Цели урока:
- Сформировать представление о растениеводстве в нашем крае.
- Познакомить с его отраслями.
- Расширить знания детей о растениях.
- Развивать познавательные и творческие способности учащихся, умение работать в группе, наблюдать и делать выводы.
- Воспитывать бережное отношение к растениям и природе в целом.
Оборудование: презентация в PowerPoint, образцы некоторых видов круп и зёрен, гербарии полевых культур, раздаточный материал для работы в группах, толковый словарь С.И. Ожегова.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Определение темы, постановка задач.
Слайд 1. (Рисунки поля, овощей, фруктов и цветов).
- Обратите внимание на экран. Что интересного
заметили? (Ответы детей).
- Как думаете, о чём сегодня пойдёт речь? (О
растениях).
- Как считаете, это растения дикие или их развёл
человек? Обоснуйте ответ. (Культурные растения
и их плоды).
- Подумайте, как объединить слова “растения” и
“развёл”? (Растениеводство).
(На экране появляется слово Растениеводство).
- Сегодня мы узнаем, что такое растениеводство, познакомимся с его отраслями, примерами растений каждой отрасли и другое.
III. Работа над новой темой “Растениеводство”.
1. Из истории растениеводства.
- Как считаете, когда и почему люди стали разводить растения? (Высказывания детей, обсуждение ответов).
Обобщение ответов учителем.
. В давние времена первобытный человек занимался охотой, собирал плоды дикорастущих растений. Успех зависел от капризов природы: то пожар погубит деревья со съедобными плодами и прогонит зверей, то засуха уничтожит траву, которая давала людям зёрна и корешки. Тогда люди и стали пробовать выращивать растения у своего жилища. Шли годы, развивался человек, совершенствовалось земледелие, всё разнообразнее становились растения, которые выращивал человек.
(При обобщении использовала материал из поурочных разработок уроков по окружающему миру авторов О.И. Дмитриевой и О.А. Мокрушиной).
2. Уточнение значения слова растениеводство. Подведение к понятию, что растениеводство – это наука.
- Как считаете, что должен знать человек, чтобы
вырастить хороший урожай? (Высказывания детей).
- Можно ли сказать, что растениеводство – это
целая наука? (Высказывания детей).
- Посмотрите, как толкует в своём словаре это
слово С.И. Ожегов.
Растениеводство – это наука о разведении культурных сельскохозяйственных растений, а также само такое разведение.
IV. Отрасли растениеводства.
Самостоятельная работа с учебником “Мир вокруг нас” Плешакова А.А., с. 202.
Найти и записать в рабочую тетрадь названия отраслей. Проверка.
Растениеводство
(Появляются последовательно слова: полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство).
Полеводство.
- Подумайте, чем занимается данная отрасль. (Высказывания детей).
Дети получают гербарии полевых растений, образцы круп, зёрен и карточки – задания.
Работа в группах.
1 группа. Пшеница, рожь, овёс.
2 группа. Ячмень просо, кукуруза.
3 группа. Гречиха, подсолнечник, лён.
Задание: подготовить небольшое сообщение о каждом растении, пользуясь статьёй из учебника, гербарием, образцами круп и зёрен.
Карточка – план сообщения:
- Название растения.
- Что получают из каждого растения.
- Чем отличаются зёрна.
- Выращивают ли данное растение в нашем крае.
Ответы ребят.
Овощеводство.
Огород.
1. Беседа.
- Чем занимается данная отрасль?
- Какую роль в питании человека играют овощи?
- Где их выращивают?
- Как понимаете выражения “защищённый грунт”,
“незащищённый грунт?
- Какие овощные культуры знаете?
2. Слайд 6. Творческая работа.
Составить рецепт блюда из овощей. Проверка, обмен рецептами.
V. Физминутка.
VI. Продолжение работы над темой.
Плодоводство.
- Чем занимается эта отрасль?
- Какие плодовы деревья знаете?
- Какие ягодные растения знаете?
Слайд 8. Разгадать кроссворд.
По горизонтали:
1. На сучках растут шары – посинели от жары. (Слива).
2.
Долгоножка хвалится:
- я ли не красавица?
А всего-то косточка,
Да красненькая кофточка.
(Вишня).
3.
Спелое, румяное, наливное…
Что это такое?
(Яблоко).
4. Красненькая матрёшка, беленькое сердечко. Что за ягода? (Малина).
Проверка. Показ муляжей.
Цветоводство.
- Какую роль играют цветы в жизни человека?
- Прекрасен и разнообразен мир цветов.
Игра “Составь букет” Групповая работа.
Из разрезанной на геометрические фигуры открытки с цветами составить картинку. Проверка.
VII. Закрепление пройденного.
- Перечислите основные отрасли растениеводства.
Работа в тетради с 44
Если есть возможность, показать видеоролик “Растениеводство края”
VIII. Итог урока. Оценивание работы каждой группы. Выставление оценок.
IX. Домашнее задание.
С. 202 – 207 в учебнике проработать. Подготовить вопросы по теме для ребят.