Урок педагогики по теме "Компьютерные (информационные) технологии обучения"

Разделы: Общепедагогические технологии


Цели:

  • Показать роль компьютерных технологий в учебном процессе;
  • Практические приемы применения компьютерных технологий.

Развивающие задачи:

  • Формирование гибкости педагогического мышления на основе решения задач и анализа психолого-педагогических ситуаций;
  • Развитие критичности мышления на основе умения выдвижения и сопоставления гипотез;
  • Развитие навыков конструктивного взаимодействия в микрогруппе при анализе реальной педагогической практики;
  • Развитие умения оформлять содержания материала в виде тезисов и схем;
  • Развитие профессиональных учений, коммуникативных способностей;
  • Развитие научной монологической речи.

Задачи познавательной мотивации:

  • Стимулировать узко-познавательный профессионально ориентированный интерес к изучению темы “Компьютерные (информационные) технологии”;
  • Уточнить направление интересов студентов на основе обоснования мотива изучения темы;
  • Продолжать формировать познавательную мотивацию на основе создания проблемной ситуации;
  • Формировать познавательный интерес средствами организации совместного обсуждения, подбора дифференцированных заданий;
  • Развивать мотивацию совместной коллективно-распределенной деятельности;

Образовательные задачи:

  • Дать понятие компьютерной (информационной) технологии;
  • Дать характеристики различных функций компьютера, показать возможность их реализации в начальной школе;
  • Показать вариативные подходы в получении знаний.

Тип урока: взаимообучения (направленность урока заключается в том, что студенты в основном усваивают материал на уроке, получают помощь и от студентов, и от преподавателя)

Приемы активизации: создание новой модели деятельности студента, создание проблемной ситуации (учащиеся составляют опорные конспекты, выполняют роль учителя, оппонируют работу товарищей, сравнивают, анализируют).

Ожидаемый результат: понимание необходимости использования современных компьютерных технологий в учебном процессе.

Ключевые слова: технология, рабочий инструмент, текстовый редактор, досуговая среда.

Ближайшее последствие: обучение приемам организации сотрудничества, проектирование урока иностранного языка с использованием компьютерной технологии, тестовый контроль знаний.

Могущество разума беспредельно.

И. Ефремов

План:

1. Мотивация учебной деятельности учащихся. Диагностика уровня профессиональной готовности и сформированности профессиональных качеств.
2. Сообщение темы урока, обсуждение плана.
3. Философская разминка.
4. Особенности методики:

- Правила техники безопасности.
- Выявление знаний уч-ся по данной технологии.

Компьютер- учитель

А. Обучающая программа (прием моделирования ситуации. Урок в уроке).
Б. Мультимедиа. Знакомство с каталогом учебных мультимедийных курсов.
В. Фрагмент урока. Английский язык.

Компьютер-рабочий инструмент

А. Текстовый редактор.
Б. Excel.

Досуговая среда.
Сотрудничающий коллектив.
Тестовый контроль.

5. Итог, анализ результатов.

Ход урока

I. Мотивация учебной деятельности учащихся. Диагностика уровня  профессиональной готовности и сформированности профессиональных качеств

 - Что вы знаете о педагогических технологиях?
 - Какие качества профессиональные у вас сформированы?
 - Каков уровень профессиональной готовности?

II. Сообщение темы урока, обсуждение плана.

Давайте с вами вместе пополнять наши знания, расти в профессиональном уровне.

 Предлагаю тему обсуждения: "Компьютерные (информационные) технологии" и подробнее остановиться на методике.

 План.

  1.  Компьютер – учитель.
  2.  Компьютер – рабочий инструмент.
  3.  Досуговая деятельность.
  4.  Сотрудничающий коллектив.

 Ваши предложения, вопросы по плану урока?

 Приступаем к работе. Эпиграфом нашего урока стало следующее высказывание Ефремова И. - философ: "Могущество разума беспредельно".

III. Философская разминка.

Дайте свое философское суждение эпиграфу урока. (Высказывания студентов).

