Урок с минипроектом на основе методического паспорта "Отдел Моховидные. Характеристика мхов, их практическое значение и роль в природе"

Разделы: Биология, Экология


Цели урока: рассмотреть общие признаки моховидных как раннего этапа эволюции наземных растений; отметить черты повышения их уровня организации, в сравнении с водорослями, и черты примитивности, в сравнении с цветковыми растениями; раскрыть роль в природе и хозяйственное значение моховидных.

Задачи:

Образовательные:

  1. Познакомить учащихся с характерными особенностями высших растений на примере мхов.
  2. Показать черты усложнения мхов по сравнению с водорослями.
  3. Отметить черты примитивности мхов в сравнении с цветковыми растениями.
  4. Раскрыть роль в природе и хозяйственное значение мхов

Развивающие:

  1. Продолжать развивать у учащихся умение сравнивать биологические объекты.
  2. Формировать у учащихся навыки анализа и синтеза полученного учебного материала, развивать логику, внимание, образное мышление учащихся.
  3. Развивать самостоятельность учащихся, их самоорганизацию при выполнении заданий.

Воспитательные:

  1. Воспитывать понимание у учащихся взаимосвязи всех компонентов природы, а также возможности нарушения природного равновесия при неосторожном вмешательстве человека.
  2. Продолжать формировать у учащихся навыки сотрудничества для достижения поставленных целей.

Тип урока: комбинированный.

Метод проведения: объяснение, беседа, самостоятельная работа.

Приложение 1. Методический паспорт проекта «Сказка – помощник при изучении биологии мхов»

Приложение 2. Текст сказки

Ход урока

I. Организационный момент.

  • приветствие;
  • подготовка аудитории к работе;
  • наличие учащихся.

II. Проверка знаний по теме «Водоросли» – о характерных признаках водорослей, их значении в природе и жизни человека. Фронтальная работа.

Письменная работа «закончи фразу» (как вариант – оценку получают первые 10 человек, сдавших работу учителю).

«Закончи фразу»

I вариант II вариант
  1. Водоросли относятся к подцарству…
  2. При половом размножении у водорослей образуются…
  3. Фикоэритрин и фикоцианин – пигменты, которые есть у представителей отдела…
  4. Прикрепляются донные водоросли к подводным предметам с помощью…
  5. Тело водоросли – слоевище, или…
  6. На больших глубинах обитают…
  7. Одноклеточные водоросли, взвешенные в толще воды, образуют…
  8. Саргассово море обязано своим названием водорослям из отдела…
  9. Спирогира и улотрикс относятся к…
  10. Много йода содержат…
  1. Хлорофилл у водорослей находится не в хлоропластах, а в…
  2. Так как клетки водорослей одинаковы по строению и функциям, у этих растений отсутствуют…
  3. Подвижные споры водорослей называются…
  4. Только в морях и океанах обитают…
  5. На камнях, влажных почвах, коре деревьев обитают…
  6. Как и все растения, клетки водорослей имеют оболочку, состоящую из…
  7. Ламинария, или морская капуста, относится к отделу…
  8. Прикреплённые формы многоклеточных водорослей – это не только корм для водных обитателей, но и…
  9. Хламидомонада относится к подвижным организмам благодаря наличию у неё…
  10. Агар-агар получают из…

III. Сообщение темы урока.

Водоросли, идеально приспособленные к жизни в воде, относятся к подцарству низшие растения. Все их жизненные проблемы решает гостеприимная водная среда. Отсюда простота их организации. Высшим же растениям пришлось пройти длительный период адаптации к новым условиям, в ходе которого у них возникли особенности, обеспечивающие существование и даже процветание в условиях наземно-воздушной среды. Приспособление к новым условиям жизни сопровождалось общим повышением уровня организации. Высшие растения включают в себя высшие споровые и высшие семенные растения.

На доске схема:

Пионерами освоения суши были псилофиты (потомки прибрежных водорослей), от них и произошли наземные споровые растения. И моховидные – самые примитивные из них. Нам предстоит понять, в чём сохранилась у них связь с водной средой, определяющая эту примитивность, а в чём произошёл прорыв вперёд, по-сравнению с водорослями. Кроме того, выяснить их экологическую роль и практическое значение. На доске название темы урока: «Отдел Моховидные. Характеристика мхов, их практическое значение и роль в природе».

IV. Изучение нового материала.

1. Предложить детям сюрприз – мини-спектакль, подготовленный группой учащихся на занятиях кружка по биологии в рамках проекта «Сказка – помощник при изучении биологии мхов». По окончании спектакля вопрос: что говорит мох кустам о своём родстве с ними? («Я ваша эволюционная ступень»!) На самом деле, «дедушка мох» преувеличил, он не является прямым предком цветковых растений. Мхи представляют обособленную и тупиковую ветвь развития (пояснить, что это значит), но предки их – псилофиты – являются предками всех наземных растений.

2. Экология мхов. Рассказ учителя с элементами беседы, использование представлений, полученных после мини-спектакля.

Моховидные живут на самых бедных почвах, в самых суровых условиях, лишь бы…(предложить детям закончить фразу) воды доставало. Как вы поняли, почему? («все проблемы решает матушка-вода», в том числе, и оплодотворение). Способны удерживать и накапливать большое количество воды. Знакомство учащихся с представителями мохообразных – демонстрация гербарных экземпляров и таблиц у доски (гербарные экземпляры кукушкиного льна и сфагнума – раздаточный материал)

Значение моховидных в природе (экологическая роль) – помогают учащиеся:

  • создатели болот и торфяников;
  • живые регуляторы ручьёв и рек, без которых начинается беспорядок в водном хозяйстве планеты;
  • заселяют непригодные для суши места, бедные почвы;
  • предохраняют почву от эрозии.

