Беззаботный малыш превращается в школьника. Уже не первый год в школу приходят дети шести лет. Первостепенное значение в работе с шестилетними детьми имеет соблюдение четкого режима, помогающего им наиболее безболезненно свыкнуться с новой обстановкой. Учёба в школе требует усидчивости, внимания, напряжения памяти. Первоначальные успехи во многом будут зависеть от того, как его воспитывали до поступления в школу, как организовали его режим и быт с первых дней учёбы. Детям нужно помочь осознать себя в новых условиях: они школьники, они должны учиться жить в новом большом коллективе, подчиняться школьным правилам.
Очень важно создать для них возможно более спокойную обстановку. Много говорят и пишут о том, что детям нужно больше двигаться. Это верно, но в разумных пределах. Вседозволенность ведет к перевозбуждению, когда ребенок уже не в состоянии себя контролировать. С этим нужно бороться, вовремя предлагая какую-нибудь игру, направляющую энергию детей в более спокойное русло. Они часто даже не умеют спокойно разговаривать, а стараются перекричать друг друга, особенно в спорах. Нужно учить их чувству коллективизма и элементарной воспитанности, но, конечно, не одними словами, а всем содержанием, всей направленностью работы воспитателя.
Каждый ребенок пришел из семьи, из детского сада со своим небольшим багажом знаний, навыков, привычек. Уже в первые недели работы с детьми можно с определенностью сказать, с кем из них дома занимаются, в какой семье заботятся о культурном и нравственном развитии ребенка. Есть, к сожалению, неблагополучные семьи, где этому не уделяют внимания. Нужно больше беседовать с детьми, занимать их хорошими играми, не допускать ссор, не оставлять незамеченным ни одного случая грубости, чтобы искоренить дурные привычки.
Можно к месту приводить поговорки и пословицы, например: "Каков разум, таковы и речи"; "В умной беседе - ума набираться, a в глупой - свой потерять"; "Человек неученый - что топор не точеный" и др. Дети хорошо воспринимают сказки, в которых прославляются разум и трудолюбие, верность и доброта, осуждаются день, трусость, ложь.
Иногда дети видят только недостатки своих товарищей. Следует научить их обращать внимание прежде всего на себя, не торопиться осуждать товарища. Не мешает напомнить поговорку: "В чужом глазу соринку заметил, а в своем - бревна не видишь".
Спокойный тон воспитателя, правильная литературная речь оказывают огромное влияние на ребят. Начитанность педагога, его стремление ежедневно расширять кругозор детей, интересный изобразительный материал для бесед - все это пробуждает тягу к знаниям, отвлекает от ссор и неблаговидных поступков. Но не стоит начинать с ними беседы или чтение с первых же дней - они к этому еще не привыкли. Шестилеток в это время занимают только игрушки, и это надо понять. Однако следует иметь в виду, что это и не инертная, однородная масса. У них уже есть определенные взгляды, хотя и достаточно неустойчивые; свои, очень различные характеры и склонности. Поэтому вначале необходимо очень внимательно наблюдать, чем занимаются дети, как играют, и делать свои выводы, позволяющие определить методику дальнейшей работы.
Период взаимного узнавания проходит быстрее и легче в игре. Но общую игру сразу организовать трудно. На предложение: "Давайте вместе играть!" - могут откликнуться всего 8-10 человек. Игра, вызвавшая их интерес, постепенно привлечет и остальных. Ведь интерес - основа всякого начинания. При, таком подходе исключается элемент принуждения, рождается доброжелательность, дети и воспитатель лучше узнают друг друга, налаживается контакт. В начале года нужно обязательно знать хотя бы несколько игр, чтобы предложить их детям. Хороший контакт позволяет затем заинтересовать их рассказом или сказкой.
