Новые подходы к оцениванию учащихся на уроках мировой художественной культуры как одно из условий повышения качества образования

Разделы: МХК и ИЗО


Контроль качества знаний учащихся является одним из основных элементов оценки качества образования, важнейшим компонентом педагогической системы и частью учебного процесса. Поэтому в соответствии с современными запросами общества должна измениться стратегия обучения, и, соответственно, способы оценки достижений знаний обучающихся. Другими словами, сегодня необходимо создать благоприятные условия для проявления и стимулирования личностного потенциала всех участников образовательного взаимодействия. Стремление к более гибкому и эффективному, стимулирующему «количественному измерению» качества знаний учащихся привело в некоторых учебных заведениях к введению параллельных систем оценок. К их числу относится рейтинговая система оценки знаний.

Рейтинговая система оценки знаний, которая всё активнее входит в систему нашего образования – это, конечно, не панацея от всех бед российского образования. У нее, вероятно, тоже есть свои недостатки. Скажем, родители часто жалуются на то, что они не могут контролировать успеваемость своего ребенка (хотя в том-то и дело, что они контролируют именно успеваемость, а не успешность в обучении) но, на наш взгляд, у действующей пятибалльной системы недостатков гораздо больше. Попробуем это доказать и показать преимущества нового подхода, который мы применяем на практике уже в течение десяти лет.

Были рассмотрены теоретические предпосылки формирования рейтинговой системы оценивания в школе: понятия «оценка», «отметка», «рейтинг» и «рейтинговая система оценивания», история оценки и развитие оценочной деятельности учителя в образовательных учреждениях, отличия между учебной оценкой и баллом, рассмотрены виды и модели рейтинга [10, 18, 8].

При изучении истории вопроса оценивания учащихся в школе установлено, что рейтинговая система оценки знаний широко распространена в европейском образовании и имеет давние традиции в российской школе, требует от учителя большой подготовки и обеспечение техническими средствами для осуществления контроля накопления баллов каждым учеником и разработки раздаточного учебного материала, тестового материала для осуществления промежуточного контроля по всем заявленным критериям оценивания [18].

Выделены преимущества, связанные с использованием рейтинговой системы контроля знаний как средства успешного усвоения различных дисциплин, так как они позволяют значительно повысить эффективность деятельности как педагога, так и самих учащихся за счёт целого ряда факторов. Во-первых, стимулируется максимально возможный в данной ситуации интерес учащихся к конкретной теме урока, а следовательно, и к дисциплине в целом. Во-вторых, процесс обучения охватывает всех учащихся, их поведение при этом контролируется преподавателем и одноклассниками. В-третьих, дух соревнования и соперничества, изначально заложенный в человеческой природе, находит оптимальный выход в добровольной игровой форме и, самое главное, безболезненной стрессовой реакции. В-четвёртых, развиваются элементы творчества и самоанализа, включаются дополнительные резервы личности, обусловленные повышенной мотивацией учащихся. Учащиеся стремятся переосмыслить те или иные понятия с учётом собственного опыта. В-пятых, наблюдается поворот мышления и поведения учащегося в направлении более продуктивной и активно-поисковой деятельности. В-шестых, появляется возможность улучшить полученную оценку [15, 13, 12].

Оценка знаний в баллах не вызывает стресса, не оскорбляет. Учащийся, оценивающийся по рейтингу, похож на поднимающегося или опускающегося по лестнице. Главное назначение системы рейтингового контроля знаний – это ранжирование по успешности усвоения изученного материала.

В настоящее время в нашей гимназии успешно апробирована и осуществляется рейтинговая система оценивания по следующим учебным предметам в 5-11 классах учителями Назаровой М.К., Шаманской О.И., Толкачёвой В.А., Маркеловой Д.А.: история, история мировых цивилизаций, обществознание (федеральный компонент); история родного края (региональный компонент) - это предметы гуманитарного цикла. Разработано Назаровой М.К. и утверждено решением педагогического совета «Положение о рейтинговой системе оценки учебной деятельности учащихся МОУ «Гимназия № 9» (протокол № 121 от 31.05.2006 г.) в соответствии с Законом об образовании и Типовым положением об образовательном учреждении (приложение 1). В настоящем положении отражены цель и задачи, принципы, организация образовательного процесса при рейтинговой системе контроля, права и обязанности участников, документация, сопровождающая рейтинговую систему оценки знаний – лист для рейтинговой оценки знаний учащихся и технологическая карта учителя, работающего по рейтинговой системе оценки знаний (приложения 2, 3).

Что же способствовало переходу с традиционной пятибалльной системы оценивания на рейтинговую систему оценки знаний? Вот некоторые из наших наблюдений.

