Урок географии в 6-м классе «Вулканы, горячие источники, гейзеры»

Разделы: География


Тема урока: Вулканы. Горячие источники, гейзеры.

Цели: дать понятие о вулканах, горячих источниках, гейзерах как явлениях, происходящих в земной коре; выяснить причины их образования, значение для понимания истории формирования земли; познакомить с опасной профессией вулканолога, с хозяйственным использованием продуктов вулканизма, горячих источников человеком.

Оборудование: физическая карта полушарий, атлас 6 класса, географический бюллетень «Мирные профессии вулкана», репродукция картины К.Брюллова «Последний день Помпеи», выставка литературы о вулканах, гейзерах, горячих источниках, иллюстрации, образцы горных пород, дидактический материал, слайды (диапроектор, компьютер).

Практическая работа: определение географического положения вулкана Ключевая Сопка; определение по географическим координатам вулканов мира.

План и ход проведения урока

I. Оргмомент.

II. Повторение (проверка готовности класса): тест «Литосфера».

Ученики работу выполняют на листочках, затем делают самопроверку – ключ на экране (слайд № 1).

Тест «Литосфера»

1. Каменной оболочкой Земли является:

А) атмосфера;
Б) гидросфера;
В) литосфера;
Г) биосфера.

2. Литосфера состоит из:

А) верхнего слоя мантии;
Б) земной коры;
В) из верхнего слоя мантии и земной коры.

3. Найди лишнюю горную породу. К осадочным горным породам относятся:

А) песок;       
Б) известняк;
В) мрамор;
Г) глина;
Д) мел.

4. Земной коре свойственны движения:

А) вертикальные;
Б) горизонтальные;
В) медленные вертикальные и горизонтальные.

5. Землетрясения – это

А) вертикальные колебания суши, в результате которых одни участки суши опускаются, другие – медленно поднимаются;
Б) быстрые колебания участков земной коры как в вертикальном, так и в горизонтальном направлениях;
В) медленные горизонтальные движения земной коры, в результате чего образуются складки, горсти, грабены.

III. Углубленная проверка домашнего задания.

1) Объясните рисунок «Внутреннее строение Земли». Дайте краткую характеристику составных частей (температура, состояние вещества, размеры). (Слайд № 2).

2) Опишите горную породу по плану, составьте описательный связный рассказ:

а) гранит; б) мрамор; в) известняк.

План описания горной породы или минерала

  1. Цвет.
  2. Строение (зернистость, сложность).
  3. Твердость (шкала твердости).
  4. Плотность (дырочки, трещинки, поры).
  5. Дополнительные особенности (блеск, запах, магнетизм и т.д.).
  6. К какой группе горных пород относится (осадочные, магматические, метаморфические)?

IV. Подготовка к активному усвоению нового материала.

Определите объект изучения на уроке, явления, связанного с внутренними процессами Земли: ребус, головоломка (слайды № 3, 4).

V. Усвоение нового материала.

1) Слово учителя.

Ребята, сегодня на уроке мы будем изучать тему «Вулканы, горячие источники, гейзеры». Вы познакомитесь с особыми «огнедышащими» горами, с причинами их образования, с уникальными источниками подземных вод и фонтанирующими гейзерами, узнаете о роли, которую они играют в жизни человека и природы.

Люди, наблюдавшие извержения много веков назад, считали, что они вызваны сверхъестественными силами. Так, древние римляне почитали бога огня, которого называли Вулкан. Этот бог, считали они, жил под землей, и когда он сердился и гневался, все сотрясалось вокруг, из-под земли летели огонь и дым. Поэтому огнедышащие горы древние римляне стали называть вулканами. Название это дошло и до наших дней.

2) Сообщение ученика: рассказ о «гневе» вулкана Везувия.

В 79-м г. н.э. произошло трагическое событие. 24 августа, утром, началось сильное извержение Везувия. Город Помпея находился на подветренной стороне от вулкана и быстро был засыпан пеплом. Все происходило в темноте, солнце не пробивало облака пыли и пепла. Одни люди погибали, не понимая, что случилось, другие – в ужасе бежали, падали и погибали на улицах, их тоже засыпал пепел. Двое суток неистовал вулкан, на вершине образовался примерно трехкилометровый кратер. Город Помпея погиб. Он скрылся под слоем пепла – три метра. Античные города Геркуланум и Сабия также погибли: они были залиты грязевыми потоками, образовавшимися после извержения Везувия. Только через 17 столетий во время рытья колодца узнал мир о трагедии.

3) Работа с репродукцией картины К.Брюллова «Последний день Помпеи» (слайд № 5).

4) Чтение отрывка из стихотворения А.С. Пушкина:

Везувий зев открыл –
Дым хлынул клубом – пламя
Широко развилось,
Как боевое знамя.
Земля волнуется –
С шатнувшихся колонн
Кумиры падают!
Народ, гонимый страхом,
Под каменным дождем,
Под воспаленным прахом
Толпами, стар и млад,
Бежит от града вон.

