Цель урока: систематизировать и обобщить знания обучающихся по пройденному материалу, а также проверить качество усвоения материала.
Задачи урока:
- Развивать навыки принятия самостоятельных решений, инициативы и активности;
- Развивать внутреннюю мотивацию к обучению;
- Воспитывать бережное отношение к окружающему миру;
- Формировать личную ответственность за состояние окружающей среды.
Методы обучения:
- Словесный;
- Наглядный;
- Практический;
- Поисковый;
- Исследовательский.
Оборудование:
- Таблица “Тип Хордовые. Класс Рыбы”;
- Мультимедийный проектор, экран, ПК, презентация;
- Рисунки обучающихся, рефераты, доклады;
- Раздаточный материал (карточки “Видовое разнообразие рыб”);
- Электронные учебные издания “Биология – 7”, “Кирилл и Мефодий”.
Ход урока
1. Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте, ребята!
- Вспомните, какую тему мы изучали на протяжении
последних уроков? (Ответы обучающихся).
- Сегодня на уроке мы еще раз будем говорить о
наших водных обитателях, о рыбах. Вспомним, где
они живут, чем питаются, какую пользу приносят,
какой ведут образ жизни.
2. Проверка знаний обучающихся “Мозговой штурм”.
- Сколько всего видов рыб обитает во всех
водоемах Земли?
- В какой среде живут рыбы?
- Какое бесчерепное животное имеет хорду в
течение всей жизни?
- Какой тип симметрии имеют рыбы?
- Из каких отделов состоит тело рыбы?
- Как называется защитный покров тела рыбы?
- Как можно определить возраст рыбы?
- Как называется орган дыхания у рыб?
- Какую роль играет боковая линия?
- Что включает пищеварительная, выделительная,
кровеносная и нервная системы?
- Как называется личинка рыб?
- Все ли рыбы откладывают икру?
- Какие функции выполняет плавательный пузырь?
- Какие рыбы вынуждены плавать даже во сне и
почему?
- Какая рыба считается одомашненной?
- Как называется поведение рыб во время
размножения?
(Во время мозгового штурма 3 обучающихся работают самостоятельно на ПК, выполняя проверочную работу-тренажер по пройденному материалу на СD).
Учитель: Молодцы! А сейчас мы немножко отдохнем и поиграем в игру “Верно, не верно”. Для этого вы мне ничего говорить не будете, а будете поднимать правую руку в том случае, если считаете, что я говорю верные утверждения. Если считаете, что утверждение не верное – руку не поднимайте. Будьте внимательны.
3. Проверка знаний обучающихся. Игра “Верно, не верно”.
- Акула – костная рыба (нет);
- Хвостовой плавник – непарный плавник (да);
- Скат – обитатель толщи воды (нет);
- Омуль – рыба, обитающая в озере Байкал (да);
- Щука – травоядная рыба (нет);
- Тело акулы покрыто чешуей (нет);
- У осетра красная икра (нет);
- Самая грозная и свирепая рыба – тунец (да);
- Есть рыбы, которые умеют летать (да);
- Рыбы имеют большое промысловое значение (да);
- Рыбы отряда Лососевые и Осетровые находятся под охраной (да).
Учитель: Вы любите отгадывать кроссворды? Сейчас мы с вами попробуем отгадать кроссворд, из которого вы узнаете новые интересные сведения.
4. Отгадывание кроссворда “Эти разные рыбы”.
- Как называется кистеперая рыба? (Латимерия);
- Самая крупная осетровая рыба (белуга);
- Рыба отряда лососевых (лосось);
- Чем ловил дед золотую рыбку из сказки А.С.Пушкина? (Невод);
- Рыба с сильно уплощенным телом (камбала);
- Одомашненная раба (карп);
- Рыба, которая строит гнезда (колюшка);
- Самая многочисленная рыба семейства анчоусовых, обитающая в Черном море (хамса);
- Хищная рыба, которая обитает в нашей реке Воря (щука);
- Неприхотливые рыбки, которых заводят начинающие аквариумисты (гуппи).