Ребенок приходит в первый класс. Поначалу ему интересно, он старается выполнять все задания. Что-то у него получается, а что-то не очень. В любом случае учитель ставит ему хорошую оценку (чтобы поощрить). При этом он даже не замечает, что тем самым он готовит огромные неприятности и для ученика, и для других учителей. Ведь первоклассник уже научился бояться двойки от старшего брата, от родителей. Учитель этот страх культивирует, и к 5-6-му классу ученик боится этой оценки панически. Он предпочитает не поднимать руку, не выходить к доске, не посещать контрольную. Ведь лучше не получать оценки вообще, чем рисковать. Этот настрой сохраняется и в старших классах, и после школы. Мы обратили внимание на то, как дети часто бездействуют, отмалчиваются только потому, что не желают, чтобы кто-нибудь им дал отрицательную оценку. Рейтинговая система снимает отрицательную мотивацию. Любой, даже самый маленький, балл – это уже хорошо.

В новой системе, в условиях, когда необходимо набрать, копить, зарабатывать баллы, стимулируется желание выполнил все задания, посещать все уроки.

Рейтинговая система – это широкий диапазон оценок. Это возможность за более трудные самостоятельные работы поставить больше баллов.

При этом мы часто говорим о методике сотрудничества. Сотрудничество это кроме всего прочего взаимная ответственность. Но на практике в тандеме учитель – ученик, обязан только последний. Учитель тоже обязан, но не перед учеником. При рейтинговой системе учитель обязан предоставить ученику возможность набрать нужное количество баллов. Ему необходимо заранее просчитать задания за четверть, проверять все работы, подвергать опросу всех без исключения.

Перед учителем, который собирается на практике применять рейтинговую систему, встает несколько проблем. Первая – как к этому нововведению отнесутся ученики, родители, администрация. Вторая сам процесс выставления баллов: каков должен быть диапазон выставляемых баллов, как оценивать различные задания, сколько баллов нужно набрать за четверть и т. п. Третья - как сделать эту систему оценки знаний понятной для учеников и простой, удобной для самого учителя, последняя самая неприятная – в итоге все равно приходится выставить оценки за четверть, год в виде традиционных троек, четверок. А неприятная, потому что все положительное, о чем говорилось выше, может быть при этом сведено «на нет». А, кроме того, возникает еще одна проблема – как эти баллы перевести в оценки [6].

В гимназии разработан приблизительный критерий выставления баллов. Нет единиц и двоек. Есть один балл, два балла и т. д. В связи с этим снижается тревожность ученика из-за страха получить плохую оценку. В конце полугодия, четверти подсчитывается общее количество баллов, и выставляются традиционные оценки.

Количество баллов определяется учителем самостоятельно в зависимости от планирования форм работы (приложения, таблица 1). Таким образом, рейтинг ученика автоматически увеличивается.

Вопрос об изменении оценивания предметов образовательной области «Искусство» в городе Усолье-Сибирское неоднократно обсуждался на заседаниях городских методических объединениях учителей музыки и мировой художественной культуры. Коллеги часто говорили о неправильности и несправедливости выставления традиционных оценок по предметам, которые предполагают творчество, индивидуальность каждого ученика. Так как в нашем образовательном учреждении уже существовал опыт рейтинговой системы оценивания учащихся, именно мне было предложено внедрить его на предметы образовательной области «Искусство».

Нужно отметить, что одного желания педагогов внедрить и использовать тот или иной опыт не достаточно, если к этому не будут стремиться все участники образовательного процесса: учащиеся, родители, администрация.

Начав работу по РСО, сама попыталась ответить на вопрос: «Что мне даёт данная система как учителю?» В результате проделанной работы, могу дать следующий ответ: бесконфликтность общения, комфортность, доброжелательная атмосфера на уроке; появление сознательности, повышение активности учащихся на уроке; фиксацию каждого маленького шага в продвижении учащихся.

Но, в то же время, предъявляет и определенные требования ко мне как учителю. Необходимо постараться сделать так, чтобы все без исключения учащиеся были задействованы в учебном процессе. А для этого нужно: поднять урок на более высокий профессиональный уровень; находить в себе внутренние ресурсы и резервы для постоянного совершенствования процесса обучения; постоянно помнить, что интерес у детей к уроку снижает утомление, несмотря на трудность выполняемой работы; всегда помнить, что губительным для учебного процесса является однообразие, чрезмерная повторяемость.

О конкретных результатах по РСО на уроках мировой художественной культуры можно будет говорить при сравнении % успеваемости и качества обученности, которые будут служить подтверждением выдвинутой нами гипотезы – рост % качества обученности по предмету будет зависеть от повышения мотивации учащихся, снижения тревожности на уроке, чему будет способствовать рейтинговая система оценивания. Пока таких результатов нет, но можно предположить, что они будут выше, чем при пятибалльной шкале оценивания. Уже есть положительные промежуточные результаты, указывающие на рост мотивации учащихся экспериментально класса и снижения их уровня тревожности, позволяющие утверждать, что рейтинговая система оценивания является одним из условий повышения качества образования.

