Научно-исследовательская деятельность в развитии творческой личности учащихся

Разделы: Внеклассная работа


Среди множества проблем, с которыми мы сталкиваемся в процессе работы в школе, была и остается одной из главных – проблема творческого развития личности учащегося. Некоторое время назад, данная проблема, в реальной педагогической практике очень часто не находила конкретных методических решений, а лишь декларировалась. Положение усугубляется тем, что до сих пор в учебной литературе для школьников преимущественно приводятся вопросы и задания, ориентирующие их на осуществление репродуктивной и частично – поисковой деятельности. Задания творческого уровня встречаются относительно редко. В результате возникает дисбаланс между относительно высоким уровнем теоретических знаний учащихся и неспособностью использовать полученные знания для решения задач творческого уровня, требующих проявление нешаблонного мышления. У ребят слабо развита способность самостоятельно принимать решения и инициативность в учебном труде. А ведь именно от вышеназванных качеств зависят успехи и неудачи человека в профессиональной и иных сферах.

Учащиеся в процессе обучения должны не только приобрести необходимые знания и умения, но и выработать опыт эмоционального отношения к процессу познания и опыт самостоятельной творческой деятельности. От выпускника школы требуется умение аналитически подходить к изучению явлений природы и общественной жизни, проявляя при этом способность к творческому поиску, определению принципиально новых подходов к решению разнообразных теоретических и практических проблем во всех областях человеческой жизни. А успешное развитие творческого (нешаблонного, альтернативного) мышления у школьников возможно только при такой организации учебного процесса, когда учащиеся систематически вовлекаются в процесс активного интеллектуального поиска. При этом школьник оценивает возникшую учебную проблему, принимает обоснованное и взвешенное решение, реализует его на практике. Таким образом, учащиеся становятся в ситуацию “первооткрывателя”, добывающего новые “научные” знания, а, следовательно, обучаются способом творческого исследовательского поиска. Одним из средств развития творческих способностей школьников считается включение их во внеклассную научно-исследовательскую деятельность. Исходя из этого была выработана определенная концепция деятельности.

Гипотеза. Поскольку только в поиске, в ходе самостоятельных исследований развивается мышление ребенка, а знания и умения добываются в результате его собственного труда, то одним из средств для развития творческих способностей школьников является научно-исследовательская деятельность. Воспитание ученика-исследователя – это процесс, который открывает широкое пространство для развития активной и творческой личности.

Цель:

  • формирование творческой личности, обладающей навыками самостоятельной научно-исследовательской работы;
  • ознакомление с современными достижениями наук в области изучаемых проблем, углубление знаний и привитие интереса к предмету.
  • профориентация учащихся.

Задачи.

  1. Изучить и обобщить научно-методическую литературу, затрагивающую данную тему.
  2. Ознакомиться с опытом работы учителей других школ города.
  3. Организовать научное общество и привлечь туда учащихся.
  4. Разработать тематику возможных исследовательских работ и предложить учащимся, организовать учебу.
  5. Привлечь учащихся к участию в научно– практической конференции “Шаг в будущее”.
  6. Разработать систему поощрений.

Критерии оценки. Результативность достижения поставленных целей и задач оценивается по наличию у учащихся таких качеств, как:

– альтернативность и гибкость мышления;
– умение видеть необычную функцию объекта;
– умение переносить ранее усвоенное в новую ситуацию;
– способность самостоятельно усмотреть проблему в привычной ситуации, комбинировать ранее известные способы деятельности в новые;
– наличие новых, оригинальных идей.

Диагностировать эти способности можно путем анкетирования, тестирования, самооценки учащихся и педагогического наблюдения.

Для работы с учащимися применялась следующая модель деятельности.

