Цель: познакомить учащихся с научно-позновательным текстом Ю. Дмитриева “Сколько глаз у стрекозы”, обнаружить, что для яркого художественного описания какого-то явления, для создания художественного образа, часто требуются точные научные знания.
Задачи:
- Пополнять словарный запас учащихся научными терминами.
- Развивать навыки смыслового чтения
- Формировать информационную компетенцию (умение работать с текстом), коммуникативную (умение работать в группах постоянного состава)
- Развивать воображение.
Ход урока
На доске название темы главы:
“Сколько глаз у стрекозы” Художник Учёный Ю. Дмитриев Ян Ларри |
1. Организационный момент.
2. Загадка о стрекозе:
Прозрачнокрылый самолет
Свой совершает перелет
С розовощекой кашки
На блюдечко ромашки.
(Стрекоза).
Актуализация знаний.
- Как вы думаете, что такое фантазия?
- А вы любите фантазировать?
- В чем это проявляется?
- Пригодиться ли вам это умение в изучении
литературы?
- Но не только фантазия будет сегодня нашей
спутницей.
- Как вы думаете, какие умения помогут нам
интересно провести урок?
- Ребята, послушайте внимательно и скажите о ком
идет речь?
“У нее в самом деле были удивительные глаза – огромные, выпуклые в виде стеклянных фонарей. Покрытые тысячами ровных граней, они светились изнутри голубовато-зелеными огнями.
И эти странные глаза глядели сразу и на детей, и на двор, и на небо, и на потолок комнаты, и на пол.
Казалось в каждом глазу светились тысячи отдельных зеленоватых глаз и все они смотрели внимательно и зорко.
А перед этими огромными глазами на самом краю головы сидели еще три маленьких коричневых глаза, и они тоже очень зорко следили за ребятами…”
- Что скажете? (“Необыкновенные приключения
Карика и Вали”).
- Кто автор? (Ян Ларри).
- О ком идет речь в отрывке? (О стрекозе).
- Как вы думаете, о ком мы будем сегодня читать, и
говорить на уроке?
- Откройте учебник на стр.100
- Что увидели? (Юрия Дмитриева “Сколько глаз у
стрекозы”)
- Назовите тему урока. (Юрий Дмитриев “Сколько
глаз у стрекозы”)
- Что знаете о Юрии Дмитриеве? (Сообщения детей)
3. Подготовка к восприятию (на доске открываются слова “художник”, “учёный”, “Ю. Дмитриев”, “Ян Ларри”).
- Как вы думаете, Ян Ларри смотрит на стрекозу
как художник или как ученый (мнения детей).
- А сейчас мы узнаем, как смотрит на стрекозу Юрий
Дмитриев.
Чтение по абзацам “цепочкой” учащихся.
- Что скажете?
Выделение главной мысли (чтение по абзацам)
Терминология: пикировать, фасетки, приноравливаясь.
- Как вы думаете, текст Ю. Дмитриева похож на
отрывок Я. Ларри?
- А чем тексты отличаются?
4. Физкультминутка.
Вот и утро, хватит спать!
Перед тем как вылетать,
Надо крылышки размять.
Вверх крыло, вниз крыло,
А теперь наоборот.
Крылья в стороны разводим,
А лопатки вместе сводим.
Вправо-влево наклонись,
И вперед-назад погнись.
По команде приседаем.
Раз-два-три-четыре-пять.
Упражненье выполняем
Чур, друзья, не отставать!
А теперь на месте ходим,
Но от парты не отходим.
Снова сесть за парты рады.
Приступать к учебе надо.
5. Работа в группах.
- Каждая группа получит задание, которое надо выполнить и представить на суд зрителей.
1 группа – работа с текстом энциклопедии по
выявлению интересных фактов жизни стрекозы. (Приложение 1)
2 группа – работа с текстом рассказа. Какие
сведения об устройстве глаз стрекозы поразили
ваше воображение. Зачитайте.
3 группа – подходит ли к данному произведению
высказывание вашей ровесницы Дарьи Албузовой
“Природа – такая фантазерка”
4 группа – работа с текстом энциклопедии по
выявлению интересных фактов о жизни стрекозы.
Творческое задание.
6. Мини-сочинение “Я – стрекоза” (Приложение 2)
Выборочное чтение
7. Домашнее задание.
Рисунок стрекозы с подписями из рассказа.
8. Подведение итогов.
- Что вы узнали?
- Как же смотрит Юрий Дмитриев на стрекозу: как
ученый или как художник?
- К какому типу текстов относится этот текст?
(Художественный, научно-познавательный, научный).
Вывод: мы выяснили, что Ян Ларри, и Юрий Дмитриев в своих произведениях используют как научные знания, так и умение художественного описания.
Спасибо, урок окончен!