Вступительное слово: “Добрый день уважаемые гости! Мы рады приветствовать вас в нашей школе. Нашу встречу открыл Александр Дольский своей песней “Воспоминание о школе”. Действительно
“Школьным премудростям кончится срок,
Новые истины время состарит,
Жизнь преподносит за уроком урок,
Но расписанья на них не составит.
Чтобы судьбу как задачку решить,
Мало постигнуть азы мирозданья
Есть еще образованье души -
Самое высшее образованье”.
“Об образовании души” сегодня и пойдет речь. У нас всегда вызывают уважение добрые, отзывчивые, порядочные, воспитанные, интеллигентные люди. У человека, глядя на таких людей, должно возникать здоровое желание стать такими же.
Получить хорошее воспитание можно в школе, в семье, даже у самого себя. Стоит только согласиться с академиком Дмитрием Сергеевичем Лихачевым, который сказал, что “интеллигентность не только в знаниях, а в способностях к пониманию другого. Она проявляется в тысяче и тысяче мелочей: в умении (именно незаметно) помочь другому, беречь природу…”
Так давайте не забывать этих мелочей.
После вступительного слова классного руководителя выходит девятиклассник и пятиклассник.
Их диалог из стихотворения В. Маяковского “Что такое хорошо и что такое плохо”.
Девятиклассник:
Крошка сын к отцу пришел,
И спросила кроха.
Пятиклассник: Что такое хорошо и что такое плохо?
Девятиклассник:
У меня секретов нет, слушайте, детишки,
Папы этого ответ помещают в книжке.
Ведущий: У нас с вами своеобразная книга. Называется она “Азбука этики”. И сегодня мы перелистаем некоторые ее страницы. Страница первая поможет нам разобраться, что такое этикет.
Сравним это слово со словом этикетка. Казалось бы, что между ними общего? Этикетку все видели, все знают. На спичечных коробках, на бутылках с газированной водой, на новых брюках, купленных в магазине, яркая наклейка, цветной ярлычок, которая привлекает наше внимание и рассказывает о том или ином предмете. Этикетка – словно маленький представитель вещи. И от того, как нам понравился этот “полномочный посол” во многом зависит отношение к его “хозяину”, самой вещи.
Ведущий: А этикет? Этикет определяет, как человек обращается с другими людьми, определяет его внешний вид, манеру вести себя. Но ведь жесты, движения, позы, способы приветствий, поведение за столом, вкус в одежде и т.п. тоже являются своеобразной этикеткой. Именно эти наши свойства и особенности, прежде всего, бросаются в глаза при знакомстве, и по ним нередко судят о нас самих.
Ведущий: Да, эти слова родственные. Но есть между ними и разница. Дело в том, что этикетка – это что-то внешнее. И можно на хорошую вещь наклеить плохую этикетку, а никудышный товар снабдить замечательными ярлыками. Но воспитанность, хорошие манеры не просто этикетка. Они прочно связаны с внутренней культурой человека.
Выходят девятиклассник и пятиклассник. Тот же диалог… Страница вторая “Поведение за столом”.
Ведущий: Мы сейчас окажемся свидетелями одной сцены. “Семья” из четырех человек приступает к завтраку. Вам необходимо оценить поведение за столом каждого члена семьи.
Сцена завтрака. Накрыт стол. Скатерть, ваза (высокая) с цветами, салатница с салатом, тарелка общая (можно с колбасой), сахарница, бутерброды или пирожные. Разложены вилки, ножи (причем, вилки лежат вниз зубьями справа вместе с ножами. Расставлены тарелки для каждого члена семьи. На них лежат большие салфетки. 8 часов утра, звонит будильник. “Семья” приступает к завтраку. Садятся, на вымыв руки, с шумом отодвигая стулья. Один опаздывает. Раскладывают салат, колбасу по своим тарелкам. Играет музыка, ведется разговор о погоде.
