Цель урока:
- обобщить и систематизировать знания учащихся по теме “Кислород” из курсов химии, биологии, географии, экологии, перевести знания от отдельных фактов, понятий к целостной системе; создать представление о социально – политических и экономических факторах влияющих на состояние атмосферы; сформировать знания о ресурсах и проблемах Планеты Земля, перспективах ее сохранения и процветания.
- развивать способности к наблюдению, логическому мышлению и анализу; развивать навыки выявления социально – экологических проблем и содействия их решению.
- воспитать гражданскую ответственность за состояние окружающей среды; сформировать систему ценностных ориентиров, развивать чувство патриотизма, любви к своей малой Родине.
Оборудование:
1 - диск с компьютерной презентацией; 2 - свеча, 3 - “бенгальские огни”, 4 - лучинка, 5 - спиртовка, 6 - спички, 7 – водоросли и рыбки, 8 - прибор для получения кислорода путем фотосинтеза, 9 - химические стаканы с водой, 10 - стеклянные палочки.
Ход урока
1. Вступление
Научный руководитель отдела биологии, химии.
Добрый день! Я, Мишечкина Светлана Александровна, – научный руководитель отдела биологии, химии и мои коллеги:
- Научный руководитель отдела географии и экологии – Кириченко Юлия Николаевна;
- Эксперт – географ - Теунаев Темирлан Пушкинович;
- Эксперт – биолог - Эркенова Лаура Борисовна,
- Эксперт – химик – Фенева Анастасия Алексеевна и
- юные защитники природы – Москалев Станислав, Долаев Джамал, Бадахова Фарида, Гура Сергей, Чочуева Динара, Гордиенко Александра, рады видеть вас на сегодняшнем необычном внеочередном заседании. Надеюсь, что наша совместная работа будет полезной, интересной и плодотворной. Слово предоставляется научному руководителю отдела географии и экологии Кириченко Юлии Николаевне.
Внимание! Некоторые присланные автором презентации и видеофрагменты не размещены на сайте из-за их объма.
Обсерватория - Архыз <Презентация слайд 1>
Научный руководитель отдела географии, экологии.
Представьте себе, что мы находимся в специальной астрофизической обсерватории Российской академии наук в Нижнем Архызе, которая имеет самый большой в Евразии БТА (Большой Телескоп Азимутальный) – диаметром зеркала 6 метров. Он действует совместно с РАТАНОМ -600 (Радио Астрофизическим Телескопом Академии Наук) - крупным научно – исследовательским комплексом с кольцевой антенной диаметром 600 м., последний располагается на выезде из станицы Зеленчукской. БТА и РАТАН - 600 действуют с 1977 года и входят в состав специальной обсерватории РАН (Российской Академии Наук). РАТАН – 600 обнаруживает в космосе радиоисточник, БТА делает спектральные снимки и рассчитывает блеск. РАТАН и БТА выполняют не только научные программы по заданию Военно-космических войск, они наблюдают за спутниками – шпионами и другими аппаратами на геостанционарной орбите Земли.
Научный руководитель отдела биологии, химии.
Несколько лет назад РАТАН -600 и БТА зафиксировали в космическом пространстве летающий объект и сигнал, который он посылал периодически.
<Слайд2> “Видео фрагмент из фильма “Через тернии к звездам”
Нам не удалось до конца расшифровать его. Но экспертами установлено, что в послании несколько раз повторялось:
….Oxygenium…….Oxygenium……cохраните…
О чем или о ком нас пытались предупредить? Что означает слово Oxygenium (оксигениум)? Чтобы ответить на эти вопросы обратимся к таблице по химии “Названия и даты …”
Ответ. Oxygenium – кислород.
Научный руководитель отдела биологии, химии.
Верно. Так о чем говорилось в послании? Расшифруйте.
(Ответ. …Кислород … Кислород … сохраните…)
Научный руководитель отдела биологии, химии.
Заслушаем короткую справку.
Ученик (Станислав)
В природе кислород газом бывает,
Цветом, запахом, вкусом не обладает,
Чуть тяжелее воздуха является,
При - 1800 С сжижается,
А при - 218,80 С
В твердое вещество превращается.
