Цели:
- Создать условия благоприятную атмосферу для совместного поиска знаний и творческой деятельности учащихся.
- Систематизировать и расширить представление детей о разнообразии растений и животных.
- Воспитывать бережное отношение к природе, стремление охранять природу и заботиться о ней.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Повторение. Слайд №2
О чем мы говорили на прошлом уроке? (О разнообразии растений).
Сейчас я буду загадывать загадки, а вы должны определить о каком растении идет речь.
a)
Белые горошки на зеленой ножке.
(Ландыш).
b)
К какой группе относится это растение? (Цветковые)
Слайд №4
Каких представителей этой группы вы можете
назвать?
c)
Мягок, а не пух,
Зелен, а не трава.
(Мох).
Как называется группа, к которой относится это растение? (Мхи) Слайд №6
d)
Что летом и зимой в рубашке одной?
(Сосна, ель).
Как называется группа, к которой относится эти растения? (Хвойные) Слайд №8
А какие еще растения входят в эту группу?
e) Ребята, скажите, какие группы мы с вами не назвали?
Папоротники. Слайд №9
Водоросли. Слайд №10
А теперь давайте еще раз перечислим все виды растений.
Цветковые;
Мхи;
Хвойные;
Папоротники;
Водоросли.
Какая наука занимается изучением растений? (Ботаника).
III. Новый материал.
Посмотрите на экран, рассмотрите картинки.
Как вы думаете, о ком сегодня пойдет речь? (О животных)
Сегодня мы покидаем царство растений и переходим к изучению животных. Мы рассмотрим классификацию животных и их групповые признаки.
Наука о животных называется зоология. Это еще один из разделов биологии.
Ученые – зоологи делят царство животных на большое число групп.
Какие группы мы можем выделить?
Рыбы;
Насекомые;
Земноводные;
Пресмыкающиеся (рептилии);
Птицы;
Звери (млекопитающие).
1. Посмотрите на экран. Животные какой группы изображены на картинке? (Звери) Слайд №14
По какому признаку их объединили в эту группу? Слайд №15
Тело каждого зверя имеет разную форму и размер, но части тела у всех одинаковые. Тело покрыто шерстью. Они легко приспосабливаются к разнообразным условиям жизни. Звери рождают живых детенышей и вскармливают их молоком. Отсюда и название – млекопитающиеся.
А сейчас откройте учебник на с.68. Давайте прочитаем, что написано о этой группе в учебнике.
Ребята, назовите еще раз основные признаки млекопитающихся.
2. А сейчас посмотрите на экран.
Какие животные изображены? (Летучая мышь, кит, крот).
Я хочу познакомить вас с этими необычными животными, которые тоже относятся к группе зверей, но имеют необычное строение тела.
Крот. Обратите внимание на лапы крота. Что в них особенного? (Передние лапы большие) Как вы думаете, почему?
Лапы крота превратились в лопаты, которыми ему приходится очень много работать. Лапы у него сильные, большие, с длинными крепкими когтями. У него под землей есть и спальня, и длинные коридоры, где он охотится. Крот роет ходы очень быстро. Он выкапывает особые ходы к воде – лужам и ручьям. На зиму кроты уходят вглубь, где земля не промерзает. Длина крота 12,5 – 15 см, хвост до 2,8 см. рождается обычно 4 -5 детенышей.
Кит. Вместо ног – плавники и нет шерсти. В группе зверей самое большое животное. С помощью плавников плавает, тело его скользит в воде. У него нет шерсти, но есть несколько одиночных волосков на голове. Они очень чувствительные и помогают ему находить пищу. Киты дышат легкими и рождают живых детенышей, которых кормят молоком. Длина самого большого кита более 20 м, а вес более 100 тонн. Самый маленький длиной 1-2 м. Бывают зубатые и усатые киты. У зубатых 270 зубов. Свою добычу они не жуют, а заглатывают.
Летучая мышь. Что необычного в строении летучей мыши?
Вместо лап – крылья. Это единственное летающее животное в группе зверей. Они питаются насекомыми. Живут в щелях домов, дуплах, расщелинах скал и пещерах. Охотятся они ночью или в сумерки. Днем спят, прицепившись к ветке или скале вниз головой.
3. Рассмотрите следующую группу животных. Слайд №17
Как она называется? (Птицы).
По какому признаку их объединили? (Тело покрыто перьями). Слайд №18
Умение летать не является признаком птиц. Есть птицы, которые не летают – это страус и пингвин (Слайд № 19), но их тело покрыто перьями.
Страусы не умеют летать. Крылья им служат для украшения. У них очень сильные и длинные ноги, на которых они бегают так же быстро, как лошади. Едят траву, гусениц, ящериц и мелких жучков.
Пингвин морская птица. Хорошо ныряет и плавает, добывая себе пищу: рыбу, крабов, рачков. Не умеют летать, т.к. вместо крыльев лапы-ласты, которые помогают им плавать. Их тело покрыто густым непромокаемым оперением.
Найдите описание этой группы в учебнике, прочитайте.
Какой основной признак этой группы? (Тело покрыто перьями).
Физминутка.
4. Следующий вид, о котором пойдет речь, обитает на суше, но и в воде чувствует себя прекрасно. Органы передвижения – конечности, изгибание тела. Тело покрыто роговыми чешуйками или панцирем, которые защищают от повреждений. Питаются насекомыми, гусеницами, лягушками, но есть среди них и хищники. Слайд №20
О какой группе идет речь? (Пресмыкающиеся (или рептилии)).
Какие животные относятся к этой группе?
Прочитайте описание этой группы в учебнике.
5. Посмотрите на экран. Какие животные изображены? (Лягушки, жабы, тритон). Слайд №21
Как называется группа, к которой они относятся?
Земноводные. Слайд № 22
Как вы думаете, почему их так назвали? (Живут и в воде и на суше).
Найдите описание этой группы в учебнике.
6. А сейчас я перечислю основные признаки следующего вида, а вы догадайтесь о ком пойдет речь.
Эти животные живут в воде, тело покрыто чешуей, передвигаются при помощи плавников, дышат жабрами.
Это рыбы. Слайд №23
Каких представителей группы рыб в знаете?
Найдите описание этой группы в учебнике.
7. Какую группу мы с вами не назвали? (Насекомые) Слайд №24
По какому признаку выделили эту группу?
6 ног – 3 пары, 1 пара усиков, 1-2 пары крыльев, тело разделено на 3 части.
Давайте прочитаем описание этой группы в учебнике.
Итог: с какими группами животных мы познакомились?
IV. Закрепление.
1. У вас на партах лежат листочки со схемой, а отдельно основные признаки животных. Вам надо соединить название группы с ее признаками. (Работа в парах).
2. А теперь давай те проверим, как вы выполнили задание.
Посмотрите на экран и сравните с вашей схемой. Слайд № 25
Эти существенные признаки вы должны запомнить.
V. Итог.
VI. Домашнее задание.