Цели урока:
- систематизировать и расширить знания детей об овощах и фруктах;
- познакомить с витаминами, раскрыть их значение для человека;
- развивать внимание, память;
- воспитывать стремление заботиться о своём здоровье;
- формировать привычку к здоровому образу жизни.
Оборудование:
- рисунки овощей и фруктов;
- таблички с названием станций и поговорками;
- рисунки (паровозик, овощи, фрукты, Доктора, братья Витамины, Злючка-Грязнючка);
- корзинки для витаминов с овощами и фруктами;
- предметные картинки овощей и фруктов.
Ход урока
I. Организационный этап.
Ну-ка, детки, встаньте в ряд.
Готов работать мой отряд?
II. Актуализация опорных знаний, сообщение темы урока, постановка задачи.
- На какие две группы можно разделить плоды? (На доске рисунки фруктов и овощей).
- А как различить фрукты и овощи?
- Однажды овощи и фрукты затеяли спор, кто из них нужнее, кто из них важнее. Давайте сегодня на уроке попробуем разрешить их спор. А ещё ответим на вопрос, который составьте сами. (На доске карточки со словами: "Почему", "нужно", "есть", "много", "овощей", "и", "фруктов").
III. Мотивация.
- Чтобы ответить на этот вопрос и разрешить спор, мы сегодня на уроке отправимся в путешествие по разным станциям.
- Сопровождать нас будут Доктора: "Здоровая пища", "Отдых", "Вода".
- Ехать будем на паровозике. (На доске рисунок паровозика).
- Овощи и фрукты возьмём с собой.
- Итак, в путь! Представим, что мы - паровозики, ножки-колёсики поставим на рельсы и поедем:
Паровоз, паровоз.
Новенький, блестящий.
Он вагоны повёз,
Точно настоящий.
Чу-чу-чу-чу!
Бежит паровоз,
Далеко-далеко ребят он повёз.Вот поезд наш едет,
Колёса стучат.
А в поезде нашем
Ребята сидят.
IV. Работа над новым материалом.
- Подъезжаем к первой станции.
Станция "Овощная".
1. Загадки.
1)
Надела сто рубах
Заскрипела на зубах (капуста)
2)
Скинули с Егорушки
Золотые пёрышки-
Заставил Егорушка
Плакать без горюшка (лук)
3)
Маленький, горький
Луку брат (чеснок)
4)
Был зелёный плод -
Не просился в рот.
Положили в лёжку-
Он сменил одежку:
Красную надел-
Для еды поспел (помидор)
5)
И зелен, и густ
На грядке вырос куст
Покопай немножко,
Под кустом (картошка - картофель)
6)
Круглый бок, жёлтый бок
Сидит на грядке колобок.
Врос в землю крепко.
Что же это? (репка)
- Доктор "Здоровая пища" дает нам совет: "Ешьте больше овощей - будете здоровы!"
- А теперь нам пора в путь, к следующей станции.
- Сели поудобнее, колёсики на рельсы:
Загудел паровоз
И вагончики повёз:
"Чу-чу-чу. Далеко я укачу!"
Станция "Фруктовая"
2. Определение фруктов на вкус. (киви, банан, яблоко, апельсин, груша).
Обучающиеся пробуют фрукты с закрытыми глазами.
Учитель напоминает (перед началом игры) о гигиенических требованиях:
- Нельзя с одной вилки давать всем детям для пробы овощи или фрукты;
- Использованные салфетки надо класть на отдельный поднос.
- Какой из фруктов является маленьким братом апельсина? (мандарин)
- Какой фрукт похож на маленькую печку с красными угольками? (гранат)
- Доктор "Здоровая Пища" хочет узнать, все ли вы хорошо различаете овощи и фрукты.
3. Работа в группах.
- 1 группа - распределить овощи и фрукты на две тарелки.
- 2 группа - мальчики подчеркивают названия овощей, девочки - фруктов.