Вездесущий кислород,
О тебе рассказ пойдет.
Научный руководитель отделом биологии, химии.
Да, речь пойдет о кислороде, ведь “ кислород – это вещество, вокруг которого вращается земная химия” по словам И.Я. Берцелиуса.
<Слайд 3> “Портрет Берцелиуса”
Запишите в тетрадях по химии тему урока; “Кислород”. Эпиграфом к нашему уроку взяты слова Хевелси: “Мыслящий ум не чувствует себя счастливым, пока ему не удастся связать воедино разрозненные факты”. И так – кислород. Как любой элемент, кислород имеет не только прописку в периодической таблице Д.И. Менделеева, но и визитную карточку, и паспортные данные, которые мы с вами сейчас заполним. Приложение 1
(Заполняют)
А теперь поменяйтесь карточками и проверьте правильность написания, сравнивая с эталоном ответа.
<Слайд4> “Визитная карточка”
Научный руководитель отдела географии, экологии.
По проделанной работе видно, чтовы, действительно, наши лучшие сотрудники, лучшие эксперты в области географии, биологии и химии. Вот уже несколько лет вы занимаетесь изучением природных явлений по теме: “Возможна ли на планете Земля экологическая катастрофа, связанная с уменьшением содержания кислорода?”
<Слайд5>
Чтобы ответить на эти вопросы мы должны знать:
- Где и в виде, каких соединений находится кислород на нашей планете? <Слайд 6>
- Как связан кислород с объектами живой и не живой природы? <Слайд7>
- Кто и что является основными потребителями кислорода на нашей Земле? <Слайд 8, 9>
- Каким образом пополняются запасы кислорода на нашей планете? <Слайд10>
2. Заседание экспертной комиссии.
Научный руководитель отделом географии и экологии.
Этим вопросам и посвящено заседание экспертной комиссии.
В нашем распоряжении оказался засекреченный видеоматериал.
<Слайд11> видео “Заповедник”
Уважаемые эксперты, в области географии, объясните, что показано в видеофильме?
Эксперт – географ.
В этих видеофрагментах показаны четыре оболочки Земли: литосфера – это твердая оболочка, атмосфера – это воздушная оболочка, гидросфера – это водная оболочка и биосфера – живая оболочка.
<Слайд 12>
Научный руководитель географии, экологии.
Какая связь между кислородом и оболочками Земли?
Эксперт – географ.
Кислород в виде разных соединений входит в состав оболочек Земли.
Научный руководитель отделом географии, экологии.
Уважаемые эксперты в области химии, объясните, в виде каких соединений кислород входит в состав атмосферы, литосферы, гидросферы и биосферы.
Эксперт – химик.
Гидросфера содержит кислород в виде соединения H2 O, O2. В состав атмосферы кислород входит в виде соединений O2 , H2O. В состав биосферы – H2O, O2. В состав литосферы – SiO2. Также кислород входит в состав жиров, белков и углеводов, т. е. является частью биосферы. <Слайд 13, 14, 15, 16.>
Научный руководитель отделом биологии, химии.
Уважаемые эксперты, нам известно, что содержание кислорода в атмосфере по объему составляет 21%. Кроме того установлено, что на любой высоте в воздухе процентное содержание кислорода одинаково.
<Слайд17> “Горы”
Но имеются сведения о том, что высоко в горах человек начинает задыхаться, ему не хватает кислорода. Наши агенты зафиксировали на вершине Эвереста альпинистов, которые пользовались кислородными приборами.
<Слайд18> “Альпинисты в горах”
Эксперт – биолог.
На вершине Эвереста процентный состав воздуха тот же самый, что и у подножья, но давление почти в два раза меньше нормального – на долю кислорода приходится всего лишь 80миллиметров. Альпинист, поднявшийся на вершину горы, резко чувствует уменьшение давления, кровь не успевает насыщаться кислородом, поэтому он начинает задыхаться.
<Слайд19, 20> “Альпинисты в горах”
Научный руководитель отдела биологии, химии.
