Рабочая программа объединения "Умные руки"

Разделы: Внеклассная работа


Пояснительная записка

Статус документа

Рабочая программа объединения кружок «Умные руки» для 3 класса создана с опорой на типовую программу, адаптированную под местные условия; с учётом санитарно-эпидемиологических правил и норм «Гигиенические требования к условиям обучения школьников в общеобразовательных учреждениях» СанПиНов 2.4.211178-02.

Структура документа

Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности (работа с бумагой, тканью, мехом, работа с природным материалом, пластилином, работа с бросовым материалом и бисером) и направлена на овладение школьниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами, изготовление игрушек, различных полезных предметов для школы и дома. По каждому виду труда программа содержит примерный перечень практических и теоретических работ. Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста от 7-14 лет. При обучении используется режим групповых занятий: 1 год обучения – по два часа два раза в неделю, 2 год обучения по три часа два раза в неделю, 3 год обучения по четыре часа один раз в неделю, 4 год обучения по три часа два раза в неделю. Программа рассчитана на 4 года обучения. В 2008-2009 уч. году необходимо провести 136 занятий. Так как занятия начались с 20 сентября, выпадает 8 часов (6 и 13 сентября) и праздничный день 4 часа (9мая), поэтому фактически проводится 122 часа.

Цели: развитие детского, сплоченного коллектива через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки.

У учащихся начальных классов еще недостаточно развита мускулатура пальцев рук, нет необходимой координации движений, слабо развит глазомер (при шитье и вышивании надо выполнять стежок определенной длины, укладывать стежки в нужном направлении). Данные обстоятельства требуют от педагога, кроме фронтального инструктажа, широко использовать индивидуальный.

Задачи данной программы:

  • Знакомство с окружающим миром. Духовное содержание предметного мира.
  • Изготовление поделок и сувениров, в том числе и из бросового и природного материала.
  • Использование в работе различных материалов (ткань, мех, бумага, картон, пластилин, бисер, пряжа, бросовый материал, природный материал и т.д.)
  • Воспитание эстетического вкуса, чувства прекрасного, гордости за свой выполненный труд.
  • Правильное использование цветовой гаммы.

Задачи программы будут достигнуты, если ребенок на занятии займет позицию “Я хочу это сделать сам”. В задачу педагога входит не столько помочь ребенку в осознании или изготовлении, сколько создать условия, при которых его потенциал будет использован полностью. Для этого педагогу необходимо помнить об особенностях деятельности ребенка на занятии, включающей в себя как равнозначный интеллектуальный и моторный компоненты, т.е. на занятии должна быть специально организованная часть, направленная на обеспечение безусловного понимания сути и порядка выполнения практической работы, и должным образом оснащенная самостоятельная деятельность ребенка по преобразованию материала в изделии. Причем на теоретическую часть занятия должно отводиться втрое меньше времени, чем на практические действия. Это обосновано тем, что теоретическую работу под руководством учителя можно ускорить, организовав обсуждение в динамичной, веселой, захватывающей форме, а самостоятельные практические действия должны вестись неторопливо, в строго индивидуальном ритме, обеспечивающем формирование трудовых умений на должном уровне.

Следует помнить, что воспитывающий и развивающий потенциал занятий снижается, если ребенок привыкает работать только “под диктовку” учителя по принципу “делай как я”, выполнять роль исполнителя, недостаточно ясно и точно понимающего какая связь между отдельными операциями при изготовлении изделия и конечным результатом. Безусловно, в подражательной деятельности заложены большие возможности для обучения учащихся. Но задержка младших школьников на этом уровне обучения отрицательно сказывается на их развитии: учащиеся становятся интеллектуально пассивными, часто беспомощными при самостоятельном решении самых простых заданий. Использование инструкционных и технологических карт и других видов изобразительной наглядности увеличивает время на занятии на практическую работу, позволяет наиболее подготовленным учащимся работать самостоятельно, соединяя “работу ума с работой рук”, а учителю иметь большую возможность оказать помощь менее подготовленным учащимся.

Индивидуальный труд учащихся во внеурочное время заключается в том, что под общим руководством педагога младшие школьники самостоятельно выполняют интересующие их трудовые задания. Тематика, содержание, сложность и трудоемкость этих заданий должны подбираться с учетом возрастных особенностей младших школьников и возможностей обеспечения их всем необходимым для успешного выполнения намеченных планов.

Планирование имеет направленность на формирование у детей общетрудовых умений и навыков: анализ, планирование, организация и контроль трудовой деятельности, которые расширяются и углубляются в процессе любой трудовой деятельности школьников. Большое значение приобретает выполнение правил культуры труда, экономного расходования материалов, бережного отношения к инструментам, приспособлениям и материалам.