Нужно заметить, что состав семилеток более подготовлен к восприятию каких-либо сведений. Среди шестилеток же иное положение. Некоторые из них даже сказку не могут прослушать до конца. Они просто потихоньку отходят к строительному материалу, игрушкам. Значит, это им интереснее и легче. Нужно попытаться выяснить, какие же сказки, или какие беседы могут их заинтересовать. Необходимо постоянно приобщать ребят к окружающей жизни, рассказывая о том, чем живет наша школа, посёлок, район, область, вся наша страна, что происходит в мире. Детям нужно все время напоминать, чтобы они смотрели передачи о природе. Они очень познавательны и интересны. На прогулках расширять знания обо всем, что нас окружает.
О профессиях взрослых у шестилетних детей, как правило, очень скудные представления. Во время игр на эту тему они обычно называют только те профессии, с которыми сами непосредственно сталкивались: врач, учитель, воспитатель, медсестра, нянечка, уборщица, дворник, шофер. Иногда этот список дополняют еще профессии повара, парикмахера, инженера, строителя. Нужно рассказывать им и о других необходимых для людей специальностях, постоянно пополнять их сведения об этом. Стихотворение С. Михалкова "А что у вас?" как, будто специально создано для беседы на такую тему.
Часто мир детей ограничен только домом, семьей, товарищами, играми. Они не видят, не замечают красоты деревьев, кустарников, травы, цветов. Мальчики бездумно ломают длинные ветки, очищая их от листьев, делают (как они называют) "копья" для игры. Ребята могут оборвать весь кустарник с крупными листьями, играя в билетную кассу (лист - билет) и т. д. Только останавливать их и стыдить - это, как говорится, сиюминутная мера, которая не дает стойких результатов. Лучше вести с детьми планомерную, систематическую работу. Во время прогулок нужно привлекать их внимание к красивым кронам деревьев, цвету и форме листьев, показывать тополь, осину, клен, березу, липу, рассказывать об их отличиях. Дети привыкают к новой форме общения с природой, начинают больше ценить ее. Детям очень нравится, что они постоянно узнают что-нибудь новое.
Для развития креативности надо в группе создать условия: разнообразный бросовый материал, природный. Большинство детей уже занималось в детском саду поделками из бумаги, рисованием, лепкой, аппликацией. Но в группе продленного дня лучше начинать с ними эту работу с самого начала. Если у кого-то есть навыки, они облегчат ему занятия, если же нет, ребенок сможет усвоить их в школе. Сама необходимость таких занятий вызвана желанием детей делать что-то полезное, их почти инстинктивным стремлением к содержательному досугу.
Методика организации работы здесь такая же, как и с детьми I и II классов. То есть вначале желающим нужно предложить чем-нибудь заняться. Пусть это будет 5-6 человек. Остальные могут продолжать игру, тем более что сразу всех обеспечить материалом очень трудно. Времени для таких занятий с шестилетками не так много: ограничивают и режим дня, и ранний приход некоторых родителей, и необходимость использовать благоприятные условия погоды для прогулки. И все же кое-что делать можно. Конечно, шестилетним нужна более серьезная помощь, чем другим детям. Но постепенно и у них пальцы становятся ловкими и подвижными. Приобретенные во время этих занятий навыки очень пригодятся детям на последующих уроках труда. К тому же, совместная работа помогает им подружиться, они начинают помогать друг другу, учатся поочередно пользоваться кисточкой, клеем и т. д.
Очень приятно работать с теми детьми, которые быстро все понимают, старательны. Но для воспитателя гораздо важнее заняться теми, кто не приучен к практической деятельности, у кого еще нет интереса к труду. Особой заботы требуют дети, у которых неумение что-нибудь сделать собственными руками, вызывает чувство неловкости, неуверенности в себе. Этот барьер необходимо преодолеть: выполнить какую-то игрушку вместе с ребенком, тщательно все объяснить, найти, за что его похвалить. Тогда у него появится желание участвовать в общих занятиях. Повторяя одни и те же действия несколько раз, он обязательно добьется успеха.