В нашу лабораторию попал исторический документ. В нем зашифрована таинственная история.
<Слайд21> “Портрет Пристли”
Ученик. (Джамал) Чтение стихотворения. Приложение 2
Научный руководитель отдела биологии, химии.
Уважаемые эксперты-химики проанализируйте этот документ.
Эксперт – химик.
Этот документ – история открытия кислорода Д. Пристли в 1774 году. Д. Пристли разложением оксида ртути (II) получил кислород и изучил его свойства.
Научный руководитель отдела биологии, химии.
Уважаемые коллеги, мы располагаем сведениями о том, что в засекреченных лабораториях до сих пор проводят опыты по получению кислорода.
<Слайд22> - Фрагмент из фильма - “ Капитан Немо” и <Слайд23> - Виртуальная лаборатория “Получение кислорода”.)
Эксперт – химик
Да, действительно, в лаборатории кислород можно получить, разлагая сложные кислородосодержащие вещества, для этих целей можно использовать не только перманганат калия, но и оксиды и соли, например:
1-е.
Пероксид водорода разлагается,
Вода и кислород получается.
Если оксид марганца (IV) добавляется,
Реакция сразу ускоряется.
Так как оксид марганца(IV)
Катализатором является.
2-е.
Оксид ртути неустойчивым является,
При нагревании разлагается,
Чистая ртуть получается,
Чистый кислород выделяется.Hg O —> 2 Hg + O2
3-е.
Бертолетова соль хлоратом калия является,
При нагревании разлагается,
В результате хлорид калия получается,
И еще кислород выделяется.2 KCIO3 _—> 2 KCI + 3 O2
Научный руководитель отдела географии, экологии.
Коллеги, возможно ли в лабораторных условиях получить достаточное количество кислорода для того, чтобы обеспечить им всех обитателей нашей планеты.
<Слайд24> “Животные, растения, человек”
Эксперт – химик:
В лабораторных условиях кислород можно получить лишь в очень небольших количествах.
Научный руководитель отдела биологии, химии.
А как получают кислород в промышленности? <Слайд25>
Эксперт - химик:
В промышленности кислород получают из воздуха, который под давлением сжижают. Воздух представляет собой смесь газов, основные компоненты в нем – азот и кислород. Так как температура кипения жидкого азота (- 196 0 С) ниже температуры кипения жидкого кислорода (- 1830 С), то азот испаряется, а жидкий кислород остается.
Научный руководитель отдела географии, экологии.
Уважаемые коллеги, анализируя рассмотренные документы, можно сделать вывод - процентное содержание кислорода в атмосфере пока не изменилось и составляет 21% по объему. А также мы выяснили, что ни химическая лаборатория, ни промышленность не являются источником, способным обеспечить планету достаточным количеством кислорода. Продолжаем работу, в наши руки попали секретные снимки. <Слайд26>
(Учитель демонстрирует слайды, показывающие участие в различных явлениях природы)
Внимательно посмотрите на них. Что здесь изображено? Как это связано с кислородом?
Эксперт – биолог:
На снимках показано участие в различных явлениях природы.
Научный руководитель отдела биологии, химии.
Внимательно посмотрите на первый снимок.
На нём изображен процесс дыхания, <Слайд27>
Объясните, какое участие кислород принимает в этом процессе.
Эксперт – биолог.
При дыхании все живые организмы используют кислород. Установлено, что в течение минуты человек в среднем употребляет 0,5л. кислорода. Давайте, вместе определим объем и массу кислорода в воздухе, который пройдет через легкие человека за 1 час, если он делает 16-20 вдохов в минуту. Содержание кислорода в воздухе 21%. Произведенный расчет позволяет оценить потребность человека в кислороде.
Научный сотрудник отдела биологии, химии.
Что показано на втором снимке?
<Слайд28> “Горение леса”
И как с этим снимком связан следующий процесс?
(Демонстрируем “Горение свечи”, “Бенгальского огня”)
Эксперт – химик:
Кислород - газ, поддерживающий горение. Этот процесс мы сейчас наблюдаем. Огромное количество кислорода расходуется при лесных пожарах, что и показано на втором снимке.
