Ведущий:
Счетный конкурс открываю,
Добрый день мои друзья!
Четыре команды на турнире,
Их сейчас представлю я!
(Команды представляют себя – название, девиз, приветствие.)
Ведущий: Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в путешествие на математическом поезде. Вы проедете немало занимательных и интересных станций, на каждой из которых вас ждут нелегкие испытания. Но для того, чтобы сесть в поезд, необходимо купить билеты в кассе.
Касса
Командам предлагаются задачи для устного счета. Ответы записываются на листочках. Ответы сразу проверяются и в зависимости от результата выдаются билеты в мягкий, купейный, плацкартный и жесткий вагоны. Количество баллов и тип вагона записываются на маршрутном листе. При равенстве баллов побеждает в конце игры та команда, которая ехала в лучшем вагоне.
Маршрутный лист делается следующим образом. На 1-ой странице пишут, какой команде выдан путевой лист и указывают порядок прохождения станций (для каждой команды он различный). По мере того, как команда прибывает на ту или иную станцию, дежурный по станции заполняет маршрутный лист.
Вопросы:
- Дать определение отрезку.
- Как найти неизвестный делитель?
- а * 0 = ….
- Как найти площадь прямоугольника?
- Назвать наибольшее двузначное число.
- а : 0 = …
- Как найти периметр квадрата?
- Назвать наименьшее двузначное число.
- Как найти неизвестное уменьшаемое.
- Сколько сантиметров в одном дециметре?
- Чему равна площадь квадрата со стороной 5 см.?
- Какое название имеет дробь ½?
- Четверо играли в домино 4 часа. Сколько играл каждый?
- Петух, стоя на одной ноге, весит 3 кг. Сколько он весит, стоя на двух ногах?
- Произведение и сумма, каких натуральных чисел равны?
- Сколько получится десятков, если 2 десятка умножить на 3 десятка? (60 десятков.)
Пока идет заполнение маршрутных листов ребятам предлагается посмотреть шуточные сценки.
Сценка “ Среднее арифметическое”
Олег стоит задумавшись.
Лена (входя): Олег, о чем ты задумался?
Олег: Знаешь, о чем я задумался? Среднее арифметическое – гениальное изобретение математиков. Смотри, мы с тобой неразлучные друзья, все делим пополам, хорошее и плохое. Возьмем, например, оценки, которые получили сегодня. Ты получила “5” , а я “1”. Складываем, делим пополам, по тройке получили оба. Видишь, как хорошо. И отец меня не накажет. Да здравствует среднее арифметическое.
Лена: Но ты даже не спросил, устраивает ли это меня?
Олег: Подожди, но это еще не все. Ты пришла в школу на 15 минут раньше, а я на 15 минут позже. Складываем, делим пополам и выходит, что мы пришли вовремя. Вот что значит среднее арифметическое.
Лена: Ну да! Ты же гений! (В сторону.) Ну я тебя проучу. (Обращается к Олегу.) Слышишь, Олег, ты меня просил купить тебе кеды в нашем магазине. Тебе мама дала денег?
Олег: Да.
Лена: Давай я сбегаю в магазин, а ты решишь несколько примеров со своим арифметическим. (Уходит.)
Олег: Вот здорово! Наконец то и у меня будут кеды, и Роман Борисович не будет меня ругать. (Делает несколько гимнастических упражнений)
Лена: (Входит с пакетом.) Видишь, как я быстро вернулась. Я тебе кеды купила.
Олег: (С нетерпением.) Давай быстрее, покажем их. (Раскрывает пакет, с удивлением разглядывает их: один большой кед, другой маленький.) Что это?
Лена: Ты еще спрашиваешь? Это твои кеды. Один 26 размера, другой 44. Складываем, делим пополам, получаем твой размер – 35. Да здравствует среднее арифметическое.
(Олег с ужасом хватается за голову и убегает).
Шутка
Я хочу вам доказать, что в течение целого года вам почти некогда учиться в школе. В году 365 дней. Из них 52 воскресенья, 10 праздничных дней отдыха, поэтому отпадает 62 дня. Летние, зимние каникулы продолжаются не менее 100 дней. Следовательно, уже 162 дня. Ночью в школу не ходят, а ночи составляют половину года, следовательно, еще 182 дня отпадает. Остается 20 дней, но ведь не весь день продолжаются занятия в школе, а не более четверти дня, поэтому еще 15 дней отпадает. Остается всего-навсего 5дней. Многому ли можно научиться за 5 дней?
(Жюри подводит итоги и сообщает, какая команда, в каком вагоне едет.)
Ведущий: Ну, что же, все заняли свои места. Тогда поехали! По сигналу, команды расходятся по своим станциям. Время пребывания на каждой станции 5 мин. По сигналу команды переходят на следующую станцию. За временем стоянки следит начальник станции – старшеклассник. Сигналы подает ведущий.
1 станция "Эрудит".
Здесь команде предлагается разгадать кроссворд. За каждое угаданное слово – 1 балл. В конце начальник станции суммирует баллы за разгаданные слова и общее число очков записывает на маршрутном листе.
Кроссворд
По горизонтали:
- Арифметическое действие. (Умножение.)
- Число, из которого вычитают. (Уменьшаемое.)
- Число, на которое делят. (Делитель.)
- Сумма длин всех сторон треугольника. (Периметр.)
По вертикали:
5. Какая фигура изображена на рисунке? (Пятиугольник.) 6. Число, которое прибавляют. (Слагаемое.) 7. 23 = 4 · 5 + 3. 3 – это … (Остаток.) 8. Что это такое: 2х – 6 = 2? (Уравнение.) |
2 станция "Веселые нотки".