Задумывались вы когда-нибудь над вопросом – почему человек любознателен? Что такое знание? (Знание – то, чему учат в школе. Знание -  сумма   сведений, которой обладает тот или иной человек о мире, природе,  процессах, технологиях и т.д.).  Люди любознательны от природы - в силу практической потребности.  Только вопрос о знаниях вовсе не такой простой. Это важный, имеющий философское значение и смысл вопрос.

Парадокс феномена знания состоит в том, что будучи по своей природе, по своей сущности идеальным, оно в наше время превратилось в  мощную материальную силу, экономическую силу общества. Знания нельзя  ни потрогать, ни увидеть, ни услышать, но ими можно обладать.

Хотелось бы, чтобы вы лучше осознали силу знания в современном мире, поняли что уже сегодня человеческие знания, информация стали важнейшей ценностью и для отдельного человека и для государства. Знающие, компетентные люди ценятся как самое большое национальное богатство. И сегодня возрождается авторитет знания, знающих, творческих,  мыслящих людей.

IV. Особенности методики.

Всегда учитель был самым грамотным, образованным, информированным  человеком. И мы обязаны изучать и быть в курсе всего передового, нового, информационного. Так как сегодня нам с вами предстоит работать с  машинами ЭВМ - умными машинами, но, все- таки, машинами.

Обязательно нужно повторить:

  1. Правила техники безопасности при работе с ЭВМ;
  2. Санитарные нормы времени работы за компьютером;
  3. Комплекс физических упражнений.

 Каждая технология имеет свой алгоритм. Давайте вспомним современные образовательные технологии.  (Повторение)

Технология полного усвоения знаний (авторами являются американские психологи Дж. Кэрролл, Б.Блум и их последователи).

Технология разноуровневого обучения. Теоретическое обоснование данной технологии базируется на педагогической парадигме, согласно которой различия основной массы школьников по уровню обучаемости сводятся прежде всего ко времени, необходимому ученику для усвоения учебного материала, которое должно соответствовать личным способностям и возможностям. В таком случае гарантированное усвоение базисного ядра школьной программы будет обеспечено.

Технология коллективного взаимообучения А.Г. Ривина и его последователей.

Технология модульного обучения Наиболее полно основы данной технологии разработаны и изложены П.Ю. Цявичене.

Перечисленные технологии не исчерпывают все многообразие существующих в настоящее время образовательных технологий. Назовем ряд авторов других образовательных технологий: Е.Н. Ильин, В.Ф. Шаталов, С.Н. Лысенкова, Н.А. Зайцев, Н.Н. Палтышев, А.М. Кушнир, И.П. Волков, Н.П. Гузик и др. Их образовательные технологии и целый ряд других представлены в книге Г.К. Селевко “Современные образовательные технологии”.

А теперь переходим к особенностям методики компьютерной (информационной) технологии.

Компьютерные средства обучения способны откликаться на действия ученика и учителя, вступать с ними в диалог – это главная особенность методики компьютерного обучения.

Здесь важен вопрос о соотношении компьютера и элементов других технологий.

Компьютер может использоваться на всей этапах процесса обучения:  при объяснении (введении) нового материала, закреплении, повторении,  контроле ЗУН. При этом для ребенка он выполняет различные  функции: учителя, рабочего инструмента, досуговой среды, сотрудничающего коллектива.

Подробнее на этих функциях мы и остановимся.

Компьютер выполняет функцию учителя, т.е. это источник учебной  информации (частично или полностью заменяющий учителя и книгу), наглядное пособие (качественно нового уровня), индивидуальное информационное пространство, тренажер, средство диагностики и контроля.

А. Обучающая программа.