Научный руководитель отдела географии и экологии.
Что же такое пожар с позиции географии?
Эксперт – географ.
Пожар – это неконтролируемый, быстро протекающий при высокой температуре химический процесс, сопровождающийся выделением большого количества теплоты, уничтожающий материальные ценности и создающий опасность для жизни всего живого. Как правило, пожар возникает из– за несоблюдения мер предосторожности при работе с огнем, в результате непотушенных костров, грозовых разрядов.. Большой вред наносят пожары лесам. А ведь лес играет решающую роль в поддержании кислорода в атмосфере. Подсчитано, что леса всего мира ежегодно высвобождают 55,5 млн. т. кислорода, обеспечивая всему живому возможность дышать, поэтому, отправляясь в лес, помните, что это бесценное сокровище, а главный враг его – огонь.
- Чтобы не возник пожар, соблюдайте определенные правила поведения в природе:
- Костер устраивайте лишь на специально отведенных для этого местах; если их нет, выберите старое кострище или вытоптанное место.
- Не следует разводить большой костер. Особенно осторожно нужно разжигать костер в засушливое время, а в жару следует вообще отказаться от него.
- Не бросайте зажженных спичек, не оставляйте непотушенных костров.
- Помните: из одного дерева можно сделать миллион спичек, а одной спичкой сжечь миллион деревьев. Будьте осторожны с огнем в лесу!
Научный руководитель отдела биологии, химии.
Продолжая разговор о реакции горения далее, мы будем иметь в виду горение топлива: твердого, жидкого, газообразного. Так при сжигании древних углей (образовавшихся в земной коре из растительных остатков) выделяется большое количество теплоты по сравнению с торфом. А сколько кислорода потребовалось для этого? Решим задачу.
Задача: Вычислите объем кислорода необходимый для сжигания 10кг угля?
Научный руководитель отдела географии, экологии.
Из расчета мы видим, что расход кислорода при горении угля достаточен. А если говорить о транспорте, то установлено, что современный пассажирский самолет при полете в течение 9ч расходует 50 – 75 т кислорода. <Слайд29>. Для ракетных двигателей кислорода требуется намного больше. <Слайд30>. Итак, мы с вами начинаем выявлять мощных потребителей кислорода – это живые организмы, которые используют кислород при дыхании, <Слайд31>, а также промышленность и транспорт. <Слайд32>
Научный руководитель отделом биологии, химии.
Уважаемые эксперты, что вам известно об использовании кислорода в промышленности?
Эксперт – химик
В больших количествах кислород используют для ускорения химических реакций в разных отраслях промышленности и металлургии. Например, при выплавке чугуна для повышения производительности доменных печей, в них подают воздух, обогащенный кислородом. Кислород также используется в медицине и в косметологии, при сжигании ракетного топлива, и при подводном плавании. <Слайд33>
Научный руководитель отдела биологии, химии.
Из сказанного следует, что кислород играет огромную роль, как в природе, так и в жизни человека с момента его возникновения на Земле. Чтение стихотворения. Приложение3
( Чтение на фоне <Слайд34> “Портрет Лавуазье”)
Научный руководитель отдела географии, экологии.
А что показано на третьем снимке?
<Слайд 35> “Гроза”
Эксперт – химик.
Под воздействием электрических разрядов кислород превращается в озон:
3О2 = 2О3
Научный руководитель отдела географии, экологии.
Уважаемые коллеги, объясните, что такое озоновый слой, о котором так много говорят.
Эксперт географ:
Озон - в переводе с греческого означает “ пахнущий”. В атмосфере этот газ образует озоносферу – важнейшую часть атмосферы, которая влияет на климат и защищает все живое на Земле от УФ – излучения диапазона Б. Однако в последнее время под действием ряда химических веществ, разрушающих озоновый слой, концентрация последнего резко сократилась. В Вене в марте 1985 года подписана конвенция по охране озонового слоя. А 16 сентября 1987г. представители 34 стран подписали Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой. Эти страны обязались сократить выпуск фенолов на 50%. Лондонская конвенция внесла поправку: до 1996г. прекратить выпуск фенолов на 100%.
