"Птичьи гнезда. Наша маленькая планета Земля"

Разделы: Начальная школа


Цель урока: познакомить с особенностями построения птичьих гнезд.

Задачи урока:

Образовательная - учить детей устанавливать причинно-следственные связи между образом жизни птиц, средой обитания и особенностями построения гнезд.

Развивающая - развивать умения обобщать полученные в ходе наблюдений сведений.

Воспитательная

  • воспитывать доброе отношение к птицам.
  • формировать культуру восприятия и чувствования у детей;
  • учить понимать чужую боль;
  • формировать аккуратность, наблюдательность.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, "волшебная шляпа", карточки со значением птиц, гнезда птиц, оформление доски: вверху слова Сент-Экзюпери, по центру нарисована наша планета, на планету по ходу урока прикрепляются карточки с изображением и названием птиц.

Методы обучения: словесно-наглядный, практический.

Формы работы: фронтальная, групповая, работа в парах.

Подготовительная работа: Учениками заранее подготовлены пересказы об особенностях построения птичьих гнезд, выучены стихотворения.

План урока

№ п/п Структурные элементы Деятельность учителя Деятельность учащихся Временная реализация № слайда
1. Организационный момент. Проверка готовности к уроку. Мотивация учащихся. Восприятие 1 мин  
2. Введение темы. Введение темы через загадку. Восприятие.

Ответы.

2 мин №1,2
3. Актуализация знаний обучающихся по теме урока.

а) Значение птиц в природе.

б) Значение птиц в жизни человека

в) Волшебная шляпа. А ты знаешь?

Проверка имеющихся у учащихся знаний.

Учитель вывешивает значение птиц на доске

 

Мотивация нахождения интересных фактов.

 

Проговаривают значения птиц.

 

Восприятие.

 

7 мин

 

1 мин

 
4 Постановка проблемы

Рассказ ребят

1.Иволга

2.Ласточка

3.Певчий дрозд

4.Синичка-ремез

5.Лесной конек

6.Грачи.

7.Синица.

8 Сорока

Настроить детей на охрану птичьих гнезд

Демонстрация гнезд, вывешивание на доску изображение птиц, прослушивание пение птиц.

Восприятие.

 

Восприятие.

1 мин

 

15 мин

 

№3

№4

№5

№6

№7

№8

№9

№10

5 Физминутка, зарядка для глаз. Демонстрация движений. Выполнение физических упражнений. 2 мин  
6 Мини опрос Вопросы по прослушанным докладам.

Проверить умения воспринимать текст.

Письменно пишут ответы.

 

3 мин №11
7 Охрана птиц.

Творческое задание.

Презентация итогов работы в группах.

Демонстрация слайда

Рефлексия

Подведение итога занятия.

Восприятие.

работа в группах

Восприятие.

5 мин

 

5 мин

№12
8. Итог урока. Чтение слов Сент-Экзюпери Учащиеся читают стихотворения. 3 мин  

Ход урока

Орг. момент.

Введение темы

Для определения темы нашего урока нам поможет подсказка, спрятанная в Волшебной шляпе: "Без рук, без топорёнка построена избенка". Что такое? (птичье гнездо)

Птичьи гнёзда - тема нашего сегодняшнего разговора.(слайд №1)

И назовем мы сегодня себя любителями-орнитологами. А кто такие орнитологи? (слайд№ 2, информация по щелчку)

ОРНИТОЛОГ - специалист по изучению птиц.

3. Актуализация знаний обучающихся по теме урока.

Птицы один из важнейших природных компонентов, т. е. они входят в круговорот веществ, и их роль значительна. Обусловлено это и большим видовым разнообразием птиц - 9000 видов; вообще на земном шаре около 100 млрд. птиц. Давайте подумаем, какова же роль птиц в природе

Предлагаю, совместно определить какую роль на планете играют птицы (в процессе беседы на доску прикрепляются предложения со значением птиц, подготовленные заранее).

Значение птиц в природе Значение птиц в жизни человека
1.Ограничивает рост растений.

2.Опыление цветковых растений.

3.Распространение семян.

4.Цепи питания.

5.Санитары.

1.Промысловые и домашние птицы.

мясо, жир, яйца, ("ласточкины гнезда" - Юго-Восточная Азия стрижи-саланганы.)

2.Пух (морская утка - гага, самый теплый пух, для скафандров космонавтов, для костюмов полярников).

3.Удобрения (гуано).

4.Предмет спортивной охоты (куропатки, фазаны, рябчики, перепела, гуси, утки).

5.Уничтожают вредителей сельскохозяйственных растений (цесарки уничтожают колорадских жуков); уничтожают разносчиков опасных инфекционных заболеваний человека и животных.

6.Украшения.

7.Подарили людям идею полёта.

8.Разнообразные музыкальные трели (иволга - флейта, многоголосье - симфонический оркестр и т.д.).

9.Голоса птиц целебны.

10.Несут весть о весне, дарят радость

Вывод: в природе и в жизни человека роль птиц велика.

