Цель обучения и воспитания - развитие личности интеллектуальной, культурной, владеющей творческими умениями и навыками в усвоении общечеловеческих ценностей, склонностей к овладению профессиональными компетенциями, способной ориентироваться в различных жизненных ситуациях.
Тема методической работы на 2008-2009 учебные годы - Формирование профессиональной компетентности учителя, как средство повышения качества образования
Цель: развитие профессиональной компетентности учителей, способствующей достижению уровня качества образования учащихся в соответствии с их возможностями и потребностями, при обязательном достижении требований стандарта образования; создание условий для запуска, поддержки и реализации инновационных процессов в направлении изменения качества образования и его демократизации
Приоритетные направления методической работы на 2008 - 2009 учебный год:
1. Повышение квалификации, педагогического мастерства и категорийности кадров, обеспечивающих высокий уровень усвоения базового и программного материала учащимися школы на всех ступенях обучения.
2. Экспериментальная и научно-исследовательская работа на всех ступенях обучения, проектная деятельность на уроке.
3. Обеспечение роста профессиональной компетентности учителей школы, как условие реализации целей развития личности учащихся; совершенствование учебно-воспитательного процесса, обусловленное программой развития школы.
Направление деятельности. | Целевая установка. | Задачи, мероприятия. | ||
1. Организационная работа. |
||||
Проведение заседаний НМС. | Планирование деятельности, совершенствование учебно-воспитательного процесса и создание условий для реализации творческих возможностей преподавателей и обучающихся. | 1. Разработка и экспертиза новых
программ учебных курсов. 2. Прогнозирование потребностей в научно-методическом обеспечении образовательного процесса. 3. Организация и проведение научно-исследовательской работы (преподавателей и обучающихся). 4. Руководство научно-исследовательской работой обучающихся. 5. Обсуждение и рецензирование различных материалов, предоставляемых м/о 6. Организация творческих и интеллектуальных конкурсов, олимпиад и т. п. 7. Установление и развитие творческих связей с социальными партнерами, вузами и др. учреждениями. 8. Изучение и внедрение в работу технологии комплексного мониторинга качества образования. 9. Внедрение в учебный процесс индивидуальных учебных планов и технологии портфолио. 10. Вопросы реализации Программы развития школы. 11. Проблемы и основные пути внедрения в образовательный процесс новых технологий, интенсивных форм и методов обучения. 12. Ознакомление с анализом состояния преподавания предмета и др. |
||
Проведение заседаний школьной аттестационной комиссии. | Изучение состояния документации аттестуемых учителей, эффективности работы, соответствия уровня квалификации. | 1. Утверждение состава ШАК. 2. Собеседование с аттестуемыми (ознакомление со сборником документов по аттестации). 3. Изучение состояния документации. Самоанализ эффективности работы. Представление. |
||
Организация научно-исследовательской деятельности и работы с одаренными детьми. | Курирование, координация, регулирование научно-исследовательской работы учащихся, подготовка к предметным олимпиадам. | 1. Формирование навыков самостоятельной
теоретической и исследовательской работы
обучающихся. 2. Закрепление навыков проектирования. 3. Курирование исследовательских работ учащихся. 4. Выступления с докладами на НПК. 5. Подготовка учащихся к предметным олимпиадам. |
||
Методическое обеспечение повышения квалификации педработников и развитие педагогического творчества. | Диагностика уровня профессиональной компетентности и методической подготовки педагогов. Создание мотивации к повышению уровня профессиональной компетентности. | 1. Повышение квалификации
преподавателей через курсы повышения
квалификации, постоянно действующие семинары 2. Взаимопосещение занятий. 3. Участие в педагогических конкурсах ("Учитель года", "Лучший учитель в рамках ПНП "Образование и др.). 4. Организация наставничества. 5. Участие в работе творческих групп и проектных команд. 6. Проведение мастер-классов. |
||
Работа методического кабинета. | Пропаганда передового педагогического опыта. Систематизация материалов по вопросам учебно-воспитательной и методической работы. | 1. Проведение семинаров для
преподавателей школы. 2. Организация методических выставок. 3. Организация консультаций для преподавателей. 4. Организация и проведение школы молодого специалиста. |
||
Деятельность творческих групп по изучению и внедрению современных педтехнологий в образовательный процесс. | Обеспечение условий для работы школы в соответствии с целями и задачами Программы развития. | 1. Проведение педучебы, теоретических
семинаров по изучению и внедрению новых подходов
к образованию и инновационных технологий. 2. Проведение диагностических исследований совместно с психологической службой школы 3. Анализ инновационного опыта педагогов 4. Создание концепций развития содержания учебных дисциплин, авторских программ, новых педагогических методов и приемов, мониторинговых работ. 5. Создание банка данных по инновационным технологиям. 6. Творческий отчет (педагогическая конференция + видеоролик) по результатам работы. |
||
Связь с учреждениями образования города и области (ИПКРО, ИГУ, ИГПУ, ИрГТУ, МЦОКиПП и др.), социальными партнерами. | Изучение, обобщение передового педагогического опыта, курсовая подготовка педагогов, привлечение к учебно-воспитательному процессу в школе представителей вузов и специалистов других учебных учреждений, сотрудничество с инновационными учебными заведениями города и области. | 1. Курсовая подготовка и переподготовка
педагогических кадров. 2. Заключение договорных отношений с учреждениями образования для совершенствования качества образования в школе. 3. Участие педагогов школы в научно-практических конференциях и семинарах, проводимых ИГПУ и ИГУ, школами города и области. |
||
2. Технологическое обеспечение образовательного процесса. |
||||