<Слайд36> Видео
У М. Ножкина есть стихотворение, посвященное рассматриваемой проблеме.
(Стихотворение сопровождаем <Слайдами 37, 38, 39. 40, 41.>)
Ученик. (Сережа) Чтение стихотворения. Приложение 4
Эколог – географ.
Ю. А. Израэлю принадлежит высказывание, относящееся к охране атмосферного озона: “Мы должны научиться отказываться от маленьких удобств во имя избежания возможных экологических катастроф”. <Слайд42>
Научный руководитель отдела биологии, химии.
Уважаемые эксперты, анализируя эти слайды, мы выявили важнейшие процессы, в которых участвует кислород, а также установили потребителей кислорода. Теперь мы знаем, на планете, ежесекундно расходуется огромное количество этого ценного газа. Нам осталось изучить последний документ.
Уважаемые коллеги, что изображено на этом снимке? <Слайд43>
Эксперт – химик:
Это фотосинтез. Процесс происходит в зеленных растениях при солнечном свете:
<Слайд44> “Фотосинтез”
В результате этого процесса масса кислорода в воздухе постоянно пополняется. Мы произвели расчеты и установили:
1) что летом зеленые древесные насаждения на площади 1га за 1 час могут усвоить 8кг углекислого газа; <Слайд45>
2)что зеленые растения на всей планете Земля выделяют за год в атмосферу 400 млрд. тонн кислорода.<Слайд46, 47>
3) что на одного жителя планеты приходится 167 000 т атмосферного кислорода.
Рассчитаем вместе, какой объем заняла бы эта масса кислорода при н.у.?
Научный руководитель отдела биологии, химии.
А сейчас я предлагаю вам провести наблюдение за процессом фотосинтеза у водных растений.
На ваших столах стоят стаканы с водой активными рыбками и зелеными водорослями.
Солнышком согреты,
Не сочтя за труд,
Листья для планеты
Кислород дают.
Обратите внимание на растение, оно покрыто пузырьками – это и есть газ - кислород. В этом легко убедиться, если собрать полученный кислород и поднести тлеющую лучинку - она ярко вспыхнет, потому что из всех известных газов, только кислород поддерживает горение.
(Опыт по собиранию кислорода и его обнаружению)
Заполним анкету по фотосинтезу. Приложение 5 (Заполняют)
Сравните ваши ответы с эталоном. <Слайд48> Анкета “Фотосинтез”
Нашими экспертами установлено, что количество выделяемого кислорода зеленными растениями в год превышает все затраты, связанные с его использованием. Но всегда ли так будет? Мы должны ответить на главный вопрос – возможно ли уменьшение количества кислорода на планете?
Эксперт – химик:
Мы выяснили, что кислород используется в огромных количествах и поэтому на Земле возможно уменьшение его содержания и озона, последний
способен разрушаться в верхних слоях атмосферы как самопроизвольно:
O3 -—>a O2 + O,
так и под действием загрязняющих веществ, к ним относятся хлорфторуглеводороды, например: СCIO4.
Научный руководитель отделом биологии, химии.
А какие последствия ожидают планету, если содержание кислорода на Земле будет уменьшаться?
Эксперт – биолог:
Жизнь на Земле прекратится, так как кислород – газ, поддерживающий дыхание, без него живые организмы существовать не могут.
Научный руководитель отдела биологии, химии.
Что мы можем сделать, чтобы содержание кислорода в атмосфере не изменилось?
Эксперт – биолог:
В целях сохранения кислорода в воздухе необходимо сохранять зеленные растения – именно они являются источником пополнения этого ценного газа на нашей планете.
Научный руководитель отдела географии, экологии:
Примером сказанного, может служить Биосферный Тебердинский заповедник, жемчужина Кавказа, гордость Карачаево – Черкессии. Зеленное покрывало Теберды - это леса Тебердинского заповедника, коренные по своему происхождению. Покрытая лесом площадь составляет 32,4 процента от общей площади заповедника. В течение одного дня в заповеднике можно увидеть реликтовые пихтовые и буковые леса; сосняки, березовые криволесья, субальпийские луга с участками гигантского высокотравья, низкотравные альпийские ковры и ковыльные степи. На сравнительно небольшой территории заповедника произрастает 1260 видов растений.