Многоплановые занятия с детьми в группе полезны еще и тем, что помогают выявить их способности. В соответствии с этим родителям можно уже посоветовать, какой кружок или секцию лучше посещать их ребенку вне школы.
Дома ребенку нужны условия, для того чтобы он мог строгать, пилить, клеить. Равнодушие некоторых родителей к поделкам детей убивает в них стремление сделать что-нибудь своими руками или вызывает - болезненное сожаление о том, что их радость их увлеченность не разделяют. Хорошо, когда родители понимают своих детей, выделяют место для детского уголка, где могли бы храниться работы ребенка, покупают для него бумагу, краски, клей, необходимые инструменты. Внимание родителей оказывает огромное влияние на развитие детского творчества, оставляет в душе ребенка благотворительный след на век жизнь. Пояснить им это - дело воспитателя.
Совместная деятельность воспитателя группы продлённого дня
Одним из главных условий, для того чтобы правильно построить работу с шестилетними детьми в группе продленного дня, воспитатель должен опираться на помощь родителей. В течение года рекомендуется проводить с ними не менее трех родительских собраний, на которых обсуждаются организационные вопросы, связанные с работой группы, класса, школы.
Шестилетние дети вливаются в большой (по сравнению с детским садом) школьный коллектив. В их жизни наступает очень трудный период. Учитель и воспитатель постепенно приучают детей к требованиям школы. Родителям нужно рассказать о соблюдении санитарно-гигиенических норм, о режиме труда и отдыха в группе продленного дня, о дневном сне, двухразовом питании, прогулках, в каком объеме дети будут заниматься по интересам: чтением книг, конкурсов песен, рисунков, поделок; эстафет; посещение кружков, экскурсий, библиотек; подготовкой и проведением праздников привлекая в сценарии родителей.
Характеры, способности, интересы, уровень воспитанности школьников раскрываются постепенно, а иногда и неожиданно. Не сразу становится понятной и система домашнего воспитания. Родители постепенно привыкают к требованиям школы, успокаиваются, у них складываются нормальные взаимоотношения с педагогами. Поэтому воспитателю не следует обращаться с жалобами к родителям при первых же неудачах. Это лишь покажет его слабость, а, кроме того, вызовет недовольство родителей. Работая в группе продленного дня, ежедневно наблюдаешь, что каждый ребенок в чем-то совершенствуется, в чем-то отстает, допускает промахи, и это нормальное явление. На протяжении года вы будете беседовать, консультировать родителей по школьным ситуациям, жизни ребёнка не только в школе, но и дома. Вы должны стать старшими друзьями для детей готовых придти в трудную минуту на помощь детям. А иногда и учить, помогать самим родителям.
Воспитание через игровую деятельность и культуру речи
Не забывайте и о вежливости. Как бы красиво, уютно, сытно, комфортно не было ребёнку нужно воспитывать уважение к детям, старшим, школе ко всему, что нас окружает. Ведь обидеть можно не только кулаком, но и словом. Многие недостатки в поведении ребят удается приглушить или устранить. Постоянно воздействуя на детей, можно преодолеть даже такой недостаток, как сквернословие. Не нужно только закрывать глаза на его существование и делать вид, что его нет, иначе сквернословие превратится в привычку.
Шестилетки, в сущности, не понимают смысла многих бранных слов, что и дает возможность успешно бороться с недостатком. Этот грех идет из семей, в которых взрослые в разговоре не стесняются выбирать выражения. Выявив такие семьи, следует воздействовать и на взрослых, и на детей.
В азарте игры мальчики часто допускают грубоватые, далеко не литературные выражения, что обычно не вызывает у других ребят отрицательной реакции и, к сожалению, легко перенимается. За этим необходимо тщательно следить, исправлять речь, настойчиво стараться выработать у детей отвращение к сквернословию.
