Обобщающий урок по теме "Тип Хордовые. Класс Рыбы" в 8-м классе

Разделы: Биология


Цель урока: систематизировать и обобщить знания обучающихся по пройденному материалу, а также проверить качество усвоения материала.

Задачи урока:

  • Развивать навыки принятия самостоятельных решений, инициативы и активности;
  • Развивать внутреннюю мотивацию к обучению;
  • Воспитывать бережное отношение к окружающему миру;
  • Формировать личную ответственность за состояние окружающей среды.

Методы обучения:

  • Словесный;
  • Наглядный;
  • Практический;
  • Поисковый;
  • Исследовательский.

Оборудование:

  • Таблица “Тип Хордовые. Класс Рыбы”;
  • Мультимедийный проектор, экран, ПК, презентация;
  • Рисунки обучающихся, рефераты, доклады;
  • Раздаточный материал (карточки “Видовое разнообразие рыб”);
  • Электронные учебные издания “Биология – 7”, “Кирилл и Мефодий”.

Ход урока

1. Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте, ребята!

- Вспомните, какую тему мы изучали на протяжении последних уроков? (Ответы обучающихся).
- Сегодня на уроке мы еще раз будем говорить о наших водных обитателях, о рыбах. Вспомним, где они живут, чем питаются, какую пользу приносят, какой ведут образ жизни.

2. Проверка знаний обучающихся “Мозговой штурм”.

- Сколько всего видов рыб обитает во всех водоемах Земли?
- В какой среде живут рыбы?
- Какое бесчерепное животное имеет хорду в течение всей жизни?
- Какой тип симметрии имеют рыбы?
- Из каких отделов состоит тело рыбы?
- Как называется защитный покров тела рыбы?
- Как можно определить возраст рыбы?
- Как называется орган дыхания у рыб?
- Какую роль играет боковая линия?
- Что включает пищеварительная, выделительная, кровеносная и нервная системы?
- Как называется личинка рыб?
- Все ли рыбы откладывают икру?
- Какие функции выполняет плавательный пузырь?
- Какие рыбы вынуждены плавать даже во сне и почему?
- Какая рыба считается одомашненной?
- Как называется поведение рыб во время размножения?

(Во время мозгового штурма 3 обучающихся работают самостоятельно на ПК, выполняя проверочную работу-тренажер по пройденному материалу на СD).

Учитель: Молодцы! А сейчас мы немножко отдохнем и поиграем в игру “Верно, не верно”. Для этого вы мне ничего говорить не будете, а будете поднимать правую руку в том случае, если считаете, что я говорю верные утверждения. Если считаете, что утверждение не верное – руку не поднимайте. Будьте внимательны.

3. Проверка знаний обучающихся. Игра “Верно, не верно”.

  1. Акула – костная рыба (нет);
  2. Хвостовой плавник – непарный плавник (да);
  3. Скат – обитатель толщи воды (нет);
  4. Омуль – рыба, обитающая в озере Байкал (да);
  5. Щука – травоядная рыба (нет);
  6. Тело акулы покрыто чешуей (нет);
  7. У осетра красная икра (нет);
  8. Самая грозная и свирепая рыба – тунец (да);
  9. Есть рыбы, которые умеют летать (да);
  10. Рыбы имеют большое промысловое значение (да);
  11. Рыбы отряда Лососевые и Осетровые находятся под охраной (да).

Учитель: Вы любите отгадывать кроссворды? Сейчас мы с вами попробуем отгадать кроссворд, из которого вы узнаете новые интересные сведения.

4. Отгадывание кроссворда “Эти разные рыбы”.

  • Как называется кистеперая рыба? (Латимерия);
  • Самая крупная осетровая рыба (белуга);
  • Рыба отряда лососевых (лосось);
  • Чем ловил дед золотую рыбку из сказки А.С.Пушкина? (Невод);
  • Рыба с сильно уплощенным телом (камбала);
  • Одомашненная раба (карп);
  • Рыба, которая строит гнезда (колюшка);
  • Самая многочисленная рыба семейства анчоусовых, обитающая в Черном море (хамса);
  • Хищная рыба, которая обитает в нашей реке Воря (щука);
  • Неприхотливые рыбки, которых заводят начинающие аквариумисты (гуппи).