Повторно на свои тарелки раскладывают салат, двое берут салат своими вилками. Кто-то разливает чай по чашкам. Кладут сахар, тянутся до сахарницы. Если пирожные, то берут их руками. Громко причмокивают. Чай выпит. Вытирают рот салфетками, некоторые рукой. Также с шумом отодвигают стулья, выходят из-за стола, не сказав спасибо. (Говорили с набитым ртом, неправильно держали вилку и нож).
Ведущий: Надеюсь, все были внимательны. Теперь вы можете сделать замечания членам этой семьи. Какие ошибки ими были допущены?
Затем проигрывается та же сцена завтрака, но без ошибок. Выходит “другая семья” и комментирует свои действия.
- В будни в нашей семье пользуются непокрытым столом или покрытым клеенкой. В выходные дни и праздники его накрывают скатертью и салфетками.
- Предметы кладутся и ставятся таким образом, чтобы помочь человеку наиболее удобным образом пользоваться ими: ножи, вилки слева от тарелки, ножи острой стороной лезвия к ней, ложки и вилки выпуклой стороной вниз.
- Заранее выставляются на стол хлеб, закуски, специи, фрукты. Ваза с цветами должна быть невысокой, чтобы она никому не мешала и все видели друг друга.
- Посуда с общими закусками, десертом снабжается ложками, вилками, лопатками. Помимо удобных в пользовании бумажных салфеток иногда кладут (на закусочную тарелку) льняную, которую можно положить на колени, если не поданы бумажные. Ею промокают губы и обтирают пальцы при необходимости, после чего, не складывая, смятой кладут на стол, а смятые бумажные – на тарелку.
- За столом сидят спокойно, прямо, не принято облокачиваться, класть на стол локти, отставлять мизинец, жестикулировать, играть вилкой или ножом, читать во время еды. Едят неторопливо, тщательно пережевывая пищу. Во время еды можно тихо и неторопливо обмениваться новостями, рассказывать о своих делах.
- От еды отказываются, если не хотят, поблагодарив и не объясняя, что это вам вредно или не нравится. Но если блюдо нравится, то об этом стоит сказать. Не принято говорить, что оно лучше чем у вас дома, или хуже, чем в местах где вы бывали.
- Естественно, что разговаривают негромко, неторопливо, беззвучно кладя в рот небольшие порции.
- Чтобы не протягивать руку над тарелкой соседа или перед его лицом, просят передать блюдо, если оно далеко, или положить с него порцию.
- Блюдо с едой и тарелки берут снизу, поддерживая большим пальцем за край так, чтобы не касаться кушанья.
- Если что-то упало со стола, лучше не создавать беспокойства окружающим, не наклоняться. Поднять можно, когда будут выходить из-за стола. Если на столе что-либо опрокинуто, разлито, на это не обращают внимания. Если же облит костюм и надо привести его в порядок, можно выйти из-за стола. Если же вы разбили что-то в чужом доме, при случае подарите аналогичную.
- Когда порция была положена заранее, едят, сколько смогут. Из общей посуды на свою берут понемногу. Вторую порцию не просят, если все не получили по первой.
- Не имеет смысла есть ложкой то, что можно есть вилкой, которую, как и нож держат над тарелкой под небольшим углом, не нажимая сильно, чтобы они, соскользнув, не разбросали, не разбрызгали содержимое тарелки. Нож ко рту никогда не подносят. В вилку и ложку набирают немного, чтобы не ронять, не проливать из них. Суп едят с боковой части ложки. После еды ложку, вилку, нож, чтобы не испачкать скатерть, кладут на тарелку. Помешав чай, кофе, чайную ложку кладут на блюдце.
- Если поданы маленькие бутерброды, их переносят специальными вилками на свою тарелку и съедают, не разрезая. Большие бутерброды разрезают на своей тарелке на маленькие куски с помощью вилки и ножа.