На этой станции команда должна спеть песни, в которых есть числительные. Учитывается как правильный выбор песни, так и качество исполнения. Общее число баллов начальник станции записывает в маршрутный лист.
Примеры песен: "Дважды два четыре", "Чему учат в школе", "Вместе весело шагать", "Жили у бабуси два веселых гуся", "Четыре таракана и сверчок" и др. (можно использовать и современные песни).
3 станция "Угадай – ка".
Команде предлагается решить ребусы. За числовые ребусы – 2 балла, за словесные – 3 балла.
Словесные ребусы:
1. (Точка)
2. (Минус)
3. (Сумма)
Числовые ребусы:
4 станция "Внимательная".
На этой станции команде начальник станции читает задачи. Но задачи не простые. Нужно слушать внимательно, так как вопрос будет задаваться в конце. За каждую решенную задачу присуждается 2 балла.
Задачи:
- В автобусе ехали 25 человек.
На первой остановке вышли 7 человек, зашли 4 человека.
На следующей остановке вышли 12 человек, зашли 5 человек.
На следующей остановке вышли 8 человек, зашли 6 человек.
На следующей остановке вышли 2 человека, зашли 16 человек.
На следующей остановке вышли 5 человек.
Сколько было остановок? (5 остановок)
- У четы речных Медуз был всегда отменный вкус,
И они гостей позвали, чтоб попробовать арбуз.
На обед пришел Тритон, и Морской знакомый Слон –
Ел арбуз ножом и вилкой, был любезен и умен.
А потом зашел Варан. Лег на кожаный диван.
Одиноким молчуном просидел весь вечер Сом.
И Бермудский крокодил тоже в гости заходил.
Славно было у Медуз! Съели гости весь арбуз!
Вопрос: Сколько гостей пришло к Медузам? (5 гостей)
- Летняя задача.
На речке летали 12 стрекоз.
Явились 2 друга и рыжий Барбос.
Они так плескались, они так галдели,
Что 8 стрекоз поскорей улетели.
Остались на речке только стрекозы,
Кому не страшны ребятня и барбосы.
Но вот что моя голова позабыла:
Скажите, пожалуйста, сколько их было? (12 стрекоз)
- На рынке.
Продавал Трофим на рынке топоры, ковры и крынки,
Грабли, ведра и рубанки, огурцов соленых банки,
И кастрюльки, и корзинки, даже детские машинки.
Продавал Трофим на рынке.
У прилавка все толпились, покупали, не скупились.
И хвалили млад и стар и Трофима, и товар.
Вопрос: Сосчитайте, сколько видов разных товаров продавал Трофим на трынке?
- Задача о глупом Кондрате.
Шел Кондрат в Ленинград, навстречу ему 12 ребят,
У каждого по лукошку, в лукошке – по кошке,
У кошки – по котенку, у котенка – по мышонку.
Задумался старый Кондрат: "Сколько котят и мышат
Ребята несут в Ленинград?"
[Глупый, глупый Кондрат!
Он один лишь и шел в Ленинград.
А ребята с лукошками, котятами и кошками
Шли навстречу ему, в Кострому!]
5 станция "Светофор".
Здесь команде предлагаются задачи, написанные на разноцветных кружках, которые соответствуют числу очков за задачу. Если задача на красном кружке, то за нее начисляется 6 очков, если на желтом кружке – 4 очка, а если на зеленом кружке, то 2 очка.
Задачи:
1. От данных 5 квадратиков из спичек отнять 3 спички так, чтобы осталось 3 таких же квадратиков. (6 очков.)
2. Спичечный рак ползет вниз. Переложить 3 спички так, чтобы он полз вверх. (6 очков.)
3. Положено 5 спичек. Прибавьте к ним еще 5 спичек так, чтобы получилось "три". (4 очка.)
4. Приложите к 4 спичкам 5 спичек так, чтобы получилось "сто". (4 очка.)
5. Исправьте ошибку в спичечной записи, переложив всего одну спичку.
(2 очка – за каждую исправленную ошибку.)
6. Положите на стол 3 спички. Добавьте к ним еще 2, чтобы получилось восемь. (2 очка.)
6 станция "Рыболовная."
На этой станции команде предлагаются задачи, которые сделаны на карточках в виде рыбок. С одной стороны карточки написано условие задачи, с другой стороны – указана масса рыбки. Если рыбка весит 100 г, то за решение задачи присуждается 1 очко, 200 г – 2 очка.
Задачи:
- На одной чаше весов кирпич, а на другой – половины такого же кирпича и гиря в 1 кг. Весы находятся в равновесии. Сколько весит кирпич? (2 кг.) (1 очко.)
- За книгу заплатили 1 рубль и еще полстоимости книги. Сколько стоит книга? (2 рубля.) (1 очко.)
- В комнате 4 угла. В каждом углу сидит кошка. Напротив каждой кошки по три кошки. На хвосте каждой кошки по одной кошке. Сколько же всего кошек в комнате? (4 кошки.) (1 очко.)
- Имеется кусок сукна длиной 16 м, от которого каждый день отрезают по 2 м. По истечении скольки дней отрежут последний кусок? (7 дней.) (2 очка.)
- У отца 6 сыновей. Каждый сын имеет одну сестру. Сколько всего детей у отца? (7 детей.) (2 очка.)
- Разделить 5 яблок между пятью детьми так, чтобы каждый получил по яблоку и одно яблоко осталось в корзине. (Четырем детям раздать по яблоку, а пятому отдать яблоко в корзине.) (2 очка.)
7 станция "Поздравительная".
На эту станцию все команды приходят одновременно. Здесь жюри подводит итоги, объявляет результаты и проводится награждение команд.