При изучении практической стороны вопроса рейтинговой системы оценивания как одного из условий повышения качества образования в МОУ «Гимназия № 9» отмечено следующее, что является подтверждением ожидаемых результатов, а именно.

Рейтинговая система оценки знаний позволяет ученикам:

  • преодолеть синдром боязни отрицательных оценок;
  • четко понимать систему формирования итоговой оценки;
  • своевременно оценить состояние своей работы по изучению дисциплины, выполнению всех видов учебной нагрузки;
  • углубленно осваивать изучаемый материал, непрерывно повышая свой рейтинг в течение года;
  • вносить в течение полугодия (четверти) коррективы по организации текущей самостоятельной работы.

Учителям рейтинговая система позволяет:

  • рационально планировать учебный процесс по данной дисциплине и стимулировать работу учащихся;
  • иметь объективную картину усвоения изучаемого материала;
  • своевременно вносить коррективы в организацию учебного процесса по результатам текущего контроля;
  • точно и объективно определять итоговую оценку по дисциплине с учетом текущей успеваемости;
  • создать благоприятный психологический климат в структуре взаимодействия учитель-ученик.

Считаю, что рейтинговая система должна снять не только многие противоречия в контроле знаний учащихся, но и оптимально способствовать решению проблем усиления мотивации к учебной деятельности; показывать динамику успехов и неудач в процессе обучения; находить оптимальный выход в добровольной форме, которая не вызывает негативной отталкивающей и, самое главное, безболезненной стрессовой реакции. Развитие элементов творчества, самоанализа, включение интеллектуальных резервов личности, обусловленных повышенной мотивацией учащихся, подготавливает почву для постепенного стирания жёстких дистанционных границ между преподавателем и учащимся.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Библиография:

  1. Букатов В.М.. Школьная оценка.- М., 2006.
  2. Гладкая И.В. Оценка образовательных результатов школьника: Учебно-методическое пособие/ Под общ.ред. А.П.Тряпицыной.- СПб.: КАРО, 2008.- 144 с.: ил.
  3. Ксензова Г.Ю.. Оценочная деятельность учителя.- М., 1999.
  4. Костылев Ф.В.. Учить по-новому: Нужны ли оценки-баллы: 2000.
  5. Сергеева В.П., Каскулова Ф.В., Гринченко И.С. Современные средства оценивания результатов обучения: Учебно-методическое пособие/ Под общ.ред. В.П.Сергеевой.- М.: АПК и ППРО, 2008.- С. 49 – 60.

Электронные ресурсы:

  1. Алисова Е.А., Шишкина Т.В., Куренко О.В. Зачётно-балльно-рейтинговая система оценивания знаний учащихся на третьей ступени обучения. – https://urok.1sept.ru.
  2. Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. – Esotericpl.narod.ru.
  3. Крутько Н.А. Рейтинговая система оценивания знаний учащихся в школе.- http://pedsovet.org.
  4. Матвеев Е.М. Рейтинговая система оценивания деятельности учащихся на уроках физической культуры. – https://urok.1sept.ru.
  5. Психологос. Энциклопедия практической психологии. – www.PsychoLogos.ru.
  6. Сакович А.Л. Рейтинговая система оценки знаний учащихся. – www.alsak.ru/content/view/14/ – 33 Кб.
  7. Терещенко М.Н. Мотивационные функции оценки учащихся. - termar60@mail.ru - 48 Кб.
  8. https://urok.1sept.ru/ - Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» 2005 – 2006 учебного года.
  9. http://www.ug.ru/03.11/t48.htm – Информационный сайт учительской газеты.

Периодические издания:

  1. Бахмутский А.Е.. Школьная система оценки качества образования.// Школьные технологии. – 2004. - №1. – С. 136.
  2. Вязовова О.В. Организационный рейтинг системы оценки знаний учителя// Информация и образование. – 2001 - №4.
  3. Герасимова Н. . Оценка знаний должна воспитывать// Воспитание школьников. – 2003 - №6.
  4. Громова Т. . Не оценивать, а мотивировать// Управление школой. – 2005. – 16-30 ноября (№22). – С. 23-25.
  5. Из истории балльной системы оценивания// Математика, 2004, №15.
  6. Огай Т.Ч. Рейтинговая аттестация студентов// Специалист. – 1999 - №7.
  7. Основные пути повышения качества высшего образования// Университетское управление. – 2005. - №1(34). – С. 100 – 103.
  8. Оценка в современной школе.// Стандарты и мониторинг в образовании. – 2002. - №5. – С. 14 – 20.
  9. Рейтинг учебных достижений как элемент здоровьеформирующего образования.// Стандарты и мониторинг в образовании. – 2006. - №2. – С. 23 – 30.
  10. Рейтинговая система.// Высшее образование в России. – 2001. - №4. – С. 131 – 137.
  11. Формирование успешности учащихся средствами рейтингового контроля.// Школьные технологии. – 2003. - №6. – С. 94 – 99.