Итоговый урок по разделу "Материаловедение"

Разделы: Технология


Форма: урок-игра.

Цели: Систематизировать и обобщить теоретические знания, закрепить практические умения, проверить итоговые знания по разделу “Материаловедение”; способствовать развитию речи учащихся, развитию умения анализировать, сравнивать и выделять главное, способствовать формированию и развитию познавательного интереса к предмету; Способствовать формированию у учащихся коммуникабельности и ответственности.

Оборудование:карточки-задания, образцы тканей, карточки в форме лепестков цветка с наименованиями терминов.

Ход урока

I. Организация урока.

Приветствие

Проверка готовности учащихся к уроку и настрой на работу.

II. – Сегодня у нас с вами заключительный урок по теме

«Материаловедение» и проведем мы его не в виде контрольной или теста, а поиграем. Вы заранее уже разделились на две команды. Сейчас буквально в течение 1 минуты придумайте название и выберите капитана команды. (Команды придумывают название и выбирают капитана)

Наша игра будет состоять из нескольких заданий, касающихся изученной темы. Командам за каждое правильно выполненное задание будут вручаться жетоны. Итак, для начала проведем разминку.

РАЗМИНКА отгадайте загадки.

  1. Я вдоль ткани хожу,
    А мой братец – поперек.
    (Основа и уток)

  2. Топили, колотили,
    Мяли, трепали,
    Рвали, крутили, ткали,
    На стол постилали.
    (Лен)

  3. На стеблях белеют чашки,
    В них и нитки, и рубашки.
    (Хлопок)

ЗАДАНИЕ 1.

На образце ткани без кромки определить направление нити основы. Перечислить признаки определения нитей основы и утка.

ЗАДАНИЕ 2.

На образцах ткани (с печатным рисунком, гладкокрашеной, пестротканой) определить лицевую и изнаночную стороны.

ЗАДАНИЕ 3. «Восстанови».

Дорисуйте наполовину стершиеся буквы и прочитайте слова.

ЗАДАНИЕ 4. «Буквенная абракадабра».

Среди букв в представленной таблице отыщите ответы на вопросы. Слова могут ломаться, читаться справа налево, но не по диагонали.

Вопросы:

  1. Материал, изготовленный путем переплетения пряжи или нитей. (Ткань)
  2. Гибкое, прочное тело, длина которого во много раз больше, чем поперечный размер. (Волокно)
  3. Южное растение, из плодов которого получают волокно. (Хлопок)
  4. Однолетнее травянистое растение, из стебля которого получают волокно. (Лен)
  5. Совокупность операций, в результате которых при переплетении нитей основы и утка получают ткань. (Ткачество)
  6. Тонкая нить, выработанная из коротких волокон путем их скручивания и предназначенная для производства тканей, швейных ниток, трикотажа. (Пряжа)
  7. Нити, идущие вдоль ткани. (Основа)
  8. Поперечные нити в ткани. (Уток)
  т     о     к     о     н  
у а а в с
я ж в о о
р п т с е
п о к а ч
о л т к м
ь х о л е
н а н к о
т к в о л

ЗАДАНИЕ 5. «РАЗГАДАЙТЕ АНАГРАММЫ».

Каждая команда получает пакет с анаграммами и за каждое разгаданное слово – очко.

  1. Сектвтчао, клтсаед, ъвусёср, арпжя. (ткачество, отделка, суровьё, пряжа)
  2. Восоан, куот, нерпеидя, полхко. (основа, уток, прядение, хлопок)

ЗАДАНИЕ 6. «Конкурс капитанов»

«Впишите в «ступеньки» названия хлопчатобумажных тканей.

  1. Ткань, необходимая для пошива белья.
  2. Из этой ткани шьют зимние пижамы, детские ползунки.
  3. Эта тонкая прозрачная ткань служит материалом для носовых платков, дорогого белья.
  4. Из этой ткани делают красивые вечерние платья.
  5. Техническая ткань, используемая для пошива туристических и военных палаток, пошива военной формы.

ЗАДАНИЕ 7. «ВОЛШЕБНЫЙ ЦВЕТОК».

Каждая команда выбирает вопрос, который написан на лепестке “цветка” и получает право ответа, если ответ не правильный то команда противника может дать свой – и получить заслуженное очко

  1. Какое растение называют “дитем солнца”? (Хлопчатник)
  2. В чем разница двух понятий “хлопок” и “хлопчатник”? (Хлопок – это плод хлопчатника)
  3. Какие ткани продавал русский купец Афанасий Никитин из Твери, совершая свое “Хождение за три моря”, когда “открыл для России Индию? (Льняные ткани)
  4. Что получают из хлопкового и льняного волокон? (Пряжу)
  5. Как называется ткань, полученная на ткацком станке, имеющая неприглядный вид: жесткая, шероховатая, с грязновато- желтым оттенком, с мелкими соринками? (Суровье)
  6. Какие растения являются ценным сырьем не только для текстильной, но и для пищевой промышленности? (Хлопок и лен)
  7. Из чего изготавливают хлопчатобумажные ткани? (Из хлопка)
  8. На какие виды делятся волокна, пригодные для изготовления пряжи? (На искусственные и натуральные)
  9. В 1681 году путешественник Стрейс Я. Я. В книге “Три путешествия” рассказывает о своей поездке к Волге: “… на западном берегу Волги есть большая сухая пустыня, называется “степь”. В этой степи находится странного рода плод, называемый “баранец” (что значит по-русски ягненок). Его кожа покрыта пухом очень белым и нежным, как шелк. Он растет на низком стебле, около двух с половиной футов высотой, иногда и выше. Голова его свешивается вниз так, как будто он пасется и щиплет траву. Когда трава увядает он гибнет…”
    О каком плоде идет речь? (Хлопчатник)
  10. Нить искусственного, натурального и минерального происхождения? (Волокно)

III. Подведение итогов. Награждение победителей.