5. Воспитательная минутка.
Учитель: Рыбы – самые древние из позвоночных животных. Эволюционный возраст некоторых их них (акулы, скаты, рогозубы, африканские многоперы и др.) весьма солиден – сотни миллионов лет.
- Поэтому и неудивительно, что рыбы так широко распространились по всему обширному водному царству от самых малых водоемов до великих океанов.
- Рыбы очень удивительные животные: они имеют разнообразный внешний вид, невероятную окраску, способны стремительно плавать, ползать, ходить и даже летать. Они могут слышать, издавать звуки, распознавать запахи чужих видов и даже разных особей своего рода.
- Но, рыбья жизнь – сложна!
- Сколько приспособлений необходимо выработать
обитателям вод, сколько удивительных ухищрений
им приходиться применять, чтобы выжить в
нелегких условиях.
- В настоящее время многим видам рыб грозит полное исчезновение. И в этом виноват только человек. Он бездумно уничтожает особо ценные виды рыб – белугу, стерлядь, осетров; из лососевых – кету, кижуч, лосось, семгу – не только ради себя, но и чтобы обогатиться за счет рыбных богатств.
- Человек не жалеет и самых крупных рыб – акул. За последние годы было уничтожено около 4 тысяч акул ради их печени и хрящей, которые применяют в лекарственных препаратах. Мы с вами знаем, что нет плохих животных, все они нужны и все они важны. И все представителей надо беречь и охранять. Иначе, через несколько лет мы больше никогда не увидим этих водных обитателей (с лица Земли уже исчезло 23 вида рыб; под угрозой исчезновения находится – 320 видов).
Одумайся, беспечный индивидум,
И в будущее взор обороти!
И ощути всей плотью знак сей грозный,
И хоть на миг забудь о барышах,
Одумайся пока еще не поздно,
Пока не сделал свой последний шаг.
М.Ножкин.
Учитель: А чем мы с вами можем помочь природе? (Ответы детей).
Учитель: Вы любите путешествовать? Сейчас все вместе мы отправимся в увлекательное путешествие и увидим, как живут водные обитатели.
- Посмотрите, как они прекрасны и удивительны, эти жители океанов, морей, рек, озер! Действительно, без них водное царство было бы унылым и серым.
(Просмотр видеоролика “Обитатели теплых морей” из презентации урока).
Учитель: Вы посмотрели уникальные подводные съемки, сделанные профессионалами – любителями природы. Надеюсь, что вы еще долго будете вспоминать кадры этого ролика.
- Ребята, из океана от Нептуна (морской царь) к нам пришли шифровки с названиями рыб. Но буквы в словах так были перепутаны, что я ничего не смогла прочесть, что в них написано. Попробуйте вы их прочитать.
6. Конкурс “Разгадай шифровку”.
- Тапвол (плотва);
- Секрат (треска);
- Дукса (судак);
- Знаас (сазан);
- Торес (осетр);
- Млина (налим);
- Балкама (камбала);
- Шубарог (горбуша);
- Ймова (мойва);
- Рьгоу (угорь).
Учитель: А сейчас мы вместе с вами выполним следующее задание. Вы знаете, что в природе насчитывается много различных видов рыб. Ученые поделили их на отряды по определенным признакам. Давайте вспомним, и распределим рыб так, чтобы они правильно “заняли” свое систематическое положение.
7. Задание на знание систематики рыб “Восстанови соответствие”.
1. Хрящевые | Австралийский рогозуб |
2. Костно-хрящевые | Треска |
3. Двоякодышащие | Камбала |
4. Кистеперые | Африканский чешуйчатник |
5. Костистые | Горбуша |
Латимерия | |
Акула-молот | |
Белуга | |
Щука | |
Окунь |
Ответы:
- Хрящевые: акула-молот;
- Костно-хрящевые: белуга;
- Двоякодышащие: австралийский рогозуб, африканский чешуйчатник;
- Кистеперые: латимерия;
- Костистые: треска, камбала, щука, горбуша, карась, окунь.
