Открытый урок по русскому языку во 2-м классе на тему "Закрепление об имени прилагательном"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Закрепить понятие об имени прилагательном; развивать речь детей, обогащать словарный запас;
  • Развивать орфографическую зоркость;
  • Воспитывать любовь к русскому языку, уважение к традициям русского народа;
  • Воспитывать культуру общения, поведения, умение высказываться самим и слушать других;
  • Расширить представления детей о традиционных блюдах русской кухни, их пользе для здоровья; формировать представление о связи рациона питания и образа жизни.

Оборудование:

“Русский язык. Учебник для II класса начальной школы” (авторы С.В.Иванов, А.О.Евдокимова); рабочая тетрадь для школьников “Разговор о правильном питании* (авторы М.М. Безруких, Т.А. Филиппова. М, 2005); грецкий орех для каждого ученика; керамические тарелки с манной, гречневой, овсяной, пшенкой, перловой, рисовой крупой; фонограмма мелодии Д. Ласта “Одинокий пастух”; русский народный костюм для ученика.

Ход урока

I. Организационный момент.

А сейчас проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку 5!

Наш урок мы начнем, как обычно, с чистописания, но сначала подготовим свои пальчики к письму. Возьмем в руки орешки, покатаем между ладошками; перекладываем орехи из руки в руку и крепко сжимаем; промнем активные точки между пальцами.

II. Минутка чистописания.

- Сегодня мы будем писать букву К. Дайте характеристику этой буквы. (Буква К обозначает два согласных звука: твердый, [к] и мягкий [%']. Этот звук глухой парный).

Напишем строчку букв К к, обратив внимание на правильное соединение элементов букв.

Прочитайте слова для чистописания:

Капуста, картофель, каша, кабачок.

Найдите лишнее слово. Объясните, почему оно лишнее?

Спишите только название овощей.

Предложите свои задания к словам для чистописания (поставить ударение, разделить на слоги, подчеркнуть гласные буквы и др.).

III. Работа над темой.

1. - Какое слово мы с вами не записали? (Ученики называют слово каша). Откройте толковый словарик прочитайте значение этого слова.

Сегодня я предлагаю поговорить об этом блюде. Неслучайно каша всегда была любима на Руси, ведь она очень вкусна и полезна. Мы узнаем, какие каши бывают, из чего варят каши, как сделать кашу вкусной.

Выходит девочка в русском сарафане, с тарелкой каши в руках, рассказывает:

“А вы знаете, что каша не только одно из самых полезных блюд, но и самых старинных? Самые старые среди каш – пшеничная, перловая и овсяная. Человек ест их уже девять тысяч лет. Рисовую кашу – пять тысяч лет, гречневую – четыре тысячи лет.

Каша – исконно русское блюдо. Специальные каши варили в честь любого знаменательного события. Так, жених и невеста обязательно должны были при гостях сварить кашу, а затем ее съесть. Так проверялась прочность их чувств. При рождении ребенка варилась “Бабина каша” – крутая, пересоленная, которую должен был съесть молодой отец.

Рецепт знаменитой суворовской каши родился триста лет назад во время исторического перехода армии великого полководца через Альпы. К концу подходили запасы, оставалось чуть-чуть гороха, перловки, пшена, гречки. Задумавшись, как же накормить голодных, уставших солдат, Суворов вдруг приказал сварить всё в общем котле, добавив лука и масла. Получилось вкусно и полезно, такую кашу до сих пор называют суворовской.

У русских князей существовал обычай – в знак примирения между врагами сварить кашу. Без каши мирный договор считался недействительным. С тех пор про несговорчивого человека говорят: “С ним каши не сваришь”.

Каша из ячменя входила в ежедневный рацион римских бойцов-гладиаторов. Считалось, что она помогает стать сильным и непобедимым.

Я и вам советую каждый день есть кашу на завтрак.

- Сегодня у нас на уроке каша не простая, а волшебная.- Она научит нас не только правильно питаться, но и правильно употреблять в речи имена прилагательные, чтобы сделать нашу речь красивее, выразительнее, богаче.

Вспомните, что такое имя прилагательное?

Выполнение упражнения 160 (с. 93).

Какие признаки может обозначать имя прилагательное?
С какой частью речи всегда связано имя прилагательное?

Сейчас давайте посмотрим, из какой крупы варят кашу. Подберите имя прилагательное к слову каша (учитель показывает тарелки с крупами).

Каша (какая?) Манная
Каша (какая?) Гречневая
Каша (какая?) Овсяная
Каша (какая?) Пшенная
Каша (какая?) Перловая
Каша (какая?) Рисовая

- А теперь посмотрите, какие имена прилагательные записаны у меня на доске.

Какая?

Манная;
Ячневая;
Овсяная;
Пшенная;
Гречневая;
Кукурузная.

- Найдите в словах изученные орфограммы, объясните.

Что же обозначают все эти прилагательные?
На какой вопрос они отвечают?

А сейчас давайте подберем имена прилагательные, чтобы похвалить кашу. (Ответы учеников).

Посмотрите, какие я подобрала имена прилагательные (открывает запись на доске).

