Форма проведения открытого мероприятия - коррекционно-развивающее занятие с элементами сказкотерапии. Сказка рассказывается и обсуждается, а для иллюстрации и закрепления "сказочных уроков" используются игры или творческие задания. Цель такого занятия: приобщение детей к осмысленному отношению к сказке, совместный поиск возможностей использования сказочных уроков в реальной жизни детей. Сказки формируют нормальный социальный тонус ребёнка, обязательный для самореализации, они дают ребёнку чёткие модели эффективного и неэффективного поведения. Таким образом, опыт общения со сказкой способствует также развитию волевых качеств (собранности и внимательности), мышления и речи, воображения, фантазии и логики. Еще сказки учат рефлексии, пониманию неоднозначности жизненных ситуаций, оптимистическому отношению к миру. Они являются основой для формирования "нравственного иммунитета"; поддержания "иммунной памяти", и, в конечном итоге, для поддержания психологического здоровья личности. Таким образом, рассказывание и обсуждение сказок, поиск жизненных уроков - по сути, процесс сказкотерапии - становится профилактикой, психологическим закаливанием от многих проблем, с которыми встретится ребёнок, когда станет старше.
Цели:
- развитие рефлексии и самопринятия воспитанников
- активизация мыслительных процессов
Задачи:
- формировать позитивную Я- концепцию через повышение самооценки;
- поддержать в разрешении личностных проблем;
- закрепить знания детей о диких животных;
- продолжать формировать сплоченность группы;
- формировать адекватную оценку чужих действий;
- развивать произвольное внимание и память;
- развивать образное и логическое мышление через операции анализа и синтеза;
- развивать скорость двигательных реакций;
- развивать фонематический слух.
Ход занятия
Организационный момент
Слайд 1
Дефектолог. "Здравствуйте, ребята! Проходите, садитесь на ковер. У нас сегодня необычное занятие. Мы с вами отправимся в сказку. Чтобы там очутиться, нужно сказать вместе "Добро пожаловать в сказку!"
Мы с вами оказались на сказочной поляне и будем здесь находиться, пока не найдем три сундучка. Как только кто-то из вас заметит сундучок, хлопайте в ладоши. К нам в гости придет сказочница. Как вы думаете, что нам может рассказать сказочница? (ответы детей) Да, конечно, сказку. А теперь смотрите внимательно, вы увидите правила "Как нужно слушать сказки".
Слайд 2
Основная часть
Дефектолог. "Закройте глаза, как только услышите звон колокольчика, значит, сказочница пришла, и глаза можно открыть" (звучат разные предметы, в конце звенит колокольчик) Появляется сказочница (психолог)
Слайд 3
Психолог. "Здравствуйте, я - сказочница. У меня есть волшебный сундучок, в нем много разных сказок. Хотите послушать одну из них? Ой что-то не открывается мой сундучок" (дети должны хлопнуть в ладоши при виде сундучка).
Дефектолог. Я знаю почему. Сундучок хочет, чтобы вы сначала отгадали загадку.
Угадайте, о ком будет сказка?
Слайд 4, 5
Молодцы, правильно угадали, о мышонке.
Психолог. А теперь садитесь поудобнее, можно закрыть глаза, слушайте сказку
Чтение сказки "На маленькой полянке" (Хухлаева О.В.)
Слайд 6 - 10 (дети должны хлопнуть в ладоши при виде сундучка на 9 слайде)
Обсуждение сказки. Ответы на вопросы.
Дефектолог. Что-то засиделись мы, давайте разомнемся, погуляем по тропинке.
Игра "Тропинка - кочки - копна" (выполняется под музыку)
Слайд 11
Если я произношу "тропинка" - приседаем друг за другом, руки лежат на плечах впереди сидящего;
Если я произношу "кочки" - приседаем, прикрывая голову руками;
Если я говорю "копна" - встаем вместе в круг, руки кладете на плечи соседям.
И вот мы с вами пришли на ту поляну, где собираются играть все зверята. Вот она.
Слайд 12
Предлагаю вам собрать такую красивую поляну всем вместе (разрезные картинки) А сейчас мы с вами узнаем, в какую же игру любят играть зверята.
Упражнение "Угадай слово"
Запомните и запишите вторую букву в каждом слове: книга, бык, крот, укол, лиса.
(ответы детей)
Правильно, игра называется "Нырки" (дыхательная гимнастика)
"Ныряем, считаем до пяти"
Слайд 13 (дети должны хлопнуть в ладоши при виде сундучка)
Дефектолог. Ребята мы нашли все три сундучка, а значит, наше время вышло и пора выходить из сказочного леса, иначе мы останемся здесь навсегда. Вы помните дорогу назад? А вы, уважаемая сказочница, помните?
Психолог. Нет, я здесь живу, и никогда отсюда не выходила.
Дефектолог. Кто нам поможет найти дорогу обратно? Наверно, вот эти забавные собачки. Слайд 14
Посмотрите на картинку и определите, чья собака?
Психолог. Молодцы, ребята!
Слайд 15
Вы внимательно слушали сказку, играли в игры, активно выполняли задания. У меня есть для вас еще один сюрприз - это волшебный мешочек с подарками.
Дефектолог. Теперь пора возвращаться домой. Закройте глаза. Как только услышите звук колокольчика, можете их открыть.
Рефлексия
Смотрите, сказочница ушла и оставила нам волшебные камешки. Возьмите и положите камешек у того гномика, какое у вас настроение (рисунки гномов с разными настроениями) Звучит музыка. До новых встреч!
Слайд 16