Эколог – географ:
Действительно, растительность один из важнейших компонентов природы. Она определяет общий вид территории и играет большую роль в жизни животных и человека. <Слайд49>
Растения Земли формируют состав атмосферы, поставляя кислород, выделяемый в процессе фотосинтеза. Природный растительный покров России очень разнообразен. Леса – основная
природная зона России. Они занимают более 40% площади нашей страны. Площадь лесов Карачаево – Черкесской Республики составляет третью ее часть, причем хвойные леса составляют ? всех лесов республики (площадь республики равна 14,3 тыс. км.2) . Лесная площадь мира составляет 22%. <Слайд50>
Но кроме этого, нужно создавать новые зеленые зоны, <Слайд51> особенно вокруг городов и крупных промышленных центров. Они являются мощными потребителями кислорода. Это
подтверждают статистические данные по Карачаево – Черкесской Республике, так только в течение 2001 году зафиксировано 2 287 организованных источников выбросов. Это “ Кавказцемент”, <Слайд52 >, “ Усть-Джегутинский гипсовый завод”, ЗАО “ Майское”, “ Карачаево – Черкесский сахарный завод”, а также автотранспорт. Подсчитано, что один легковой автомобиль за 100км пробега расходует столько кислорода, сколько человеку необходимо для дыхания в течение года. За состоянием атмосферного воздуха ведет наблюдения Центр санитарно – эпидемиологического надзора. А вот наблюдения за содержанием озона в республике не ведется. <Слайд53>. Это одна из самых важных проблем не только для нашей республики, страны, но и для всей планеты. (Стихотворение сопровождается рисунками)
Ученик. (Динара)
Планета когда-то прекрасной была <Слайд54>
И реки струились, прозрачней стекла.
Был снег белоснежным и дождь как слез
Сияла на солнце небес бирюза. <Слайд55>
Планету <Слайд56>
Природы искусный резец
Миллионами лет
Превращал в образец.
Но истыкали трубы просторы небес <Слайд57>
Отравлены реки, испакощен лес. <Слайд58>
Плывут облака, точно черная ночь: <Слайд59>
Дышать и животным
И людям невмочь…
Научный руководитель отдела биологии, химии.
Уважаемые коллеги, изучив огромное количество документов, мы пришли к выводу, что экологическая катастрофа, связанная с уменьшением кислорода в атмосфере, на Земле возможна. <Слайд60>
Наши города и промышленность развиваются слишком бурно, мы смело отвоевываем у природы ее территории, уничтожая леса, сады, и парки, тем самым, приближая себя к неминуемой гибели.
<Слайд61> на ее фоне звучат слова эксперта – географа (видео)
Эколог - географ
Если человек не изменит своего отношения к природе, то это может закончиться печально для самого человека.
Будет ласковый дождь,
Будет запах земли.
Щебет юрких стрижей
От зари до зари.
И ни птица, ни ива-
Слезы не прольет,
Если сгинет с земли
Человеческий род.
Пришло время задуматься. Мы должны сделать все, чтобы на Земле продолжалась жизнь.
(Сопровождаем стихотворение слайдами)
Ученик (Александра)
Есть одна планета – сад
В этом космосе холодном. <Слайд62>
Только здесь леса шумят, <Слайд63>
Птиц скликая перелетных. <Слайд64>
Лишь на ней одной увидишь
Ландыши в траве зеленой. <Слайд65>
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивленно. <Слайд66>
Береги свою планету,
Ведь другой на свете нету. <Слайд67>
Ученик (Станислав)
Человек, запомни навсегда:
Символ жизни на Земле – О2!
Экономь его и береги –
Мы ведь на планете не одни!
Научный руководитель отдела географии, экологии.
Если каждый усвоит твердо,
Чтоб планету свою спасти,
Должен быть ты за все в ответе
И других за собой вести.