  1. Благодаря отдельно взятым ярким моментам по предмету вызвать у учащихся интерес к исследовательской работе.
  2. Предложить выполнить групповым методом не очень сложную, но практически значимую работу.
  3. Используя ситуацию успеха привести учащихся к пониманию необходимости знакомства с научной литературой по данной теме.
  4. Организовать учебно-исследовательский практикум.
  5. Предложить учащимся темы для проведения самостоятельных исследований и всесторонне помогать им в выполнении работ. Вести их постепенно от подражания и ремесленного исполнения дела к своеобразному, творческому, вооружая их необходимыми умениями и навыками и, конечно, стимулируя творческую деятельность. Подводить промежуточные итоги.
  6. За 1.5–2 года подготовить такие работы, которые можно было бы выдвинуть на городскую научно– практическую конференцию “Шаг в будущее”.
  7. Продолжить работать с новыми группами учащихся.

Целевыми группами являются учащиеся 6-х – 11-х классов МОУ СОШ № 9 (возраст 14–17 лет).

Время реализации – от 1,5 лет и далее.

В ходе работы возможны некоторые негативные тенденции, как:

  • Замена исследовательской работы рефератом, т.е. обзором различных научных произведений;
  • Использование чужих текстов, скачивание материала из интернета;
  • Потеря интереса к работе,
  • Неумение оформлять работу, защищать ее и т.д.

Первую и последнюю тенденции можно ликвидировать благодаря учебе, семинарам и индивидуальным консультациям (научить, как вести исследование).

Подлинность реферата проверить труднее, но и тут есть пути решения проблемы:

– тщательно проверять самостоятельность (можно в беседе);
– проверять понимание смысла всех терминов;
– задавать вопросы по существу текста и т.д.

Запрещать пользоваться интернетом нереально, кроме того, интернет действительно дает богатейшие возможности для поиска и получения информации. Поэтому учителю просто необходимо учить ребят поиску научной информации и разумному ее использованию.

Интерес к работе можно поддерживать с помощью системы различных поощрений.

Организация научно-исследовательской деятельности учащихся

Залог успеха в любом деле – правильная изначальная организация.

Как построить свою работу, с чего начать, какие использовать методы и приемы, к каким результатам надо стремиться? Такие вопросы возникли в начале работы. Путеводной звездой их решения стал анализ того, что должны знать и уметь учащиеся.

Также волновал важный вопрос: от каких условий зависит успешность совместной работы учителя и учащихся. Отвечая на него можно назвать целый комплекс факторов: общий уровень педагогической квалификации учителя, интеллектуальный потенциал учащихся, отношение ребят к изучению предмета, возраст учащихся, личностные отношения между учителем и учеником, оснащенность кабинета современными средствами обучения и т. д.

В ходе работы важно поддерживать постоянный контакт с учеником, отслеживать его успехи и неудачи. Ребята не должны потерять интерес, учителю нужно постоянно поддерживать этот интерес, укреплять его, помогать.

Очень важно использовать различные способы стимулирования: похвалу, оценку, рейтинг, различные награды за успешную творческую деятельность, учет проведенных исследований во время зачетов и экзаменов, выдвижение для участия в городской научно-практической конференции “Шаг в будущее”, публикация и т.д.

Как показал опыт работы, вопрос перевода ученика из пассивного объекта обучения к деятельной творческой личности достаточно эффективно решается в процессе использования групповой формы познавательной работы. Поэтому данный метод широко использовался в нашей работе. Да и ребята сами охотнее идут работать именно в группы (парами), т.к. этот метод помогает лучше справляться с работой. Коллективная работа приучает ребят к взаимной ответственности за общее дело. Парная работа способствует концентрации мышления и рождению новых идей.

Как правило, защита работ проходит с активным участием оппонентов, в качестве которых выступают учащиеся других групп, что особенно ценно для формирования внутренней мотивации.

