Форма: урок-игра.
Цели: Систематизировать и обобщить теоретические знания, закрепить практические умения, проверить итоговые знания по разделу “Материаловедение”; способствовать развитию речи учащихся, развитию умения анализировать, сравнивать и выделять главное, способствовать формированию и развитию познавательного интереса к предмету; Способствовать формированию у учащихся коммуникабельности и ответственности.
Оборудование:карточки-задания, образцы тканей, карточки в форме лепестков цветка с наименованиями терминов.
Ход урока
I. Организация урока.
Приветствие
Проверка готовности учащихся к уроку и настрой на работу.
II. – Сегодня у нас с вами заключительный урок по теме
«Материаловедение» и проведем мы его не в виде контрольной или теста, а поиграем. Вы заранее уже разделились на две команды. Сейчас буквально в течение 1 минуты придумайте название и выберите капитана команды. (Команды придумывают название и выбирают капитана)
Наша игра будет состоять из нескольких заданий, касающихся изученной темы. Командам за каждое правильно выполненное задание будут вручаться жетоны. Итак, для начала проведем разминку.
РАЗМИНКА отгадайте загадки.
-
Я вдоль ткани хожу,
А мой братец – поперек.
(Основа и уток) -
Топили, колотили,
Мяли, трепали,
Рвали, крутили, ткали,
На стол постилали.
(Лен) -
На стеблях белеют чашки,
В них и нитки, и рубашки.
(Хлопок)
ЗАДАНИЕ 1.
На образце ткани без кромки определить направление нити основы. Перечислить признаки определения нитей основы и утка.
ЗАДАНИЕ 2.
На образцах ткани (с печатным рисунком, гладкокрашеной, пестротканой) определить лицевую и изнаночную стороны.
ЗАДАНИЕ 3. «Восстанови».
Дорисуйте наполовину стершиеся буквы и прочитайте слова.
ЗАДАНИЕ 4. «Буквенная абракадабра».
Среди букв в представленной таблице отыщите ответы на вопросы. Слова могут ломаться, читаться справа налево, но не по диагонали.
Вопросы:
- Материал, изготовленный путем переплетения пряжи или нитей. (Ткань)
- Гибкое, прочное тело, длина которого во много раз больше, чем поперечный размер. (Волокно)
- Южное растение, из плодов которого получают волокно. (Хлопок)
- Однолетнее травянистое растение, из стебля которого получают волокно. (Лен)
- Совокупность операций, в результате которых при переплетении нитей основы и утка получают ткань. (Ткачество)
- Тонкая нить, выработанная из коротких волокон путем их скручивания и предназначенная для производства тканей, швейных ниток, трикотажа. (Пряжа)
- Нити, идущие вдоль ткани. (Основа)
- Поперечные нити в ткани. (Уток)
т | о | к | о | н |
у | а | а | в | с |
я | ж | в | о | о |
р | п | т | с | е |
п | о | к | а | ч |
о | л | т | к | м |
ь | х | о | л | е |
н | а | н | к | о |
т | к | в | о | л |
ЗАДАНИЕ 5. «РАЗГАДАЙТЕ АНАГРАММЫ».
Каждая команда получает пакет с анаграммами и за каждое разгаданное слово – очко.
- Сектвтчао, клтсаед, ъвусёср, арпжя. (ткачество, отделка, суровьё, пряжа)
- Восоан, куот, нерпеидя, полхко. (основа, уток, прядение, хлопок)
ЗАДАНИЕ 6. «Конкурс капитанов»
«Впишите в «ступеньки» названия хлопчатобумажных тканей.
- Ткань, необходимая для пошива белья.
- Из этой ткани шьют зимние пижамы, детские ползунки.
- Эта тонкая прозрачная ткань служит материалом для носовых платков, дорогого белья.
- Из этой ткани делают красивые вечерние платья.
- Техническая ткань, используемая для пошива туристических и военных палаток, пошива военной формы.
ЗАДАНИЕ 7. «ВОЛШЕБНЫЙ ЦВЕТОК».
Каждая команда выбирает вопрос, который написан на лепестке “цветка” и получает право ответа, если ответ не правильный то команда противника может дать свой – и получить заслуженное очко
- Какое растение называют “дитем солнца”? (Хлопчатник)
- В чем разница двух понятий “хлопок” и “хлопчатник”? (Хлопок – это плод хлопчатника)
- Какие ткани продавал русский купец Афанасий Никитин из Твери, совершая свое “Хождение за три моря”, когда “открыл для России Индию? (Льняные ткани)
- Что получают из хлопкового и льняного волокон? (Пряжу)
- Как называется ткань, полученная на ткацком станке, имеющая неприглядный вид: жесткая, шероховатая, с грязновато- желтым оттенком, с мелкими соринками? (Суровье)
- Какие растения являются ценным сырьем не только для текстильной, но и для пищевой промышленности? (Хлопок и лен)
- Из чего изготавливают хлопчатобумажные ткани? (Из хлопка)
- На какие виды делятся волокна, пригодные для изготовления пряжи? (На искусственные и натуральные)
- В 1681 году путешественник Стрейс Я. Я. В книге “Три путешествия” рассказывает о своей поездке к Волге: “… на западном берегу Волги есть большая сухая пустыня, называется “степь”. В этой степи находится странного рода плод, называемый “баранец” (что значит по-русски ягненок). Его кожа покрыта пухом очень белым и нежным, как шелк. Он растет на низком стебле, около двух с половиной футов высотой, иногда и выше. Голова его свешивается вниз так, как будто он пасется и щиплет траву. Когда трава увядает он гибнет…”
О каком плоде идет речь? (Хлопчатник) - Нить искусственного, натурального и минерального происхождения? (Волокно)