Использование проектной методики в летнем пришкольном оздоровительно-образовательном лагере

Разделы: Внеклассная работа


Предмет: история, обществознание

Авторы: Лазарева А.Л., Чулахова И.В. - учителя истории и обществознания МОУ "Гимназия № 5" г.Чебоксары

С момента открытия Гимназии (2007г) педагогический коллектив работает над формированием у гимназистов не только учебных базовых компетентностей, но и ставит целью развитие интеллектуальных, эмоциональных, и нравственных составляющих личности. Для этого помимо урочных и внеурочны дополнительных занятий по предметам реализуются проекты "Образовательная экскурсия как способ расширения индивидуального образовательного пространства" и "Пришкольный оздоровительно-образовательный лагерь Эврика". Лагерь создается для детей, заинтересованных в личностном росте, желающих научиться новым умениям в ситуации необычных занятий.

Содержательная часть деятельности лагеря реализуется методом тьюторского сопровождения. В модуле "Я в обществе" ребят ожидает погружение в определенную образовательную среду через проектную деятельность. За период существования лагерных смен были осуществлены следующие проекты: "Создание музея простых вещей", " Роль СМИ в формировании личности подростка", "Экскурсионный маршрут по знакомым, но неизведанным местам". В данной статье дается описание осуществления двух проектов.

Наименование проекта "Создание музея простых вещей"

Пояснение к проекту: Проект "Создание музея простых вещей" является проектом по истории, носит развивающий характер и предполагает формирование у ребят базовых компетентностей.

Данную разработку можно использовать для обучения школьников 10-13 лет проектной и исследовательской деятельности.

Вопросы, направляющие проект:

Нас окружает множество обычных вещей. Мы к ним привыкли и не задаемся вопросом об их происхождении. А между тем, история вещей - это история человечества. Как заставить вещи говорить с каждым? И что каждый расскажет о вещи всем?

Основополагающий вопрос: Какой исторический путь прошли простые вещи?

Проблемные вопросы:

  • Простая вещь. Это что?
  • Хочу знать об этой вещи. Что?
  • Узнать о них я могу. Где?
  • Хочу рассказать другим. Как?

План проведения проекта:

  1. Постановка цели, задач, объяснение алгоритма действий
  2. Разработка дорожной карты
  3. Поиск информации в Интернете, других источниках
  4. Обработка информации
  5. Подготовка экспозиций и публичных выступлений
  6. Оформление "музейных залов"
  7. Проведение экскурсий по залам Музея обычных вещей
  8. Рефлексия, слайдовая презентация о ходе работы над проектом

Осуществление проекта:

Формирование команд, выявление познавательного интереса (метод "Мозговой штурм, ранжирование)

  • 1 команда - предметы одежды, (галстук, жилет, рубашка, пиджак, брюки)
  • 2 команда - предметы мебели (стул, стол, диван, компьютер)
  • 3 команда - столовые предметы (ложка, вилка, стакан, чайник)
  • 4 команда - предметы гигиены (мыло, одеколон, зубная паста, зубная щетка)
  1. Раздать задание командам:
  2. Найти информацию о вещи
  3. Составить краткое описание
  4. Создать "музейный экспонат данной вещи": (рисунок вещи, о вещи в стихах, о вещи в сказках, о вещи в детских рассказах или повестях, найти картинки с данной вещью).
  5. Завершить предложение: "Нашу вещь прославили в:::." или самим сочинить стихи, рекламу, кричалку, клип:
  6. Оформление музейного места
  7. Презентация итогов работы. Проведение экскурсии по "Музею" (представление истории вещей )
  8. Рефлексия по следующим вопросам:
  • Сегодня я узнал совершенно неизвестное ранее о:..
  • Мне понравилось :..
  • Мне не понравилось:..
  • Я научился ::.

Создание общей слайдовой презентации об осуществлении проекта "Создание музея простых вещей"

Приложение: Презентация POWERPOINT об осуществлении учащимися проекта.

Примечание: Результаты, полученные в процессе работы над проектом:

Для детей:

  • расширение кругозора
  • умение получать информацию из различных источников:
  • освоение способов исследовательской деятельности
  • знание о структуре проекта и этапах его осуществления
  • коммуникативные навыки

Для учителей:

  • Группу учащихся, владеющих навыками исследования, проектной деятельности, творческого оформления и представления результатов работы
  • Учащихся, готовых стать организаторами подобных проектов.

Для родителей:

  • Детей, мотивированных к самостоятельной познавательной деятельности.

Наименование проекта "Экскурсионный маршрут по знакомым, но неизведанным местам"

Предмет: история и культура родного края

Авторы: Жукова Л.Л., Лазарева А.Л., Чулахова И.В. - учителя истории и обществознания МОУ "Гимназия № 5" г.Чебоксары

Пояснение к проекту: Проект предполагает собой описание модели организации образовательного путешествия, для создания нового экскурсионного маршрута. Он позволяет реализовать деятельностный подход в обучении и воспитании учащихся.

Гимназия расположена в исторической части города, недалеко от старого городского вала - места исторически ценного, но не вошедшего в традиционный экскурсионный маршрут для гостей и туристов. Гимназистам была предоставлена возможность разработать собственный экскурсионный маршрут по знакомым, но неизведанным местам.

Данную разработку можно использовать при организации образовательных экскурсий по памятным местам.

Вопрос, направляющий проект:

  • Как научить детей самим проектировать экскурсию, определяя каждый шаг?

Описание мероприятий проекта

  • Выявление интереса, личных целей и задач в экскурсии

Методы:

  1. "Мозговой штурм" - назовите примечательные места, находящиеся в окрестностях Гимназии.
  2. "Ранжирование" - выявление конкретного, интересного всем, места будущей экскурсии
  3. Формулирование тем для исследования, формирование групп по интересам, выстраивание индивидуального и общего маршрута
  4. Создание дорожной карты, распределение ролей (фотограф, топограф, журналист, летописец, редактор, художник)
  5. Экскурсия, сбор материала
  6. Обработка собранного материала
  7. Разработка нового экскурсионного маршрута на основе индивидуальных "копилок" (фотографий, интервью, исторических фактов, личных наблюдений)
  8. Презентация коллективного продукта - нового экскурсионного маршрута по знакомым, но неизведанным местам.
  9. Рефлексия:
  • Почему содержание маршрутов разных групп отличаются?
  • Какие новые факты узнали во время экскурсии по знакомым местам?
  • Как сделать маршрут увлекательным для друзей и знакомых?
  • Что ты лично получил в процессе данной формы деятельности?

 Приложение № 1 Индивидуальная дорожная карта

Образовательный интерес группы:__________________________________________

Фамилия, имя Роль в группе Индивидуальная задача результат
       
 

 

     
 

 

     

Приложение № 2 Презентация POWERPOINT- отчет о процессе составления маршрута