Методическая (научно-методическая) работа педагогического коллектива общеобразовательного учреждения

Разделы: Администрирование школы


Цель обучения и воспитания - развитие личности интеллектуальной, культурной, владеющей творческими умениями и навыками в усвоении общечеловеческих ценностей, склонностей к овладению профессиональными компетенциями, способной ориентироваться в различных жизненных ситуациях.

Тема методической работы на 2008-2009 учебные годы - Формирование профессиональной компетентности учителя, как средство повышения качества образования

Цель: развитие профессиональной компетентности учителей, способствующей достижению уровня качества образования учащихся в соответствии с их возможностями и потребностями, при обязательном достижении требований стандарта образования; создание условий для запуска, поддержки и реализации инновационных процессов в направлении изменения качества образования и его демократизации

Приоритетные направления  методической работы на 2008 - 2009 учебный год:

1. Повышение квалификации, педагогического мастерства и категорийности кадров, обеспечивающих высокий уровень усвоения базового и программного материала учащимися школы на всех ступенях обучения.

2. Экспериментальная и научно-исследовательская работа на всех ступенях обучения, проектная деятельность на уроке.

3. Обеспечение роста профессиональной компетентности учителей школы, как условие реализации целей развития личности учащихся; совершенствование учебно-воспитательного процесса, обусловленное программой развития школы.

Направление деятельности. Целевая установка. Задачи, мероприятия.

1. Организационная работа.

Проведение заседаний НМС. Планирование деятельности, совершенствование учебно-воспитательного процесса и создание условий для реализации творческих возможностей преподавателей и обучающихся. 1. Разработка и экспертиза новых программ учебных курсов.

2. Прогнозирование потребностей в научно-методическом обеспечении образовательного процесса.

3. Организация и проведение научно-исследовательской работы (преподавателей и обучающихся).

4. Руководство научно-исследовательской работой обучающихся.

5. Обсуждение и рецензирование различных материалов, предоставляемых м/о

6. Организация творческих и интеллектуальных конкурсов, олимпиад и т. п.

7. Установление и развитие творческих связей с социальными партнерами, вузами и др. учреждениями.

8. Изучение и внедрение в работу технологии комплексного мониторинга качества образования.

9. Внедрение в учебный процесс индивидуальных учебных планов и технологии портфолио.

10. Вопросы реализации Программы развития школы.

11. Проблемы и основные пути внедрения в образовательный процесс новых технологий, интенсивных форм и методов обучения.

12. Ознакомление с анализом состояния преподавания предмета и др.

Проведение заседаний школьной аттестационной комиссии. Изучение состояния документации аттестуемых учителей, эффективности работы, соответствия уровня квалификации. 1. Утверждение состава ШАК.

2. Собеседование с аттестуемыми (ознакомление со сборником документов по аттестации).

3. Изучение состояния документации. Самоанализ эффективности работы. Представление.

Организация научно-исследовательской деятельности и работы с одаренными детьми. Курирование, координация, регулирование научно-исследовательской работы учащихся, подготовка к предметным олимпиадам. 1. Формирование навыков самостоятельной теоретической и исследовательской работы обучающихся.

2. Закрепление навыков проектирования.

3. Курирование исследовательских работ учащихся.

4. Выступления с докладами на НПК.

5. Подготовка учащихся к предметным олимпиадам.

Методическое обеспечение повышения квалификации педработников и развитие педагогического творчества. Диагностика уровня профессиональной компетентности и методической подготовки педагогов. Создание мотивации к повышению уровня профессиональной компетентности. 1. Повышение квалификации преподавателей через курсы повышения квалификации, постоянно действующие семинары

2. Взаимопосещение занятий.

3. Участие в педагогических конкурсах ("Учитель года", "Лучший учитель в рамках ПНП "Образование и др.).

4. Организация наставничества.

5. Участие в работе творческих групп и проектных команд.

6. Проведение мастер-классов.

Работа методического кабинета. Пропаганда передового педагогического опыта. Систематизация материалов по вопросам учебно-воспитательной и методической работы. 1. Проведение семинаров для преподавателей школы.

2. Организация методических выставок.

3. Организация консультаций для преподавателей.

4. Организация и проведение школы молодого специалиста.

Деятельность творческих групп по изучению и внедрению современных педтехнологий в образовательный процесс. Обеспечение условий для работы школы в соответствии с целями и задачами Программы развития. 1. Проведение педучебы, теоретических семинаров по изучению и внедрению новых подходов к образованию и инновационных технологий.

2. Проведение диагностических исследований совместно с психологической службой школы

3. Анализ инновационного опыта педагогов

4. Создание концепций развития содержания учебных дисциплин, авторских программ, новых педагогических методов и приемов, мониторинговых работ.

5. Создание банка данных по инновационным технологиям.

6. Творческий отчет (педагогическая конференция + видеоролик) по результатам работы.

Связь с учреждениями образования города и области (ИПКРО, ИГУ, ИГПУ, ИрГТУ, МЦОКиПП и др.), социальными партнерами. Изучение, обобщение передового педагогического опыта, курсовая подготовка педагогов, привлечение к учебно-воспитательному процессу в школе представителей вузов и специалистов других учебных учреждений, сотрудничество с инновационными учебными заведениями города и области. 1. Курсовая подготовка и переподготовка педагогических кадров.

2. Заключение договорных отношений с учреждениями образования для совершенствования качества образования в школе.

3. Участие педагогов школы в научно-практических конференциях и семинарах, проводимых ИГПУ и ИГУ, школами города и области.

2. Технологическое обеспечение образовательного процесса.