В процессе занятий по рукоделию учащиеся закрепляют навыки работы с такими универсальными инструментами и приспособлениями, как ножницы, иглы, шаблоны (выкройки) для разметки тканей, различными измерительными инструментами.

Изготовление изделий необходимо строить на различном уровне трудности: по образцу, рисунку, простейшему чертежу, по собственному замыслу ребенка с учетом индивидуальных особенностей и возможностей школьника. При изготовлении какого-либо изделия ребенок учится устанавливать последовательность выполнения действий, порядок работы инструментами. Пропуск самой незначительной операции или выбор не того инструмента, который нужен в данный момент, - все это сразу же сказывается на качестве работы. Ребенок действует в системе наглядно выраженных требований, выбирает и сопоставляет варианты действий, отбирает наиболее рациональные пути решения задания, сравнивает полученный результат с планируемым ранее, оценивает его. Это способствует формированию у учащихся способности к планированию. Планирование предупреждает ошибочные действия, способствует более четкому представлению порядка операции. Это сказывается на качестве изделий школьника, позволяет ему познать радость труда.

Главной задачей учителя, проводящего занятие, должна быть забота о развивающем характере обучения, заложенном в содержании. Методическое решение этой задачи будет состоять в том, что нужно постараться поменьше объяснять, лучше вовлекать детей в обсуждение, нельзя перегружать занятие новыми сведениями, торопить детей и сразу стремиться на помощь, если что-то не получается. Ребенок должен попробовать преодолеть себя; в этом он учится быть взрослым, мастером.

Для повышения и поддержания интереса учащихся к объектам труда, его процессам и результатам имеет организация для выполнения небольших по объему трудовых заданий бригад или звеньев с распределением между детьми разных функций (бригадир, рабочий и т.д.).

В программе указано примерное количество часов на изучение каждого раздела программы. Учитель может самостоятельно распределять количество часов, опираясь на собственный опыт и имея в виду подготовленность учащихся и условия работы в данной группе. В программу включается не только перечень практических работ, но и темы бесед, рассказов, расширяющие политехнический кругозор детей.

Результатом реализации данной образовательной программы являются выставки детских работ, как местные (на базе школы, села), так и районные. Использование поделок-сувениров в качестве подарков для первоклассников, дошкольников, ветеранов, учителей и т.д.; оформление зала для проведения праздничных утренников.

Учебно-тематическое планирование 3 год обучения

Тема Всего часов Теоретических Практических Примечания
1 Вводное занятие 2 2 -  
2 Работа с бумагой 30 3 27  
3 Работа с тканью, мехом 20 2 18  
4 Работа с бросовым материалом 56 2 54  
5 Работа с пластилином 12 1 11  
6 Итоговое занятие 2 2 -  
  Итого 122 12 110  

Содержание:

Вводное занятие.

  • Проведение входного контроля. Правила по технике безопасности.
  • Соблюдение порядка на рабочем месте.

Работа с бумагой и картоном.

  • Изготовление елочных игрушек.
  • Изготовление новогодних сувениров.
  • Изготовление карнавальных масок.
  • Изготовление поздравительных открыток с сюрпризом.
  • Изготовление гирлянд (коллективная работа).
  • Изготовление игрушек-сувениров.

Работа с тканью, мехом.

  • Шитье мягкой игрушки.
  • Изготовление игрушек-сувениров.
  • Изготовление настенного кармашка для мелочей.

Работа с бросовым материалом.

  • Шитье настенного кармашка (подбор открыток, изготовление выкроек, шитье деталей петельным швом, сбор деталей.
  • Шитье игольницы (из открыток).
  • Изготовление подставки для чайника.
  • Изготовление кукол из чулок (шитье одежды, эстетическое оформление работы).
  • Знакомство и изготовление чеканки (по образцу).
  • Работа по замыслу детей.

Работа с пластилином.

  • Пластилиновая аппликация на стекле (по замыслу детей).
  • Пластилиновая аппликация на картоне с использованием семян, камешек, листьев.

Итоговое занятие.

Подведение итогов. Проведение итогового контроля.

К концу 3 года обучения учащиеся должны знать:

  • название, назначение, правила пользования ручным инструментом для обработки бумаги, картона, ткани и других материалов;
  • правила безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;
  • приемы разметки (шаблон, линейка, угольник, циркуль);
  • способы контроля размеров деталей (шаблон, угольник, линейка).

К концу 3 года обучения учащиеся должны уметь:

  • правильно называть ручные инструменты и использовать по назначению;
  • выполнять работу самостоятельно без напоминаний;
  • организовать рабочее место и соблюдать порядок во время работы;
  • понимать рисунки, эскизы (определять название детали, материал, из которого она должна быть изготовлена, форму, размеры);
  • самостоятельно изготовлять изделия, предусмотренные программой (по образцу, рисунку, эскизу).