Работа началась с того, что при изучении темы ”Лишайники” было сообщено ребятам о возможности использования лишайников для выяснения степени загрязненности атмосферного воздуха в микрорайоне школы. Ребят это заинтересовало, и мы попытались проследить зависимость видового разнообразия эпифитных лишайников от степени загрязненности атмосферы и определить границы лишайниковых зон. Таким образом на основе простых наблюдений не только можно расширить знания о лишайниках, но и направить познавательную способность в исследовательское русло.

Данная работа получила продолжение: ребята выяснили зависимость степени загрязнения воздуха от автомобильного потока по улицам микрорайона.

Затем была изучена экологическая комфортность школьных кабинетов и ее влияние на самочувствие учащихся. По итогам данной работы ребята разработали и вручили администрации школы рекомендации. И тут они почувствовали, что реально могут повлиять на экологическую обстановку в школе, что их работа имеет практический результат. Это вызвало повышение интереса ребят к исследовательским работам. Ведь интерес к исследованию тем выше, чем актуальнее работа, чем большее практическое значение она имеет. Нельзя с полной отдачей исследовать что-то только ради самого исследования. Важно, чтобы каждый поиск включал в себя элемент новизны. Главное здесь – не увлечение новыми приборами и сложными вычислениями, а доказательность выводов, показ, что они не надуманы, а естественно следуют из полученных данных.

С этой работой мы впервые вышли на городскую научно-практическую конференцию “ Шаг в будущее ”.

Тематика и характер исследовательских работ могут быть различны, но в большинстве случаев отвечают школьным программам. Большой популярностью среди старшеклассников пользуются работы, связанные с экологическими, социологическими, психологическими исследованиями. Ребят помладше интересуют работы, связанные с их домашними животными (изучение языка звуков, запахов, телодвижений животных; их реакция на музыку и другие раздражители; дрессировка и т.д.). В этом ключе была выполнена работа “Мифы и реальность из жизни кошек”.

Некоторые темы исследований учащиеся находят сами. Например, в одном из номеров газеты ”Комсомольская правда” сообщалось, что генеральный инспектор Министерства образования Франции Жан Ферье в своей работе ”О влиянии пола и месяца рождения на успехи и отставание в школе” утверждает, что больше отличников и хорошистов среди тех ребят, которые родились весной. Ребят эта тема заинтересовала и в результате была выполнена работа “Рождаются ли отличники весной?”.

В ходе выполнения, оформления и защиты исследовательских работ возникало у ребят немало затруднений, в частности:

– замена исследовательских работ реферативными, т.е. обзором различных научных произведений;
– отсутствие законченности в работе;
– неспособность учащихся грамотно вести дискуссию по защите результатов своих исследований;
– правильное оформление своих работ и т.д.

Поэтому с первых дней проводились семинарские занятия, индивидуальные консультации с учащимися, где ребята поэлементно обучались исследовательским навыкам.). В процессе защиты работ в школе рассмотрение теоретических проблем также сочеталось с некоторыми тренировками: в произнесении доклада, его обсуждении, дискуссии и защите представленных идей. Учитель упражнял учащихся в правильной публичной речи, в публичном оппонировании, анализе, рецензировании и оценке представленной работы.

Далее, сделана попытка рассмотреть процесс полготовки, проведения и оформления научно-исследовательских работ учащихся на примере одной работы “Зависимость как следствие психологических проблем”.

Основные виды научно-исследовательских работ учащихся.

Среди всех творческих работ учащихся научно-исследовательскими считаются:

  • Проблемно-реферативные, написанные на основе нескольких источников, с целью сопоставления в них данных и формулировки собственного взгляда на проблему.
  • Реферативно-экспериментальные, в основе которых лежат эксперименты, методика и результат которого уже известны в науке. Нацелены на интерпретацию самостоятельно полученного результата, связанного с изменением условий эксперимента.
  • Описательные, нацеленные на наблюдение и качественное описание какого-либо явления. Отличительной особенностью является отсутствие типизированной методики исследования, которая определяется спецификой наблюдения объекта.
  • Информационно-реферативные, написанные на основе нескольких источников с целью освещения какой-либо проблемы.

