Информационные технологи на уроках истории

Разделы: История и обществознание


Цели урока:

  • Обобщить знания учащихся об особенностях развития России во второй половине 19 века и дать оценку политики императоров Александра II и Александра III;
  • Способствовать формированию мировоззрения учащихся, развитию их исторического мышления, ценностных ориентаций и убеждений;
  • Ознакомить с закономерностями становления и развития капитализма в России. При этом учащиеся совершенствуют навыки соотношения общего, особенного, единичного в историческом процессе.

Задачи урока:

  • Развить у учащихся способности пользоваться приемами исторического анализа;
  • Формировать умение интерпретировать историческую информацию;
  • Овладение способностью оценивания исторических явлений.

Основные понятия: земство, капитализм, “третий элемент”, мировые посредники, крепостное право, реформа, контрреформа, народничество.

Техническое оснащение: компьютер, проектор.

Формы работы на уроке: дифференцированно – групповая, дискуссия по проблемным заданиям.

Методические приемы организации урока: учителем используется познавательная игра, учебная дискуссия, электронная презентация, выполненная в программе power point. Презентация может использоваться для интерактивной доски (Приложение 1).

Ход урока

1. Учитель в начале урока ставит пред учащимися проблемное задание.

“В исторической науке царствование Александра III принято называть периодом контрреформ по отношению к либеральным реформам Александра II. Рассмотрев внутреннюю и внешнюю политику этих двух императоров, вам предстоит в конце урока доказать справедливость высказанного мнения или опровергнуть его”.

2. Групповая работа.

Учащиеся образуют группы игроков и группу экспертов, которые будут на специальных листах оценивать ответы и отдельных учеников, и всей команды.

Лист оценивания ответов

№ п/н Ф. И. уч-ся 1 тур

“Темная лошадка”

2 тур

“Логические цепочки”

3 тур

“События – даты””

4 тур

“Знаменитые люди”

5 тур

“Отгадай кроссворд”

1            
2            
3            
4            
5            
6            
7            
8            
9            

Учитель знакомит ребят с условием игры, которая состоит из 5 туров. Каждый тур включает в себя задания на проверку основных исторических умений: воссоздание исторических образов, анализ источников, картографические, хронологические, оценочные.

1-й тур “Темная лошадка”.

За разноцветными квадратами находятся вопросы разной сложности (от 5 до 30 баллов). Учащимся предлагается несколько минут взглянуть на расположение данных вопросов, а затем вновь возвращается игровое поле. Группы по очереди называют номера квадратов от 1 до 15. Если они отвечают правильно, количество баллов, в которое оценен данный вопрос, достается команде. Эксперты делают пометки в листах ответов и в случае затруднений учащихся дают собственный ответ.

2-й тур “ Логические цепочки”.

Учащимся необходимо расположить события в хронологической последовательности.

3-й тур “События – даты”.

На слайдах содержится задание на соотнесение исторических событий и дат. По щелчку мыши можно сделать проверку.

4-й тур “Знаменитые люди”.

За разноцветными квадратами спрятаны отрывки из исторических документов, в которых характеризуются исторические персоналии изучаемого периода. Учащиеся определяют историческую личность. По щелчку мыши можно сделать проверку.

5-й тур “ Отгадай кроссворд”.

Учащимся предлагается выполнить задания к кроссворду

3. Контроль за результатами учебной деятельности, оценка знаний.

В конце занятия эксперты подводят итоги и определяют группу, набравшую наибольшее количество баллов и учащихся, давших правильные ответы. Ребята высказывают собственные мнения об оценках экспертов.

Далее учащиеся заполняют таблицу “Политика Александра III”, которая поможет им ответить на проблемное задание, поставленное в начале урока.

Учитель заранее заготавливает таблицы и раздает их ученикам.

Преобразования Александра III, продолжающие реформаторскую политику Александра II. Преобразования Александра III, направленные на укрепление самодержавного строя.
   

Затем учитель предоставляет возможность учащимся дать свою оценку политике Александра II и Александра III . По окончании дискуссии учитель подводит итоги дискуссии, определив степень участия в ней каждого ученика, оценив глубину их знаний, умение формулировать умозаключения и доказывать их.

4. Домашнее задание.

Учащимся предлагается выполнить творческие задания в электронной рабочей тетради (Приложение 2) и написать сочинение – рассуждение по предложенным темам:

“Александр II размышляет о значении реформ 60 – 70-х годов”.

“Вынесение на съезде “Народной воли” в 1879 г. смертного приговора Александру II ”.

Список использованной литературы:

  1. Данилов А.А. Косулина Л.Г. “История России XIX в”, М., 2007-2008 г.
  2. Винокуров М. м. Чепелкин М. А. “Эпоха реформ 60-х гг. Пакет - комплект документального материала”. М., 1993 г.
  3. Ляшенко Л. М. “ История России. XIX век. 8 кл.: учебно – методическое пособие” М., 2000 г.
  4. Корнилов А. А. “Курс истории XIX века”. М., 1994 г.