Тип урока: решение частно-практической задачи.
Цель: формирование у учащихся понятия «искусственным сообщество» и «сад», знакомство с его обитателями.
Задачи:
- развивать умение читать текст и выделять ключевые фразы;
- развивать умение составлять схемы по прочитанному тексту, умение выделять объекты и устанавливать взаимосвязи между ними.
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, интерактивная доска, толковый словарь Ожегова С.И.
Ход урока
I этап: организационный.
Учитель. Здравствуйте, проверьте, все ли вы приготовили к уроку. Сегодня нам предстоит с вами выполнить очень важную работу. Вы помните, что мы продолжаем заполнять дерево ваших знаний об окружающем мире. В конце нашей работы при подведении итогов урока каждому из вас предстоит ответить на вопрос: «Чему я научился на этом уроке?»
II этап: постановка учебной задачи.
Учитель. На прошлых уроках мы с вами узнали, что все организмы образуют сообщества. Какие сообщества вы уже знаете? Приведите примеры организмов, являющихся частью этих сообществ.
Дети:
– Лес – это сообщество, которое образовано разными организмами. Это и животные (разные млекопитающие, насекомые и птицы), и растения (деревья и кустарники, травы).
– Еще мы знаем, что луг и водоем – это тоже сообщества. Их тоже населяют разные животные и растения.
Учитель. Чем схожи эти сообщества?
Дети. Они схожи тем, что в каждом сообществе есть растения и животные.
Учитель. Все ли согласны с этим утверждением? Может быть, можно уточнить эту мысль?
Дети. Нет, я не согласен. Мы на прошлом уроке отмечали ключевое слово в определениях этих слов. Ребята забыли, что самое главное их сходство, что это все природные сообщества!
Учитель. Верно, ребята?
Дети:
– Да!
– А разве это так важно, ведь все сообщества являются природными. Что луг, что поле, что сад. Ведь на них обитают организмы, которые создала природа.
Учитель. Действительно, разве могут быть другие сообщества не природными?
Дети. А я дома видел в нашем учебнике, что было написано: «Сад – искусственное сообщество». Разве в учебнике может быть неправильно?
Учитель. Что же нам делать? Вдруг, правда, опечатка?
Дети. Надо выяснить, как правильно.
Учитель. На какой же вопрос нам предстоит ответить?
Дети. Каким сообществом является сад – природным или искусственным? (Этот вопрос фиксируется на доске.)
III этап: решение частно-практической задачи.
Учитель. Вы поставили перед собой непростой вопрос. Разобраться с ним нам поможет садовод. Вот к нему- то мы и отправимся.
– Итак, первое задание. Запишите все свои ассоциации к слову «сад». Напишите определения к каждому слову. Можете воспользоваться толковыми словарями.
Дети:
– Детский сад – это воспитательное учреждение для детей дошкольного возраста.
– Ботанический сад – это учреждение, коллекционирующее, разводящее и изучающее растения.
– Фруктовый сад – участок земли, засаженный деревьями, кустарниками или цветами.
Учитель. О каком саде мы будем говорить на уроке?
Дети. О фруктовом.
Учитель. Ну что же, давайте выясним, а кого мы можем встретить в саду? Проверьте свои догадки с помощью следующих заданий садовода.
– Подтвердились ли ваши догадки о том, кто живет в саду? Кто там можно увидеть?
Дети. Мы убедились, что в саду обитают не все животные. Там есть воробей и лягушка, а вот дятла там точно не встретишь.
Учитель. Стало ли вам понятно, посему сад – это искусственное сообщество?
Дети. Нет, нужно еще найти информацию. Знаний об обитателей недостаточно.
Учитель. Прочитайте статью в учебнике и попробуйте вставить пропущенные слова (Учебник, с. 2, 4).
Дети. Вот теперь все понятно! Можно добавить слова на слайд:
Сад – это сообщество, образованное плодовыми деревьями, ягодными кустарниками и травянистыми растениями. Особенностью сада является то, что все растения в нем культурные, то есть специально посажены людьми.
Учитель. Так почему же сад – это искусственное сообщество? Ведь оно образовано природными организмами!
Дети. Главное в том, что сад – образовался с помощью человека, а не сам по себе. Его не создала природа! Каждое растение в саду посажено человеком специально. Конечно, животных, например, насекомых, человек специально на разводил в саду, но они появились там, потому что там растут нужные им растения.
Учитель. Ответили ли вы на главный вопрос урока?
Дети. Да!
Учитель. Хорошо. А теперь я предлагаю вам разгадать небольшие загадки садовода. Посмотрите на иллюстрации и отгадайте название представителей сада.
– И последнее задание: Как взаимосвязаны организмы, обитающие в саду, и человек, как создатель этого сада? Ответить на этот вопрос я предлагаю вам с помощью схемы.
– Вот и подходит к концу наш урок. Схему, которую мы составили, я думаю, можно поместить на карту наших открытий. Спасибо за качественную работу на уроке.
VI этап: Подведение итогов, домашнее задание, рефлексия.
Учитель. Дома вам нужно прочитать статью в учебнике, возможно, мы поговорили не обо всех особенностях сада. Обязательно расскажите на следующем уроке, что вы узнали новое. Научитесь рассказывать по нашей схеме, что такое сад, и как в нем связаны все организмы. Вспомните, на какой вопрос я предложила вам ответить к концу урока («Чему я научился на этом уроке?»). Запишите свои мысли по этому поводу на листах нашего дерева познания.