Учитель: А теперь приготовьте тетради. Сейчас я вам зачитаю рассказ, а вы должны найти в нем ошибки и записать их в тетрадь.
8. Биологический рассказ “Рассказы тетки селедки”.
- Однажды в гости к речной сельди черноспинке приплыла ее почтенная тетушка – морская сельдь. После бурных объятий присели они на камушке, поболтать, посудачить о том, о сем.
- Скучновато, наверное, в провинции жить? – несколько заносчиво спросила морская сельдь.
- Ничего у вас тут в реке интересного нет, только сырость одна.
Мы в стае до сих пор понять не можем: и чего ты в этой реке нашла? И вода то у вас здесь совсем не соленая, а дистиллированная, и глубины серьезной нет, и мы родственники, далеко, словом, скукота, ничего интересного.
- Ну, что вы, тетушка, – вежливо ответила черноспинка. – Мне здесь очень нравится. Конечно, у вас, в морских просторах население побольше, да и условия жизни более разнообразны, но и у нас интересные случаи бывают. Вот на днях, например, дядюшка сом нам лекцию читал о рыбах, занесенных в Красную книгу – про щуку и про ерша.
- Да, везет же некоторым. Правду говорят – нет худа без добра! А у нас, в море, недавно вот какой интересный случай был. Нырнула я как-то в глубину метров этак на тысячу, до дна еще далеко. Плаваю себе, молоденькими акулятами подкрепляюсь. И вдруг, представляешь, вижу – плывет мне навстречу чудовище. Это потом я узнала, что рыбы, которые обитают на глубине, имеют крупные размеры и внешне некрасивы. Не то, что мы.
- А мне недавно речной угорь рассказывал, он только из путешествия вернулся, – продолжила беседу черноспинка, что летучих рыб видел. Неужели правда такие рыбы бывают?
- Бывают – бывают. В случае опасности рыбы из семейства летучих рыб выпрыгивают из воды и совершают перелеты на небольшие расстояния. Я тоже однажды метров пятьдесят пролетела и чуть не погибла. И что в этом хорошего по воздуху летать? В воде, по-моему, намного лучше. Плавники нам все-таки не для полета нужны, а для плавания.
- Ох, тетушка, заболтались мы с тобой, - спохватилась черноспинка. – На дворе-то уж ночь давно. Пора и нам спать укладываться. Давай-ка, глазки закроем, да и поспим до рассвета. А завтра продолжим нашу беседу. Нам еще много чего друг другу рассказать надо. Спокойной ночи, тетушка!
Учитель: Какие биологические ошибки были допущены в рассказе? (Ответы обучающихся).
Ответы:
- Речная вода не дистиллированная.
- В Красной книге не записаны ни ерш, ни щука – так как эти виды в настоящее время достаточно многочисленны.
- Сельди обитают на небольшой глубине, потому они не могут нырять на глубину 1.000 метров.
- Сельди не питаются акулами.
- Сельди не летают по воздуху.
- На воздухе рыбы задыхаются не от избытка кислорода, а от того, что на воздухе слипаются жаберные лепестки.
- Рыбы спят с открытыми глазами, так как у них нет век.
Учитель: А сейчас я предоставляю слово группе ребят, которые подготовили коллективный исследовательский проект “Видовой состав рыб реки Воря”.
(Публичная защита проекта с представлением информации в виде презентации, текстового материала, стендовой информации, фотосъемки).
9. Подведение итогов. Выставление оценок.
Учитель: Наш урок подошел к концу. Вы сегодня хорошо работали на уроке, и каждый из вас будет оценен (выставление оценок учителем с комментированием).
10. Домашнее задание.