Урок обучения грамоте в 1-м классе: "Буква Ё"

Разделы: Начальная школа


Цели:

1) познакомить со звуками [йо] и обозначением их на письме буквой ё;

2) формировать понятие о йотированной гласной ё;

3) формировать понятие о пересказе по картинному плану;

4) воспитывать любовь к природе и животному миру.

Оборудование: иллюстрации леса, грибов, ежика, избушки лесника, карточки к игре “Живые слова”, индивидуальные карточки к заданию “Малыши”, карточки с рисунками к тексту “Ежик”.

Ход урока

I. Организационный момент.

Деятельность учителя Деятельность учеников

- Отгадайте загадку.

Богатырь стоит богат,
Угощает всех ребят.
Ваню – земляничкой,
Танечку – брусничкой.
- Что это за богатырь?

- Сегодня мы ребята отправляемся на экскурсию в лес. А как нужно вести себя в лесу?

- Лес.

Дети вспоминают правила поведения в лесу.

- не шуметь,

- не ломать ветки, не рвать цветы,

- не оставлять мусор.

II. Актуализация знаний.

Деятельность учителя Деятельность учеников

На доске: карточки со съедобными и несъедобными грибами.

- На какие группы можно разделить все грибы?

- В лесу растет множество грибов. Мы с вами должны собрать только съедобные грибы в подарок для жителей леса. Какие грибы можно срывать и как?

- А какой из этих грибов может послужить пищей одному из животных леса?

- Грибы в нашем лесу волшебные, и мы можем их положить в корзину, если правильно выполним звукобуквенный анализ слова “грибы”.

- Вы правильно разобрали слово “грибы”, значит, гостинцы у нас есть.

- Грибы можно разделить на съедобные и несъедобные.

- Срезать ножом, не повреждая грибницу.

- Мухомор служит едой для животного леса – лося.

Дети выполняют звукобуквенный анализ слова “грибы”.

III. Открытие нового знания.

Деятельность учителя Деятельность учеников

- Вы не слышите, что-то шуршит? Интересно, кто это?

Добродушен, деловит,
Весь иголками покрыт.
Слышишь, топот быстрых ножек?
Это наш приятель…

(На доске появляется картинка ежика, он несет гриб)

- Посмотрите, ежик не сидит без дела. Он тоже собирает грибы. Но гриб у него непростой.

- Звукобуквенный анализ слова “ежик”.

- Сколько звуков слышим в 1 слоге? Какие?

- Запишем слово “ежик” так, как слышим.

- Каким одним значком (буквой) можно обозначить звуки [йо] на письме?

Учитель переворачивает гриб у ежика, на котором написана буква Ёё.

- Придумайте слова с буквой ё в начале слова.

- Сколько звуков обозначает буква ё в начале слова?

(на доске – первая схема опора)

- Ежик.

Дети произносят слово по слогам. Называют 1 слог, 2 слог.

В 1 слоге слышим два звука [йо].

Дети записывают “йожик”.

Дети предлагают разные варианты обозначения звуков [йо] на письме.

Звуки [йо] обозначаются на письме буквой Ёё.

Дети называют слова с буквой ё в начале слова.

Дети делают вывод о том, что в начале слова буква ё обозначает два звука.

IV. Физкультурная минутка.

Елочки зеленые
На ветру качаются,
На ветру качаются,
Низко наклоняются.
Много елочек зеленых,
Много сделаем наклонов.

V. Первичное закрепление.

Деятельность учителя Деятельность учеников
Ветер в лесу дует очень сильно и может наделать много бед. Вот какая история случилась с буквой Е.

- О какой особенности буквы ё вы узнали из этой сказки?

(На доске вторая схема опора)

буква Ё всегда ударная.

- Чтение слогов с буквой ё.

Нё сё лё рё зё тё пё дё

- Печатание под диктовку: нё – но, сё – со, рё – ро, лё – ло.

- Сравните слоги, которые вы напечатали.

(На доске третья схема опора)

Вывод: что мы узнали о букве ё?

Ученик рассказывает сказку “Почему Ё всегда ударная”.

Однажды буква е убежала в лес. Вдруг подул сильный ветер, закачались деревья. Букве Е стало страшно и она спряталась под ель. Ель тоже закачалась от ветра, и на букву Е упали две шишки, от которых на голове буквы Е образовались две шишки. От этого она превратилась в другую букву – букву Ё. Вот поэтому буква Ё всегда ударная.

Дети читают слоги с буквой ё и несколько слогов печатают под диктовку .

Слоги с буквой ё звучат мягко. Буква ё показывает на мягкость согласного звука.

VI. Повторение и закрепление нового материала.

Деятельность учителя Деятельность учеников

(На доске: карточки со словами из игры “Живые слова”)

несёт Ёжик гриб большой.

растут Зелёные в лесу ёлочки.

- Поднялся сильный ветер и перепутал в предложениях слова. Поставьте слова в нужном порядке.

- Назовите слова с новой буквой.

- Во всех ли словах буква ё обозначает два звука? Назовите эти слова.

- А в словах “несёт”, “зелёные” на что указывает буква Ё?

В лесу можно заблудиться. Малыши – звери без нашей помощи не найдут своих родителей.

Слон тигрёнок

Тигр утёнок

Лось слонёнок

Утка лосёнок

- Какая пара лишняя и почему?

Фронтальная работа. Дети по очереди выходят к доске и расставляют слова в нужном порядке.

Ёжик, несёт, зелёные, ёлочки.

Ёжик, ёлочки

Дети получают индивидуальные карточки с названиями животных и их детенышами и соединяют “родителя” и “малыша”. Подчеркивают слог с буквой Ё.

Лишняя пар “утка-утёнок”, так как слова начинаются с гласного звука. Либо утка – это птица, а остальные животные – звери.

VII. Физкультурная минутка.

VIII. Работа с текстом.

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Работа с текстом из букваря “Ёжик”.

Вот виднеется избушка лесника. Лесник приглашает нас отдохнуть, попить чай. И хочет рассказать историю о том, что однажды произошло в лесу.

Доска: шуршит, однажды, пригляделась, уколола.

Учитель вывешивает на доске картинки к тексту.

- Подберите предложения из текста к картинкам.

Дети объясняют значение слов, записанных на доске.

Чтение текста в букваре.

Дети подбирают предложения из текста к картинкам.

Составляют рассказ по картинному плану.

Пересказ текста по плану.

IX. Итог урока.

Деятельность учителя Деятельность учеников

- С какой новой буквой познакомились?

- Почему буква Ё хитрая?

- В каких случаях она обозначает два звука?

Обобщение по опорным схемам.