Работа с бумагой и картоном присутствуют во всех возрастных группах. Рассматриваются как разные виды бумаги, так и различные способы ее обработки и использования. Аппликация выполняется из вырезанных деталей, мозаика – из элементов, полученных путем обрывания. Постепенно усложняется обрывная аппликация. Обрывание производится по криволинейному контуру, выполненному от руки или перенесенному с выкройки. Из вырезанных деталей дети выполняют уже не плоские, а объемные аппликации.

Продолжается знакомство с искусством мозаики. При выполнении сплошной мозаики из обрывных кусочков усиливается живописный эффект поделки. Дети учатся получать полу объемную мозаику, изменяя форму бумажных элементов.

Из бумажных полосок дети склеивают объемные елочные игрушки и скручивают полоски в виде фигурок животных.

При работе в технике оригами дети изучают основные приемы складывания из бумаги и базовые формы. С каждым годом выполняются более сложные объекты в технике оригами. Готовые изделия дополняются деталями, объединяются в композиции.

При работе с пластилином дети учатся намазывать на основу тонкий слой пластилина, на который потом наносят отпечатки стекой или другими предметами, рисунки пластилиновыми жгутиками, элементы мозаики. Пластилин так же предстает в качестве изобразительного средства для создания аппликаций на картоне и стекле. По мере знакомства с этим видом работы изменяется техника нанесения пластилинового фона: однотонный фон становится разноцветным. Знакомый конструктивный способ лепки усложняется нанесением на изделие налепленных украшений. Лепка животных, людей, посуды выполняется из целого куска, а не из отдельных частей. На заключительных занятиях дети должны объединить все изученные способы в работе по собственному замыслу.

При работе с тканью дети осваивают шов “вперед иголку” и простейшие виды вышивки. Затем дети используют полученные навыки для изготовления и оформления кукольной одежды.

Знакомство и шитье мягкой игрушки усложняется с каждым годом обучения. В первом году обучения дети изготовляют простейшие мягкие игрушки с готовых выкроенных деталей, к четвертому году обучения дети должны уметь самостоятельно изготовлять игрушки, используя лекала.

Обучившись правилам сбора, сушки и хранения, дети выполняют плоские аппликации на бумажной основе из листьев, трав и цветов, добиваясь живописного эффекта. Мозаику на плоских и объемных основах, покрытых пластилином, выполняют из гальки, семян, веточек, ракушек, подбирая цвета, форму и размер, стремясь к совпадению очертаний. Для создания художественных образов учащиеся используют материалы более крупных размеров – шишки, коряги – сопоставляя их формы с элементами изобразительного объекта, изучая разные виды соединений. Для выполнения аппликаций детям третьего и четвертого годов обучения предлагаются новые, ранее не использовавшиеся ими материалы, такие как птичьи перья, яичная скорлупа, соломка и др.

При работе с бросовым материалом дети применяют различные виды упаковок – пластиковые и картонные коробки, стаканчики, спичечные коробки, различные бутылки и др. Для создания образов животных и сказочных персонажей используются картонные коробки, различных форм. Дети учатся комбинировать их, сопоставляя размеры, обклеивать бумагой и добавлять необходимые детали.

На занятиях по плетению из бисера работа начинается с простейших изделий – плетение колец, “фенечек”, кулонов. Постепенно усложняется работа, предлагается детям изготовить более сложные изделия – колье, воротники, браслеты. Плести можно как одной, так и двумя нитями. На заключительных занятиях при работе с бисером детям предлагаются сложные работы – плетение пасхального яйца, салфетки. Большое внимание уделяется качеству изделия.

Условия реализации программы.

Инструменты и приспособления: простой карандаш, линейка, фломастеры, угольник, циркуль, цветные карандаши, портновский мел, ножницы канцелярские с закругленными концами, кисточка для клея и красок, иголки швейные, для вышивания, портновские булавки, шило, крючок, спицы, пяльцы, шаблоны выкроек, схемы по вязанию, схемы по бисероплетению, трафареты букв.

Материалы: бумага цветная для аппликаций, самоклеющаяся бумага, ватман, калька копировальная, альбом, бархатная бумага, картон переплетный, цветной картон; ткань, мех, вата, ватин, тесьма, эластичная лента, кружева, нитки швейные – белые, черные и цветные, мулине; проволока тонкая мягкая, леска, клей ПВА, силикатный, обойный, бисер, стеклярус; корни, стебли, соломка, цветы, соцветия, шишки; катушки деревянные, спичечные коробки, яичная скорлупа, пластмассовые бутылки, картонные обложки от книг, открытки, обрезки кожи, пенопласт, поролон, шерстяная пряжа.