Ведущий: Прочитана вторая страница “Азбуки этики”.
Диалог: “Что такое хорошо и что такое плохо...”.
Ведущий: Страница третья. Ее можно назвать “…и взвившись, занавес, шумит”, т.к. она посвящена театру. В этой пушкинской строке вы слышите шелест, шуршанье шелка, открывающего таинственную глубину сцены. Вы видите в ней угасающие огни нарядных люстр и серый сумрак зрительного зала, наполненный дыханием и легким шорохом красивых одежд? Вы ощущаете в ней радостное ожидание великого чуда, имя которому – искусство?
Ведущий: Но знаете ли вы, как легко и просто можно испортить эту прекрасную встречу с прекрасным и себе, и соседям в зале, и тем, кто по другую сторону рампы – артистам?
Ведущий: Вот какую ситуацию описывает Антон Павлович Чехов в рассказе “Смерть чиновника”.
(Учащиеся инсценируют рассказ А.П.Чехова)
Ведущий: Да, история!
Как вы думаете Червяков был вежливым человеком? Нет? Быть вежливым, значит быть…
Далее выходят три девочки.
- Да, конечно, мы знаем правила поведения зрителей, правила поведения в театре. Мы часто посещаем театры, вот и сегодня у нас билеты в музыкальный театр. Как видите, мы готовы. (Девочки одеты по-разному).
- Я, думаю, надо напомнить ребятам эти правила.
Ну, во-первых, в театр можно приходить одетыми во что хочется.
- Подавая свои вещи гардеробщику, ни в коем случае не перебрасывайте пальто через барьер.
Пусть он сам поработает. Если так сделает каждый из нескольких сотен зрителей, то у гардеробщика разовьются прекрасные мускулы.
- Номерок лучше всего повесить на палец, так будет удобно вращать его в фойе и во время концерта. Именно для этого на номерках сделана дырка или привязана веревочка.
- Если ваши места в середине ряда, не торопитесь занимать их. Пусть сначала сядут все остальные.
Зато потом, когда вы будете проходить, им придется вставать. Это, как зарядка, полезно для здоровья.
- Как только вы устроились на месте, начинайте хлопать. Ведь просто не справедливо, что вы уже готовы, а представление не начинают.
- Не забудьте: вам с товарищем не так уж часто приходится посидеть рядом полтора – два часа.
Мы тоже будем использовать эту возможность, чтобы рассказать все новости и обсудить сложные вопросы. Одно плохо: приходится иногда напрягать голосовые связки, так как мешают музыка или реплики актеров.
- Конечно, пойдем в буфет. Хорошо бы там был шоколад, или хотя бы шоколадные конфеты. Антракт короткий, мы не успеем съесть все это в буфете, да не беда. Сядем на свои места, начнется следующее действие и тогда спокойно можно развернуть шоколад. Знаете, как приятно есть шоколад под музыку!
- Помните, что долго сохранять неподвижность нельзя. Это вредно для организма. Поэтому советуем больше двигаться: поворачиваться, наклоняться, упираться ногами в спинку переднего стула и спихивать руки соседей с подлокотников.
- Не будьте эгоистами. Если вам известно содержание спектакля, быстренько расскажите самое главное соседям.
- Ну, теперь можно идти в театр!
Очевидно, что прозвучали правила поведения в театре наоборот, в них следует внести существенные поправки.
В конце классного часа необходимо подвести итоги.
Содержание представленного мероприятия можно разбить на две самостоятельные структурные единицы.
Литература
1. Д.С.Лихачев. “Письма о добром и прекрасном”.
2. А.П.Чехов. “Смерть чиновника”.
3. Б.В. Бушелова. “Поговорим о воспитанности”.
4.Э.В. Арова. “Будьте здоровы”.
5. Е.М. Медынский. “Воспитание культурных навыков поведения и речи детей”.
6. И.А. Малафеев и др. “Этические беседы со школьниками”.