Цели урока: рассмотреть общие признаки моховидных как раннего этапа эволюции наземных растений; отметить черты повышения их уровня организации, в сравнении с водорослями, и черты примитивности, в сравнении с цветковыми растениями; раскрыть роль в природе и хозяйственное значение моховидных.
Задачи:
Образовательные:
- Познакомить учащихся с характерными особенностями высших растений на примере мхов.
- Показать черты усложнения мхов по сравнению с водорослями.
- Отметить черты примитивности мхов в сравнении с цветковыми растениями.
- Раскрыть роль в природе и хозяйственное значение мхов
Развивающие:
- Продолжать развивать у учащихся умение сравнивать биологические объекты.
- Формировать у учащихся навыки анализа и синтеза полученного учебного материала, развивать логику, внимание, образное мышление учащихся.
- Развивать самостоятельность учащихся, их самоорганизацию при выполнении заданий.
Воспитательные:
- Воспитывать понимание у учащихся взаимосвязи всех компонентов природы, а также возможности нарушения природного равновесия при неосторожном вмешательстве человека.
- Продолжать формировать у учащихся навыки сотрудничества для достижения поставленных целей.
Тип урока: комбинированный.
Метод проведения: объяснение, беседа, самостоятельная работа.
Приложение 1. Методический паспорт проекта «Сказка – помощник при изучении биологии мхов»
Приложение 2. Текст сказки
Ход урока
I. Организационный момент.
- приветствие;
- подготовка аудитории к работе;
- наличие учащихся.
II. Проверка знаний по теме «Водоросли» – о характерных признаках водорослей, их значении в природе и жизни человека. Фронтальная работа.
Письменная работа «закончи фразу» (как вариант – оценку получают первые 10 человек, сдавших работу учителю).
«Закончи фразу»
I вариант | II вариант |
|
|
III. Сообщение темы урока.
Водоросли, идеально приспособленные к жизни в воде, относятся к подцарству низшие растения. Все их жизненные проблемы решает гостеприимная водная среда. Отсюда простота их организации. Высшим же растениям пришлось пройти длительный период адаптации к новым условиям, в ходе которого у них возникли особенности, обеспечивающие существование и даже процветание в условиях наземно-воздушной среды. Приспособление к новым условиям жизни сопровождалось общим повышением уровня организации. Высшие растения включают в себя высшие споровые и высшие семенные растения.
На доске схема:
Пионерами освоения суши были псилофиты (потомки прибрежных водорослей), от них и произошли наземные споровые растения. И моховидные – самые примитивные из них. Нам предстоит понять, в чём сохранилась у них связь с водной средой, определяющая эту примитивность, а в чём произошёл прорыв вперёд, по-сравнению с водорослями. Кроме того, выяснить их экологическую роль и практическое значение. На доске название темы урока: «Отдел Моховидные. Характеристика мхов, их практическое значение и роль в природе».
IV. Изучение нового материала.
1. Предложить детям сюрприз – мини-спектакль, подготовленный группой учащихся на занятиях кружка по биологии в рамках проекта «Сказка – помощник при изучении биологии мхов». По окончании спектакля вопрос: что говорит мох кустам о своём родстве с ними? («Я ваша эволюционная ступень»!) На самом деле, «дедушка мох» преувеличил, он не является прямым предком цветковых растений. Мхи представляют обособленную и тупиковую ветвь развития (пояснить, что это значит), но предки их – псилофиты – являются предками всех наземных растений.
2. Экология мхов. Рассказ учителя с элементами беседы, использование представлений, полученных после мини-спектакля.
Моховидные живут на самых бедных почвах, в самых суровых условиях, лишь бы…(предложить детям закончить фразу) воды доставало. Как вы поняли, почему? («все проблемы решает матушка-вода», в том числе, и оплодотворение). Способны удерживать и накапливать большое количество воды. Знакомство учащихся с представителями мохообразных – демонстрация гербарных экземпляров и таблиц у доски (гербарные экземпляры кукушкиного льна и сфагнума – раздаточный материал)
Значение моховидных в природе (экологическая роль) – помогают учащиеся:
- создатели болот и торфяников;
- живые регуляторы ручьёв и рек, без которых начинается беспорядок в водном хозяйстве планеты;
- заселяют непригодные для суши места, бедные почвы;
- предохраняют почву от эрозии.
Значение моховидных в жизни человека (практическое значение):
- создатели торфа, ценного сырья для химической промышленности, дешёвого топлива (торфяные ЭС), удобрения (можно подробнее поговорить об использовании торфа в химической промышленности);
- вызывают заболачивание с/х земель, снижая их продуктивность;
- вытесняют на лугах ценные кормовые травы.
