Урок по технологии в 6-м классе на тему "Саморегуляция экологических систем"

Разделы: Технология


Цель урока: ознакомить учащихся с экологическими системами, влиянием промышленности и сельскохозяйственного производства на экологию водоемов, способами очистки сточных вод.

Ход урока

I. Оргмомент (3-5 мин.)

  1. Проверка списочного состава.
  2. Готовность к уроку.
  3. Сообщение темы и цели урока.

II. Объяснение материала.

Вода – самое распространенное на Земле вещество и основа всех жизненных процессов. Вода присутствует во всей биосфере: не только в водоемах, но и в воздухе, и в почве, и во всех живых существах. В живых существах воды содержится до 80-90% и потери 10-20 % воды живыми организмами приводят к их гибели.

Большая часть воды сосредоточена в морях и океанах, которые занимают 71% поверхности земного шара, поэтому существует представление о неисчерпаемости водных запасов. Однако соленые воды морей и океанов используются людьми очень мало, а получение пресной воды за счет атмосферных осадков и ледников ограничено. Возобновление пресных вод происходит в результате круговорота воды.

В последнее время возник острый дефицит пресной воды, хотя общее ее количество огромно. Больше всего пресной воды расходуют на орошение. Потребление воды увеличивается с ростом народонаселения и все возрастающей его концентрацией в городах и промышленных центрах. Уже сейчас около трети населения Земли испытывает недостаток в чистой пресной воде. Это касается почти всех крупных городов.

Недостаток воды стал особенно ощутим в связи с увеличением ее расходования на нужды промышленности. Так, для выплавки одной тонны чугуна и перевода его в сталь и прокат требуется 300 м³ воды.

Особенно сильно загрязняют поверхностные воды отходы цллюлозно-бумажных, химических, металлургических, нефтеперерабатывающих предприятий, текстильных фабрик и сельского хозяйства.

поверхностные воды загрязняются отходами производства:

  • целлюлозно-бумажных предприятий;
  • химических предприятий;
  • металлургических предприятий;
  • нефтеперерабатывающих предприятий;
  • текстильных фабрик;
  • сельского хозяйства.

Наиболее распространенным загрязнителям относятся нефть и нефтепродукты. Основные источники загрязнения связанны с человеческой деятельностью: нефтедобычей, транспортировкой, переработкой и использованием нефти в качестве топлива и промышленного сырья. Нефтепродукты покрывают поверхность воды тонкой пленкой и препятствуют нормальному газо- и влагообену между водой и воздухом. Это вызывает гибель водных и околоводных организмов. Если пятно небольшое, то оно исчезает с поверхности воды в течении 24 часов, образуя эмульсии. Тяжелые фракции нефти оседают на дно.

Процесс загрязнения нефтью и нефтепродуктами поверхностных вод

Покрыв поверхности воды нефтяной пленкой
Нарушение газо- и влагообмена между водой и воздухом
Гибель водных и околоводных организмов

Из других загрязнителей необходимо назвать металлы (например, ртуть, свинец, цинк, медь, хром, олово, марганец), радиоактивные элементы, ядохимикаты, поступающие с сельскохозяйственных полей, и стоки животноводческих ферм.

Другие загрязнители поверхностных вод:

  • металлы (ртуть, свинец, цинк, медь, хром, олово, марганец);
  • радиоактивные элементы;
  • ядохимикаты, поступающие с сельскохозяйственных полей;
  • стоки животноводческих ферм.

Одним из видов загрязнения водоемов является тепловое загрязнение. Электростанции, промышленные предприятия часто сбрасывают подогретую воду в водоем. Это приводит к повышению в нем температуры воды. С повышением температуры в водоеме уменьшается количество кислорода, увеличивается токсичность загрязняющих воду примесей и нарушается биологическое равновесие. Начинают бурно размножаться вредные микроорганизмы и вирусы. Попав в питьевую воду, они могут вызвать вспышки различных заболеваний.

В современных условиях сильно увеличиваются потребности человека в воде на коммунально-бытовые нужды. Объем потребляемой воды для этих целей зависит от региона и уровня жизни, составляет от 3 до 700 литров на одного человека. В Москве, например, на каждого жителя приходится около 650 л, что является одним из самых высоких показателей в мире.

Важнейшая мера по охране водных ресурсов – бережное их расходование. Наиболее эффективный путь по защите от загрязнений – это создание безотходного производства, когда отходы одной ступени производственного цикла используются как сырье для другой.

Наибольшее распространение получила очистка сточных вод. Современные методы очистки позволяют удалить различные примеси из сточных вод на 96%. Часто этого бывает недостаточно, но для дальнейшей очистки воды необходимо строить дорогие очистные сооружения, что экономически не выгодно. Так как невозможно полностью очистить воду ее используют в замкнутых оборотных системах.

В зависимости от степени и характера загрязнения применяют механические, химические и биологические методы очистки сточных вод.

Механическими методами удаляют грубые примеси с помощью решеток, сит, фильтров, отстойников, нефтеловушек.

Химическая очистка – это добавление в сточные воды реагентов, способствующих образованию осадков.

Биологическая очистка в естественных условиях происходит на специальных полях орошения. Под воздействием солнечного света, воздуха, микроорганизмов вода очищается и просачивается в грунт.

Биологическая очистка в искусственных условиях производится в специальных сооружениях – биофильтрах.

Методы очистки сточных вод:

  • механическая очистка;
  • химическая очистка;
  • биологическая очистка.

Бытовые сточные воды могут содержать микроорганизмы, поэтому их обеззараживают жидким хлором или хлорной известью.

Работа очистных сооружений и установок на предприятиях контролируется законом об охране окружающей среды.

IV. Конспектирование основных понятий, терминов, определений.

V. Закрепление (метод взаимоопроса).

Ответьте на вопросы:

  1. Отходы, каких предприятий загрязняют поверхностные воды?
  2. В результате чего происходит возобновление пресных вод?
  3. С помощью чего обеззараживают бытовые сточные воды?
  4. Перечислите методы очистки сточных вод.
  5. Кем контролируется работа очистных сооружений и установок?

VI. Заключение.

  1. Анализ работы учащихся.
  2. Выставление оценок.