Иногда дети используют не очень благозвучные считалочки во время своей любимой игры в "прятки". И, как правило, в группе на них реагируют только смехом. Нужно суметь пояснить непривлекательность таких стишков, вызвать к ним пренебрежительное отношение. Есть много шутливых маленьких стихотворений, которые с успехом можно предложить как считалочки. Обычно дети легко и охотно их выучивают, поддерживая стремление воспитателя украсить игру.
Вот несколько стихотворений для считалочек
Жили-были два дружка,
Два заядлых рыбака.
На заре до петухов
Накопали червяков
И другой приманки
Две стеклянных банки.
(Е. Ружанский "Рыбаки")Наша Маша рано встала.
Кукол всех пересчитала:
Две Матрешки на окошке,
Две Аринки на перинке,
Две Танюшки на подушке,
А Петрушка в колпачке
На дубовом сундучке.
(Е. Благинина "Считалка")У осинок кто ходил?
Кто по снегу наследил?
Чует хитрая лисица;
Заяц где-то здесь таится!
А зайчишка - ни гу-гу! -
Перед ней сидит в снегу.
Зайца в беленькой шубейке
Не найти лисе-злодейке.
(Е. Трутнева "Белая шубейка")
Над лугами, над водой
Хлынул дождик проливной,
А потом повисло
В небе коромысло.
Ребятишек радует Золотая радуга.
(М. Лопыгина "Радуга")Колокольчик голубой
Поклонился нам с тобой.
Колокольчики - цветы
Очень вежливы...
А ты?
(Е. Серова "Колокольчик")
Сбросили ромашки
Белые рубашки.
Верная примета,
Что уходит лето!
Не хотят, как видно,
Умницы-ромашки,
Чтобы дождь осенний
Намочил рубашки.
(В. Говорков "Ромашки")
Но, конечно, культуру речи, ее грамотность и выразительность нужно воспитывать не только во время игры, а в процессе всего общения с детьми.
Взаимоотношения детей в коллективе
С подготовительного периода к школе, когда встречаются дети из детского сада и неорганизованные дети (домашние) надо создать для них условия для добрых взаимоотношений в коллективе, чтобы все дети росли и развивались правильно в духовном, нравственном и физическом отношении. Все идет хорошо, если между детьми сохраняются дружественные, теплые отношения. Во многом это зависит от воспитателя.
Задача воспитателя - учить детей науке общения, в которой гасится зло, торжествует справедливость и взаимообщение приносит радость. В этом случае противоречия разрешаются мирно. Работы здесь воспитателю непочатый край, потому что он должен действовать и в период общения с детьми, и еще про запас, учитывая возможность негативного влияния в остальное время.
Умению жить в коллективе нужно учить всех детей, чтобы добрые дела стали нормой. Пусть вызывает общее смятение и возмущение грубость, утверждение своего авторитета кулаком.
Работа с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию
Дети, которые требуют особого внимания, выявляются впервые же дни их пребывания в школе. Может показаться странным, что среди таких маленьких детей, какими являются шестилетки, уже есть трудные дети. Но они есть уже в детском саду. Как добраться до их души, чтобы они перестали быть трудными? За это надо браться, пока ребенок еще мал, пока он не привык к непослушанию, пока негативное отношение к нему не превратилось в систему. Трудными не становятся в школе. Трудные приходят из семьи. Здесь требуется очень сложная работа и с родителями, и с ребенком.
Что касается ребенка, то нужно не наказывать его, не ставить ему в пример других ребят, не противопоставлять его коллективу, а, наоборот, показать ему, что взаимоотношения между людьми могут быть иными, что есть доброта и уступчивость, искренность, что драки, бранные слова несовместимы с красотой жизни. Путь к возникновению доверия очень трудный, и воспитателю к этому надо быть готовым.
Соблюдение, в общем-то несложных правил организации различных видов деятельности и отдыха, питания, режима дня, совместная работа с родителями, игровая деятельность и культура речи поможет добиться хороших успехов в учёбе, комфортного взаимоотношения между детьми использованье здоровьесберегающих технологий - самое главное, сохранить и даже укрепить здоровье ребенка.