Представление урока
Главная цель образовательной области “Технология” – подготовка учащихся к самостоятельной трудовой жизни в условиях рыночной экономики.
Один из десяти разделов содержания предмета “Технология” – “информационные технологии”, – предполагает ознакомление учащихся с возможностями использования компьютерной техники для решения практических задач, а также формирование определенных навыков и умений в работе с наиболее распространенными типами прикладных программных средств на уровне пользователя.
Информационные технологии все шире применяются в самых различных сферах практической деятельности современного человека, вносят значительные изменения в технологические процессы. Основным практико-ориентированным учебным предметом общеобразовательной школы является технология.
Тема урока “Программа Visio – основные инструменты и возможности использования” выбрана не случайно. Она позволяет мне на примере новой программы продемонстрировать удобный способ работы по составлению различных планов и схем, способствовать развитию интереса учащихся и их творческой активности, а также формированию операционного мышления, направленного на выбор оптимальных решений.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Цель урока: изучить основные инструменты графического редактора Visio и создать проект благоустройства школьного участка.
Согласно цели урока я ставлю образовательную задачу: освоить работу с линиями и фигурами в графическом редакторе, а также применить полученные знания в нестандартной ситуации.
Урок содействует также формированию графической культуры и культуры труда, ответственности за выполняемую работу и аккуратности.
Эти задачи формируют элементы технологической культуры учащихся.
Проектная культура является одной из компонентов технологической культуры и в процессе обучения необходимо постепенное формирование соответствующих умений. Поэтому даже структура моего урока аналогична плану работы над проектом. Идея рождает замысел, далее идет поиск и сбор необходимой информации (собственные знания и жизненный опыт учащихся, и обмен информацией с другими лицами – учителем), общение со средствами (ПК) и разработка собственного продукта и его презентация.
На уроке я использую объяснительно-иллюстративный метод для введения инструментария новой программы, а также флеш-анимацию для иллюстрации некоторых операций, что позволяет мне не только сократить время, но и продемонстрировать работу программы в динамическом режиме.
Самостоятельная работа учащихся по рисованию плана футбольного поля предшествует практической работе. На этом этапе они пробуют самостоятельно разработать эскиз футбольного поля, но работа проводится в форме упражнения, поэтому действовать учащиеся будут по предложенному алгоритму. Этот репродуктивный метод позволяет подготовить ребят к выполнению творческого задания.
На уроке предполагается проведение небольшого тестирования на этапе первичного закрепления знаний. Тест включает несколько заданий на сопоставление с использованием взаимопроверки обучающихся, что содействует формированию аккуратности и ответственности за выполняемую работу.
Урок направлен на развитие интеллекта, логического и абстрактного мышления, умения применять теоретические знания для решения социальных задач. С этой целью в урок включена практическая работа (минипроект). Ромен Роллан писал: “Вся радость жизни в творчестве” и, конечно, каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников. Я надеюсь, что создание своего проекта благоустройства школьной территории станет именно таким моментом. Школу делают те, кто в ней учится! Тема практической работы должна привлечь обучающихся не только к решению конкретной практической задачи по разработке эскиза пришкольного участка, но, и, надеюсь, побудит их к участию в Окружном конкурсе.
Проектная работа за столь короткое время требует четкой организации собственного труда, определенных навыков работы в информационной среде, ведь обучающимся предстоит оперативно съинтегрировать полученные знания, провести отбор наиболее значимых данных, реализовать задуманное, ориентируясь на достижение конечной цели, а не на вычерчивание конкретного элемента. Это не простая задача и, возможно, данная компетенция сформирована не у каждого. Поэтому я не ожидаю абсолютного результата выполнения данного задания. Учитывая возрастные особенности учащихся, а также их различную степень владения навыками черчения и информационной культуры, я предлагаю им раздаточный материал, включающий возможные элементы эскиза и их графическое изображение, а также определяю круг возможных недочетов в рамках “Добрых советов”. Моя роль во время практической работы сводится к активному наблюдению, оказанию необходимой помощи и корректировке деятельности отдельных учащихся.
Этап презентации полученных результатов является также “учебным” элементом и направлен на приобретение навыков представления итогов своей деятельности и воспитание культуры общения и поведения.
И, конечно, я постараюсь создать ситуацию успеха для каждого ребенка. Макс Лауэ писал: “Не так важно приобретенное знание как развитие способности мышления”. И если, придя домой, он захочет что-то еще попробовать создать в данной программе, я буду считать, что мой урок удался.
Спасибо за внимание.
Ход урока
Цель урока:
- Изучить основные инструменты графического редактора Visio и создать проект благоустройства школьного участка.