Значение моховидных в жизни человека (практическое значение):

  • создатели торфа, ценного сырья для химической промышленности, дешёвого топлива (торфяные ЭС), удобрения (можно подробнее поговорить об использовании торфа в химической промышленности);
  • вызывают заболачивание с/х земель, снижая их продуктивность;
  • вытесняют на лугах ценные кормовые травы.

3. Строение мхов. Выполнение лабораторной работы № 4 «Строение зелёного мха кукушкин лён». Учащиеся записывают название и цель работы, учитель называет оборудование, которое имеется на рабочих столах. В ходе беседы выясняются действия учащихся по выполнению лабораторной работы. Учащиеся самостоятельно выполняют работу по изучению гербарных экземпляров кукушкиного льна и делают необходимые рисунки с подписями. Далее - заполнение сравнительной таблицы по моховидным, водорослям и цветковым растениям с использованием знаний после просмотра мини-спектакля и проведения лабораторной работы. Сравнительная таблица заготовлена заранее как раздаточный материал. Самостоятельная работа с последующей проверкой.

Строение водорослей, моховидных и цветковых.

Вопросы для сравнения Водоросли Моховидные Цветковые
Клеточное строение + + +
Наличие хлорофилла + + +
Где находится хлорофилл? В хроматофоре В хлоропластах В хлоропластах
Наличие в клетке ядра, цитоплазмы, оболочки + + +
Наличие тканей - Начало образования тканей Есть все ткани
Наличие органов:      
– вегетативных:      
корень - - +
стебель - + +
лист - + +
– репродуктивных      
цветок - - +
плод - - +
семя - - +

Как вы думаете, бывают ли среди мхов высокие растения? Ответ обосновать (мхи – низкорослые растения, причина – недоразвитие тканей).

4. Размножение мхов. Рассказ учителя с элементами беседы.

Вспомнить, что такое спорофит и гаметофит.

У мохообразных имеется характерная особенность организации, резко выделяющая их среди всех современных наземных растений: половое поколение – гаметофит, представляющий собой зелёное растение и образующий половые клетки (гаметы), больше выражен, чем бесполое – спорофит, на котором формируются споры. Последний развивается непосредственно на гаметофите. Для осуществления оплодотворения необходима вода.

Цикл развития мохообразных на примере кукушкиного льна (работа со схемой учебника на стр. 54, и большой таблицей со схемой у доски, гербарными экземплярами)

Кукушкин лён растёт в хвойных лесах и на болотах. Его гаметофит представляет собой стебель, несущий листья (в обиходе именно гаметофит называют кукушкиным мхом). На верхушке мужских и женских растений развиваются органы полового размножения. После дождя или обильной росы происходит оплодотворение. Зародыш, образующийся из зиготы, остаётся на материнском организме. Он развивается, и формируется спорофит – бурая ножка с коробочкой на конце, в которой созревают споры. В сухую погоду коробочка раскрывается, споры разносятся ветром. Когда спора попадает в благоприятные условия, из неё развивается нитчатое тело, протонема (демонстрация на таблице у доски), на которой формируются стебельки с листочками (гаметофит). Ничего вам не напоминает протонема? Дети вспоминают спирогиру. О чём это говорит?

Признаки более высокой (по сравнению с водорослями) организации мхов и, в то же время, примитивности (родство с водорослями) – учащиеся исследуют таблицу, обобщают знания, полученные на уроке, и делают вывод к лабораторной работе (фронтальная беседа).

5. Признаки более высокой организации мхов (в сравнении с водорослями):
  • наличие листьев, стебля;
  • начало деления клеток на ткани, обеспечивающих возможности обитания на суше;
  • зародыш развивается на материнском организме.

Признаки примитивности (родство с водорослями):

  • наличие протонемы, нитчатого тела;
  • недоразвиты проводящая и механические ткани;
  • не сформированы репродуктивные органы высших растений, размножение зависит от воды;
  • вместо корней ризоиды;
  • требуют большое количество влаги.

Вывод: мхи имеют много общего с водорослями, значит, последние были их далёкими предками, в то же время у них появились некоторые приспособления к наземному образу жизни.

V. Первичное закрепление (фронтальная беседа):

  1. Где встречаются мхи?
  2. Как приспособлены мхи к наземному образу жизни?
  3. В чём отличие мхов от цветковых растений?
  4. От каких растений произошли мхи? (от псилофитов около 350 млн. лет назад)

VI. Подведение итогов урока.

  • Что мы сегодня изучали? Что узнали о мохообразных?
  • Какие новые термины узнали? – Псилофиты, протонема.
  • Какие навыки сегодня отрабатывали? – Работы с гербарными экземплярами, заполнение таблиц, проведение сравнения объектов.

VII. Домашнее задание.

Стр. 50-55, РТ № 27 (рабочая тетрадь на печатной основе к учебнику В.Б. Захарова, Н.И. Сонина).

Список использованной литературы: 

  1. Андреев В.И. «Педагогика творчества саморазвития». М., 1996.
  2. Барьшникова З.А. Психолого-педагагическая практика: Учебно- методическое пособие. М., 1998.
  3. Натанзон Э.Ш. Приемы педагогического воздействия. М., 1972.
  4. «Словарь-справочник будущего учителя». М., 1996.
  5. Барьшникова З.А. «Организация самостоятельной познавательной деятельности студентов-заочников». М., 2000.
  6. Пахомова Н.Ю. «Метод учебного проекта в образовательном учреждении». М., 2008.
  7. Голубева Е.И., Пахомова Н.Ю. «Педагогические технологии и учебное проектирование». М., 2006.
  8. Смирнов А.В., «Мир растений». М., 1982.