Какая?

Вкусная;
Сла.кая;
Горяч.я;
П.лезная;
Рассыпч.:тая;
М.л.чная.

- Объясните пропущенные орфограммы. (Ученики объясняют каждую орфограмму и вставляют нужную букву).

Что обозначают эти прилагательные? На какой вопрос они отвечают? К какому слову относятся все перечисленные нами прилагательные? (К слову каша.) Видите, как много прилагательных можно подобрать только к одному очень простому слову каша. Очень важно точно подобрать прилагательное, чтобы определить свойства каши, которую приготовили, или каши, которую вы любите.

2. - Давайте немножко отдохнем и проведем физкультминутку.

Кошка-крошка на окошке
Кашку кушала по крошке.
Умывалась лапкою,
Облизнулась сладко:
Кашка манная вкусна,
С теплым молочком она.

Покажите, какая кошка была голодна. Как она ела кашу? Как кошка умывалась? Как кошка потягивается?

3. Работа по развитию связной речи детей.

- Составьте предложения, используя слова, написанные на доске. Постарайтесь точно употребить прилагательные.

Давайте запишем предложение:

(Комментированное письмо у доски).

- Найдите и подчеркните главные члены предложения, второстепенные члены. Над второстепенными членами надпишите части речи, которыми они выражены. С какой частью речи связаны прилагательные? Назовите эту связь. (Кашей, какой? сладкой манной).

IV. Письмо по памяти.

1. - Люди придумали большое количество загадок, песен, пословиц о каше. А какие пословицы и поговорки о каше знаете вы?

Хороша кашка, да мала чашка.
Щи да каша – пища наша.
Кашу маслом не испортишь.
Если про кашу не забудешь, здоровым будешь.
Гречневая каша – матушка наша.

- Какую пословицу вы хотели бы объяснить?
- Первую пословицу мы с вами запишем по памяти.
- Прочитайте и повторите про себя, чтобы запомнить.
- Найдите и объясните орфограммы.
- Прочитайте хором орфографически.
- Проговорите орфографически, не глядя на доску.
- Беззвучно проговорите, только шевеля губами, широко открывая рот.
- Закройте глаза и представьте эту пословицу, написанную мелом на доске или ярким фломастером на бумаге.
- Откройте глаза, еще раз прочитайте пословицу на доске.
- Запишите пословицу в тетрадях. (Доска закрыта).
- Подчеркните орфограммы.
- Проверьте написанное. (Доска открыта).

2. Гимнастика для глаз – пальминг (звучит музыка Д. Ласта “Одинокий пастух”).

- Ставим ладошки на уровне груди, растираем , их друг о друга, складываем лодочкой. Глядя в лодочку, скажем своим глазам добрые слова, скажем им “спасибо” за то, что они хорошо работают, помогают нам. Закрываем глаза и накладываем на них лодочку и немного посидим в таком положении. Опускаем руки, а глаза не открываем. Представьте, что вы находитесь посреди пшеничного поля. Веет легкий теплый ветерок, и золотые колосья покачиваются от него, шепчут, свою песенку. Вы видите каждое зернышко в колоске. Вдруг вы заметили ярко-синий василек, а на его зеленом листике сидит красная божья коровка. Вот она расправила крылья и полетела вдаль, к голубому небу. И вы видите, как широко-широко простирается поле, как сливается золото поля с голубизной неба... Откройте глаза.

V. Работа с тетрадью “Разговор о правильном питании”.

Обратить внимание на выставку.

1. - Все ли из вас любят кашу? Сегодня тетя Нина, Кубик и Зелибоба научит вас, как сделать кашу вкусной. Откройте тетради на с. 27 и прочитайте текст. Назовите действующих лиц. Давайте прочитаем текст по ролям.

2. Чтение по ролям.

- Так как же сделать кашу вкусной? Молодцы, все правильно запомнили.

Сейчас давайте выполним задание 4 на с. 29

Прочитайте задание самостоятельно. Что нам надо сделать? (Выполнение задания).

- Расскажите, у кого что получилось.
- Дома вы должны выполнить задание на с. 28. Тем, кто внимательно слушал, будет легко это сделать.

VI. Работа с учебником.

- Найдите упражнение 1на с. 83. Рассмотрите рисунки.

Что бы вы добавили в кашу? Дети подходят к столу с кашами и добавляют

- Почему никто не захотел добавить лимон?
- Прочитайте задание к упражнению. Назовите признаки этих предметов.
- Составьте и запишите предложения. Подчеркните члены предложения, выраженные прилагательными, надпишите над членами предложения части речи, которыми они выражены.

(Ответы школьников, распределение ролей).

VII. Итог урока.

- С какой частью речи мы сегодня работали?
- Что нового вы узнали о каше?
- Кто из вас теперь, будет чаще есть кашу на завтрак?
- Кому понравится сегодняшний урок, кому было на уроке интересно, кто чувствует, что хорошо поработал и многое узнал, наклейте в свою тетрадь по русскому языку большую вишенку с улыбкой, а кому не понравилось маленькую.

Спасибо за работу!