ.

Оптимальное решение: Через специальные тренировочные упражнения развивать навык чтения, используя знания новой буквы и обозначающих её звуков.

Тезис:

Х - На ножницы похожа,
Но в работе, а не лежа.

Ход урока

1. Сегодня на уроке я познакомлю вас с новой буквой. Которая любит смеяться. А для этого я вас приглашаю на встречу с маленькими человечками.

Презентация.

- Готовы! (1 слайд)

Первыми вас встречают:

Мальчишки- шалунишки

Они хохотом хохотали

ХА - ХА - ХА

ХА - ХА - ХА(2 слайд)

- Какой звук повторяется чаще? Дайте характеристику этому звуку.

А вот Девчушки хохотушки
Хохотом хохотали
Хи - хи - хи
Хи - хи - хи (3 слайд)

Какой звук повторяется чаще? Дайте ему характеристику.(4 слайд)

2. Загадаю вам загадку:

Раз - листочек поднимаем,
Два - листочек загибаем.
Три - еще разок свернули.
На четыре - развернули.
Буква спрятана внутри.
Кто догадлив?
Назови!

- А кто нам расскажет. На что похожа буква Х?

Х - на ножницы похожа.
Но в работе, а не лежа.
Хочешь порешь.
Хочешь шьешь,
Хочешь сам себя стрижешь.

3. Работа со схемой - человечком (5 слайд)

- Вы встречались с таким человечком?

- А где?

- Какую шляпку нарисуем? (шляпку - цилиндр)

Какие звуки обозначает эта буква?

(Эта буква может обозначать твердые и мягкие согласные звуки.

Поэтому один башмачок закрашиваем синим, а другой зеленым карандашом)

4. Чтение слогов и слов.(6 слайд)

- Этот человечек предлагает прочитать слоги с буквой Х.

ха ах
хо ох
ху ух
хе ех
хи их

Прочитайте слоги с твердыми согласным громко, а с мягкими тихо.(7 слайд)

хохот запах
хорошо охота
хурма стихи
хек ехал

химия (наука о составе и строении вещества)(8 слайд)

5. Физкультминутка

Мы похлопаем в ладошки
И потопаем немножко
Ручки ножки врозь поставим
И построим букву сами
Хлопнем, топнем, повернемся
И за парту все вернемся.

6. У вас в книге тоже живут маленькие человечки (откройте учебники

- Рассмотрите картинки с кубиками, давайте прочитаем что под ними написано.

А теперь почитайте именно с таким чувством, пробуя повторить жест мальчика.

Чтение текста.

А дальше в вашем учебнике идет текст. Прочитайте его название.

Почему оба слова написаны с большой буквы?

- Да это имена маленьких человечков, а живут они в нашем городе.

Давайте прочитаем о них. (чтение по цепочке).

- О ком говорится в тексте?

- Каким был Ах? (веселым, жизнерадостным)

- Что вы узнали об Охе? Каким он был (Всем недовольный)

- А как вы думаете, кому легче в жизни веселому или унылому человеку?

- А вам какие люди нравятся, такие как Ах или такие как Ох и почему?

- С каким человеком приятней общаться?

- Да, ребята действительно с веселым, жизнерадостным человеком, всегда легко и интересно.

7. -  Вот и закончилась наша встреча с маленькими человечками. (9 слайд)

- Благодаря им мы с вами познакомились с новой буквой, а какой?

- Какие звуки она обозначает?

- А мне хочется узнать, какое настроение у вас в конце урока, как у Оха или как у Аха?

- Так здорово, а чтоб у вас всегда было хорошее настроение я вам подарю жизнерадостного Аха.

- Ах, как мне понравилось с вами заниматься вы такие молодцы, спасибо за урок!

- В память о нашем уроке я хочу подарить книжку с новой историей из жизни Оха и Аха. Но она в разобранном виде, вам надо ее раскрасить каждому свою страницу собрать в книжку и прочитать.