5) Что же такое вулканы? Почему происходит извержение? Ответить на эти вопросы поможет рисунок «Внутреннее строение Земли» (слайд № 6).

Объяснение учителя.

Находясь в глубине земли, магма по образовавшимся в земной коре трещинам под давлением поднимается вверх и изливается на поверхность. Этот канал называется жерлом. Из отверстия на вершине конуса, которое называется кратером, вырываются газы, водяной пар, вулканическая пыль, огромные тучи пепла, камни, изливается лава (остывшая на поверхности магма). Чем длительнее извержение, тем выше конус вулкана. Вулканические бомбы – остывшие куски лавы – выбрасываются на большие расстояния от вулкана. Извержение сопровождается страшным подземным гулом, иногда – землетрясением, грозами.

6) Задание для учащихся: сравните с рисунком № 39 в учебнике на с. 58. Дополните рассказ учителя.

7) Виды вулканов.

Вулканы, которые извергались на памяти человечества, называются действующими, их более 800. Давайте познакомимся с некоторыми из них.

Задание: определите по географическим координатам вулканы:

1) 19 градусов с. ш., 98 градусов з. д. (в. Орисаба);
2) 1 градус ю. ш. 78 з. ш. ( в. Котопахи );
3) 37 градусов с.ш. 139 градусов в.д. (в. Фудзияма). (На экране – вулканы, слайды № 7, 8, 9.)

8) Как обозначаются на карте вулканы?

В каких областях (горных или равнинных) расположены вулканы? Таким образом, вулканы расположены в горных областях, а также в зонах, где часто происходят землетрясения, например в Тихоокеанском поясе. На территории России самый высокий действующий вулкан Ключевская сопка, его высота 4750 м (слайд №10).

9) Задание: Определите по географическим координатам (56 градусов с. ш. 161 градусов в.д.) вулкан и покажите его на карте.
Чтобы определить точное местонахождение вулкана, нужно знать, на каком материке и в какой части материка он находится.

10) Задание: дать полный ответ на вопрос «Каково географическое положение Ключевской Сопки?». При ответе ученик пользуется карточкой с планом.

План географического положения объекта (вулкана)

1. Определить географические координаты.
2. На каком материке и в какой его части расположен.

Предварительное задание на дом: определить географическое положение известных вулканов.

11) Слово учителя. Вулканы есть и на дне Мирового океана. Это подводные вулканы.

Рассказ ученика об одном известном вулкане.

12) Слово учителя.

Вулканы, встречающиеся часто в горах, называются потухшими, если об извержении их неизвестно людям, но есть следы прошлого вулканизма. Например, Эльбрус, Казбек на Кавказе. К вопросу о потухших вулканах ученые подходят осторожно. Молчавший долгое время вулкан Безымянный на Камчатке так громыхнул, будто взорвалось несколько сильнейших бомб.

– Можно ли определить, что перед нами – гора или потухший вулкан? (Вулкан имеет кратер, склоны сложены магматическими горными породам.)
– Для чего нам нужно изучать вулканы?
Вулканы – это «окна» внутрь Земли. Ученые изучают состав вещества, условия образования горных пород, полезных ископаемых. И хотя вулкан – это грозное явление в природе, катастрофическое, приносящее неисчислимые беды природе (после извержения долгие годы не растет трава, гибнут животные, меняется климат), вулкан несет добрую службу человеку. О мирных профессиях вулканов вы прочитаете в бюллетене «Вулканы на службе человека». Изучают, ведут наблюдения за состоянием вулканов люди героической, опасной профессии – вулканологи. Послушайте о них стихотворение.

13) Ученик выразительно читает наизусть стихотворение Г.Тазиева «Встреча с дьяволом».

Мы вулкана сыны.
Кратер гремит маня.
Выведать мы должны
Тайны бога огня.
Шлак под ногами горяч,
Шлаковый конус крут,
Бомба летит, как мяч,
Бомбы дымят вокруг.
В гору шаги тяжелы,
По каскам лапиллей град.
Упрямы, упрямы и злы,
Лезем прямо мы, прямо в ад.
Пепел в глаза и рот,
Взрывы, как свет зарниц,
Черный, как деготь, пот
Капает с наших спин.
Едок сернистый газ –
Стиснув зубы, держись!
Жизнь нам дается раз.
Ставим на карту жизнь!

14) Слово учителя.

В некоторых районах, где есть вулканы, на поверхность вытекают горячие минеральные воды, образуя ручьи, реки. Иногда они вырываются горячим фонтаном, поднимаясь вверх на десятки метров. Такие фонтанирующие источники получили название гейзеры.
Изучив самостоятельно материал учебника (с. 60), вы узнаете о хозяйственном использовании гейзеров человеком. Вы также можете обратиться к бюллетеню «Вулкан на службе человека» и узнать много интересного о гейзерах.

VI. Обобщение и закрепление материала урока.

По опорному конспекту один ученик кратко рассказывает изученную тему (на доске).

VII. Домашнее задание: п. 19, с. 60. Самостоятельно подготовить рассказ о гейзерах.