Волшебная шляпа. А ты знаешь? (ученик достает из-под шляпы информацию, читает)

Что если бы у тебя был аппетит птенца мухоловки-пеструшки, ты бы на дню 30 раз завтракал, 50 раз обедал да ужинал бы 20 раз! Температура тела птиц 41-42 градуса, мы перевариваем обед часами, а в птичьем теле это происходит за несколько минут. И птицы опять есть хотят.

4. Постановка проблемы

- К сожалению, птицам грозит беда - они могут быть уничтожены полностью. За последние 400 лет на земном шаре вымерло более 200 видов птиц, а в настоящее время каждый второй вид птиц находится под угрозой исчезновения. Есть такие ребята, которые шутя, из любопытства или стреляя из рогатки разоряют птичьи гнезда. А легко ли птицам строить гнезда для того, чтобы вырастить потомство? Предлагаю послушать внимательно ребят.

Это интересно:

Презентация.

Доклад ребят о птицах.

ИВОЛГА (слайд №3, показ гнезда, фоном включить пение иволги)

Иволги летают высоко в кронах деревьев, поэтому их трудно увидеть, несмотря на ярко-желтое, бросающееся в глаза оперение самца. О присутствии иволги можно догадаться по ее пению. Песня состоит из набора скрипучих и щебечущих звуков и заканчивается мелодичным флейтовым свистом. Обеспокоенная иволга издает громкий неприятный звук, за что ее зовут "лесная кошка". Пение иволги можно услышать только летом.

Особенно охотно гнездится в березовых и дубовых лесах, где сухо, деревья стоят довольно далеко друг от друга и лучи солнца хорошо прогревают землю. Гнездо иволга вьет между раздвоенными ветками. Оно состоит из полувысохших листочков, стебельков, пакли, шерсти и прочих обычных птичьих строительных материалов. Активно используется паутина пауков и гусениц. Гнездо глубокое, выстлано изнутри травой, шерстью, перьями. Строят гнездо оба родителя. В начале июля самка откладывает 3-4 белых яйца, которые покрыты черными крапинами. Высиживает птенцов она одна, самец постоянно приносит супруге еду. Выкармливают потомство оба родителя. Иволга чисто насекомоядная птица. Особенно она любит червей, бабочек и гусениц. Не отказывается от спелых ягод и вишен.

ЛАСТОЧКА - КАСАТОЧКА гнездо лепит: С большой любовью и заботой делают ласточки гнезда для высиживания яиц, которое длится 12- 17 дней. Материалом для гнезда служат кусочки земли, глины, которые склеиваются слюной, прокладываются травинками, соломой, конским волосом. При постройке гнезда одна ласточка занимается строительством, а другая подносит материал. Носиком глину приминает, носиком её на речке колупает, носиком носит. Если же обе ласточки отлучатся от недостроенного гнезда, его могут занять воришки - воробьи и ласточкам придётся строить новое гнездо. Гнездо получается аккуратное, тёплое, прочное недоступное для врагов. (слайд №4, показ гнезда)

ДРОЗДЫ в деле строительства великие искусники. Гнезда вьют объемистые, прочные, плотно перевязанные корешками, снаружи гнездо всё зеленым мхом украшают, а внутри, как чашечка, гладкое - цементом обмазанное из древесной трухи со своей слюной. Люди у дрозда научились штукатурить избы.

(слайд №5, показ гнезда, фоном включить пение дрозда)

СИНИЧКА - РЕМЕЗ - лучший ткач среди европейских птиц. Гнездо, подвешенное на тонкой ветке над водой, самец искусно сплетает из растительных волокон и пуха ивы или тополя. Птица плетет мягкую и в то же время теплую и прочную ткань. Белое гнездо имеет форму мешка или сумки с большим боковым отверстием сверху. Постройка длится около двух недель. Если самец привлечет своей песней и удобным помещением самочку, то она достраивает к гнезду вход в виде короткой трубки, и гнездо издали становится похожим на рукавицу. Самец строит для себя второе, "холостое гнездо. Его легко отличить от семейного, так как оно остается без пристроенного летка.

Все в жизни мелких птиц направлено на то, чтобы спрятать гнездо. Когда выводятся птенцы, самочка уносит в клюве скорлупки подальше от гнезда. Птенцы сидят в гнезде тихо (слайд №6, показ гнезда).

ГРАЧИ

Грачи предпочитают жить в обществе себе подобных, а когда приходит пора гнездовых забот, любят селиться поблизости друг от друга. В грачиных городах бывают сотни и даже тысячи гнезд, многие из которых почти вплотную примыкают одно к другому. Гнезда прочно сплетаются из веток, утепляя сухой травой и клочками шерсти и служат птицам не один год. Весной грачи прежде всего торопятся занять уже готовые постройки, тщательно их ремонтируют, обновляют подстилку. (слайд №7)

Гнезда ЛЕСНЫХ КОНЬКОВ находятся на земле. Выглядят они неказисто - просто чашечка из травы кое-как свита, а в ней яички лежат. Но зато прячут свои гнёзда отменно. А чтобы место не выдать, родители прямо к гнезду никогда не подлетают. Всегда сядут поодаль, по сторонам осмотрятся и уже по земле, да еще там, где трава погуще, к птенцам бегут. (слайд №8, показ гнезда)

СИНИЦА

В определении большая синица особо не нуждается, т.к. всю зиму вместе с воробьями и голубями держится в населенных пунктах у нас на глазах. Следует обратить внимание на разнообразие песен даже одного исполнителя, меняющего их периодически. Поет открыто, чаще в средней и верхней части кроны.