Задачи урока:
Образовательная:
- Освоить работу с линиями и фигурами в графическом редакторе;
- Применить полученные знания в нестандартной ситуации.
Воспитательная:
- Формировать графическую культуру, ответственность за выполняемую работу;
- Формировать аккуратность;
- Воспитание культуры общения и поведения;
- Повышение интереса и побуждение желания участвовать в окружных конкурсах;
- Развития;
- Интеллекта;
- Логического и абстрактного мышления;
- Умения применять теоретические знания для решения социальных задач.
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Межпредметные связи:
- Информационно-коммуникационные технологии;
- Черчение.
Формы работы на уроке:
- Беседа;
- Индивидуальная работа за ПК;
- Задания на соответствие;
- Самостоятельная работа учащихся (минипроект).
Оборудование урока: мультимедийный проектор, персональный компьютеры по числу учащихся, раздаточный материал.
Организационный момент
Здравствуйте, ребята! Зовут меня Георгий Алексеевич. На эти 30 минут я буду вашим учителем компьютерных технологий.
Слайд 1: Внимание, конкурс!
Слайд 2: Фотографии разных школ и их территорий.
В нашем округе проходит конкурс проектов по благоустройству школьных участков. А все ли хорошо устроено на вашем пришкольном участке? Что бы хотелось изменить? Что построить?
Слайд 2: Фотография школы из космоса (Google Maps). (Реплики учащихся.)
Итак, идея перепланировки пришкольного участка у нас уже есть. Наш урок должен дать ей достойное воплощение. Компьютерные технологии уже прочно вошли во все сферы жизни и, конечно, нам без них не обойтись.
Актуализация знаний
Скажите, если надо разработать план пришкольного участка, то какими компьютерными программами, способными это сделать, мы можем воспользоваться?
(Давайте вспомним, что вам известно о компьютерной графике?)
- Какие программы для рисования вам известны?
Переход к новой теме.
Действительно существует множество программ, в которых можно рисовать и заниматься графикой. Однако каждая из них имеет свои особенности: в одной удобнее редактировать фотографии, в другой – создавать диаграммы на основе таблиц, в третьей – работать над инженерными чертежами, в четвертой – создавать величественные картины…
Сегодня мы приоткроем завесу тайны над еще одной необычной программой. Называется она Visio.
Visio – в чем-то уникальная программа. Она поможет нам создать план дома и маршрутную карту, нарисовать блок-схему и осуществить перестановку мебели, построить диаграмму и спланировать собственное рабочее место.
Слайд 3 с образцами рисунков.
Посмотрите на экран: все эти изображения были созданы именно в этой замечательной программе.
Нам предстоит сегодня:
- Узнать основные элементы этой программы;
- Научиться создавать в ней некоторые объекты;
- И, наконец, воплотить свою мечту и сделать собственный проект обустройства пришкольной территории!
Давайте работать быстро, с огоньком, с фантазией!
Усвоение новых знаний.
В начале познакомимся с некоторыми инструментами программы, которые помогут в дальнейшей работе:
Слайд. Меню “Файл”.
Как и во всех офисных программах меню “Файл” позволяет нам не только сохранить документ в удобном виде, но и изменить расположение листа.
Слайд. Панель объектов.
Простейшие фигуры также можно найти на панели слева. Это библиотека программы. Однако порой нам хочется создать какой-то свой новый объект, постоянно его использовать, вставлять в свои схемы. За это действие в Visio отвечает инструмент “Рисование”.
Слайд. Инструмент “Рисование”.
Давайте на своих компьютерах попробуем найти эту панель инструментов… Перечислите, какие инструменты вы на ней видите? Линия, прямоугольник, эллипс, дуга, ломаная.
Посмотрим на инструменты, которые находятся немного левее – там вы найдете изменение толщины линии, заливку текста и фигуры. Все это позволяет делать понятными и удобными для чтения чертежи и схемы.
В нашей непростой работе нам будет помогать маленький помощник – курсор (он же указатель)! Найдите его. Как только вы нарисовали объект – щелкните по указателю – и вот вы уже можете менять, редактировать и выделять свой шедевр.
Для увеличения или уменьшения фигуры надо ее выделить указателем и затем “потянуть” курсором за любую из зеленых точек-маркеров.
У любой фигуры также можно изменить цвет линий, их толщину. Смотрите Пиктограмму (третья справа) на панели инструментов.
Видеофрагмент. Рисование примитива, выделение курсором.