Планирование развития школы. | Достижение оптимальных конечных результатов. Совершенствование учебно-воспитательного процесса и создание условий для реализации творческих возможностей преподавателей и школьников. Систематизация планирования образовательного процесса. | 1. Разработка комплексного плана работы
школы, планов работы структурных подразделений,
программы по реализации единой методической
темы. 2. Корректировка рабочих программ. 3. Разработка и совершенствование календарно-тематического планирования. 4. Совершенствование УМК. |
||
Разработка и совершенствование нормативных документов. | Обеспечение инновационной деятельности структурных подразделений и школы в целом. | Реализация программы развития "Школа
Достижений" (сроки реализации 2007- 2012 гг |
||
Развитие научно-методической базы. | Совершенствование преподавания, включение педработников в деятельность по разработке новых педтехнологий, программ курсов. Поиск новых форм и методов образования. Научно-методическое обеспечение образовательных стандартов, разработка недостающих средств обучения. | 1. Пополнение научно-методической базы
методкабинета, библиотеки, кабинетов. 2. Обеспечение необходимыми изданиями инновационной направленности. 3. Использование в работе материалов периодических изданий (оформление подписки). |
||
Создание базы данных о передовом педагогическом опыте преподавателей школы. | Обеспечение "банка" инноваций. Воплощение в педагогической практике оптимальных форм, методов и средств УВП, дающих устойчивые положительные результаты. | 1. Накопление и систематизация
материалов. 2. Выявление уровня и профессиональной компетентности педагогов. 3. Подготовка учителями методической продукции. 4. Методические выставки, конкурсы. 5. Обобщение передового педагогического опыта (Приложение-презентация) |
||
Разработка программы комплексного мониторинга качества образования. | Обобщение и анализ информации о состоянии образовательного процесса для осуществления оценок и прогнозирования тенденций развития, принятия обоснованных управленческих решений по достижению качественного образования. | 1. Создание нормативной базы оценки
качества образования; 2. Разработка оценочных средств измерителей качества образования; 3. Изучение и внедрение в работу технологии комплексного мониторинга качества образования. 4. Программное обеспечение мониторинга. 5. Систематизация полученной информации. 6. Анализ результатов мониторинга. 7. Корректировка деятельности. |
||
3. Информационная деятельность. |
||||
Формирование папок педагогической информации. | Повышение профессиональной компетенции участников инновационной деятельности. | Оформление стендов, пополнение папок, картотеки, видеотеки, создание словаря, медиатеки и т. п. | ||
Информирование педагогов о новых подходах к образованию, содержании образовательных программ, новых учебниках и др. | Повышение профессиональной компетенции педагогов. | 1. Подготовка информации, ознакомление
педагогов о новых подходах к образованию,
содержании образовательных программ, новых
учебниках и др. на заседаниях НМС, семинарах. 2. Оформление стендов, папок на м/о. |
||
4. Создание условий для развития детской одарённости, индивидуальных особенностей школьников. |
||||
Обеспечение доступности качественного образования для всех обучающихся школы. | Обеспечение доступности качественного образования для всех обучающихся школы. | 1. Программно-методическое обеспечение
вариативности образования. 2. Использование современных образовательных технологий. |
||
Поддержка одаренных детей. | Обеспечение психолого-педагогической поддержки одаренных детей. | 1. Оказание помощи при подготовке
обучающихся к конкурсам, выставкам и т. п. 2. Обеспечение руководства научно-исследовательской деятельности школьников. 3. Организация занятий при подготовке учащихся к олимпиадам. |
||
Формирование безопасного образовательного пространства. | Совершенствование здоровьесбергающей образовательной среды, обеспечивающей атмосферу благополучия и успешности для каждого ребенка, обеспечение физической и психологической безопасности обучающихся. | 1. Проведениемероприятий,
обеспечивающих формирование оптимального
поведения детей с случаях техногенной опасности
и терроризма и др. 2. Проведение мероприятий по формированию способов защиты от негативного информационного воздействия. 3. Проведение мероприятий по обучению безопасности детей на улице, в общественных местах; по профилактике асоциального поведения (алкоголизм, курение, наркомания и т. п.) |
||
Создание условий для организации досуга и занятости школьников. | Организация досуга и пропаганда здорового образа жизни. Укрепление материально-технической базы. | 1. Расширение возможностей
дополнительного образования (увеличение числа
секций, кружков и т. д.). 2. Расширение сети занятости учащихся через сотрудничество и партнерство с другими образовательными учреждениями. |
||
5. Контроль, диагностика, анализ результативности. |
||||
Диагностика деятельности. | Изучение состояния образовательного процесса. | 1. Внедрение элементов инновационных
технологий и подходов в образовании. 2. Организация исследовательской работы преподавателей и обучающихся. 3. Уровень обученности учащихся. |
||
Контроль. | Обеспечение уровня знаний обучающихся, прочность формируемых навыков. | 1. Входной контроль. 2. Успеваемость обучающихся по предметам 3. Проведение контрольных срезовых работ. 4. Выполнение учебного плана. 5. Проверка журналов факультативов. 6. Посещение уроков. |
||
Анализ результативности научно-методической работы. | Обновление, совершенствование содержания образования. | 1. Состояние, эффективность и
действенность инновационной работы на м/о. 2. Состояние и продуктивность МР. 3. Эффективность научно-методического обеспечения (результативность участия в олимпиадах, НПК, конкурсах, сдачи ЕГЭ и т. д.) 4. Состояние и действенность качества преподавания и организации процесса обучения.
5. Уровень обученности. 6. Взаимодействие педагогического и ученического коллективов с местным сообществом. 7. Задачи на 2009-2010 учебный год. |