Песню синицы изредка можно слышать в оттепель уже после солнцеворота, но примерно с 10 февраля она начинает звучать постоянно. Больших синиц можно считать одними из первых глашатаев Весны, которые уже с этого времени ежедневно и старательно объявляют о её приближении.

Гнездо длиннохвостой синицы по форме яйцеобразное с боковым летком в верхней части. Самец носит материал, самка строит.

Каркас гнезда сплетен из растительных волокон, скрепленных паутиной. Здесь это важный строительный материал. Сетка каркаса густо выткана клочками мха, растительной ваты, коконами насекомых. Снаружи гнездо покрыто чехлом из лишайников, скрепленных паутиной. Главный теплоизолятор гнезда - его внутренняя выстилка, огромное количество перьев.

И все-таки самое замечательное в чудо-гнезде не это. В кладке длиннохвостой синицы - 10 - 12, а то и 14 яиц. Как же помещается дюжина птенцов в гнезде перед вылетом? Оказывается, гнездо растягивается как резиновое, и эту эластичность придает ему паутина, скрепляющая все детали. (слайд №9, фоном включить пение синицы)

СОРОКИ затрачивают немало труда, чтобы выстроить себе жилище. Вначале из довольно толстых веток они складывают платформу, к которой с боков пристраивают стенки и покрывают всё сооружение крышей. Получается просторная клетка, формой и размерами напоминающая крупный арбуз. Внутрь клетки ведет боковой вход, вокруг которого выкладывают из небольших веточек что-то наподобие крыльца. Затем птицы таскают в дом пучки сухой травы, шерсти, перьев и строят внутри еще гнездо, куда и откладывают яйца. Pемонтируют, заново выстилают лоток. (слайд №10)

5. Физминутка

Десять птичек - стайка

Пойка, подпевай-ка,

Десять птичек - стайка.

Эта птичка - соловей,

Эта птичка - воробей.

Эта птичка совушка,

Сонная головушка.

Эта птичка-свиристель,

Эта птичка-коростель,

Эта птичка-скворушка,

Серенькое перышко.

Эта - зяблик.

Это - стриж.

Это - развеселый чиж.

Ну, а эта - злой орлан.

Птички, птички по домам!

(игровую разминку лучше проводить в кругу, прибавив к образам ритмичные движения)

6. Мини-опрос

  • У кого из птиц гнездо похоже на рукавицу и плетется из пуха ивы или тополя? (ремез)
  • Какая птица вьет гнездо между раздвоенными ветками? (иволга)
  • Кто из птиц лепит гнёзда? (ласточка)
  • У какай птицы гнездо из толстых веток, по форме напоминает арбуз, а внутри еще гнездо из травы, шерсти, перьев? (сорока)
  • У какой птицы гнездо внутри гладкое - цементом обмазанное? (дрозд)
  • Ответы сдать учителю, показать правильные ответы на слайде №11.

7. Задания группам

Составьте памятку или обращение к жителям Земли по охране птиц.

Презентация итогов работы по группам.

Охрана и привлечение птиц. (слайд №12)

Для охраны животного и растительного мира используют разные меры.

1) Международные организации:

  • ГРИНПИС;
  • МСОП - Международный союз охраны природы и природных ресурсов, 1948 год.
  • СИПО - Международный совет охраны птиц, 1922 год Лондон.

2)

  • Красная Книга - список животных и растений, нуждающихся в охране.
  • Чёрная Книга - список исчезнувших видов животных и растений.

3) Заповедники.

8. Подведение итогов урока.

Ученик 1.

Смотрю на глобус - шар земной,
И вдруг сказал он, как живой;
И шепчут мне материки:
Ты береги нас, береги!

Ученик 2.

В тревоге рощи и леса,
Роса на травах, как слеза.
И тихо просят родники:
Ты береги нас, береги!

Ученик 3.

Остановил олень свой бег:
Будь человеком, человек!
В тебя мы верим - не солги!
Ты береги нас, береги!

Ученик 4.

Смотрю на глобус - шар земной,
Такой прекрасный и родной.
И шепчут губы: "- Сберегу,
Я сберегу вас, сберегу!"

- Вспомним слова Сент-Экзюпери "Все мы пассажиры одного корабля по имени Земля". И пересесть из него просто некуда. Наша жизнь и наше будущее зависит от каждого из нас.

Домашнее задание: составить по желанию кроссворд про птиц.

Схема оформления классной доски: