Конспект открытого урока по литературному чтению в 3-м классе "Сколько глаз у стрекозы?". Система Л.В. Занкова

Разделы: Начальная школа


Цель: познакомить учащихся с научно-позновательным текстом Ю. Дмитриева “Сколько глаз у стрекозы”, обнаружить, что для яркого художественного описания какого-то явления, для создания художественного образа, часто требуются точные научные знания.

Задачи:

  1. Пополнять словарный запас учащихся научными терминами.
  2. Развивать навыки смыслового чтения
  3. Формировать информационную компетенцию (умение работать с текстом), коммуникативную (умение работать в группах постоянного состава)
  4. Развивать воображение.

Ход урока

На доске название темы главы:

“Сколько глаз у стрекозы”

Художник Учёный

Ю. Дмитриев

Ян Ларри

1. Организационный момент.

2. Загадка о стрекозе:

Прозрачнокрылый самолет
Свой совершает перелет
С розовощекой кашки
На блюдечко ромашки.

(Стрекоза).

Актуализация знаний.

- Как вы думаете, что такое фантазия?
- А вы любите фантазировать?
- В чем это проявляется?
- Пригодиться ли вам это умение в изучении литературы?
- Но не только фантазия будет сегодня нашей спутницей.
- Как вы думаете, какие умения помогут нам интересно провести урок?
- Ребята, послушайте внимательно и скажите о ком идет речь?

“У нее в самом деле были удивительные глаза – огромные, выпуклые в виде стеклянных фонарей. Покрытые тысячами ровных граней, они светились изнутри голубовато-зелеными огнями.

И эти странные глаза глядели сразу и на детей, и на двор, и на небо, и на потолок комнаты, и на пол.

Казалось в каждом глазу светились тысячи отдельных зеленоватых глаз и все они смотрели внимательно и зорко.

А перед этими огромными глазами на самом краю головы сидели еще три маленьких коричневых глаза, и они тоже очень зорко следили за ребятами…”

- Что скажете? (“Необыкновенные приключения Карика и Вали”).
- Кто автор? (Ян Ларри).
- О ком идет речь в отрывке? (О стрекозе).
- Как вы думаете, о ком мы будем сегодня читать, и говорить на уроке?
- Откройте учебник на стр.100
- Что увидели? (Юрия Дмитриева “Сколько глаз у стрекозы”)
- Назовите тему урока. (Юрий Дмитриев “Сколько глаз у стрекозы”)
- Что знаете о Юрии Дмитриеве? (Сообщения детей)

3. Подготовка к восприятию (на доске открываются слова “художник”, “учёный”, “Ю. Дмитриев”, “Ян Ларри”).

- Как вы думаете, Ян Ларри смотрит на стрекозу как художник или как ученый (мнения детей).
- А сейчас мы узнаем, как смотрит на стрекозу Юрий Дмитриев.

Чтение по абзацам “цепочкой” учащихся.

- Что скажете?

Выделение главной мысли (чтение по абзацам)

Терминология: пикировать, фасетки, приноравливаясь.

- Как вы думаете, текст Ю. Дмитриева похож на отрывок Я. Ларри?
- А чем тексты отличаются?

4. Физкультминутка.

Вот и утро, хватит спать!
Перед тем как вылетать,
Надо крылышки размять.
Вверх крыло, вниз крыло,
А теперь наоборот.
Крылья в стороны разводим,
А лопатки вместе сводим.
Вправо-влево наклонись,
И вперед-назад погнись.
По команде приседаем.
Раз-два-три-четыре-пять.
Упражненье выполняем
Чур, друзья, не отставать!
А теперь на месте ходим,
Но от парты не отходим.
Снова сесть за парты рады.
Приступать к учебе надо.

5. Работа в группах.

- Каждая группа получит задание, которое надо выполнить и представить на суд зрителей.

1 группа – работа с текстом энциклопедии по выявлению интересных фактов жизни стрекозы. (Приложение 1)
2 группа – работа с текстом рассказа. Какие сведения об устройстве глаз стрекозы поразили ваше воображение. Зачитайте.
3 группа – подходит ли к данному произведению высказывание вашей ровесницы Дарьи Албузовой “Природа – такая фантазерка”
4 группа – работа с текстом энциклопедии по выявлению интересных фактов о жизни стрекозы.

Творческое задание.

6. Мини-сочинение “Я – стрекоза” (Приложение 2)

Выборочное чтение

7. Домашнее задание.

Рисунок стрекозы с подписями из рассказа.

8. Подведение итогов.

- Что вы узнали?
- Как же смотрит Юрий Дмитриев на стрекозу: как ученый или как художник?
- К какому типу текстов относится этот текст?

(Художественный, научно-познавательный, научный).

Вывод: мы выяснили, что Ян Ларри, и Юрий Дмитриев в своих произведениях используют как научные знания, так и умение художественного описания.

Спасибо, урок окончен!