Структура исследовательской работы

1. План или оглавление с указанием страниц, глав, разделов.

2. Введение (обоснование темы, ее актуальность, история вопроса).

3. Основная часть (излагается содержание работы):

  • Краткий обзор литературных источников по данной теме.
  • Методика исследования.
  • Результаты исследования.
  • Выводы по результатам исследования.

4. Практическое значение исследовательской работы, рекомендации.

5. Список использованной литературы.

Главам и параграфам даются названия. Страницы должны быть пронумерованы. Цитаты в тексте работы заключаются в кавычки. На каждую цитату следует давать указание источника. Таблицы и рисунки располагаются после первого упоминания о них в тексте. Если таблицы непосредственно не связаны с текстом, то их можно располагать в приложении.

Основные этапы выполнения исследовательской работы

I. Информация по школе. Общие вводные занятия. Учащиеся знакомятся друг с другом, с особенностями и методикой выполнения исследовательских работ, с опытом старших товарищей. Так, например, теоретические занятия НОУ в сентябре-октябре проводятся по следующему плану:

1. Вводные занятия.
2-3. Подготовка к проведению научного исследования.
4. Проведение научного исследования.
5. Оформление научно-исследовательской работы.
6. Защита результатов.
7. Семинар по обмену опытом (выступления учащихся с работами прошлых лет).

При проведении этих занятий нужно помнить, что главное в учебно-исследовательской работе не овладение новыми, доселе неизвестными фактами, а научение алгоритму ведения исследования, навыкам, которые могут быть затем использованы в исследовании любой сложности и тематики. Основным является выполнение обучающей задачи.

II. Выбор тем (из перечня, предложенного учителем, или пытаются формулировать самостоятельно). Выбор темы должен быть осуществлен не позднее, чем за 6–8 месяцев до защиты.

Тема – это визитная карточка исследования. Она выбирается с учетом ее актуальности. Актуальность может состоять в необходимости получения новых данных и необходимости проверки новых методов и т.д. В ходе выполнения работы тема может быть уточнена. При выборе темы так же необходимо помнить, что она должна быть реализуема в имеющихся условиях.

Чтобы облегчить выбор темы на вводных занятиях НОУ предлагается, например, следующая ситуация (ребята работают в группах).

“По данным исследований в 1998 году среди школьников 29% употребляли психоактивные вещества, а 2000 году таких насчитывалось уже 37%.

Дети из социально неблагополучных семей имеют больше шансов быть постоянными участниками правонарушений и часто употребляют психоактивные вещества (ПАВ). С другой стороны, примерно так же высок шанс наркотизации у детей внешне благополучных, состоятельных семей”.

– Как можно объяснить эти факты? Предложите свои гипотезы.
– Какие из приведенных гипотез кажутся вам наиболее вероятными и почему?
– Как можно организовать и провести исследования, чтобы проверить правильность вашей гипотезы?

После некоторого обдумывания учащиеся высказывают свое мнение, выдвигают гипотезы. Затем каждая гипотеза обсуждается, оценивается степень ее вероятности.

Далее предлагается продумать методику исследований по проверке выдвинутых предложений, выявляются причины, которые могут исказить результаты и т.д.

По одной из выдвинутых гипотез степень наркотизации связана с психологическим неблагополучием подростка. Как правило, этих проблем больше как в неблагополучных, так и в состоятельных семьях (озабоченность родителей своим социальным положением, тревожность, конфликты создают в семье неблагоприятную обстановку).

Формулируется тема: “Зависимость как следствие психологических проблем”.

При выборе учащимися темы, данной научным руководителем, предположения по решению проблемы и гипотезы выдвигаются после обзора научной литературы.

