Разработка урока информатики по теме "Символьные переменные"

Разделы: Информатика


Формы организации урока: фронтальная, индивидуальная, самостоятельная, проблемно-поисковый.

Оборудование: подготовленная учителем папка “9 класс” на рабочем столе ПК учащихся с презентацией по теме: “Символьные переменные”, таблицы с названием операторов, карточки с заданиями для самостоятельной работы (на 4 варианта), карточки с домашним заданием.

Программное обеспечение: ОС-Windows XP, среда программирования Qbasic.

Время проведения: 2 урока.

Цели урока:

  • Образовательная – организация деятельности учащихся по восприятию и осмыслению понятий “символы” и “строки”, научить производить над ними простейшие операции в языке программирования QB;
  • Воспитательная – воспитание аккуратности, точности, внимания, терпения в работе, ответственного отношения к учебной деятельности.
  • Развивающая – продолжить обучение учащихся логически мыслить, выделять главное, умение составлять опорный конспект, содействовать воспитанию интереса к предмету.

Задачи:

  1. Рассмотреть способы задания текстовых величин, простейшие операции над ними.
  2. Проведение контрольного среза с целью выявления зун учащихся по изученным темам.
  3. Учить рационально использовать свое время на уроке.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Сообщение темы и цели урока.
  3. Устная работа.
  4. Объяснение нового материала (презентация “Символьные переменные”).
  5. Физкультминутка
  6. Составление опорного конспекта в тетради (задание №6 из презентации)
  7. Выполнение задания №7 из презентации на доске и в тетради.
  8. Проведение самостоятельной работы на ПК.
  9. Домашнее задание.
  10. Подведение итогов урока. Выставление оценок учащимся.

ХОД УРОКА LANG="TT">

1. Организационный момент.

Приветствие учителя и учеников, проверка готовности учащихся к уроку.

2. Сообщение цели и темы урока.

3. Устная работа.

Работа с табличками. Повторение изученных операторов языка программирования QBasic.

4. Объяснение нового материала (презентация “Символьные переменные”).

Молодцы, ребята!

А теперь перейдём к изучению нового материала. Займите свои рабочие места у компьютеров.

Папка 11 класс на рабочем столе ПК.

Начинаем работу с презентацией.

Объяснения учителя с показом презентации:

Слайды 1, 2, 3.

На этом уроке мы рассмотрим с вами 2 действия со словами: выделение в слове его части и соединение слов.

Слайды 4, 5, 6.

Рассмотрим функции работы с символьными переменными.

Слайды 7, 8, 9.

5. Физкультминутка.

6. Составление опорного конспекта в тетради.

Ответьте на вопросы, используя презентацию для составления опорного конспекта в тетради:

Слайд 9.

7. Выполнение заданий у доски и в тетрадях.

Слайд 10, 11, 12.

8. Проведение самостоятельной работы на ПК.

Сейчас, ребята, мы выполним с вами самостоятельную работу. Для выполнения самостоятельной работы давайте ещё раз проговорим тот материал, который нам понадобится при выполнении работы.

С какими новыми операторами языка программирования мы познакомились?

LEN
MID$
RIGHT$
LEFT$

Таблички с операторами вывешиваются на доску. LANG="TT">

Самостоятельная работа.

В-1.

Составьте программу, которая:

а) Из слова “программа” составляет слова: “грамм”, “рога”;
б) Из слов “страх”, “белка”, “цыпленок” получает слово “столбец”.

В-2.

Составьте программу, которая:

а) Из слова “фотокопирование” составляет слова: “перо”, “корова”;
б) Из слов “молоко”, “сад”, “роща” получает слово “рамка”.

В-3.

Составьте программу, которая:

а) Из слова “инструменты” составляет слова “трус”, “струны”;
б) Из слов “шишка”, “флаг”, “трос” получает слово “шрифт”.

В-4.

Составьте программу, которая:

а) Из слова “информация” составляет слова “цифра”, “фирма”;
б) Из слов “туча”, “гриб”, “арка” получает слово “трубка”.

9. Домашнее задание:

  1. Даны две фамилии (вводятся с клавиатуры). Составить программу определения наиболее длинной из них. (Случай одинаковой длины фамилий не рассматривать).
  2. Из слова "делопроизводитель" получить 5 слов.
  3. (*) Составить блок-схему и программу, которая считает, сколько раз в тексте, встречается буква “м” (“М”).

10. Подведение итогов урока. Выставление оценок учащимся.