План урока по истории России в 8-м классе по теме "Промышленность и транспорт в пореформенной России"

Разделы: История и обществознание


Цели урока:

  1. Рассмотреть развитие промышленности и транспорта после отмены крепостного права и проведения либеральных реформ 60-70 гг., на примере данных промышленного развития и путей сообщения в России;
  2. Формировать умение составлять конспект. Организовать познавательную деятельность учащихся в процессе игровой деятельности с помощью «Опорного текста»;
  3. Активизировать деятельность учащихся при помощи игры «Пчелиный улей», исторической разноголосицы и данных промышленного развития с 1861 по 1891 гг. в России;
  4. Привить учащимся навык работы с исторической картой для усвоения фактического материала.

Основные понятия: промышленный переворот, Транссибирская магистраль, Амурская железная дорога.

Важнейшие даты:

  • 1837 г. – строительство ж/д из Петербурга в Ц. Село;
  • 1891 -1904 гг. – строительство Транссибирской магистрали;
  • 1916 г. – строительство Амурской дороги.

Оборудование:

  • карта «Российская империя XIX века»;
  • Зырянов П.Н. История России, 19 век: Учебник для общеобразоват. учреждений. – 8-ое изд.- М.: Просвещение, 2006 – 147с.;
  • Диаграмма «Данные промышленного развития России с 1861 по 1891 гг.»;
  • Работа с документом «Историческая разноголосица, или кто прав?»;
  • Текст для игры «Реставрация»;
  • Вопросы к игре «Пчелиный улей»;
  • Карточка «Значение Транссибирской магистрали».

Тип урока: урок-изучение нового.

Вид урока: лекция-диалог.

Применённая педагогическая технология: проблемное обучение, личностно ориентированное, реализация компетентностного подхода.

Вид контроля: самоконтроль, взаимоконтроль, контроль учителя.

Литература для учителя:

  • Серов Б.Н., Лескинен М.В. Поурочные разработки по истории России с древнейших времён до конца XIX века (8 класс);
  • Ляшенко Л.М. История России. XIX век Учебник для общеобразоват. учреждений. – изд.- М.: Дрофа, 2006 – 256 с.;
  • Бурдей Г.Д. История России XIX;

Литература для учащихся:

  • школьная энциклопедия. История России 18-19 век: М.: «ОЛМА- Пресс Образования», 2003;
  • www.wikipedia.ru.

 Ход урока

I. Организационный момент

Добрый день, ребята! Новую тему урока, мне хотелось, начать с прослушивания звукового сигнала. Будьте внимательны! Что напоминают вам эти звуки? (звук двигающего поезда)

II. Изучение нового материала

Сегодня наше путешествие будет проходить через станции «Промышленность» и «Железная дорога». А пока наш поезд движется к заданному пункту, ответьте на следующие вопросы.

– Какие реформы прошли в России в 60-70 гг.? (Крестьянская реформа 1861 г., Земская и судебная реформы 1864 г., Городская реформа 1871 г., Военная реформа 1874 г.)

– А что значит пореформенная Россия? (Россия в которой прошли реформы.)

– Реформы 60-70 гг. способствовали формированию капиталистических и рыночных отношений, что привело к экономическому развитию России в пореформенные годы. Сегодня на уроке мы познакомимся, как развивались промышленность и железные дороги, и какое они имели значение.

– Итак, станция «Промышленность».

В первые пореформенные десятилетия в стране завершился промышленный переворот: переход от мануфактуры к фабрике, начавшейся еще в 30-е г. (записать термин в тетрадь).

Наиболее успешно он проходил в пищевой, перерабатывающей и текстильной отрасли производства.

Промышленность развивалась не только в городах, но и вне их – в сельской местности. Особенностью промышленного развития в России, было то, что в ней не сколько «мужик шел на фабрику», сколько «фабрика шла к мужику», т.е. промышленность (особенно текстильная) «переселялась» в деревню, находя в ней наиболее дешевую силу. Но подробно о деревне мы поговорим на следующем уроке.

– Итак, какие отрасли промышленности развивались наиболее успешно и почему? (Пищевая, перерабатывающая и текстильная. Быстро перестроилась в пореформенный период, «переселяясь» в деревню, находя в ней наиболее дешевую силу).

– Тяжелая промышленность в России сразу же после реформы испытала большие трудности.

– Ребята, а как вы думаете, в чем причины кризиса тяжелой промышленности? (Старое техническое оснащение, использование крепостного труда).

– В пореформенные годы появились новые отрасли промышленности, каких доселе в России не было. Быстрыми темпами развивались машиностроение, нефте- и угледобыча, химическая промышленности. За 10 лет выплавка чугуна в стране утроилась (Англии для этого понадобилась 22 года, Франции – 28 лет).

– Давайте с вами рассмотрим данные промышленного развития России с 1861 по 1891 гг.

Что вы можете сказать о промышленном развитии? (См. Приложение 1)

У вас на партах находятся данные промышленного развития:

  • Посмотрите;
  • Сравните по годам;
  • Сделайте вывод.

I группа комментирует данные по выплавке чугуна;

II группа комментирует данные по добыче нефти;

III группа комментирует данные по производству железа и стали.

Для этой работы вам дается 1 минута.

– Итак, какой самый важный вывод должны сделать?

– К 1891 году по темпам развития тяжелой промышленности Россия вышла на I место в мире.

– По поводу развития промышленности в России существует несколько мнений.

Вам дается две точки зрения, вы должны, опираясь на материал определить, кто прав и почему. И какова ваша точка зрения? (См. Приложение 2).

Для этой работы вам дается 3 минута.

– Важным свидетельством развития экономики было и появление новых промышленных районов. До реформы их было 4 (Московский, Петербургский, Прибалтийский и Уральский). К 80 г. к ним добавались Южный (Донбасс – Кривой Рог) и Бакинский. (Работа с картой. Учащиеся показывают промышленные районы).

– И мы вновь отправляемся в путь. Следующая станция – «Железная дорога».

– Мы настолько привыкли к этому удивительному явлению, как железная дорога, что порой даже не задумываемся над тем, как бы мы жили без нее. Наша российская железная дорога еще очень молода, ей всего 178 лет.

– Вы должны внимательно слушать мое объяснение, так как вторая часть нашей темы зашифрована в опорном конспекте. И после объяснение определим самых внимательных. (См. Приложение 3).

– В августе 1834 года из Европы в Россию приехал известный английский инженер Франц Антон Герстнер. Он хорошо знал состояние железнодорожных дел в Европе. За три месяца он объездил много российских губерний, и по возвращению в Петербург Герстнер подал императору Николаю Первому записку, в которой говорилось: «Нет такой страны в мире, где железные дороги были бы более выгодны и даже необходимы, чем в России, так как они дают возможность сокращать большие расстояния путем увелечения скорости передвижения».

Первая пассажирская стальная магистраль связала Петербург с Царским Селом. Это произошло в октябре 1837 года. Протяженность ее составляла всего 25 км.

«Когда грозный исполин, дыша пламенем, дымом, двинулся вперед, стоявшие по сторонам дороги зрители изумлялись» – писала в 1837 году газета «Северная пчела».

Мужики смотрели вслед сурово,
Думали: никак пришла беда?
Разбегались в ужасе коровы,
Куры разбегались кто куда.

– 60-е годы железнодорожное строительство ускорилось. Были построены дороги от Петербурга до Москвы в 1851 году, от Москвы до Нижнего Новгорода, чтобы соединить Петербург и Москву с Волгой (главным водным путем страны), от Рязани до Урала. Железная дорога вышла к воротам Сибири. Но самая главная железнодорожная магистраль начала строится в 1891 году. Император Александр Третий принял решение строить магистраль с двух сторон: на западе – от Челябинска, на востоке – от Владивостока.

Сколько прекрасных строк сложено в ее честь. Известный поэт Евгений Евтушенко написал:

Ах, уральской марки сталь,
Рельсы-серебриночки!
Магистраль, ты магистраль
Транссибирочка.

– А теперь я определю кто же из вас самый внимательный. Что означают буквы «ТСМ»? (Транссибирская магистраль)

– Обратите внимание у вас на партах лежат карточки, это наш опорный текст для игры «Реставрация». (См. Приложение 4).

– Те, кто восстановит текст, расширит его, сделает более литературным – получит «5».

– А те, кто только восстановит – «4».

Если просто расшифровать первое предложение, то получится «железнодорожное строительство в России началось при Николае I»

Но нам нужно попытаться увеличить текст.

Эту мысль можно сформировать следующим образом «Долгое время в России не было железной дороги. Первые железные дороги были построены при Николае I».

У каждого может получится свой вариант. Каждый записывает вариант ответа на карточке. Вам дается для этой работы – 4 минуты. (Зачитывается один вариант ответа)

– С вашей помощью мы выбирем ассистентов, которые помогут оценить ваши работы. Они соберут и проверят карточки.

– Ребята, обратите внимание на карту. Я покажу вам как проходила Транссибирская магистраль. После русско-японской войны 1904-1905 гг. встал вопрос о строительстве железной дороги на территории России. В 1916 г. строительство Амурской железной дороги завершилось. (Ученик показывает Транссибирскую магистраль и Амурскую железную дорогу). (См. Приложение 5).

– Россия гордо заявила миру о том, что именно она связала железной дорогой два океана – Антлантический и Тихий. Без них Дальний Восток мог быть потерян и колонизирован другими странами:

  • Сибирские товары (лес, зерно, мех, рыба) получили широкий доступ на российский и мировой рынки;
  • В Сибирь устремились тысячи переселенцев из России;
  • Культурные достижения европейской части России стали быстрее распространяться в Сибири;
  • Изделия уральских заводов стали привозить в Центральную часть страны;
  • Владивосток был накрепко прикреплен к России. И в этом было большое значение Транссибирской магистрали.

– Используя игру «Пчелиный улей» вы в парах обменяетесь мнениями о том, кто, что узнал на уроке. На столах у вас лежат вопросы, на которые вы должны ответить.

Вам дается для этого – 2 минуты. (См. Приложение 6).

– Сегодня на уроке мы познакомились, как развивалось строительство железной дороги в России. Узнали о главной железнодорожной магистрали – Транссибирской. Не зря говорят, хочешь увидеть Россию – поезжай по Транссибу.

– Я предоставляю слово нашим ассистентам, которые подведут итоги работы по карточке «Реставрация».

– К оценкам, которые поставили вам ассистенты, я добавляю вам по одному баллу за работу по карточкам «Пчелиный улей».

– Я благодарю вас за работу на уроке.

– Домашнее задание.

Приложения 1-6.