Деятельный подход в организации учебного процесса образовательной системы «Школа–2100» как основа развивающего обучения

Разделы: Начальная школа


I. Учебная деятельность, имея сложную структуру, проходит длительный путь становления.

Специфика самой учебной деятельности ребёнка, влияет на развитие его психических функций, личностных образований и произвольного поведения. Конечной целью формирования учебной деятельности являются становление школьника, как её субъекта, достижение такого уровня развития учащихся, когда они оказываются в силах самостоятельно ставить цель деятельности, актуализировать необходимые для решения задачи знания и способы деятельности; когда они могут планировать свои действия, корректировать их осуществление, соотносить полученный результат с поставленной целью, то есть самостоятельно осуществлять учебную деятельность. Ребёнок, переступивший порог школы такими умениями не владеет.

Какой нужно найти выход из сложившейся ситуации.

Проанализировав результаты предыдущих наборов учеников (классы), я увидела проблему как организовать деятельность каждого в процессе урока, как научить детей говорить?

Я изучила ряд источников педагогической деятельности, и обратилась к Образовательной системе «Школа 2100». Так как именно здесь я увидела, что учащиеся не получают готовых знаний, не осознавая, зачем им нужны эти знания, а сами добывают их, опираясь на свой предыдущий опыт, эта работа построена на принципе включения детей в деятельность, которая способствует развитию творческих способн7остей, логического мышления и приобретению основных умений и навыков.

II. В процессе обучения ученик должен достичь определённого достаточно высокого уровня самостоятельности, открывающего возможность справиться с разными заданиями, добывать новое в процессе решения учебных задач.

Имени технология развивающего обучения отражает структуру процесса саморазвития ребенка, и первичным условием её эффективности является самостоятельная деятельность ученика. Это требование к организации учебного процесса выражает принцип деятельности. Включение учащихся в самостоятельную учебно-познавательную деятельность является основным механизмом реализации целей и задач развивающего обучения. Обучение, реализующее принцип деятельности, называют деятельностным подходом.

Раньше я работала по традиционной системе, где постоянно сталкивалась с трудностью включения детей в деятельность. Сейчас я работаю по системе «Школа 2100», использую деятельностный метод и вижу, что дети легче включаются в деятельность, они осознают необходимость получаемых знаний, а самое главное говорят.

Всем Известно, что подчас очень трудно научить детей общаться со старшими, между собой. В последние годы эта проблема обостряется ещё и тем фактором, что не у всех детей есть возможность посещать детский сад, по состоянию здоровья, материальное обеспечение, недостаточное количество детских садов и т.д. Часто дети приходят в школу «домашними». Они никогда небыли в детском коллективе, общались только со взрослыми. И вот возникает новая трудность, проблема нужно привыкать к тому, что рядом нет мамы и папы, бабушки и дедушки. Есть только учитель и такие же ребята. Но привыкнуть одно, ещё необходимо учиться, когда тебя могут в любой момент спросить, и ты должен что-то ответить

1. Роль учащихся в учебной деятельности.

К моменту поступления в школу ребенок является субъектом разнообразных видов деятельности, и у него формируется потребность в расширении сферы реализации себя как субъекта. Однако у него нет потребности в самоизменении, ни тем более - способности к нему. И потребность могут возникнуть, оформиться и развиться лишь в процессе школьного обучения. Превращение ребенка в субъекта, заинтересованного в самоизменении и способного к нему, составляет основное содержание развития школьника в процессе начального обучения.

Ребенок может участвовать в учебном процессе как субъект только в том случае, если он приобретает способность самостоятельно находить способы решения возникающих перед ним задач. За счет усвоения способов решения разнообразных частных задач получить развитие способности к самостоятельному нахождению способов решения невозможно, - нужно овладение общими принципами решения задач определенных классов. Для этого ученик должен открыть внутренние свойства и отношения объектов действия, т. е. их свойства, которые определяют закономерности их функционирования и преобразования. Последние же составляют содержание научного (теоретического) понятия, и овладением самостоятельного определения способов решения задач определенного класса. Для того же, чтобы общий принцип построения действий был осознан учеником именно в этом своем качестве, ученик должен действовать с объектом, выявляя в ходе возникающих при этом изменении свойства этого объекта, анализируя и обобщая условия задачи, фиксируя их в форме понятия. Такая деятельность требует критического сопоставления процесса ее и результата с методами и результатами других учеников, поэтому возникает необходимость в общения между учениками и учителем. Учебный диалог создает условия для «обмена деятельностями» между его участниками.

Если все выше указанные особенности обеспечиваются в учебном процессе, то задача на поиск принципов построения определенного действия приобретает для ученика глубокий личностный смысл, выступает в качестве задачи на самоизменение, и становится учебной задачей. Тогда-то и появляются возможности формировать все компоненты учебной деятельности и механизмы ее регуляции. Возникает заинтересованность учащегося не только в успешном решении отдельных учебных задач, но и их систем, а в итоге затем возникает потребность в самоизменении. Растущая заинтересованность объединяет отдельные учебные действия и их комплексы в сложную систему, а этот процесс приводит к возникновению и последующему развитию действий контроля и оценки в качестве самостоятельных компонентов учебной деятельности. Их появление означает, что структура учения наполняется всеми компонентами и тогда происходит специфическое обобщение способов осуществления отдельных систем учебных действий в целостное образование, обеспечивающее то, что обычно называют умением учиться.

Так как главным и приоритетным в школьном образовании является развитие мышления и умения действовать, то у учащихся нужно формировать способности к осуществлению и овладению видами деятельности. Ведь если ученик сможет изменяться и изменять, то он будет уметь выполнять разные виды деятельности, в частности самостоятельную работу.

Далее я расскажу об учебном процессе, где и происходит развитие мышления и формирование способности самостоятельно действовать.

2. Этапы учебного процесса

Первый. Формулировка учебного задания.

На этом этапе учитель формулирует задание учащимся. Для этого надо определить зону ближайшего развития учеников. Учитель прорабатывает те мыслительные операции, деятельностные шаги, которые ученик может совершить сам и получить результат. Затем учитель выбирает такое действие, которое вызовет у ребят затруднение. Так как у детей нет определённых знаний. Потом учитель должен продумать варианты ответов, рассуждений, действий учеников для получения результата.

Второй. Предъявление учащимся задания. Понимание задания учащимися. Когда ученики начинают выполнять задание, они ещё не видят затруднения. Учитель же уже имеет чётко построенный ход мыслей и результат.

Очень важно, чтобы дети поняли, что они сейчас будут делать и как оформлять свои рассуждения. Далее учитель выбирает наиболее разные результаты. Работа может идти индивидуально, группами, парами.

Третий. Предъявление полученных результатов.

Под руководством учителя происходит предъявление и сравнение результатов работы. Почему же результаты разные, а задание было одно. Когда происходит обсуждение, дети делают вывод о способе выполнения данного задания (действия каждого ученика).

Четвёртый. Формулировка проблемы.

Ученики объясняют ход выполнения задания. Очень важно учителю научить общаться детей (коммуникация). Педагог должен умело организовать коммуникацию. Где бы дети старались выслушать и понять друг друга, высказать свои сомнения по поводу правильности хода рассуждения, которое возникло из-за отсутствия каких-либо знаний. Именно в этот момент и происходит формулировка проблемы. Дети приходят к выводу, что задание не выполнено правильно, так как мы чего-то не знаем, не умеем что-то делать.

Пятый. Оформление понятия.

Детям предлагается самим построить теоретическое понятие. Если они испытывают затруднения, то учитель сам передаёт его ученикам. В этот момент используется объяснительно-иллюстративный метод. Идёт обсуждение, результатом которого является понятие.

Шестой. Выбор способа (алгоритма) Деятельности

Дети строят алгоритм действий. Способ Деятельности рассматривают по шагам.

Седьмой. Отработка алгоритма (тренинг)

Выполняются различные практические задания, для выполнения которых используется наработанный алгоритм.

Восьмой. Контроль за реализацией полученного умения

Девятый. Итоговая рефлексия

Дети под руководством учителя осознанно рассказывают обо всех этапах обучения, выраженных в способе учебной деятельности.

Итак, проследив за всеми этапами учебной деятельности можно сделать вывод:

  1. В основе Учебной Деятельности (УД) лежат активные методы обучения: исследовательский, рефлексивный.
  2. Во главе лежит Деятельность учащихся.
  3. Цель таких уроков: развивать творчество мышления и способность самостоятельно действовать. Итак, мы подошли к самому главному: “Ученик в организованном таким образом учебном процессе способен научится деятельности”

Когда мы реализуем деятельностный подход к обучению, мы реализуема все необходимые составляющие деятельности, как системы, в том числе и ситуацию необходимого общения по поводу целей деятельности. Одной из целей школ является усвоение детьми норм поведения и общения в процессе коммуникативного взаимодействии. Они учатся высказывать свои мнения, версии, гипотезы, формулировать темы урока, проговаривать алгоритм действий не только учителя, но и одноклассников. В процессе такого обучения развиваются важные качества: умение слушать и понимать других, терпимость и уважение к другому мнению, стремление к поиску решений, умение критиковать и отстаивать свою точку зрения. Такое общение не заканчивается на уроке. Оно продолжается на переменах во внеурочное время. Я заметила, как дети бес стеснения признают, что они что-то не поняли, в любой момент они могут спросить об этом друг у друга, у учителя. Между учеником и учителем складываются доверительные отношения. А самое главное исчезает тревожность. Так же я отметила, что деятельностный подход решает не только проблему общения, а учит детей самим включаться в работу во время урока не сидеть сложа руки, не быть пассивным. У ребёнка развиваются личностные качества, активная жизненная позиция

В концепции об образовании сказано, что основной задачей обучения является обучение деятельности. Применяя в своей работе деятельностный подход я увидела, что дети учатся ставитьь перед собой цели на каждом уроке, организовывать свою деятельность так, чтобы достигнуть этих целей. Сколько положительных эмоций вызывает работа, когда дети сами «открыли» новое знание. Так создаётся ситуация успеха у всех учеников. Повышается самооценка, снижается уровень тревожности, обеспечивается развитие эмоциональной схемы ребёнка. А это стимулирует ученика на запоминание нового материала, на дальнейшую работу в том же духе.

Деятельностный подход даёт развитие не только детям, но и мне учителю. Я организую переход от деятельности детей в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации. Ввиду их деятельностной несамостоятельности. В итоге мои ребята самообразовываются и саморазвиваются. Они учатся жить по правилам: «Ищу – и нахожу», «пробую – и делаю», «думаю и узнаю». Именно такие действия заложены в принципе творчества концепции непрерывного образования «школа 2000…»

Важной частью деятельности является рефлексия своих действий. Дети учатся самооценки, самоанализу. А это в свою очередь способствует скорейшему устранению пробелов в обучении. Только тогда, когда ребёнок сам осмыслит, где он испытывает затруднения, он сможет сделать всё для его устранения

III. Выводы.

Построение учебного процесса по принципу деятельности позволяет: существенно повысит уровень качества знаний, совершенствовать активность и целенаправленность личности ребёнка, развивать умение, организовывать любую собственную деятельность, повысить позитивный эмоциональный настрой, развивает сферу чувств, речь, навыки общения.