5. Воспитательная минутка.

Учитель: Рыбы – самые древние из позвоночных животных. Эволюционный возраст некоторых их них (акулы, скаты, рогозубы, африканские многоперы и др.) весьма солиден – сотни миллионов лет.

- Поэтому и неудивительно, что рыбы так широко распространились по всему обширному водному царству от самых малых водоемов до великих океанов.

- Рыбы очень удивительные животные: они имеют разнообразный внешний вид, невероятную окраску, способны стремительно плавать, ползать, ходить и даже летать. Они могут слышать, издавать звуки, распознавать запахи чужих видов и даже разных особей своего рода.

- Но, рыбья жизнь – сложна!
- Сколько приспособлений необходимо выработать обитателям вод, сколько удивительных ухищрений им приходиться применять, чтобы выжить в нелегких условиях.

- В настоящее время многим видам рыб грозит полное исчезновение. И в этом виноват только человек. Он бездумно уничтожает особо ценные виды рыб – белугу, стерлядь, осетров; из лососевых – кету, кижуч, лосось, семгу – не только ради себя, но и чтобы обогатиться за счет рыбных богатств.

- Человек не жалеет и самых крупных рыб – акул. За последние годы было уничтожено около 4 тысяч акул ради их печени и хрящей, которые применяют в лекарственных препаратах. Мы с вами знаем, что нет плохих животных, все они нужны и все они важны. И все представителей надо беречь и охранять. Иначе, через несколько лет мы больше никогда не увидим этих водных обитателей (с лица Земли уже исчезло 23 вида рыб; под угрозой исчезновения находится – 320 видов).

Одумайся, беспечный индивидум,
И в будущее взор обороти!
И ощути всей плотью знак сей грозный,
И хоть на миг забудь о барышах,
Одумайся пока еще не поздно,
Пока не сделал свой последний шаг.

М.Ножкин.

Учитель: А чем мы с вами можем помочь природе? (Ответы детей).

Учитель: Вы любите путешествовать? Сейчас все вместе мы отправимся в увлекательное путешествие и увидим, как живут водные обитатели.

- Посмотрите, как они прекрасны и удивительны, эти жители океанов, морей, рек, озер! Действительно, без них водное царство было бы унылым и серым.

(Просмотр видеоролика “Обитатели теплых морей” из презентации урока).

Учитель: Вы посмотрели уникальные подводные съемки, сделанные профессионалами – любителями природы. Надеюсь, что вы еще долго будете вспоминать кадры этого ролика.

- Ребята, из океана от Нептуна (морской царь) к нам пришли шифровки с названиями рыб. Но буквы в словах так были перепутаны, что я ничего не смогла прочесть, что в них написано. Попробуйте вы их прочитать.

6. Конкурс “Разгадай шифровку”.

  • Тапвол (плотва);
  • Секрат (треска);
  • Дукса (судак);
  • Знаас (сазан);
  • Торес (осетр);
  • Млина (налим);
  • Балкама (камбала);
  • Шубарог (горбуша);
  • Ймова (мойва);
  • Рьгоу (угорь).

Учитель: А сейчас мы вместе с вами выполним следующее задание. Вы знаете, что в природе насчитывается много различных видов рыб. Ученые поделили их на отряды по определенным признакам. Давайте вспомним, и распределим рыб так, чтобы они правильно “заняли” свое систематическое положение.

7. Задание на знание систематики рыб “Восстанови соответствие”.

1. Хрящевые Австралийский рогозуб
2. Костно-хрящевые Треска
3. Двоякодышащие Камбала
4. Кистеперые Африканский чешуйчатник
5. Костистые Горбуша
  Латимерия
  Акула-молот
  Белуга
  Щука
  Окунь

Ответы:

  1. Хрящевые: акула-молот;
  2. Костно-хрящевые: белуга;
  3. Двоякодышащие: австралийский рогозуб, африканский чешуйчатник;
  4. Кистеперые: латимерия;
  5. Костистые: треска, камбала, щука, горбуша, карась, окунь.

Учитель: А теперь приготовьте тетради. Сейчас я вам зачитаю рассказ, а вы должны найти в нем ошибки и записать их в тетрадь.

8. Биологический рассказ “Рассказы тетки селедки”.

- Однажды в гости к речной сельди черноспинке приплыла ее почтенная тетушка – морская сельдь. После бурных объятий присели они на камушке, поболтать, посудачить о том, о сем.

- Скучновато, наверное, в провинции жить? – несколько заносчиво спросила морская сельдь.

- Ничего у вас тут в реке интересного нет, только сырость одна.

Мы в стае до сих пор понять не можем: и чего ты в этой реке нашла? И вода то у вас здесь совсем не соленая, а дистиллированная, и глубины серьезной нет, и мы родственники, далеко, словом, скукота, ничего интересного.

- Ну, что вы, тетушка, – вежливо ответила черноспинка. – Мне здесь очень нравится. Конечно, у вас, в морских просторах население побольше, да и условия жизни более разнообразны, но и у нас интересные случаи бывают. Вот на днях, например, дядюшка сом нам лекцию читал о рыбах, занесенных в Красную книгу – про щуку и про ерша.

- Да, везет же некоторым. Правду говорят – нет худа без добра! А у нас, в море, недавно вот какой интересный случай был. Нырнула я как-то в глубину метров этак на тысячу, до дна еще далеко. Плаваю себе, молоденькими акулятами подкрепляюсь. И вдруг, представляешь, вижу – плывет мне навстречу чудовище. Это потом я узнала, что рыбы, которые обитают на глубине, имеют крупные размеры и внешне некрасивы. Не то, что мы.

- А мне недавно речной угорь рассказывал, он только из путешествия вернулся, – продолжила беседу черноспинка, что летучих рыб видел. Неужели правда такие рыбы бывают?

- Бывают – бывают. В случае опасности рыбы из семейства летучих рыб выпрыгивают из воды и совершают перелеты на небольшие расстояния. Я тоже однажды метров пятьдесят пролетела и чуть не погибла. И что в этом хорошего по воздуху летать? В воде, по-моему, намного лучше. Плавники нам все-таки не для полета нужны, а для плавания.

- Ох, тетушка, заболтались мы с тобой, - спохватилась черноспинка. – На дворе-то уж ночь давно. Пора и нам спать укладываться. Давай-ка, глазки закроем, да и поспим до рассвета. А завтра продолжим нашу беседу. Нам еще много чего друг другу рассказать надо. Спокойной ночи, тетушка!

Учитель: Какие биологические ошибки были допущены в рассказе? (Ответы обучающихся).

Ответы:

  1. Речная вода не дистиллированная.
  2. В Красной книге не записаны ни ерш, ни щука – так как эти виды в настоящее время достаточно многочисленны.
  3. Сельди обитают на небольшой глубине, потому они не могут нырять на глубину 1.000 метров.
  4. Сельди не питаются акулами.
  5. Сельди не летают по воздуху.
  6. На воздухе рыбы задыхаются не от избытка кислорода, а от того, что на воздухе слипаются жаберные лепестки.
  7. Рыбы спят с открытыми глазами, так как у них нет век.

Учитель: А сейчас я предоставляю слово группе ребят, которые подготовили коллективный исследовательский проект “Видовой состав рыб реки Воря”.

(Публичная защита проекта с представлением информации в виде презентации, текстового материала, стендовой информации, фотосъемки).

9. Подведение итогов. Выставление оценок.

Учитель: Наш урок подошел к концу. Вы сегодня хорошо работали на уроке, и каждый из вас будет оценен (выставление оценок учителем с комментированием).

10. Домашнее задание.