3. Строение мхов. Выполнение лабораторной работы № 4 «Строение зелёного мха кукушкин лён». Учащиеся записывают название и цель работы, учитель называет оборудование, которое имеется на рабочих столах. В ходе беседы выясняются действия учащихся по выполнению лабораторной работы. Учащиеся самостоятельно выполняют работу по изучению гербарных экземпляров кукушкиного льна и делают необходимые рисунки с подписями. Далее - заполнение сравнительной таблицы по моховидным, водорослям и цветковым растениям с использованием знаний после просмотра мини-спектакля и проведения лабораторной работы. Сравнительная таблица заготовлена заранее как раздаточный материал. Самостоятельная работа с последующей проверкой.
Строение водорослей, моховидных и цветковых.
Вопросы для сравнения | Водоросли | Моховидные | Цветковые |
Клеточное строение | + | + | + |
Наличие хлорофилла | + | + | + |
Где находится хлорофилл? | В хроматофоре | В хлоропластах | В хлоропластах |
Наличие в клетке ядра, цитоплазмы, оболочки | + | + | + |
Наличие тканей | - | Начало образования тканей | Есть все ткани |
Наличие органов: | |||
– вегетативных: | |||
корень | - | - | + |
стебель | - | + | + |
лист | - | + | + |
– репродуктивных | |||
цветок | - | - | + |
плод | - | - | + |
семя | - | - | + |
Как вы думаете, бывают ли среди мхов высокие растения? Ответ обосновать (мхи – низкорослые растения, причина – недоразвитие тканей).
4. Размножение мхов. Рассказ учителя с элементами беседы.
Вспомнить, что такое спорофит и гаметофит.
У мохообразных имеется характерная особенность организации, резко выделяющая их среди всех современных наземных растений: половое поколение – гаметофит, представляющий собой зелёное растение и образующий половые клетки (гаметы), больше выражен, чем бесполое – спорофит, на котором формируются споры. Последний развивается непосредственно на гаметофите. Для осуществления оплодотворения необходима вода.
Цикл развития мохообразных на примере кукушкиного льна (работа со схемой учебника на стр. 54, и большой таблицей со схемой у доски, гербарными экземплярами)
Кукушкин лён растёт в хвойных лесах и на болотах. Его гаметофит представляет собой стебель, несущий листья (в обиходе именно гаметофит называют кукушкиным мхом). На верхушке мужских и женских растений развиваются органы полового размножения. После дождя или обильной росы происходит оплодотворение. Зародыш, образующийся из зиготы, остаётся на материнском организме. Он развивается, и формируется спорофит – бурая ножка с коробочкой на конце, в которой созревают споры. В сухую погоду коробочка раскрывается, споры разносятся ветром. Когда спора попадает в благоприятные условия, из неё развивается нитчатое тело, протонема (демонстрация на таблице у доски), на которой формируются стебельки с листочками (гаметофит). Ничего вам не напоминает протонема? Дети вспоминают спирогиру. О чём это говорит?
Признаки более высокой (по сравнению с водорослями) организации мхов и, в то же время, примитивности (родство с водорослями) – учащиеся исследуют таблицу, обобщают знания, полученные на уроке, и делают вывод к лабораторной работе (фронтальная беседа).
5. Признаки более высокой организации мхов (в сравнении с водорослями):- наличие листьев, стебля;
- начало деления клеток на ткани, обеспечивающих возможности обитания на суше;
- зародыш развивается на материнском организме.
Признаки примитивности (родство с водорослями):
- наличие протонемы, нитчатого тела;
- недоразвиты проводящая и механические ткани;
- не сформированы репродуктивные органы высших растений, размножение зависит от воды;
- вместо корней ризоиды;
- требуют большое количество влаги.
Вывод: мхи имеют много общего с водорослями, значит, последние были их далёкими предками, в то же время у них появились некоторые приспособления к наземному образу жизни.
V. Первичное закрепление (фронтальная беседа):
- Где встречаются мхи?
- Как приспособлены мхи к наземному образу жизни?
- В чём отличие мхов от цветковых растений?
- От каких растений произошли мхи? (от псилофитов около 350 млн. лет назад)
VI. Подведение итогов урока.
- Что мы сегодня изучали? Что узнали о мохообразных?
- Какие новые термины узнали? – Псилофиты, протонема.
- Какие навыки сегодня отрабатывали? – Работы с гербарными экземплярами, заполнение таблиц, проведение сравнения объектов.
VII. Домашнее задание.
Стр. 50-55, РТ № 27 (рабочая тетрадь на печатной основе к учебнику В.Б. Захарова, Н.И. Сонина).
Список использованной литературы:
- Андреев В.И. «Педагогика творчества саморазвития». М., 1996.
- Барьшникова З.А. Психолого-педагагическая практика: Учебно- методическое пособие. М., 1998.
- Натанзон Э.Ш. Приемы педагогического воздействия. М., 1972.
- «Словарь-справочник будущего учителя». М., 1996.
- Барьшникова З.А. «Организация самостоятельной познавательной деятельности студентов-заочников». М., 2000.
- Пахомова Н.Ю. «Метод учебного проекта в образовательном учреждении». М., 2008.
- Голубева Е.И., Пахомова Н.Ю. «Педагогические технологии и учебное проектирование». М., 2006.
- Смирнов А.В., «Мир растений». М., 1982.