А ваша задача, ребята, - относиться к окружающей природе бережно, охранять ее, помня, что даже незначительные изменения одного компонента природного комплекса могут вызвать нежелательные изменения всех других компонентов.
Ученик (Станислав)
Нас много ребята! Везде, где живем,
Деревья посадим, сады разведем.
И все это сделаем от чистого сердца во имя нашей Родины.
Научный руководитель отдела биологии, химии.
А сейчас, подведем итоги работы комиссии.
(Эксперты раздают отчеты – тесты.) Приложение 6
Пожалуйста, составьте отчеты о проделанной работе.
<Слайд68> Звучит музыка
3. Домашнее задание.
Прошу сдать оформленные отчеты. И получить домашнее задание:
Найдите в каких – либо печатных изданиях сообщения об экологических проблемах, возникших в последнее время в связи с загрязнением атмосферы (желательно по КЧР). Составьте краткий реферат или аннотацию прочитанного вами. Представьте, что вы ответственное лицо, и предложите свой вариант решения данной проблемы.
Итог урока.
Научный руководитель отдела географии, экологии.
Сегодня мы обобщили и углубили знания по теме: “Кислород”, познакомились с мерами профилактики пожаров и мероприятиями по охране воздуха.
Предлагаем вам поделиться своими впечатлениями об уроке. Для этого допишите предложения в полученном тексте. (Впечатление об уроке) Приложение 7
Учитель географии
Прежде, чем вы покинете нашу виртуальную обсерваторию, хочется поблагодарить всех участников заседания и оценить экспертов, выставив……………балл.
Учитель химии
А оценки за отчет будут выставлены на следующем уроке. Спасибо за работу, до свиданья. Урок окончен.
<Рисунок 69> Звучит музыка
- Презентации.
- Приложение 1
- Приложение 2
- Приложение 3
- Приложение 4
- Приложение 5
- Приложение 6
- Приложение 7
Используемая литература.
- Фестиваль педагогических идей: “Открытый урок”. 2004 - 2005 у.г.
- “Химия”, 2003/ № 38, с16.
- Ж/л “ХВШ”, № 1/ 2004г.
- ХВШ, №6 / 1995г.
- “Биология”, № 19 /2000г.
- Химия: Неорганическая химия: 8 – 11 классы: Книга для учителя. – М.; Изд – во “Первое сентября”, 2003. (Я иду на урок).
- (Я иду на урок). Химия: 8 – 11 классы: Книга для учителя. – М.; Изд. “Первое сентября”, 2002.
- Карачаево-Черкесская Республика туристская карта.
- Международные экологические акции в школе. 7 -9 лассы (Конференции, праздники, ролевые игры, театрализованные представления) / авт. – сост. Г.А.Фадеева – Волгоград: Учитель, 2006.
- Образовательная коллекция. География 6 – 10 кл. Библиоека наглядных пособий.
- “Химия.8 – 11 классы. Виртуальная лаборатория”.
- Хвш № 8 / 2007, с.14 ( Терещук Т.В., Безрукова Л.И.)
- Видеофильмы: А). Капитан Немо;Б).Через тернии к звездам.
- География Карачаево - Черкесской Республики. Природа. Население. Хозяйство. – Ставрополь: Ставропольсервизшкола, 1998. Ивановский В.А.
- Природные условия, население и хозяйство Карачаево – Черкесской Республики, С.А. Хапаев, Карачаевск, 2001.
- Жижина Е.А. Поурочное планирование по географии; Природа России: 8класс – М.; “ВАКО”, 2004
- Энциклопедический словарь юного биолога / Сост. М. Е. Аспиз. – М.: Педагогика, 1986.
- Биология: Справочные материалы. Учеб. Пособие для учащихся / Д.Т. Трайтак, Н.И. Клинковская, В,А,Карьенев, С,И,Балуев; Под редакцией Трайтака. – М.: Просвещение, 1983.
- В союзе с природой. Эколого – природоведческие игры – занятия и развлечения с детьми. – Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 1998г.
- Фото взяты из интернета и наглядных пособий.