Календарно-тематическое планирование

Тема занятия часы Дата
1 Проведение входного контроля. Правила по технике безопасности. Соблюдение порядка на рабочем месте. 2 20.09
  Работа с пластилином    
2 Знакомство с материалом. Знакомство с различными техниками лепки. Пластилиновая аппликация на картоне. 4 27.09
3 Пластилиновая аппликация на картоне с использованием камешков, семян, листьев. 4 04.10
4 Пластилиновая аппликация на стекле по замыслу учащихся. 4 11.10
  Работа с бумагой и картоном    
5 Знакомство с различными видами бумаги и картона и их обработки. Техника Оригами. 4 18.10
6 Техника оригами. Животный мир. 4 25.10
7 Техника оригами. Подводный мир. 4 01.11
8 Обрывная аппликация. Мой щенок. 4 15.11
9 Изготовление игрушек-сувениров. 4 22.11
10 Изготовление игрушек-сувениров. 4 29.11
11 Изготовление елочных игрушек. 4 06.12
12 Изготовление новогодних сувениров. 2 13.12
  Работа с бросовым материалом    
13 Изготовление ёлочных игрушек из бросового материала: коробки, упаковочная бумага, газеты … 4 20.12
14 Изготовление гирлянд (коллективная работа). 4 27.12
15 Шитье настенного кармашка (подбор открыток, изготовление выкроек, шитье деталей петельным швом, сбор деталей. 4 17.01
16 Шитье настенного кармашка (подбор открыток, изготовление выкроек, шитье деталей петельным швом, сбор деталей. 4 24.01
17 Шитье игольницы (из открыток). 4 31.01
18 Изготовление подставки для чайника. 4 07.02
19 Знакомство и изготовление чеканки (по образцу). 4 14.02
20 Изготовление поздравительных открыток с сюрпризом. 4 21.02
21 Рисование натюрморта. Ваза с цветами. 4 28.02
22 Изготовление поздравительных открыток с сюрпризом. 4 07.03
23 Изготовление кукол из чулок (шитье одежды, эстетическое оформление работы). 4 14.03
24 Изготовление кукол из чулок (шитье одежды, эстетическое оформление работы). 4 21.03
25 Работа по замыслу учеников. 4 04.04
26 Работа по замыслу учеников. 4 11.04
  Работа с тканью и мехом    
27 Изготовление игрушек-сувениров. 4 18.04
28 Шитье мягкой игрушки. 4 25.04
29 Шитье мягкой игрушки. 4 02.05
30 Изготовление настенного кармашка для мелочей. 4 16.05
31 Изготовление настенного кармашка для мелочей. 4 23.05
32 Итоговое занятие. 2 30.05

Список литературы:

  1. А. Бахметьев, Т. Кизяков “Оч. умелые ручки”.
  2. Н.С. Ворончихин “Сделай сам из бумаги”.
  3. Т.М. Геронимус “150 уроков труда в 1-4 классах: Методические рекомендации к планированию занятий”. 1997.
  4. С.И. Гудилина “Чудеса своими руками”.
  5. А.М. Гукасова “Рукоделие в начальных классах”.
  6. М.А. Гусакова “Аппликация”.
  7. М.А. Гусакова “Подарки и игрушки своими руками”.
  8. Н. Докучаева “Сказки из даров природы”.
  9. Т. Еременко, Л. Лебедева “Стежок за стежком”.
  10. Т.И. Еременко “Рукоделие”.
  11. М.М. Калинич, Л.М. Павловская, В.П. Савиных “Рукоделие для детей”.
  12. Н.М. Конышева “Чудесная мастерская”.
  13. Н.М. Конышева “Наш рукотворный мир”.
  14. Н.М. Конышева “Умелые руки”.
  15. Н.М. Конышева “Секреты мастеров”.
  16. С.В. Кочетова “Игрушки для всех” (Мягкая игрушка).
  17. В.Г. Машинистов, Н.М. Конышева “Трудовое обучение в сельских школах”.
  18. О.С. Молотобарова “Кружок изготовления игрушек-сувениров”.
  19. М.И. Нагибина “Природные дары для поделок и игры”.
  20. “Самоделки из бумаги” 1 и 2 ч. (знаменитые поделки Роберта Нила).
  21. Учебник-тетрадь “Я все умею делать сам” для 3 класса.
  22. Д.Р. Ханашевич “Подружки-рукодельницы”.
  23. В. Хасенбанк, Э. Хенши, Б. Бенц “Самоделки”.
  24. Т.А. Чернуха “Твоя маленькая мастерская”.