Мы с вами познакомились с некоторыми инструментами, давайте же их испробуем в работе! Но прежде, хочу вам напомнить некоторые правила техники безопасности:
- Не разрешается трогать провода и разъемы компьютерной техники;
- Руки при работе с клавиатурой и мышкой должны быть чистыми и сухими
- При возникновении неисправности необходимо сразу обратиться к учителю.
Какие объекты могут быть на пришкольном участке?(Реплики учащихся.)
Согласен. Для изображения некоторых объектов ландшафтного дизайна нам явно будет мало тех элементов, что присутствуют в библиотеке программы. Ведь зеленый прямоугольник лишь очень отдаленно ассоциируется с футбольным полем.
Слайд Футбольное поле
На футбольном поле должны быть…?
- Ворота
- Разметка
- Трибуны
В программе есть очень интересная функция: все линии, эллипсы и прямоугольники мы можем объединять. Этот процесс называется группировка. Группировка помогает из нескольких объектов создать один.
Группировка выполняется так:
Видеофрагмент. Группировка объекта “смайлик”.
Рсуем отдельные элементы, затем с помощью указателя захватываем одновременно все элементы; щелкаем правой кнопкой мыши внутри выделенной области и выбираем команду “Фигура” – “Группировать”. Теперь вместо нескольких независимых элементов получился один.
Попробуйте нарисовать футбольное поле по алгоритму:
- Рисуем прямоугольник,
- Заливка зеленым цветом,
- Поперечная линия разметки,
- Круг посередине (удерживаем Shift),
- Изменение толщины линий разметки,
- Разметка – белым цветом,
- Рисуем ворота-прямоугольнички,
- Выделение всех объектов и их группировка.
Молодцы! Вот так – в несколько действий у нас получилось футбольное поле.
(Для тех, кто успеет выполнить задание раньше других – спецзадание: нарисовать скамейку (вид сверху))
Обратите внимание на еще один инструмент, который нам может понадобиться – это изменение масштаба листа. Он находится в правом верхнем углу панели инструментов. Увеличение масштаба листа позволит более точно прорисовать мелкие элементы, его уменьшение – увидеть весь лист целиком. Попробуйте увеличить масштаб листа до 150%.
Первичное закрепление знаний.
Давайте с вами оторвемся от компьютеров и подведем итог, какая команда и какой инструмент, за что отвечает в Visio. Перед вами бланки теста, проставьте номера напротив обозначений команд. Времени на это даю вам совсем немного, вы должны успеть за 2 минуты. На старт, внимание, марш!
Обменяйтесь листами тестов и проверьте ответы своего товарища. Система оценки 5-балльная.
Слайд проверка теста
Практическая работа.
Вы успешно справились с изучением инструментария программы, поэтому теперь смело перейдем к практической работе. Только проведем ее в виде небольшого конкурса! Сверните окно программы и найдите на “Рабочем столе” файл, который называется “Конкурс”. Откройте его.
Узнаете? На рисунке изображена ваша школа, улица, жилые дома, которые находятся рядом. Я предлагаю вам дать волю фантазии, мечтам! Школу делают те, кто в ней учится! Представьте себя ландшафтными дизайнерами и за 10 минут предложите свой собственный проект обустройства территории вокруг школы в программе Visio.
Замысел ваш благороден; идея ваша прекрасна; знаний и средств для такой работы достаточно.
У вас есть лист – подсказка, где перечислены возможные объекты пришкольного участка и даны некоторые общепринятые обозначения.
И еще. Перед работой я хочу дать вам несколько советов.
Слайд Добрые советы.
ВПЕРЕД! И будьте готовы представить большому жюри свою работу, аргументировать, защитить.
Выполнение практической работы. Лучшие работы устраивают мини-защиту…
Вопросы к защите:
- Что изображено?
- С помощью каких инструментов программы создавались объекты?
- Интересно ли тебе создавать свой проект?
- Сможешь ли ты с помощью этой программы создать план новой кухни?
(Это действительно можно сделать и именно в подобной программе работают менеджеры в магазине ИКЕА).
Контроль и самопроверка (Приложение 1).
Подведение итогов занятия.
С 9 октября в нашем округе проходит конкурс на лучшую обустроенную территорию школы, он называется “Школьный дворик”. Я уверен, что некоторые работы, которые вы создали, немного познакомившись с Visio, при небольшой доработке могут быть представлены на этот конкурс.
Вот и подходит к концу наш урок. Я постарался за короткое время открыть перед вами возможности новой программы и перспективы работы в ней. Вы попробовали создать свой собственный проект, защитить его; научились из простых объектов создавать более сложные, использовать их в своей работе.
Работали вы, ребята, отлично. Успехов вам в изучении технологии и информатики. Спасибо!