Цели урока:
- Обобщить знания учащихся об особенностях развития России во второй половине 19 века и дать оценку политики императоров Александра II и Александра III;
- Способствовать формированию мировоззрения учащихся, развитию их исторического мышления, ценностных ориентаций и убеждений;
- Ознакомить с закономерностями становления и развития капитализма в России. При этом учащиеся совершенствуют навыки соотношения общего, особенного, единичного в историческом процессе.
Задачи урока:
- Развить у учащихся способности пользоваться приемами исторического анализа;
- Формировать умение интерпретировать историческую информацию;
- Овладение способностью оценивания исторических явлений.
Основные понятия: земство, капитализм, “третий элемент”, мировые посредники, крепостное право, реформа, контрреформа, народничество.
Техническое оснащение: компьютер, проектор.
Формы работы на уроке: дифференцированно – групповая, дискуссия по проблемным заданиям.
Методические приемы организации урока: учителем используется познавательная игра, учебная дискуссия, электронная презентация, выполненная в программе power point. Презентация может использоваться для интерактивной доски (Приложение 1).
Ход урока
1. Учитель в начале урока ставит пред учащимися проблемное задание.
“В исторической науке царствование Александра III принято называть периодом контрреформ по отношению к либеральным реформам Александра II. Рассмотрев внутреннюю и внешнюю политику этих двух императоров, вам предстоит в конце урока доказать справедливость высказанного мнения или опровергнуть его”.
2. Групповая работа.
Учащиеся образуют группы игроков и группу экспертов, которые будут на специальных листах оценивать ответы и отдельных учеников, и всей команды.
Лист оценивания ответов
№ п/н | Ф. И. уч-ся | 1 тур “Темная лошадка” |
2 тур “Логические цепочки” |
3 тур “События – даты”” |
4 тур “Знаменитые люди” |
5 тур “Отгадай кроссворд” |
1 | ||||||
2 | ||||||
3 | ||||||
4 | ||||||
5 | ||||||
6 | ||||||
7 | ||||||
8 | ||||||
9 |
Учитель знакомит ребят с условием игры, которая состоит из 5 туров. Каждый тур включает в себя задания на проверку основных исторических умений: воссоздание исторических образов, анализ источников, картографические, хронологические, оценочные.
1-й тур “Темная лошадка”.
За разноцветными квадратами находятся вопросы разной сложности (от 5 до 30 баллов). Учащимся предлагается несколько минут взглянуть на расположение данных вопросов, а затем вновь возвращается игровое поле. Группы по очереди называют номера квадратов от 1 до 15. Если они отвечают правильно, количество баллов, в которое оценен данный вопрос, достается команде. Эксперты делают пометки в листах ответов и в случае затруднений учащихся дают собственный ответ.
2-й тур “ Логические цепочки”.
Учащимся необходимо расположить события в хронологической последовательности.
3-й тур “События – даты”.
На слайдах содержится задание на соотнесение исторических событий и дат. По щелчку мыши можно сделать проверку.
4-й тур “Знаменитые люди”.
За разноцветными квадратами спрятаны отрывки из исторических документов, в которых характеризуются исторические персоналии изучаемого периода. Учащиеся определяют историческую личность. По щелчку мыши можно сделать проверку.
5-й тур “ Отгадай кроссворд”.
Учащимся предлагается выполнить задания к кроссворду
3. Контроль за результатами учебной деятельности, оценка знаний.
В конце занятия эксперты подводят итоги и определяют группу, набравшую наибольшее количество баллов и учащихся, давших правильные ответы. Ребята высказывают собственные мнения об оценках экспертов.
Далее учащиеся заполняют таблицу “Политика Александра III”, которая поможет им ответить на проблемное задание, поставленное в начале урока.
Учитель заранее заготавливает таблицы и раздает их ученикам.
Преобразования Александра III, продолжающие реформаторскую политику Александра II. | Преобразования Александра III, направленные на укрепление самодержавного строя. |
Затем учитель предоставляет возможность учащимся дать свою оценку политике Александра II и Александра III . По окончании дискуссии учитель подводит итоги дискуссии, определив степень участия в ней каждого ученика, оценив глубину их знаний, умение формулировать умозаключения и доказывать их.
4. Домашнее задание.
Учащимся предлагается выполнить творческие задания в электронной рабочей тетради (Приложение 2) и написать сочинение – рассуждение по предложенным темам:
“Александр II размышляет о значении реформ 60 – 70-х годов”.
“Вынесение на съезде “Народной воли” в 1879 г. смертного приговора Александру II ”.
Список использованной литературы:
- Данилов А.А. Косулина Л.Г. “История России XIX в”, М., 2007-2008 г.
- Винокуров М. м. Чепелкин М. А. “Эпоха реформ 60-х гг. Пакет - комплект документального материала”. М., 1993 г.
- Ляшенко Л. М. “ История России. XIX век. 8 кл.: учебно – методическое пособие” М., 2000 г.
- Корнилов А. А. “Курс истории XIX века”. М., 1994 г.