Студент  продемонстрирует обучающую игровую программу, проанализирует ситуацию. Ваша задача войти в роль ученика начальных классов. Уяснить все об этой игре. Проанализировать игру с позиции ученика. (Приложение 1)

Основные аспекты, которыми надо руководствоваться при анализе обучающей компьютерной программы и ее применении (с позиции учителя):

Психологический – как повлияет данная программа на мотивацию учения, на отношение к предмету, повысит или снизит интерес к нему, не возникнет ли у учащихся неверия в свои силы из-за трудных, непонятно сформированных или нетрадиционных требований, предъявляемых машиной.
Педагогический – насколько программа отвечает общей направленности школьного курса и способствует выработке у учащихся правильных представлений об окружающем мире.
Методический – способствует ли программа лучшему усвоению материала, оправдан ли выбор предлагаемых ученику заданий, правильно ли методически подается материал.
Организационный – рационально ли спланированы уроки с применением компьютера и новых информационных технологий, достаточно ли ученикам предоставляется машинного времени для выполнения самостоятельных работ.

 Б. Мультимедиа.

Вся современная проекционная аппаратура является мультимедийной, т.е. многофункциональной (от латинского media – среда, или носитель информации). Многие модели сопряжены с компьютерами, которые тоже представляют собой мультимедийное устройство. Термин “мультимедиа” означает возможность работы с информацией в различных видах, а не только в цифровом, как у обычных компьютеров. Прежде всего это звуковая и видеоинформация.

Мультимедиа-компьютеры компьютеры с совокупностью программных и аппаратных средств, позволяющие воспроизводить звуковую (музыку, речь и др.), а также видеоинформацию (видеоролики, анимационные фильмы и др.).

В школах возникают информационные центры – медиатеки, содержащие помимо печатной продукции аудио- и видео- книги (альбомы с оптическими дисками), компьютерные программы на флоппи- и мини- дисках. При медиатеки создаются автоматизированные рабочие места для работы по новым технологиям обучения, создаются оптимальные условия для творческого, многоцелевого использования любой информации в учебно-познавательной деятельности учащихся во внеурочное время, для повышения профессионализма учителей и непрерывного самообразования. (Демонстрация)

В. Фрагмент урока английского языка.

Из всех видов технических средств обучения, применяемых до настоящего времени, только компьютер решает такие проблемы, как:

  1. Адаптивность учебного материала (в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся);
  2. Многотерминальность (одновременная работа группы пользователей);
  3. Интерактивность (взаимодействие ТСО и учащегося, контактирующего в известной степени естественное общение);
  4. Подконтрольность индивидуальной работы учащихся во внеаудиторное время.

Задание для студентов. Проанализировать фрагмент этого урока с точки зрения работы учителя и учащихся на уроке. (Приложение 2)

Выводы по 1 блоку.

Какие способы учебной работы вы можете отметить.

1. Умение и навыки планирования учебной деятельности:

  1. Выбор рационального и оптимального пути их достижения;
  2. Построение модели (алгоритма) деятельности;
  3. Планирование самостоятельной работы (дома и в классе).

2. Умения и навыки восприятия информации, работа с различными источниками: чтение, библиографический поиск, работа со справочниками, словарями, слушание речи, управление вниманием, наблюдение, запоминание. Умение и навыки работы с компьютером.

3. Умения и навыки осмысления результатов своих действий – самоконтроль.

Компьютер – рабочий инструмент.

 Компьютер выступает как средство подготовки текстов, их хранения,  графопостроитель.

Word.

Microsoft Word – многооконный текстовый редактор, позволяющий создавать, редактировать и подготавливать к выводу на печать тестовые файлы, представленные в коде ASCII. Он обеспечивает возможность просмотра макетов страниц и эффективную работу с графикой. Для управления работой применяется система вложенных экранных меню, позволяющая осуществлять такие операции, как маркировка, перемещение, копирование и удаление помеченного фрагмента текста, создание окон и изменение их размеров. Перед выводом на печать пользователь может выделить для печати нужный фрагмент текста, внести в текст имя файла или время и дату печати.

Редактор Word отличается от других известных текстовых редакторов гибкостью в подключении и выборе шрифтов для выводных устройств и возможностью точной установки параметров набора, что позволяет эффективно использовать его при разработке документов высокопрофессионального полиграфического уровня.