III. Изучение научной литературы. В составлении списка необходимой для изучения литературы обязательно участие самого исследователя. В ходе изучения научной литературы создается “банк данных”, делаются выписки всего, что может пригодиться в работе. При этом не следует стремиться к заимствованию материала. Будет правильнее сопоставить, проанализировать найденную информацию.

Так, при выполнении вышеназванной работы в результате работы с научной литературой, выясняются психологические аспекты, которые имеют важное значение в формировании видов зависимости.

а) Выявляются возможные причины возникновения зависимости от психоактивных веществ у подростков:

– экономическое и социальное неблагополучие;
– неблагоприятное окружение и общественная неустроенность;
– частые перемены места жительства;
– доступность психоактивных веществ;
– семейная предрасположенность;
– склонность к антисоциальному поведению;
– неуспеваемость, отсутствие желания продолжить учебу в школе;
– протест и риск в подростковом возрасте;
– общение со сверстниками, употребляющими психоактивные вещества;
–реклама и т.д.

b) Рассматриваются факторы риска в семье, в школе. Личностные факторы риска.

с) Изучаются психологические стороны проблемы, приводящие к возникновению зависимости.

  • Возраст (рассматриваются основные этапы возрастного развития ребенка и выделяются возможные “подводные рифы” каждого этапа).
  • Характер. Конечно, трудно говорить о каком-то определенном характере, который является причиной ранней наркозависимости. Правильнее рассматривать отдельные личностные черты, способные детерминировать приобщение несовершеннолетних к психоактивным веществам.

d) Рассматривается механизм возникновения зависимости и т.д.

е) Делаются определенные выводы, например:

“Употребление психоактивных веществ пагубно влияет на личность в целом и индивидуальные особенности, в частности:

  • снижает уровень функционирования психических процессов, памяти, внимания;
  • заостряет характерологические особенности;
  • снижает уровень выполнения мыслительных операций;
  • снижает уровень психической адаптации (эмоциональная измененность )”

IV. Предварительные предположения и гипотезы.

Гипотеза должна быть проверяемой, содержать предположения, соответствовать фактам, быть логически непротиворечивой. И так, в результате анализа и обобщения теоретического материала была выдвинута гипотеза о том, что зависимость от психоактивных веществ возникает вследствие психологических проблем, и наоборот, психологические проблемы могут быть следствием зависимости от ПАВ.

V. Продумывание экспериментов, их ожидаемых результатов. Определение цели и задач исследований.

Цель – это конечный результат, которого хотел бы достичь исследователь в завершении своей работы. Задачи исследования – это выбор путей для достижения цели в соответствие с выдвинутой гипотезой.

Например:

Цель. Установить связь между употреблением ПАВ подростками и их психологическими проблемами.

Задачи.

  1. Выбрать две группы: а) не употребляющих ПАВ (учащиеся МОУ СОШ № 9)
    б) употребляющих ПАВ (для этого обратиться за помощью в МНПЦ ОНД)
  2. Провести психологическое исследование и работу с карточками людей, употребляющих наркотики.
  3. Провести анкетирование в испытательной группе (в группе людей, не употребляющих наркотики).
  4. Сравнить результаты и сделать выводы.

VI. Определение методов, подготовка оборудования.

Метод – способ достижения цели исследования. Методы бывают общие и специальные. Общие методы:

а) теоретические (моделирование, абстрагирование, анализ и синтез, восхождение от абстрактного к конкретному);
б) эмпирические (наблюдение, эксперимент, сравнение, измерение);
в) математические (статистические, визуализация данных и т.д.).

Выбор того или иного метода совершается при обязательном руководстве педагога.

Так, для выполнения вышеуказанной работы были выбраны методы: теоретическое обобщение и анализ материала, наблюдение, психологическое тестирование и анализ полученных данных, сравнение.

