Урок окружающего мира в 4-м классе "Растениеводство"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • Сформировать представление о растениеводстве в нашем крае.
  • Познакомить с его отраслями.
  • Расширить знания детей о растениях.
  • Развивать познавательные и творческие способности учащихся, умение работать в группе, наблюдать и делать выводы.
  • Воспитывать бережное отношение к растениям и природе в целом.

Оборудование: презентация в PowerPoint, образцы некоторых видов круп и зёрен, гербарии полевых культур, раздаточный материал для работы в группах, толковый словарь С.И. Ожегова.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Определение темы, постановка задач.

Слайд 1. (Рисунки поля, овощей, фруктов и цветов).

- Обратите внимание на экран. Что интересного заметили? (Ответы детей).
- Как думаете, о чём сегодня пойдёт речь? (О растениях).
- Как считаете, это растения дикие или их развёл человек? Обоснуйте ответ. (Культурные растения и их плоды).
- Подумайте, как объединить слова “растения” и “развёл”? (Растениеводство).

(На экране появляется слово Растениеводство).

- Сегодня мы узнаем, что такое растениеводство, познакомимся с его отраслями, примерами растений каждой отрасли и другое.

III. Работа над новой темой “Растениеводство”.

1. Из истории растениеводства.

- Как считаете, когда и почему люди стали разводить растения? (Высказывания детей, обсуждение ответов).

Обобщение ответов учителем.

. В давние времена первобытный человек занимался охотой, собирал плоды дикорастущих растений. Успех зависел от капризов природы: то пожар погубит деревья со съедобными плодами и прогонит зверей, то засуха уничтожит траву, которая давала людям зёрна и корешки. Тогда люди и стали пробовать выращивать растения у своего жилища. Шли годы, развивался человек, совершенствовалось земледелие, всё разнообразнее становились растения, которые выращивал человек.

(При обобщении использовала материал из поурочных разработок уроков по окружающему миру авторов О.И. Дмитриевой и О.А. Мокрушиной).

2. Уточнение значения слова растениеводство. Подведение к понятию, что растениеводство – это наука.

- Как считаете, что должен знать человек, чтобы вырастить хороший урожай? (Высказывания детей).
- Можно ли сказать, что растениеводство – это целая наука? (Высказывания детей).
- Посмотрите, как толкует в своём словаре это слово С.И. Ожегов.

Слайд 2.

Растениеводство – это наука о разведении культурных сельскохозяйственных растений, а также само такое разведение.

IV. Отрасли растениеводства.

Самостоятельная работа с учебником “Мир вокруг нас” Плешакова А.А., с. 202.

Найти и записать в рабочую тетрадь названия отраслей. Проверка.

Слайд 3.

Растениеводство

(Появляются последовательно слова: полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство).

Полеводство.

- Подумайте, чем занимается данная отрасль. (Высказывания детей).

Дети получают гербарии полевых растений, образцы круп, зёрен и карточки – задания.

Работа в группах.

1 группа. Пшеница, рожь, овёс.
2 группа. Ячмень просо, кукуруза.
3 группа. Гречиха, подсолнечник, лён.

Задание: подготовить небольшое сообщение о каждом растении, пользуясь статьёй из учебника, гербарием, образцами круп и зёрен.

Карточка – план сообщения:

  1. Название растения.
  2. Что получают из каждого растения.
  3. Чем отличаются зёрна.
  4. Выращивают ли данное растение в нашем крае.

Ответы ребят.

Овощеводство.

Слайд 5.

Огород.

1. Беседа.

- Чем занимается данная отрасль?
- Какую роль в питании человека играют овощи?
- Где их выращивают?
- Как понимаете выражения “защищённый грунт”, “незащищённый грунт?
- Какие овощные культуры знаете?

2. Слайд 6. Творческая работа.

Составить рецепт блюда из овощей. Проверка, обмен рецептами.

V. Физминутка.

VI. Продолжение работы над темой.

Плодоводство.

Слайд 7.

- Чем занимается эта отрасль?
- Какие плодовы деревья знаете?
- Какие ягодные растения знаете?

Слайд 8. Разгадать кроссворд.

По горизонтали:

1. На сучках растут шары – посинели от жары. (Слива).

2.

Долгоножка хвалится:
- я ли не красавица?
А всего-то косточка,
Да красненькая кофточка.

(Вишня).

3.

Спелое, румяное, наливное…
Что это такое?

(Яблоко).

4. Красненькая матрёшка, беленькое сердечко. Что за ягода? (Малина).

Проверка. Показ муляжей.

Цветоводство.

Слайды.

- Какую роль играют цветы в жизни человека?

- Прекрасен и разнообразен мир цветов.

Игра “Составь букет” Групповая работа.

Из разрезанной на геометрические фигуры открытки с цветами составить картинку. Проверка.

VII. Закрепление пройденного.

- Перечислите основные отрасли растениеводства.

Работа в тетради с 44

Если есть возможность, показать видеоролик “Растениеводство края”

VIII. Итог урока. Оценивание работы каждой группы. Выставление оценок.

IX. Домашнее задание.

С. 202 – 207 в учебнике проработать. Подготовить вопросы по теме для ребят.