Цели урока:
- применив демонстрационные опыты разложения растворов солей, щелочей под воздействием постоянного электрического тока практическим путем, объяснить учащимся новую тему “Электролиз”, так как для учеников тема является довольно трудной, и наблюдается допущение ошибок при сдаче ЕГЭ;
- формировать у учащихся навыков логического мышления при изучении свойства металлов, именно опираясь на знания о строении атома, определить тот ион по ряду электрохимической активности металлов и по ряду активности анионов, который участвует в ОВР;
- уметь написать уравнение реакции протекающих процессов и суммарных уравнений в виде ОВР, так как под действием электрического тока происходит сложные процессы;
- знать, где можно применить электролиз.
Задачи:
- Изучить физические и химические свойства металлов, углубить знания учащихся.
- Объяснить смысл электролиза, демонстрационным опытом показать и объяснить процессы идущие на катоде и на аноде.
- Знать применение электролиза в народном хозяйстве, формировать у учащихся навыков логического мышления.
Оборудование: 3 электролизера, растворы сульфата меди, хлорида меди, гидроксида натрия, инертные электроды, источник тока, необходимые приборы.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
- Расположение Ме в П.С. Д.И. Менделеева.
- Почему сверху вниз по группам и справа налево по периодам свойства Ме изменится?
- Объясните электрохимический ряд металлов.
3. Изучение новой темы
1. Сущность электролиза.
2. а) при Э.Д. растворы распадаются на катионы и анионы (Меn+, Н+ и Асn–, ОН–);
б) расплавы солей и щелочей при Э.Д. распадаются на катионы (Меn+) и анионы (Асn–).
Д.О. № 1. Через раствор хлорида меди(II) проводим электрический ток:
– происходит движение ионов. Почему?
– через некоторое время видно, на катоде осаждает металл: Сu (по цвету определяем);
– на аноде: хлор (по запаху определяем).
На доске напишем уравнения реакций идущих процессов под влиянием тока:
Катод: (–) Си2+ + 2е = Сu0
Анод: (+) 2Сl– + –2е = Cl02
Суммарное уравнение:
СuС12 + Н2O = эл-з == Си 0 + Сl02 + Н2O
– прочитаем определение на с. 107.
Д.О. № 2. Подвергаем к электролизу раствор сульфата меди(II).
– на катоде тот же процесс;
– на аноде выделяется газ:
2H2O + 4e = O0 2 + 4H+0
Суммарное уравнение:
2CuSO4 + 2H2O = эл-з == 2Cu0 + O02 + 2H2SO4
Д.О. № 3. Подвергаем к электролизу гидроксида натрия:
– на катоде выделяется газ:
2H2O + 2e = H02 + 2OH–
– на аноде выделяется газ:
4ОН(–) –4е = O02 + 2H2О
Суммарное уравнение:
2H2O —> H02 + O02 – электролиз воды.
Вопрос: Почему разные продукты?
Ознакомление учащихся табл. № 31 на с. 111.
4. Применение электролиза
1) получение металлов: А1, Мg, Nа, Сd;
2) получение Н, Наl, щелочей;
3) рафинирование металлов электрическим методом: Сu, Ni, Рb.
Борьба с коррозией: гальваностегия (Сr, Ni, Сu, Аg, Аu).
5. Закрепление:
упр. № 5, с. 121.
1-й вариант – а)
2-й вариант – б)
3-й вариант – в)
Написать на доске и на местах уравнения реакций протекающих под действием электрического тока на катоде и на аноде и суммарное уравнение.
6. Домашнее задание: п. 42. Задача № 1, с. 121.