Для тестирования использовались:

– шкала поиска ощущений (методика М. Цукермана);
– проективные рисунки ДДУ;
– тест самооценки по Дембо-Рубинштейну;
– тест “Пословицы” (на определение уровня познавательных процессов);
– тест ММИЛ (выявляет негативные черты характера) ;
– тест “Исключение пятого” (показывает сохранность внимания);
– таблицы Шульте – устойчивость внимания;
– тест Люмера и клиническая беседа, позволяющая увидеть состояние обследуемого лица, его нервно– эмоциональную устойчивость и др.

VII. Проведение научного исследования, фиксация данных.

Для этого в начале составляется рабочий план, где указываются основные этапы исследования, последовательность действий и т.д.

VIII. Анализ полученных данных. Проведение рассчетов, построение таблиц, диаграмм; сравнение с литературными источниками, предварительные выводы.

Так, в результате проведенного исследования было установлено, что в группе наркоманов все 100% испытуемых имеют различные психологические проблемы, у 100% обследованных снижен уровень психологической адаптации в силу различных отклонений от нормы (см Таблицу № 1).

Таблица 1.

Психологические проблемы % от общего числа обследованных наркоманов
Характерологические отклонения 72%
Признаки нервно-эмоциональной неустойчивости, дефекты в эмоционально-волевой сфере 100%
Снижение в интеллектуальной сфере(страдают память, внимание, мышление) 100%

Приведенные данные свидетельствуют, что все обследованные по тем или иным основаниям входят в проблемную область.

Данные анкетирования группы здоровых людей в сопоставлении с группой зависимых от ПАВ приводится в следующей таблице.

Таблица 2.

1 – снижение уровня психической адаптации.
2 – снижение уровня мыслительных операций.
3 – дефекты в эмоционально – волевой сфере.
4 – заострение некоторых черт характера.

Как видим, у наркоманов гораздо больше проблем, чем у здоровых людей. По результатам исследования в целом можно сделать вывод, что гипотеза, выдвинутая в начале исследования, полностью подтвердилась. ПАВ оказывает пагубное влияние не только на физическое, но и на психическое здоровье человека, а наличие психологических проблем прямо пропорционально возникновению зависимости от ПАВ.

IX. Консультации, обсуждения.

Х. Оформление работы.

XI. Рецензирование и защита работы.

Критерии оценки работы.

  1. Актуальность работы.
  2. Степень самостоятельности автора.
  3. Умение сформулировать и обосновать вывод.
  4. Степень раскрытия темы реферата.
  5. Качество оформления.

Структура доклада при защите.

  1. Краткое повторение введения исследовательской работы
    (обосновывается актуальность темы, описывается научная проблема, формулируются задачи и указываются его основные методы)
  2. Представление содержания глав (особое внимание обратить на итоги проведенного исследования, на личный вклад автора).
  3. Краткое изложение основных выводов по результатам исследования, рекомендации.

При изложении основных результатов используются схемы, чертежи, графики, таблицы, слайды и т.д. Демонстрируемые материалы не должны перегружать выступление и должны быть видны всем. Особое внимание нужно обратить на речь. Она должна быть ясной, грамматически точной, выразительной.

Учебно-исследовательская работа – это деятельность, главной целью которой является результат, она направлена на обучение учащихся, развитие у них исследовательского типа мышления.

Такая форма работы не случайно пользуется у старшеклассников популярностью, так как она дает возможность: выбирать интересующую ученика тему, высказывать и защищать свою точку зрения.

Главный личностный результат такой работы – удовлетворение от умения организовывать свой труд, работать с литературой, самостоятельность мышления. А это то, для чего мы 11 лет обучаем, развиваем и воспитываем наших учеников.

Опыт нашей работы в течение нескольких лет полностью подтверждает гипотезу о том, что научно-исследовательская работа является одним из средств для развития творческой личности.

Рассмотренный выше опыт работы может быть полезен для других учителей, которые только начинают свою деятельность в этой области; тем более, что многие вопросы методологии научно-исследовательской деятельности на сегодняшний день недостаточно разработаны.