- 3 группа - собрать картинку овоща.
- 4 группа - собрать картинку - фрукта.
4. Проверка.
- Доктор "Здоровая Пища" даёт нам ещё один совет: "Овощи и фрукты - полезные продукты".
5. Оздоровительная минутка.
Игра "Вершки и корешки".
Если мы в пищу употребляем подземные части растений - присесть, если наземные - встать, руки вверх. (Картофель, фасоль, морковь, помидор, свекла, огурец, репа, тыква)
Игра "А в лесу растет черника".
А в лесу растет черника,
Земляника, голубика.
Чтобы ягоду сорвать,
Надо глубже приседать. (Приседания.)Нагулялся я в лесу.
Корзинку с ягодой несу. (Ходьба на месте.)В класс пора мне возвращаться,
Чтобы снова заниматься. (Дети садятся за парты.)
- Ставим колёсики на рельсы и снова отправляемся в путь.
Загудел паровоз
И вагончики повёз:
"Чу-чу-чу. Далеко я укачу!"
Станция "Витаминная"
- Происхождение слова "витамин".
6. Встреча с братьями Витаминами.
- Вас встречают витамины А, В, С
- В руках у них корзиночки с фруктами и овощами. Давайте их послушаем.
- Я - витамин А! И нужен вам, если вы хотите иметь
- хорший рост,
- крепкие зубы,
- отличное зрение!
Найти меня сможете чаще всего в моркови, капусте, помидоре.
- Я - витамин В!
От меня зависит ваш аппетит.
Со мной вы станете сильными
И будете иметь крепкие нервы.
Ищите меня в зелени салата, яблоках, свёкле и репе.
- А я - витамин С!
Я присутствую почти во всех овощах и фруктах, но больше всего меня в лимоне, луке, смородине.
Я помогаю быстрее выздоравливать при болезни, реже простужаться и быть бодрыми.
(На доске размещаются овощи и фрукты соответственно витаминам А, В,С).
V. Осмысление нового материала.
- Почему же нужно есть овощи и фрукты? (В них содержаться витамины).
- Для чего организму человека нужны витамины? (Чтобы быть сильным, здоровым, иметь хороший аппетит, крепкие зубы, отличное зрение).
- А что будет, если кушать только одну морковку? (Не будет хватать других витаминов).
- Верно! Поэтому нужно есть разные овощи и фрукты.
VI. Закрепление пройденного.
1. Игра с овощами и фруктами, соответствующими указанным выше витаминам на развитие памяти и внимания "Что пропало?"
2. Приготовить витаминные блюда (борщ, компот, салат).
3. Игра на внимание.
Если мой совет хороший, Если мой совет хороший,
Вы похлопайте в ладоши. Вы похлопайте в ладоши.
На неправильный совет Не грызите лист капустный,
Вы потопайте - нет, нет! Он совсем, совсем невкусный.Постоянно нужно есть - Лучше ешьте шоколад,
Для здоровья важно! Вафли, сахар, мармелад,
Фрукты, овощи, омлет, Это правильный совет?
Творог, простоквашу. (Нет, нет, нет!)Зубы вы почистили и идите спать.
Захватите булочку
Сладкую в кровать.
Это правильный совет?
(Нет, нет, нет!)
- Посмотрите, к нам пробирается Злючка-Грязнючка!
- С чего бы это?
- О чём мы забыли? (Овощи и фрукты нужно мыть перед употреблением).
- Скорее отправляемся на новую станцию.
Загудел паровоз
И вагончики повёз:
"Чу-чу-чу. Далеко я укачу!"
Станция "Чистюлькино"
- Злючка-Грязнючка убежала, Доктор "Вода" дает нам совет: "От простой воды и мыла у микробов тают силы".
VII.Итог урока.
- Давайте подведем итоги нашего путешествия.
- Мы ответили на вопрос, который поставили в начале урока?
- Это путешествие было полезным? Почему?