Планирование развития школы. Достижение оптимальных конечных результатов. Совершенствование учебно-воспитательного процесса и создание условий для реализации творческих возможностей преподавателей и школьников. Систематизация планирования образовательного процесса. 1. Разработка комплексного плана работы школы, планов работы структурных подразделений, программы по реализации единой методической темы.

2. Корректировка рабочих программ.

3. Разработка и совершенствование календарно-тематического планирования.

4. Совершенствование УМК.

Разработка и совершенствование нормативных документов. Обеспечение инновационной деятельности структурных подразделений и школы в целом. Реализация программы развития "Школа Достижений"

(сроки реализации 2007- 2012 гг

Развитие научно-методической базы. Совершенствование преподавания, включение педработников в деятельность по разработке новых педтехнологий, программ курсов. Поиск новых форм и методов образования. Научно-методическое обеспечение образовательных стандартов, разработка недостающих средств обучения. 1. Пополнение научно-методической базы методкабинета, библиотеки, кабинетов.

2. Обеспечение необходимыми изданиями инновационной направленности.

3. Использование в работе материалов периодических изданий (оформление подписки).

Создание базы данных о передовом педагогическом опыте преподавателей школы. Обеспечение "банка" инноваций. Воплощение в педагогической практике оптимальных форм, методов и средств УВП, дающих устойчивые положительные результаты. 1. Накопление и систематизация материалов.

2. Выявление уровня и профессиональной компетентности педагогов.

3. Подготовка учителями методической продукции.

4. Методические выставки, конкурсы.

5. Обобщение передового педагогического опыта

(Приложение-презентация)

Разработка программы комплексного мониторинга качества образования. Обобщение и анализ информации о состоянии образовательного процесса для осуществления оценок и прогнозирования тенденций развития, принятия обоснованных управленческих решений по достижению качественного образования. 1. Создание нормативной базы оценки качества образования;

2. Разработка оценочных средств измерителей качества образования;

3. Изучение и внедрение в работу технологии комплексного мониторинга качества образования.

4. Программное обеспечение мониторинга.

5. Систематизация полученной информации.

6. Анализ результатов мониторинга.

7. Корректировка деятельности.

3. Информационная деятельность.

Формирование папок педагогической информации. Повышение профессиональной компетенции участников инновационной деятельности. Оформление стендов, пополнение папок, картотеки, видеотеки, создание словаря, медиатеки и т. п.
Информирование педагогов о новых подходах к образованию, содержании образовательных программ, новых учебниках и др. Повышение профессиональной компетенции педагогов. 1. Подготовка информации, ознакомление педагогов о новых подходах к образованию, содержании образовательных программ, новых учебниках и др. на заседаниях НМС, семинарах.

2. Оформление стендов, папок на м/о.

4. Создание условий для развития детской одарённости, индивидуальных особенностей школьников.

Обеспечение доступности качественного образования для всех обучающихся школы. Обеспечение доступности качественного образования для всех обучающихся школы. 1. Программно-методическое обеспечение вариативности образования.

2. Использование современных образовательных технологий.

Поддержка одаренных детей. Обеспечение психолого-педагогической поддержки одаренных детей. 1. Оказание помощи при подготовке обучающихся к конкурсам, выставкам и т. п.

2. Обеспечение руководства научно-исследовательской деятельности школьников.

3. Организация занятий при подготовке учащихся к олимпиадам.

Формирование безопасного образовательного пространства. Совершенствование здоровьесбергающей образовательной среды, обеспечивающей атмосферу благополучия и успешности для каждого ребенка, обеспечение физической и психологической безопасности обучающихся. 1. Проведениемероприятий, обеспечивающих формирование оптимального поведения детей с случаях техногенной опасности и терроризма и др.

2. Проведение мероприятий по формированию способов защиты от негативного информационного воздействия.

3. Проведение мероприятий по обучению безопасности детей на улице, в общественных местах; по профилактике асоциального поведения (алкоголизм, курение, наркомания и т. п.)

Создание условий для организации досуга и занятости школьников. Организация досуга и пропаганда здорового образа жизни. Укрепление материально-технической базы. 1. Расширение возможностей дополнительного образования (увеличение числа секций, кружков и т. д.).

2. Расширение сети занятости учащихся через сотрудничество и партнерство с другими образовательными учреждениями.

5. Контроль, диагностика, анализ результативности.

Диагностика деятельности. Изучение состояния образовательного процесса. 1. Внедрение элементов инновационных технологий и подходов в образовании.

2. Организация исследовательской работы преподавателей и обучающихся.

3. Уровень обученности учащихся.

Контроль. Обеспечение уровня знаний обучающихся, прочность формируемых навыков. 1. Входной контроль.

2. Успеваемость обучающихся по предметам

3. Проведение контрольных срезовых работ.

4. Выполнение учебного плана.

5. Проверка журналов факультативов.

6. Посещение уроков.

Анализ результативности научно-методической работы. Обновление, совершенствование содержания образования. 1. Состояние, эффективность и действенность инновационной работы на м/о.

2. Состояние и продуктивность МР.

3. Эффективность научно-методического обеспечения (результативность участия в олимпиадах, НПК, конкурсах, сдачи ЕГЭ и т. д.)

4. Состояние и действенность качества преподавания и организации процесса обучения.

  • степень индивидуализации и дифференциации процесса обучения через программно-методическое обеспечение;
  • здоровьесберегающие, информационные, проектные технологии;
  • инновационные формы организации учебно-воспитательного процесса;
  • характеристика кадрового обеспечения процесса обучения.

5. Уровень обученности.

6. Взаимодействие педагогического и ученического коллективов с местным сообществом.

7. Задачи на 2009-2010 учебный год.

Приложение.