Важной особенностью редактора является то, что он запоминает оформление страниц для дальнейшего использования (таблицы стилей), что очень важно при работе с документами большого объема и периодическими материалами.

Excel.

Существуют специальные компьютерные программы, которые за доли секунды выполняют работу по обработке больших и сложных таблиц. Одной из таких программ является Excel – электронные таблицы, входящие в комплект всех версий Microsoft Office. Таким образом, основное назначение Excel состоит в обработке больших объемов информации, представленной в табличном виде.

Начиная рассматривать общую характеристику процессов электронных таблиц, необходимо отметить, что организация данных здесь имеет таблично-ориентированную структуру. Отсюда следует основное назначение электронной таблицы: обработка табличной информации, проведение расчетов на ее основе, обеспечение визуального представления исходных данных и результатов их обработки.

Конкретно в Excel рассматриваются основные структурные элементы электронной таблицы: рабочая книга, лист, строка, столбец, ячейка, блок, рабочая среда, системы адресации.

В Excel допускаются данные числового, текстового и логического типа, среди которых отдельно выделяются даты, массивы, OLE – объекты и др.

Выводы:

Рациональность. Экономичность. Производительность. Культура труда.

Досуговая среда.

Какие компьютерные игры развивают, какие вредят. Большое количество игр, это может сбить с толку любого. Надо как-то сориентироваться в этом мире игр. (Приложение 3)

Рекомендации для учителей.

Выбирать жанр игры для детей нужно в соответствии с возрастом и характером ребенка. Все дети разные. Одним лучше подходят спокойные, неторопливые игры, другим активные, динамические. Надо рекомендовать ученику такие игры, которые не будут его перегружать.

Выбирать продолжительность игры нужно в соответствии с возрастом и характером игры. У каждой игры свой ритм и своя продолжительность. Если отдельный эпизод длится 3-5 минут, то в такую игру можно играть младшим школьникам, если отдельный эпизод затягивается до 30 минут то в такую игру стоит играть только старшеклассникам. Нужно разрешать дольше играть в игры с исследовательским содержанием, чем в развлекательные игры.

Чтобы дети могли играть в игры без вредных последствий необходимо проконтролировать: выбор жанра игры, содержание игры; систему управления игрой; настройку уровня сложности игры; продолжительность сеанса 2 игры.

С точки зрения психологии ребенка, какие выводы можно сделать?

При выборе игр нужно учитывать темперамент и склонности ребенка. Если ребенок нетерпелив в общении с окружающими – какую игру посоветуем? (Исследовательского характера).

Время у компьютера. Надо помнить о психологической готовности ребенка к применению компьютера и создание комфортности в процессе работы с ним.

Сотрудничающий коллектив.

Телепроекты, телеконференции, дистанционное обучение – виды компьютерных телекоммуникаций, получающие широкое распространение в учебно-воспитательной процессе. Самой известной и наиболее емкой телекоммуникационной сетью является Интернет.

Учебный телекоммуникационный проектсовместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, организованная на основе компьютерной телекоммуникации, общую цель, согласованные способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности (Е.С. Полат).

Телеконференция – обмен мнения с помощью электронных писем по поводу тех или иных тем, проводимых с привлечением одного или нескольких средств телекоммуникации (телефона, телевидения, видеотелефона, компьютерной телекоммуникации и т.п.).

Дистанционная форма обученияполучение образования без посещения учебного заведения с помощью современных информационно-образовательных технологий и систем телекоммуникации. Дистанционное обучение- заочное образование, самообразование и самообучение, заочное повышение квалификации и переподготовка, общедоступное “открытое” обучение.

Тестовый контроль знаний (Приложение 4)

Выводы по уроку.

Дайте оценку деятельности. Что вы поняли достаточно ясно, над чем предстоит еще поработать. Спланируйте дальнейший порядок работы над темой.

Оценка работы учителем.

Литература:

  1. Коджаспирова. Г.М. Педагогика. Гуманитарный издательский центр Владос, М., 2003.
  2. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., 1998.