Формы организации урока: фронтальная, индивидуальная, самостоятельная, проблемно-поисковый.
Оборудование: подготовленная учителем папка “9 класс” на рабочем столе ПК учащихся с презентацией по теме: “Символьные переменные”, таблицы с названием операторов, карточки с заданиями для самостоятельной работы (на 4 варианта), карточки с домашним заданием.
Программное обеспечение: ОС-Windows XP, среда программирования Qbasic.
Время проведения: 2 урока.
Цели урока:
- Образовательная – организация деятельности учащихся по восприятию и осмыслению понятий “символы” и “строки”, научить производить над ними простейшие операции в языке программирования QB;
- Воспитательная – воспитание аккуратности, точности, внимания, терпения в работе, ответственного отношения к учебной деятельности.
- Развивающая – продолжить обучение учащихся логически мыслить, выделять главное, умение составлять опорный конспект, содействовать воспитанию интереса к предмету.
Задачи:
- Рассмотреть способы задания текстовых величин, простейшие операции над ними.
- Проведение контрольного среза с целью выявления зун учащихся по изученным темам.
- Учить рационально использовать свое время на уроке.
План урока:
- Организационный момент.
- Сообщение темы и цели урока.
- Устная работа.
- Объяснение нового материала (презентация “Символьные переменные”).
- Физкультминутка
- Составление опорного конспекта в тетради (задание №6 из презентации)
- Выполнение задания №7 из презентации на доске и в тетради.
- Проведение самостоятельной работы на ПК.
- Домашнее задание.
- Подведение итогов урока. Выставление оценок учащимся.
ХОД УРОКА LANG="TT">
1. Организационный момент.
Приветствие учителя и учеников, проверка готовности учащихся к уроку.
2. Сообщение цели и темы урока.
3. Устная работа.
Работа с табличками. Повторение изученных операторов языка программирования QBasic.
4. Объяснение нового материала (презентация “Символьные переменные”).
Молодцы, ребята!
А теперь перейдём к изучению нового материала. Займите свои рабочие места у компьютеров.
Папка 11 класс на рабочем столе ПК.
Начинаем работу с презентацией.
Объяснения учителя с показом презентации:
На этом уроке мы рассмотрим с вами 2 действия со словами: выделение в слове его части и соединение слов.
Рассмотрим функции работы с символьными переменными.
5. Физкультминутка.
6. Составление опорного конспекта в тетради.
Ответьте на вопросы, используя презентацию для составления опорного конспекта в тетради:
7. Выполнение заданий у доски и в тетрадях.
8. Проведение самостоятельной работы на ПК.
Сейчас, ребята, мы выполним с вами самостоятельную работу. Для выполнения самостоятельной работы давайте ещё раз проговорим тот материал, который нам понадобится при выполнении работы.
С какими новыми операторами языка программирования мы познакомились?
LEN MID$ RIGHT$ LEFT$ |
Таблички с операторами вывешиваются на доску. LANG="TT">
Самостоятельная работа.
В-1.
Составьте программу, которая:
а) Из слова “программа” составляет слова:
“грамм”, “рога”;
б) Из слов “страх”, “белка”, “цыпленок”
получает слово “столбец”.
В-2.
Составьте программу, которая:
а) Из слова “фотокопирование” составляет
слова: “перо”, “корова”;
б) Из слов “молоко”, “сад”, “роща” получает
слово “рамка”.
В-3.
Составьте программу, которая:
а) Из слова “инструменты” составляет слова
“трус”, “струны”;
б) Из слов “шишка”, “флаг”, “трос” получает
слово “шрифт”.
В-4.
Составьте программу, которая:
а) Из слова “информация” составляет слова
“цифра”, “фирма”;
б) Из слов “туча”, “гриб”, “арка” получает
слово “трубка”.
9. Домашнее задание:
- Даны две фамилии (вводятся с клавиатуры). Составить программу определения наиболее длинной из них. (Случай одинаковой длины фамилий не рассматривать).
- Из слова "делопроизводитель" получить 5 слов.
- (*) Составить блок-схему и программу, которая считает, сколько раз в тексте, встречается буква “м” (“М”).
10. Подведение итогов урока. Выставление оценок учащимся.