Как хорошо, когда у человека есть возможность выбрать себе профессию не по необходимости, а сообразуясь с душевными склонностями.
Али Апшерони
Цель: развитие осознанного отношения у старшеклассников к своему профессиональному будущему.
Задачи:
- Создание условий для обогащения представлений старшеклассников о мире профессий.
- Развитие артистических способностей и творческого мышления.
- Пополнение личностного опыта участников в результате ролевого проигрывания.
1. Упражнение «Имя и профессия»
Ведущий предлагает участникам представиться по имени и назвать профессию, которая начиналась бы с буквы его имени. Если участник теряется, то можно попросить подсказку у остальных.
2. Упражнение «Я люблю себя за то, что…»
Каждый по кругу, передавая мяч, заканчивает начатую фразу.
3. Упражнение «Поменяйтесь местами те, кто…»
- Кто является единственным ребенком в семье;
- У кого есть родная сестра;
- У кого есть родной брат;
- Кто любит свою семью;
- У кого есть мечта;
-Кто учится в 9 классе;
- Кто любит сладкое;
- Кто имеет цель в жизни;
- Кто считает, что к выбору профессии необходимо готовиться со школы.
4. Упражнение «Мои профессиональные желания»
В центре круга лежит стопка карточек. Каждый из участников по очереди выходит и берет по одной карточке, на которой написана незаконченная фраза. Учащимся нужно сразу же, не раздумывая, закончить фразу. Если члены группы почувствуют неискренность кого-либо из участников, ему придется взять другую карточку и ответить еще раз.
Незаконченные фразы:
- Я собираюсь…
- Я вижу свою профессиональную цель в том, чтобы…
- Я стремлюсь…
- Я могу достичь успеха в …
- У меня подходящий возраст для…
- Я абсолютно убежден (а), что я хочу…
- Мой успех связан…
- Я знаю, что буду…
- Я совершенно уверен…
- Мне хорошо иметь…
- Мне хорошо быть…
- С детства я мечтал…
- У меня есть способности для…
- Я мечтаю…
- Мой профессиональный интерес направлен…
- У меня достаточно сил и желания…
5. Упражнение «Мечты»
Цель: развитие солидарности и взаимопонимания; создание атмосферы доверия среди участников; сплочение группы.
Участникам предлагается подумать о том, как каждый из них видит свое будущее, кем он себя представляет. В течение короткого времени делают рисунок на тему «Моя профессия». Они могут изобразить предмет, вещь и т.д., соответствующий данной профессии. Затем остальные отгадывают профессию.
(обмениваемся мыслями).
6. Упражнение «Счастливого пути».
- Каждый из участников отправляется в дальний путь по дороге жизни, путь профессионального становления,
Далее каждый участник определяет, какие 3 конкретные вещи, действия, люди могут помочь, а какие 3 помешать ему осуществить мечту и что человеку нужно делать, чтобы его мечта сбылась.
7. Упражнение «Комплимент в ладошке»
Учащиеся обводят на листе контур своей ладони, подписывают лист и передают по кругу, все пишут комплименты в ладошках.
8. Упражнение «Свеча мнения».
Ведущий зажигает свечку, и участники, передавая ее по кругу, высказывают свои ощущения, чувства по поводу проведенного тренинга, а также свои пожелания или мысли, которые посетили их во время занятия.
Заключение: Ведущий рассказывает байку: « Бог слепил из глины человека, и у него остался неиспользованный кусок. – Что ещё тебе слепить? – спросил Бог.
- Слепи мне счастье,- попросил человек.
Ничего не ответил Бог, и только положил человеку в ладонь оставшийся кусок глины…
Ведущий желает учащимся счастья и советует найти его, в частности, в любимой и желанной будущей профессии.