Предмет: история, обществознание
Авторы: Лазарева А.Л., Чулахова И.В. - учителя истории и обществознания МОУ "Гимназия № 5" г.Чебоксары
С момента открытия Гимназии (2007г) педагогический коллектив работает над формированием у гимназистов не только учебных базовых компетентностей, но и ставит целью развитие интеллектуальных, эмоциональных, и нравственных составляющих личности. Для этого помимо урочных и внеурочны дополнительных занятий по предметам реализуются проекты "Образовательная экскурсия как способ расширения индивидуального образовательного пространства" и "Пришкольный оздоровительно-образовательный лагерь Эврика". Лагерь создается для детей, заинтересованных в личностном росте, желающих научиться новым умениям в ситуации необычных занятий.
Содержательная часть деятельности лагеря реализуется методом тьюторского сопровождения. В модуле "Я в обществе" ребят ожидает погружение в определенную образовательную среду через проектную деятельность. За период существования лагерных смен были осуществлены следующие проекты: "Создание музея простых вещей", " Роль СМИ в формировании личности подростка", "Экскурсионный маршрут по знакомым, но неизведанным местам". В данной статье дается описание осуществления двух проектов.
Наименование проекта
"Создание музея простых вещей"Пояснение к проекту: Проект "Создание музея простых вещей" является проектом по истории, носит развивающий характер и предполагает формирование у ребят базовых компетентностей.
Данную разработку можно использовать для обучения школьников 10-13 лет проектной и исследовательской деятельности.
Вопросы, направляющие проект:
Нас окружает множество обычных вещей. Мы к ним привыкли и не задаемся вопросом об их происхождении. А между тем, история вещей - это история человечества. Как заставить вещи говорить с каждым? И что каждый расскажет о вещи всем?
Основополагающий вопрос: Какой исторический путь прошли простые вещи?
Проблемные вопросы:
- Простая вещь. Это что?
- Хочу знать об этой вещи. Что?
- Узнать о них я могу. Где?
- Хочу рассказать другим. Как?
План проведения проекта:
- Постановка цели, задач, объяснение алгоритма действий
- Разработка дорожной карты
- Поиск информации в Интернете, других источниках
- Обработка информации
- Подготовка экспозиций и публичных выступлений
- Оформление "музейных залов"
- Проведение экскурсий по залам Музея обычных вещей
- Рефлексия, слайдовая презентация о ходе работы над проектом
Осуществление проекта:
Формирование команд, выявление познавательного интереса (метод "Мозговой штурм, ранжирование)
- 1 команда - предметы одежды, (галстук, жилет, рубашка, пиджак, брюки)
- 2 команда - предметы мебели (стул, стол, диван, компьютер)
- 3 команда - столовые предметы (ложка, вилка, стакан, чайник)
- 4 команда - предметы гигиены (мыло, одеколон, зубная паста, зубная щетка)
- Раздать задание командам:
- Найти информацию о вещи
- Составить краткое описание
- Создать "музейный экспонат данной вещи": (рисунок вещи, о вещи в стихах, о вещи в сказках, о вещи в детских рассказах или повестях, найти картинки с данной вещью).
- Завершить предложение: "Нашу вещь прославили в:::." или самим сочинить стихи, рекламу, кричалку, клип:
- Оформление музейного места
- Презентация итогов работы. Проведение экскурсии по "Музею" (представление истории вещей )
- Рефлексия по следующим вопросам:
- Сегодня я узнал совершенно неизвестное ранее о:..
- Мне понравилось :..
- Мне не понравилось:..
- Я научился ::.
Создание общей слайдовой презентации об осуществлении проекта "Создание музея простых вещей"
Приложение: Презентация POWERPOINT об осуществлении учащимися проекта.
Примечание: Результаты, полученные в процессе работы над проектом:
Для детей:
- расширение кругозора
- умение получать информацию из различных источников:
- освоение способов исследовательской деятельности
- знание о структуре проекта и этапах его осуществления
- коммуникативные навыки
Для учителей:
- Группу учащихся, владеющих навыками исследования, проектной деятельности, творческого оформления и представления результатов работы
- Учащихся, готовых стать организаторами подобных проектов.
Для родителей:
- Детей, мотивированных к самостоятельной познавательной деятельности.
Наименование проекта "Экскурсионный маршрут по знакомым, но неизведанным местам"
Предмет: история и культура родного края
Авторы: Жукова Л.Л., Лазарева А.Л., Чулахова И.В. - учителя истории и обществознания МОУ "Гимназия № 5" г.Чебоксары
Пояснение к проекту: Проект предполагает собой описание модели организации образовательного путешествия, для создания нового экскурсионного маршрута. Он позволяет реализовать деятельностный подход в обучении и воспитании учащихся.
Гимназия расположена в исторической части города, недалеко от старого городского вала - места исторически ценного, но не вошедшего в традиционный экскурсионный маршрут для гостей и туристов. Гимназистам была предоставлена возможность разработать собственный экскурсионный маршрут по знакомым, но неизведанным местам.
Данную разработку можно использовать при организации образовательных экскурсий по памятным местам.
Вопрос, направляющий проект:
- Как научить детей самим проектировать экскурсию, определяя каждый шаг?
Описание мероприятий проекта
- Выявление интереса, личных целей и задач в экскурсии
Методы:
- "Мозговой штурм" - назовите примечательные места, находящиеся в окрестностях Гимназии.
- "Ранжирование" - выявление конкретного, интересного всем, места будущей экскурсии
- Формулирование тем для исследования, формирование групп по интересам, выстраивание индивидуального и общего маршрута
- Создание дорожной карты, распределение ролей (фотограф, топограф, журналист, летописец, редактор, художник)
- Экскурсия, сбор материала
- Обработка собранного материала
- Разработка нового экскурсионного маршрута на основе индивидуальных "копилок" (фотографий, интервью, исторических фактов, личных наблюдений)
- Презентация коллективного продукта - нового экскурсионного маршрута по знакомым, но неизведанным местам.
- Рефлексия:
- Почему содержание маршрутов разных групп отличаются?
- Какие новые факты узнали во время экскурсии по знакомым местам?
- Как сделать маршрут увлекательным для друзей и знакомых?
- Что ты лично получил в процессе данной формы деятельности?
Приложение № 1 Индивидуальная дорожная карта
Образовательный интерес группы:__________________________________________
Фамилия, имя | Роль в группе | Индивидуальная задача | результат |
|
|||
|
Приложение № 2 Презентация POWERPOINT- отчет о процессе составления маршрута